Доклад о хоровом коллективе

Обновлено: 30.06.2024

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Высокие женские голоса называются сопрано.

Низкие женские голоса – альты.

Высокие мужские голоса – тенора.

Низкие мужские голоса – басы.

Высокие детские голоса – сопрано (высокие голоса мальчиков иногда называют – дискантами).

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до1 – ре2, ми2. Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре1, ми1 – ре2, фа2; альтов: симал – до2, ре2.

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: сольмал., лямал. – фа2, соль2. Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры. Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: мибольш – фа1, соль1. Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры. Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ляконтрокт – си2. Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Диапазон голосов учащихся (7-10 лет): симал. – до2, ми2. Основные свойства голоса детей этого возраста – звонкость, ровность, полетность – формируются при условии правильного его воспитания.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до1, ре1 – ми2, соль2. Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: лямал. – ре2. При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль1 – ля2. Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фамал., сольмал. – до2, ре2. Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон домал., мимал. – соль1, ля1. Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

- ОДНОГОЛОСНЫЕ (хор младших школьников);

- ДВУХГОЛОСНЫЕ (детский хор или женский, состоящий из партий сопрано и альтов);

- ТРЕХГОЛОСНЫЕ(неполный смешанный – сопрано, альты и юноши, поющие в унисон; детский или женский хор – первые, вторые сопрано и альты);

- ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, басы; женский или детский хор – первые и вторые сопрано, первые и вторые альты);

- ПЯТИГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, баритоны и басы и т.д.).

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Современное определение хора включает в себя ряд главных компонентов, существующих только во взаимосвязи друг с другом, и находящихся в постоянном согласии.

  1. Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединённый и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало.
  2. Хор является большим по количеству участников вокальным ансамблем, состоящим из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентах исполнения — звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Таким образом, раскрывается еще одна составляющая понятия хора - ансамбль вокальных унисонов.
  3. Пение хора всегда выражено различными формами музицирования — без сопровождения (a’cappella) и с сопровождением. В зависимости от способа интонирования в натуральном или темперированном строе, а именно такие ощущения в хоровом интонировании соответствуют пению a’cappella и с сопровождением, определяется роль верной и точной интонации. Интонирование и ансамблирование в хоре — основные условия профессиональной работы с хором хорового дирижёра.
  4. Органическое объединение музыкального и литературно-поэтического начал. Правильность литературного произношения в момент пения, сочетаемость драматургии литературной линии и поэтического текста, решение задач музыкально-литературной интерпретации в коллективном исполнении.

Типы хоров определяются характеристикой исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Они распределяются на женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор из женских и мужских, или детских, или всех певческих групп — смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские и смешанные. По количеству певцов, составляющих хор, различаются малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав (то есть малый, средний или большой) в практике не определён точным количеством и в значительной степени ориентирован репертуаром. Например, существуют хоровые партитуры, написанные для большого хора с учётом divisi голосов, которые в исполнении малым составом будут искажены ввиду отсутствия соответствующей плотности звучания каждой отдельной партии. Малый (камерный) хор минимально состоит из 12 поющих: три сопрано, три альта, три тенора и три баса. В среднем смешанном хоре предполагается разделение каждой хоровой партии на две.

П.Г. Чесноков указывал, что, равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего смешанного хора.

Большой смешанный хор — весьма распространённая форма хорового исполнительства. Численность его колеблется от 54 до 150 и более певцов. В книге А.А. Егорова численность от 40 до 120 певцов (в том числе от 3 до 5 басов-октавистов); В.И. Краснощёков определяет состав большого хора в пределах 80–120 человек; Н.А. Римский-Корсаков (применительно к оперно-хоровой практике) по 32 человека в каждой хоровой партии, то есть 128 певцов. Количественный состав большого хора в регистрово-тембровой системе П.Г. Чеснокова насчитывает 81 певца при условии разделения хора на разнотембровые певческие группы по 3 человека:
1. Сопрано — а, б, в — 9;
2. Сопрано — а, б, в — 9;
1. Альты — а, б, в — 9;
2. Альты — а, б, в — 9;
1. Тенора — а, б, в — 9;
2. Тенора — а, б, в — 9;
Баритоны — а, б, в — 9;
Центральные басы — а, б, в, г — 12;
Октависты — а, б — 6.
Всего: — 81 человек.

Вид хора, его понятие, связано с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Акколада, которая образует нотную систему партитурной записи количеством строк в начале произведения, сообщает вид хора. Вид хора носит название: одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т. д.

Учитывая вышеизложенное, мы можем определить понятие хоровой партитуры. Нотные строки партитуры объединяются слева прямой акколадой (в отличие от фигурной). При записи на нотной строке двух партий (например — сопрано и альты, или соответственно — тенора и басы) штили нот верхней партии направлены вверх, а штили нот нижней партии — вниз. Распространена запись смешанного хора на двух строках (двухстрочная партитура). В этом случае партия теноров нотируется, как и басовая, в басовом ключе. Такой вид партитуры удобен для прочтения её на инструменте. Для однородных хоров преимущественно сохраняется принцип записи каждой партии на отдельной строке. Двухстрочный способ написания хоровой партитуры можно сохранить и при трёхголосии, если оно возникает эпизодически (divisi). При развитом трёхголосии и четырёхголосии в однородном хоре, когда каждый из трёх или четырёх голосов играет самостоятельную роль, рекомендуется применение трёх- и четырёхголосных партитур. Иногда можно допускать запись однородного хора на одной строке.

Расстановка хора имеет большое значение для успешной работы во время репетиций и концертных выступлений. Она должна быть привычна для дирижёра, певцов, и сохраняться как на репетициях, так и во время концертных выступлений. Существует много вариантов расстановки хора. Обычно в размещении хора на сцене руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии должны стоять в одной группе. Хоровой коллектив целесообразно расположить в виде полукруга с учётом того, что по левую руку дирижёра находятся высокие голоса, по правую — низкие. В смешанном хоре, как правило, слева от дирижёра размещаются сопрано, за ними — тенора; справа — альты, за ними — басы. Предпочтительна относительно широкая расстановка хористов, примерно в полушаге друг от друга. Более удалённое расположение певцов нарушает их контроль баланса звучности. Возможна также, так называемая смешанная расстановка хора — поквартетно или с чередованием однородных голосов. Такая расстановка применяется в камерных хорах, она повышает ответственность певцов, требует от них высокой квалификации. Размещение хорового коллектива на сцене порой зависит от условий акустических особенностей зала (т. н. реверберации).

Слитность и компактность звучания хора иногда достигается после долгого нахождения так называемой акустической точки на эстраде.

Хор должен обладать определёнными признаками, характерными для него как для художественно-исполнительского коллектива. Перечислим их:

Ансамбль. Прежде всего — это способность всех певцов петь одно-временно, вместе, как один, одновременно пропевать слова, брать дыхание в указанном месте, переходить вместе от быстрого темпа к медленному и наоборот, то есть точно добиваться ритмического ансамбля. Также важен динамический ансамбль, который заключается в том, чтобы певцы каждой партии и всего хора пели в одинаковом нюансе, никто не выделялся среди массы других голосов, обеспечивая ровное по силе звучание хора.
Строй. Это понятие принято называть чистым интонированием, исполняя свои хоровые партии. Зависит от каждого певца хора.
Нюансы. Выразительное исполнение произведения предусматривает различную силу звучания отдельных его мест, различные оттенки звучности. Очень сложный элемент хорового исполнения.
Дикция. Большое значение в хоровом исполнении имеет литературный текст. Мелодия и текст произведения неразделимы, поэтому певцам следует особенно внимательно относиться к тексту исполняемого произведения, уметь произносить его точно, чётко, ясно.
Агогика (от греч. — движение) — одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от основного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. Агогика подчинена целям художественной выразительности. Она имеет свои закономерности. Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением.

Перечисленные признаки хорового исполнения — ансамбль, строй, нюансы, дикция, агогика — лишь в своей совокупности создают условия, при которых хор может называться художественно-исполнительским коллективом. Для достижения, сохранения и совершенствования этих качеств коллектив, и его дирижёр должны ра-ботать повседневно и неустанно.

Вокально-хоровая культура развивалась столетиями, начиная с Древних времен. Она продолжает свое развитие и в XXI веке. Великие русские и зарубежные композиторы оставили нам огромное наследие в виде своих бессмертных творений, которые до сих пор пользуются популярностью у современных хоровых коллективов, как у профессиональных, так и у самодеятельных.

Наиболее сложным явлением в хоровом творчестве является пение a cappella . Слуховые ощущения и ладотональные мелодические отношения – то, на что опираются певцы. Точность строя играет важнейшую роль в работе над произведениями. Существует много причин неточного интонирования, среди которых можно выделить такие как неумение петь в высокой позиции, неправильное звукообразование, произношение гласных (согласных).

Ни один хор не может обойтись без дирижера. Взаимопонимание, тонкое восприятие и беспрекословное выполнение указаний дирижера способствуют раскрытию оттенков, нюансов музыкальных произведений, позволяют прочувствовать композиции и исполнить их ярко, эмоционально.

Все три компонента находятся в тесной взаимосвязи, отсутствие одного из них может привести к разрушению уравновешенности звучания, фальшивому, резкому, невыразительному исполнению.

Существуют негласные правила, которые стоит соблюдать, чтобы сохранить ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы:

  • каждый участник хорового коллектива должен следить за своим исполнением вокальной партии, нельзя тембрально, динамически выделяться из коллектива;
  • любая хоровая партия должна прислушиваться к другим, тем самым, создавая единый ансамбль, уравновешенное звучание;
  • петь в хоре значит сливаться в унисон, как со всеми партиями, так и с участниками коллектива отдельно;
  • необходимо находиться в едином аккорде всем партиям, стремясь усовершенствовать свой звук на благо хору;
  • важнейшая особенность хорового коллектива – следование дирижеру, его указаниям, точному их воспроизвдению и исполнению.

Различный состав хоров привел к выделению в хоровой практике нескольких основных типов коллективов:

  • женский или детский хор;
  • мужской состав;
  • смешанный коллектив.

Хор первого типа составляют следующие голоса: первое сопрано, второе сопрано или по-другому меццо-сопрано, первые альты, вторые альты или по-другому контральто.

Мужской хоровой коллектив включает в себя первого тенора, второго тенора, баритонов, басов и октавистов.

Таким образом, смешанный тип хора состоит из девяти вокальных партий, а именно из первых и вторых сопрано, первых и вторых альтов, первых и вторых теноров, баритонов и басов.

Общий диапазон партий сопрано: c1 – c3, альтов: f - f2, теноров: c – c2, басов: D – f1.

Все голоса делятся на вокальные слои. К верхним относятся первое сопрано и первый тенор, второй слой включает в себя партии второго сопрано, второго тенора, альтов и баритонов. Слой нижних голосов состоит из басов и октавистов.

В хоровой практике довольно часто встречается проблема недостаточно яркой, отточенной, гармоничной и согласованной звучности, так как партии нередко неуравновешенны по силе звука. Сопрано и тенора звучат громко, сильно, басы и октависты слабее, менее всего слышны партии второго сопрано, второго тенора, альтов и баритонов.

Отчасти проблема возникает в связи с неравномерным количественным составом в каждой из партий. Для выразительного, гармоничного, художественно выверенного звучания в любой голосовой линии должны находиться как минимум три человека. Варианты с наименьшим количеством голосов в партии приведут к упразднению многоголосия, тем самым подобные коллективы ограничивают себя в исполнении мощных, сильных, достойных произведений музыкальной хоровой литературы.

Наряду с проблемами в составах каждой из вокальной партии, на хоровых занятиях возникают сложности с дисциплиной. Ее делят на два вида – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дисциплина представляет собой область воспитательную. Порядок в хоровом коллективе способствует благоприятному темпу работы, стремительному решению поставленных задач, достижению поставленных целей в кратчайшие сроки. Без внешней дисциплины будет достаточно трудно заниматься вдохновенным, выразительным пением.

Внешняя дисциплина неразрывно связана с дисциплиной внутренней , которая подразумевает собранность, сосредоточенность каждого хориста, любовь к пению, осознание собственной меры ответственности за общее дело. Благодаря внутренней дисциплине все участники хорового коллектива могут получать истинное удовольствие от исполнения великих образцов классической музыки, современных произведений, духовной, народной музыки и многого другого.

Без музыкальной одаренности каждого участника хора не обойтись. Она способствует успешной хоровой работе, достижению качественно новых результатов. Считается, что минимальное количество хоровых занятий составляют два раза в неделю, иначе невозможно выйти на новый уровень, приобрести важные навыки и умения, добиться идеального исполнения.

Принципы, на которых основаны классификации различных видов хоровых коллективов, разнообразны: от количественного и качественного состава участников до исполнительского профиля и задач, поставленных перед хором. По последним признакам можно выделить:

  • концертные хоры
  • ансамбли песни и пляски
  • оперные хоры (хоры театров)
  • хоры музыкальных учебных заведений
  • народные хоры
  • школьные хоры
  • самодеятельные хоры

В России художественная самодеятельность стремительно развивается. Многие непрофессиональные творческие ансамбли не уступают высококлассным коллективам в мастерском исполнении музыкальных произведений, сложном репертуарном разнообразии.

Организация самодеятельного хорового коллектива

Хоровая самодеятельность ставит перед собой очень четкие , конкретные задачи, а именно раскрытие творческого потенциала людей, не имеющих профессиональных отношений с музыкальной деятельностью, развитие вкуса и чувства прекрасного, ознакомление хористов с вершинными, великими произведениями русской и зарубежной классики, с народными, фольклорными музыкальными традициями, с церковной, духовной музыкой. У большинства участников любительских хоровых коллективов развивается умение слушать музыку, анализировать ее, эмоционально отзываться о ней. Работа в хоре влияет на духовное и душевное развития личностей.

К основным принципам организации хоровых самодеятельных коллективов можно отнести следующие:

  1. массовый, доступный характер;
  2. учет личностных качеств каждого участника;
  3. регулярность, систематичность, периодичность, планомерность занятий;
  4. синтез учебных, творческих, воспитательных видов деятельности.

Все самодеятельные хоровые коллективы можно классифицировать по множеству факторов, например:

Самодеятельные хоровые коллективы, в основном, создаются на базе средних, высших учебных заведений, культурно-досуговых центров, воскресных, церковно-приходских школ. Многие непрофессиональные хоры ведут активную творческую, концертную деятельность. На наш взгляд, немаловажную роль играет реальное желание участников коллектива развиваться в этом направление, познавать музыкальную среду, знакомиться с нотной грамотой. Люди приходят отдыхать душой, заниматься тем, что им действительно интересно, что вызывает эмоциональный подъем. Выступление на публику заряжает неимоверной энергией, хочется двигаться дальше, совершенствоваться и набираться опыта.

К руководителям непрофессиональных коллективов художественной хоровой самодеятельности предъявляются следующие требования:

Репетиционные занятия следует проводить не меньше двух раз в неделю по два-три часа, постоянно закрепляя пройденный материал. Основным принципом посещения репетиций является регулярность и систематичность. Руководителю хорового коллектива необходимо тщательно планировать занятия, ставить конкретные задачи перед хористами, чтобы добиться реальных результатов. В процессе работы с самодеятельным хором необходимо вводить профессиональные понятия для расширения кругозора певчих, а также обращать внимание на певческую установку, атаку звука, дыхание, высокую вокальную позицию, манеру звукообразования, дикцию и многое другое.

Большая часть времени на занятиях отводится разучиванию музыкального материала. Для непрофессиональных хоровых коллективов целесообразно проводить раздельные репетиции – как по партиям, так и с отдельными певцами. Работа с новым произведением зачастую начинается с его прослушивания (игра на рояле, в записи), с рассказа дирижера о высокохудожественной стороне выбранного материала, о сложностях для исполнения, с которыми придется столкнуться в процессе разучивания. К основным методам работы можно отнести повторение репертуара, сопоставление и анализ отдельных частей произведения.

Музыкально-педагогическая работа с самодеятельным хоровым коллективом включает в себя:

  • занятия по постановке голоса;
  • обучение нотной грамоте, пению по нотам, так как большинство участников не владеют этим умением;
  • повышение общей музыкальной культуры, эрудиции;
  • развитию чувства ритма, слуха.

Занятия должны носить регулярный, систематический характер, чтобы поддерживать на должном уровне совершенствование знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения.

Выбор репертуара, включенного в концертную программу, должен соответствовать тематике мероприятия. Желательно подбирать произведения контрастные между собой по характеру, чтобы разнообразить выступление.

Тщательное планирование – залог успеха концертно-исполнительной деятельности хорового коллектива. В зависимости от качества подготовленного материала, количества разноплановых произведений, а также уровня подготовки хористов определяется календарный график концертов. После каждого выхода на сцену следует проводить собрания участников хора с целью обсуждения достоинств и недостатков выступлений.

Подводя итог, можно выделить следующие основополагающие этапы организации, формирования самодеятельного хорового коллектива:

  • комплектация коллектива, состава партий;
  • подбор музыкального репертуара;
  • организация репетиционных занятий;
  • подготовка к концертному выступлению.

В данной работе были раскрыты основополагающие понятия хороведения, рассмотрены составы различных хоровых коллективов, изучены основные положения работы с хоровыми коллективами.

  1. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М. : Музгиз, 1951. – 239 с.
  2. Лобанов, А. Хороведение. Учебное пособие [Текст] / А. Лобанов. – Курск: КурПДС, 2007. — 87 с.
  3. Попов, С. В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора [Текст] / С. В. Пигров. – М.: Музгиз, 1957. – 113 с.
  4. Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.
  5. Сагитов, С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности [Текст] / С. Сагитов – М.: Музыка, 1972. – 49 с.
  6. Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. [Текст] / П. Г. Чесноков – М.: Советский композитор, 1961. – 239 с.
  7. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст] / Л. В. Шамина. — М.: Музыка, 1988. — 175 с.

[1] Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М. : Музгиз, 1951. – 239 с.

[2] Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. [Текст] / П. Г. Чесноков – М.: Советский композитор, 1961. – 239 с.

[3] Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.

[4] Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.

[5] Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М. : Музгиз, 1951. – 239 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

В данной работе даётся краткая характеристика некоторых дыхательных методик и примеры упражнений, которые я использую в работе с хоровым коллективом.


НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА.


Методика работы с хоровым коллективом. 1 год.

В методической разработке предложена система методов и приемов , которые способстуютэффективной организации хорового коллектива мальчиков младшего возраста и относительно быстрого их вокал.

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о.

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, зн.


Дипломы хоровых коллективов Музыкально-хорового центра "Лель"

Дипломы и грамоты хоровых коллективов МХЦ "Лель".


Культурологическое исследование посвящено традициям православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах. Исследование проводилось ученицей 11 класса. В исследовательской работе рассмо.


Задолго до создания коллектива, молодые увлеченные люди сначала занимались изучением акробатических и танцевальных номеров, участвовали в агитбригаде, потому что руководитель Ходыкин Алексей Иванович любил эти жанры, интересно осуществлял свои постановочные замыслы.

Хоровой коллектив в селе Подсереднее был создан в 1968 году, в тот год, когда молодёжь активно собиралась в сельском учреждении культуры попеть, потанцевать, поэтому с большим желанием многие из них стали участвовать и в хоровом коллективе.

Первые концертные выступления коллектив осуществил на сцене местного учреждения культуры, затем на полеводческих станах, молочной и свиноводческой фермах.

На выступлениях коллектива, не было свободных мест в зрительном зале, присутствовали многие жители соседних сел. В этот период к творчеству коллектива был настолько повышенный интерес, что он стал желанным гостем многих культурно-значимых мероприятий в родном селе, окрестных сёлах, торжественных форумах Районного Дома культуры имени Н.К.Крупской, а также областных.

Многие из них и в настоящее время являются преданными участниками хорового коллектива: Ходыкина Пелагея Кузьминична, Пономарева Александра Алексеевна, Ярцев Алексей Егорович, сёстры Попова Нина Ивановна и Канищева Татьяна Ивановна, семья Поповых Николая Алексеевича и Марии Александровны.

О стабильности творческого роста коллектива свидетельствуют многочисленные Дипломы, Грамоты, Благодарственные письма, ценные подарки.

Сегодня хор русской песни живет своей интересной творческой жизнью, имеет свой стиль работы, свой репертуар, по-прежнему объединяет любителей разного возраста и разных профессий, которые любят народное творчество, преданы раздольной русской песне.











Основатель коллектива

Традиционное песенное наследие села Подсереднее полностью подтверждает эту народную истину. Именно в этом знаменитом песенном селе были организованы два ярких коллектива – фольклорный ансамбль и хор русской песни, участниками которых являются местные жители.

Организатором и руководителем Подсередненского хора русской песни стал истинный любитель народной песни Алексей Иванович Ходыкин. В 1968 году, совсем ещё юному молодому человеку, удалось объединить в состав хора, таких же, как он сам, любителей народной песни.

Еще с раннего возраста Алексей стал интересоваться творчеством знаменитых в стране хоров, изучать их вокальные возможности, репертуар. Учась в старших классах Иловской школы, он часто участвовал в проведении школьных мероприятиях, многим концертным номерам аккомпанировал на баяне. В 17 лет Алексей был принят на должность лаборанта Подсередненской школы, а также поступил учиться (заочно) в педагогический институт. Чуть позже, ему доверили быть учителем рисования и биологии в этой же школе, избрали в комитет комсомола, но его любимым делом, отдушиной, стали занятия в коллективах художественной самодеятельности.

В1975 году Алексей Ходыкин демобилизовался из рядов Армии в родные места. Нужно отметить, что прибыл он в полной экипировке - с баяном и электрогитарой, которые помогли ему в дальнейшем творческом процессе. Участники хорового коллектива, с нетерпением ожидавшие молодого руководителя, с неудержимым желанием вновь стали репетировать и петь. Алексей, соскучившись по любимому делу, тоже с энтузиазмом приступил к работе.

Восьмидесятые годы стали самым благоприятным периодом для становления хора, для определения стилевых направлений, исполнения лучших вокально-хоровых композиций. Этот творческий коллектив стал в ряд с одними из лучших хоровых коллективов на алексеевской земле, его стали приглашать для участия в больших праздничных концертных программах района и области, посвященных Дню работника сельского хозяйства, Дню Победы, Дню города и т.д. Зрители специально приезжали и приходили на концертные выступления, чтобы насладиться сильными, устоявшимися голосами исполнителей. Был период, когда хор участвовал в трех концертах за один день, но не уставали участники, с радостью выступали перед зрительской аудиторией, радуя новыми хоровыми произведениями.

Многим кажется, что руководить коллективом с большим количеством участников легко, но достичь успеха в творческом коллективе помогает только неустанный труд и преданность делу. За, казалось бы, легкостью и виртуозностью исполнения мелодий и песенных произведений, стоит напряженный ритм репетиционных и концертных периодов.
Не имея специального образования, Алексей Иванович сумел объединить односельчан и доказать, что песня, музыка помогает сделать жизнь интересней и полноценней. Ему удалось воплотить мечту, чтобы мощное звучание песни сопровождал живой аккомпанемент ансамбля. При поддержке молодых ребят, которых он обучил игре на музыкальных инструментах – балалайке, контрабасе, баяне, состоялось яркое слияние музыки и песни.

Кто хоть однажды сталкивался с этим удивительным человеком в жизни, творчестве, совместной работе, заряжался позитивным светом его мыслей, состоянием души и результатом труда.

Почти 50 лет Алексей Иванович руководил хором русской песни, организовывал творческие вечера, юбилейные программы, посвященные творческой деятельности коллектива, замечательных участников, солистов. Любовь к народной песне он с достоинством передавал участникам коллектива, зрителям, поклонникам.

В 2016 году Алексей Иванович доверил хоровой коллектив своему ученику, участнику хора с первых лет его существования - Колядину Александру Ивановичу.

Читайте также: