Доклад на тему богатство речи сценическая речь на современном этапе

Обновлено: 02.07.2024

Богатство речи — разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря; разнообразие используемых морфологических форм; разнообразие используемых синтаксических конструкций.

Оценочные слова богатая и бедная по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например русских писателей JI. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, — богатая, а по сравнению г; ней речь газеты, конечно, бедная.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошый, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией. Вот пример речи выразительной, эмоциональной:

Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой.

А вот другой пример, взятый из сборника статей о передовых методах в сельском хозяйстве:

Введение в севооборот бобовых культур, с которыми связана деятельность клубеньковых бактерий, а также создание необходимых условий для лучшего развития этих растений являются важными мероприятиями для накопления азота и обеспечения им последующих культур. Так, внесение фосфатных и калийных удобрений под горох увеличивает его урожай и, следовательно, способствует большему накоплению азота.

Эта речь лишена живости, эмоциональности, в ней нет живых красок, такая речь скучная и стандартная, построена из громоздких высказываний.

Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа — в его литературной и разговорной формах, во всем многообразии его стилей и социальнопрофессиональных разновидностей, во всем обилии и разнообразии его лексики и фразеологии, словообразования и грамматики.

Не забывайте, что интонация обогащает речь. Литературной русской речи свойственны разнообразные интонации, взятые из разговорного языка и обогащенные и отшлифованные литературным языком. Интонация — это ведь не только повышение и понижение тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в речевом потоке, или паузы. Интонация, участвуя в построении высказыва-

Синтаксис тоже обогащает речь. Принято говорить о том, что грамматика языка (т. е. способы и средства построения и изменения слов и построения предложений) недостаточно подвижна и активна в создании речевого разнообразия. Синтаксис русского литературного языка обладает завидным многообразием средств, способов, типов построения очень непохожих друг на друга предложений. Можно использовать в речи простые предложения, а можно — сложные; можно ввести в речь сочинительные союзы, а можно и не вводить. Конечно, для того чтобы использовать гибкую систему синтаксических средств нашего языка, ее нужно хорошо знать — и не только в теории, но и на практике, в речевом ее бытовании. Поэзия А. С. Пушкина впервые в истории русской литературы показала гибкость и красоту русского синтаксиса, русской интонации. Как хорошо передает пушкинский синтаксис ритм и мелодию вальса:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Чем лучше знаком пишущий и говорящий с интонационными ресурсами нашего языка и практикой речевого их использования, тем свободнее и разнообразнее его речь.

Славится хорошая русская речь метким и образным словом. Не случайно словесное народное искусство создало в таком обилии пословицы и поговорки. Ведь и сам язык, его роль в жизни человека получили меткое и яркое отображение в пословицах и поговорках. Речевое творчество народа никогда не прекращается. Выразителями этого народного таланта становятся в первую очередь национальные писатели. Многие высказывания русских писателей и поэтов вошли в общий язык народа как крылатые выражения. Меткие изречения обогащают нашу речь, если они используются к месту и вовремя.

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Драматический театр — это синтетическое искусство. Это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков - всего того, что и есть, по сути, творчество. Уроки театра - это создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка в качестве актера, зрителя; воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью. В процессе занятий осуществляется развитие пытливости, любознательности каждого ребенка, воспитание интереса его к познавательной деятельности.

Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая посредством слова. Занятия в театром не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте и является одним из основных профессиональных средств выразительности актера. Владея мастерством сценической речи, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого ребенка и коллектива в целом. Главной задачей является – развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. В связи с этим в нашем детском саду театральные постановки включают в себя как групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.

Работа над сценической речью во время спектакля можно подразделить

Дикция - чёткая и ясная речь, необходимое профессиональное качество актёра. На занятиях ребята выполняют упражнения, целью которых является устранение "каши во рту", улучшение дикции, четкости произносимых слов и словосочетаний: произношение скороговорок со сменой темпоритма и выполнением физических действий, а также артикуляционная гимнастика, которая служит для разогрева и для развития мышц артикуляции (губы, упражнения для языка, упражнения для челюсти).

Главная задача этого раздела - научить детей видеть и понимать структуру речи, правильно расставлять интонационные и логические ударения. Каждая фраза (как и слово) в речи имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Читая текст, написанный автором мы стараемся его интонационно "раскрасить", начинаем "играть" словами, что сказывается на сути произносимого. (подборка стихотворений, басен и художественных текстов)

Чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь сценического образа, актеру необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым, речевым и телесным аппаратом, то есть у актера должны иметься для этого соответствующие средства выражения. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Голос и дан человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи — психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, что урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый ученик ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности. Система упражнений в работе по сценической речи формируется на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность.

Одной из характерных особенностей детей 21 века является нежелание что - либо учить и запоминать. Большую часть времени дети проводят в мире интернета, отсюда характерная вялость, апатия. Таких детей сложно чем – либо заинтересовать, у них нет любимых авторов, любимых произведений. Поэтому очень важно подобрать необходимый материал так, чтобы пробудить в этих детях творческий интерес к волшебному миру театра.

Театр среди других искусств занимает особое место. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Театр - это увлекательный, чудесный мир наполненный светом, солнцем, различными запахами и бесконечными приключениями. Поэтому занятия детей в этом удивительном процессе представляют собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Их можно рассматривать, как своеобразную "стартовую площадку", пролог в становлении культурного, творческого, интеллектуального потенциала личности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". – М. : ВАКО, 2006. г

3. Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия "Дополнительное образование". – Волгоград: Учитель, 2009г

4. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1980г5. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А. Б. Серия "Театр и дети". – М. : ВЛАДОС, 2001г

6. Теория и практика сценической речи : Коллективная монография. Вып. 2/ Под ред. В. Н. Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007г

7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия "Театр и дети". – М. : ВЛАДОС, 2004г

8. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.

Развиваем речь ребёнка. Логопедическая чистоговорка на весеннюю тему Логопедическая чистоговорка на весеннюю тематику. Педагогическая значимость: чистоговорка как ритмически организованная речь, активизирует.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Министерство образования и науки Российской Федерации

На тему: Чистота, богатство и выразительность речи

Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны.

Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: юристов, политиков, журналистов, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента:

1. нормативный (языковая норма (норма литературная) - правила использования речевых средств определенный период развития литературного языка);

2. коммуникативный (навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения);

. этнический (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях).

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные, коммуникативные качества речи:

точность речи - это использование слов и выражений в полном соответствии с ее языковым значением;

понятность речи - обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника;

чистота речи - отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку по нравственно-этическим причинам, социальные аспекты вопроса о чистоте речи;

богатство и разнообразие речи - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию;

выразительность речи - качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.

Все перечисленные коммуникативные качества речи необходимо учитывать в процессе речевого взаимодействия. В своей работе я выбрала для изучения таких коммуникативных качеств речи, как чистота, богатство и выразительность.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Одно дело язык науки и совсем другое обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся" в ней, предъявляет к языку свои требования. Поэтому невозможно говорить в коммуникативном плане о культуре владения языком вообще. Речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, то оказывается совершенно неприемлемо в другой.

Чистота речи

Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм. Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей. Интересно то, что "засоренность" речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования. Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Богатство речи

Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Очень богат наш язык синонимами, то есть близкими по своему значению. Синонимы делают нашу речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Зачастую синонимы, отличаясь оттенком значений, выделяют какую то одну особенность качества предмета, явление или какой то признак действия и способствуют более глубокому всестороннему описанию явлений действительности.

Русский язык выгодно отличается от других языков по разнообразию и количество и образованию новых слов. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких слов, путем переосмысления, расщепления слов на омонимы. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. В результате чего словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.

Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Выразительность речи

культура речь коммуникативный русский

Ряд исследователей подчеркивает, что выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;

неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;

сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Прежде чем говорить об изобразительных средствах языка, помогающая сделать речь образной, эмоциональной, следует уточнить, какими свойствами обладает слово, какие возможности оно заключает в себе. Слова служат названиями предметов, явлений, действий и т.п. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие качества, но и создать образное представление о них. Слово дает возможность использовать его в прямом значении, непосредственно связывая с определенными предметами, названиями которых оно является. И в переносном значении, обозначающем факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым понятиям. С понятием переносного употребления слова связаны такие художественные средства выразительности речи как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях и устном общении. Метафора основана на переносе наименований по сходству. Метафора образуется по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т.д. В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Для придания выразительности речи метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета или явления должны быть чем то похоже друг на друга, то при использовании метонимии слова получившие одно название должны пониматься не просто как соседние, несколько шире- тесно связаны друг с другом. В качестве примера метонимии можно привести употребление слов аудитория, класс, завод, колхоз для обозначения людей. Синекдоха- троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число - вместо единственного.

К средствам изобразительности и выразительности языка также следует отнести сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак, эпитеты - художественные определения, инверсия- изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Повышает выразительность речи такая стилистическая фигура как повторы, использование приемов вопросно-ответных ходов, использование прямой и косвенной речи, риторических вопросов, фразеологических оборотов, а также пословиц и поговорок.

Мы должны ценить все многообразие родного языка. Правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря, - это залог эффективности общения, которая определяет востребованность человека в обществе, его конкурентность, перспективы и возможности.

Список литературы

Задание: сделать реферат по искусству за 2 дня, красиво оформить. Сколько стоит реферат пишите точно.


Эпоха Нового времени является значительным этапом в истории Европы, когда укрепляются национальные границы государств, происходят коренные экономические изменения, социальные конфликты, зарождается капиталистический строй, обретается самосознание наций.
В художественной культуре Нового времени так же наметились и осуществились значительные изменения.
Музыка периода 17

-го века встала на путь посте.

Деятельность человека, имеющая в своей основе все рациональные инструменты, создала общечеловеческую культуру, включая в себя:
Образ художественной культуры 20

-го века насыщен и разнообразен. Особенным в художественной культуре этого периода было то, что она имела в себе две художественные системы:
Модернизм (от фр. Модерн – новый, современный) означает направление искусства 20-го века, которое х.

Свое название этот период получил благодаря раскопкам в пещере Ориньяк во Франции, где были найдены первые предметы, относящиеся к этой эпохе. Ориньякская культура выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем. Первое время она воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространствен.

Период развития римской державы принято делить на три этапа:
Значимую роль в становлении Древнего Рима, оформлении его культуры и ментальности сыграли культуры этрусков, латинов и древних греков. Наивысшей точки расцвета Рим достигает во II веке н. э., когда в его власти оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Древний Рим не только продолжил и развил многие дост.

Эпоха Нового времени является значительным этапом в истории Европы, когда укрепляются национальные границы государств, происходят коренные экономические изменения, социальные конфликты, зарождается капиталистический строй, обретается самосознание наций.
В художественной культуре Нового времени так же наметились и осуществились значительные изменения.
Музыка периода 17

-го века встала на путь посте.

Деятельность человека, имеющая в своей основе все рациональные инструменты, создала общечеловеческую культуру, включая в себя:
Образ художественной культуры 20

-го века насыщен и разнообразен. Особенным в художественной культуре этого периода было то, что она имела в себе две художественные системы:
Модернизм (от фр. Модерн – новый, современный) означает направление искусства 20-го века, которое х.

Свое название этот период получил благодаря раскопкам в пещере Ориньяк во Франции, где были найдены первые предметы, относящиеся к этой эпохе. Ориньякская культура выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем. Первое время она воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространствен.

Период развития римской державы принято делить на три этапа:
Значимую роль в становлении Древнего Рима, оформлении его культуры и ментальности сыграли культуры этрусков, латинов и древних греков. Наивысшей точки расцвета Рим достигает во II веке н. э., когда в его власти оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Древний Рим не только продолжил и развил многие дост.

Читайте также: