Доклад о казачестве в школе

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Казачье воспитание в МБОУ Мечетинской СОШ.

В системе воспитательной работы большое внимание уделяется культурологическому аспекту в казачестве (казачьему фольклору, обрядам и традициям донских казаков), а также вопросам культурно-исторических традиций на Дону (нравственное воспитание, экологическое воспитание, семейно-бытовое).

В школе создано казачье самоуправление, что нашло поддержку казаков Мечетинского юрта. Главным органом казачьего самоуправления является Большой казачий круг, который состоялся 26 октября в рамках Дня войсковой казачьей славы Донских казаков (который отмечают 18 октября). В проведении круга принимали участие казаки Мечетинского Юрта, а также хуторских казачьих обществ. На празднике присутствовали ученики Гуляй-Борисовской школы и педагог ДО .

Прошли общешкольные праздники ко Дню матери – казачки: для учеников начальных классов (3в класс – классный руководитель Земцева Е. В.), в 5б и 5в классах (педагоги ДО Хлопова М. Ю. и Батанкин В. А.), направленные на почитание и укрепление семейных традиций;

C целью изучения, сохранения и возрождения традиций, культуры и быта Донского края и казачества, воспитания у школьников патриотизма и любви к родному краю, выявление самобытных талантов детского творчества в школе успешно реализуются программы внеурочной и кружковой работы:

муниципального конкурса, посвященного Дню Георгиевских Кавалеров и Донского Казака Георгиевского Кавалера Крючкова Кузьмы Фирсовича г.

Ученики школы и казачьих классов приняли участие в различных конкурсах, олимпиадах

Все мероприятия в комплексе позволяют обеспечить:

- Получение учащимися глубоких знаний об истории казачества, казачьих традициях и обычаях;

- Формирование у учащихся осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах возрождение казачества;

- Пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, интереса к современным проблемам казачества;

- Совершенствование физического и психологического здоровья детей на примере исторически сложившихся традиций казачества;

- Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

О казаках, слышали, наверное, все жители бывшего СССР, с ними связано много историй, легенд и приданий. Теорий о том, как они появились великое множество. Казаки- это социальная группа, объединившая славян с татарами, осетинами, башкирами и другими народами в военное сословие, которое имело свои законы, права и привилегии.

Достоверной информации о вольном народе меньше, чем домыслов и предположений. Среди теорий о происхождении казаков, стоит выделить две наиболее вероятные:

В 1489 году впервые упоминаются казаки, они указывали дорогу королю Польши, когда он совершал поход на татар, тогда же отряды вооруженных казаков нападают на татарскую стражу у Днепра и грабят купцов. С тех пор хан периодически жалуется на казаков.

2. Согласно восточной гипотезе казаки появились после нашествия татаро-монгол. Черкесы, заселяющие часть территории Кубани, и бродники, проживающие на границе Киевской Руси, объединились в один, от них и пошли казаки.

Первоначально казачества считались независимыми, но существовали в союзе с Москвой, откуда получали помощь финансовую и военную. Казаки защищали границы России с юга и востока, участвовали в военных действиях. Не всегда отношения Москвы с казаками можно было назвать радужными: казаки поддержали крестьянские восстания, они оказали содействия Лжедмитрию, который заявил права на престол, но, несмотря на имеющиеся разногласия, во время проведения собора слово атаманов сыграло решающую роль- царем избрали Михаила Романова. В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой, часть казаков приняло решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань.

Позже казаки продвинулись на территории Северного Кавказа и Сибирь, осваивая необжитые земли. В 17 веке российский трон сумел добиться от казаков присяги на верность престолу, со временем казачество утратило свои демократические права и завоевания. При Петре казаки утратили возможность самим выбирать атамана, теперь он назначался верховной властью. После того, как был подавлен Пугачевский бунт, который состоялся при поддержке казаков, Екатерина разрушила Запорожскую Сечь. При Павле Первом казачьи офицерские сравнялись с военными, и им даровались дворянские титулы, после чего атаманом над казаками стали назначать наследников престола, через 11 лет утвердили первый строевой устав. В 1910 году казаки стали подчиняться Главному штабу и вплоть до октябрьской революции были опорой царского престола и защищали государственность.

После свержения монархии казачество поддержало Белое движение, из-за чего потом подвергалось массовым репрессиям. Лишь с приходом Сталина были сняты все ограничения, по которым была ограничена служба казаков в Красной Армии. В период Великой Отечественной Войны казаки активно участвовали в военных действиях и героически защищали Родину часто ценой собственной жизни.

Сегодня казаков можно встретить на территории России и зарубежья, более 7 миллионов человек считают себя казаками и их потомками и, как и многие столетия назад, живут по заповедям Христа.

В последние годы началась активная работа по возрождению казачества , которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

В нашем мире всё взаимосвязано и диалектично. Традиционное и новаторское, старинное и современное иногда так тесно переплетаются, что трудно понять, где начинается одно и заканчивается другое. В самом деле, что может быть традиционнее казачества, его быта, культуры именно в нашем крае, где казаки всегда играли большую роль. Сейчас внедрение этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс учреждений общего и дополнительного образования является жизненной необходимостью, требует не только большой подготовительной работы, но и понимания актуальности и пользы данного компонента.

Такие высокие нравственные качества, живущие в казачестве: стремление встать на защиту Родины и женщины, уважительное отношение к старшим и доброе — к младшим — и определили актуальность традиций казачества и внедрение элементов этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс нашей школы начиная с младших классов.

Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых традиционно являлись казаки. Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества – один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией. Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием.

Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Возрождение культурных традиций донского казачества актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.

В своей работе с младшими школьниками я применяю теоретические сведения по истории казачества. На уроках литературного чтения и окружающего мира стараюсь уделять внимание на историю казачества, культурных традициях , истории быта казака.

За основу теоретических сведений применяю данные из Хрестоматии по истории донского казачества для младших школьников А.Н. Логинова.

Развитие казачьей деятельности в школе является приоритетным . Администрация и педагогический коллектив направили свою деятельность на решение этой задачи.

Целью кадетского корпуса является подготовка молодого человека к достойной службе Отечеству на гражданском или военном поприще.

Исходя из этого, педагоги ведут учебно-воспитательную работу по следующим направлениям:

1.Формирование у учащегося на основе общечеловеческих ценностей и христианской морали чувств патриотизма, гражданственности. Личной ответственности за судьбу России, Дона; воспитание учащихся в лучших традициях казачества и русской армии.

2.Формирование у воспитанников таких качеств, как честность, отзывчивость, доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.

3.Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному.

4.Формирование и совершенствование трудовых навыков, пропагандирование здорового образа жизни.

5.Развитие устойчивой потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

Выпускник казачьей школы - это ориентир, на который направлено образование. Это человек, обладающий способностью к самоопределению, т.е. ответственно относящийся к деятельности, не испытывающий неопределённости и дискомфорта, адекватный ситуации, осуществляющий неслучайный выбор. Человек, готовый к самореализации, т.е. способный в условиях меняющейся ситуации действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений и строить новый проект своей деятельности.

Патриотическое воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач в воспитательной системе нашей школы.

Использованная литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

3. Лакеева Т.П. Донской край в живописи и стихах. Творчество Нины Арефьевой./ Волгоград: Издатель,1999.

4. Чемякин Е.А. Как на тихом Доне: вчера, сегодня, завтра: научно-публицистическая ретроспектива./Волгоград: Издатель, 2006.-256с.



Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю, которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектами. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.


Губский Е. Н.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32,
Абинский район

Читайте также: