Усинская катастрофа 1994 года доклад

Обновлено: 05.07.2024

Усинская катастрофа, 1994 год

К концу 1990-х предприятие разорилось и перешло к ЛУКОЙЛу, и уже он разгребал последствия катастрофы до 2010 года. На полную ликвидацию последствий ушло 16 лет.

За это время местные жители стали чаще болеть. Животные массово умирали, в их организмах находили следы нефти. При этом жители не могли зарабатывать на рыбе и сельском хозяйстве — всё было отравлено. Разлив нефти практически уничтожил жизнь в районе.

Брянский разлив, 2006 год

Катастрофа в Керченском проливе, 2007 год

В итоге пострадала береговая полоса (250 км) в России и на Украине. 35 000 птиц погибли. Ущерб экологии оценили в 30 млрд рублей.

В трагедии обвинили капитана порта Кавказ Андрея Иовлева, который якобы не дал судам уйти в безопасное место во время непогоды.

Прорыв дамб АЛРОСА в Якутии, 2018 год

В августе 2018 года из-за ливней на Иреляжном водохранилище в Якутии прорвало дамбу алмазодобывающей компании АЛРОСА. Загрязнённая железом, медью, марганцем и фенолом вода попала в местные реки.

Информация о происшествии также разнилась. Представители АЛРОСА, которые вызвались расчищать последствия аварии, заявили, что загрязняющие вещества в воду не попали, но у экологов было противоположное мнение: в местных реках нашли повышенное содержание железа, марганца и даже фенола.

Якутия оценила ущерб от прорыва дамб в 27 млрд рублей. За произошедшее компанию оштрафовали в общей сложности на 650 000 рублей.

Рис. 1 Фото загрязнение разлива нефтепровода

В последующие годы трубопровод Возей — Усинск использовался как магистральный, став частью идущего далее на север нефтепровода Харьяга — Уса, позволяющего транспортировать нефти из Верхне-Возейского (Республика Коми) и Харьягинского (Ненецкий автономный округ) месторождений.

Обнаружение утечек на нефтепроводе

Судя по всему, тогда руководство уже осознало свою фатально ошибку. Магистральный нефтепровод должен был по нормативам прослужить еще минимум 10 лет, и признание нарушения норматива привело бы к уничтожению не одной карьеры. И для сохранения было принято решение во что бы то ни было сохранить нефтепровод в эксплуатации вплоть до 1996 года, при этом не истратив большого количества средств на капитальный ремонт.

Начиная с 1989 года в трубопровод начали закачивать ингибиторы коррозии. Но по целому ряду причин (отсутствие общего технологического регламента эксплуатации нефтепровода, разная обводненность — от пары до 40 с лишним процентов — поступающей с месторождений нефти, перебои с поставками ингибиторов) их применение оказалось малоэффективным.

Следующая авария произошла летом 1990 года. Тогда в окружающую среду и озеро Щучье попало около 15 тонн нефти. Осенью 1991 года на злополучной трубе была проведена дефектоскопия, которая показала, что толщина стенок нефтепровода уменьшилась до 7,7 мм (критической была признана толщина 7,2 мм), а скорость коррозии металла на отдельных участках превысила 1 мм в год. Дефектоскопия трубопровода, проведенная осенью следующего года, показала, что коррозия ускоряется и составляет уже 1 мм/год и толщина стенок достигла практически критической отметки 7.7 мм. Это не сулило даже пяти лет службы трубопроводу. В последствии вплоть до июля 1994 года произошло еще 4 аварии, которые по официальным данным стали причиной попадания более 1000 тонн нефти в окружающую среду, а по неофициальным достигали 4 тысяч тонн.

Летом 1994 года катастрофа приобрела массовый характер. Новые пробоины трубопровода образовывались быстрее, чем успевали ремонтировать и заделывать старые. В августе 1994 года сотрудниками местного управления и экологами было обнаружено более 14 неисправностей нефтепровода и 7 крупных разливов нефти, глубина которых достигала 45 сантиметров. Объем разливов составлял более 64 тыс. тонн нефти только в тех местах, которые были зафиксированы на тот момент. Далее комиссия исследовала притоки реки Хатаяги и Печоры, где было обнаружены еще несколько разливов объемом около 140 тонн нефти. Масштаб трагедии было трудно оценить и на это явно не стали тратить сил. Всем и так было ясно что экологический ущерб можно исчислять миллиардами долларов.

Ликвидации последствий разлива нефти

И только в октябре начались работы по ликвидации последствий разлива нефти. По самым скромным оценкам было обнаружено от 100 до 200 тыс. тонн нефти.

В 90-е года для ликвидации последствий аварии не применялись дистанционные методы зондирования Земли. Однако, как показал опыт проведения подобных работ, именно спутниковая съёмка позволяет точно установить объёмы подверженных загрязнению земель, контролировать распространение нефтяных разливов и ускорить ликвидацию последствий аварий, что в свою очередь позволяет избежать лишних экономических потерь и штрафов, а также косвенных экономических последствий после уничтожения флоры и фауны.

Сейчас доступны космические снимки за 1993-1994 года, сделанные со спутника Landsat-5. Мы проверим помогла бы космическая съёмка для обнаружения загрязнения земель. Для этого мы скачаем снимок, подготовим его для анализа и проведем классификацию, используя ближний инфракрасный, коротковолновый инфракрасный и тепловой каналы.

Рис. 2 Черным цветом выделены участки, загрязненные нефтью в 1993 г.

Исходя из анализа изображения за 1993 год, можно сделать вывод, что уже тогда площадь, загрязненная нефтью, была очень велика. Стоило уже тогда начинать бить тревогу.

А в 1994 году ситуация только ухудшилась. Площадь разливов увеличилась и их насыщенность в том числе. В 1994 году используя космические снимки Landsat-5, можно было бы анализировать уровень загрязнения территории, оценивать масштабы и координировать работы. Несмотря на низкое пространственное разрешение, космические снимки позволяют выявить очаги загрязнения. И многие из них были в непосредственной близости к рекам.

Рис. 3 Участки, загрязненные нефтью в 1994 году

Разливы нефти в районе её добычи на космических снимках

Рис.4 Места добычи в 2005 году

На снимке 2005 года явно видно, что ранее угнетенная растительность выглядит достаточно здоровой и разливов нефти (ярких красных пятен) уже не наблюдается.

Рис. 5 Места добычи в 2018 году

В наше время добыча на месторождениях продолжается. Однако, экологическое законодательство с тех пор стало гораздо строже и нефтяные компании не позволяют себе такой халатности и безалаберности.

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми

Официально объем утечки был оценен в 79 тысяч тонн (585 тысяч баррелей), хотя, по независимым оценкам, он мог достигать и двух миллионов баррелей, так что в наихудшем случае это могло бы быть как половина катастрофы BP в Мексиканском заливе (там вылилось четыре миллиона баррелей). Точных данных о площади загрязненной поверхности нет, но цифры колеблются от 69 до 115 га. Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми

Причины катастрофы

Так, пресс-секретарь Лукойла сообщил агентству Reuters в 2010 году:

Плохое состояние нефтепровода привело к тому, что в течение восьми месяцев нефть протекала в реку Колва (Россия). Однако обильные осадки 29 сентября 1994 г. спровоцировали разрушение гидрозатворов, созданных на ручьях для сдерживания разлившейся нефти. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, в результате чего загрязнение протянулось на 30-40 км по всей ширине реки.

Введенный в эксплуатацию в 1975 году, нефтепровод использовался без какого-либо ремонта почти 15 лет. В результате проведенных исследований выяснилось, что без защиты от коррозии трубопровод мог разрушиться еще к 1990 году. Соответствующие меры действительно были приняты, но оказались недостаточно эффективны: еще до аварии в 1994 года на этом трубопроводе было зафиксировано 32 аварийных случая.

Последствия


Через два месяца после появления течи из-за сильных дождей размыло дамбу, которая удерживала нефть, и произошло сильнейшее загрязнение рек и всей территории лесотундры возле города Усинска.
Республика Коми находится возле Северного полярного круга, где из-за низких температур нефть плохо испаряется. Та нефть, которая не оказалась в водах впадающих в Северный Ледовитый океан рек Колвы, Усы и Печоры, разлилась по болотам и тундре общей площадью в 186 квадратных километров (72 кв. мили). В зимние месяцы, по данным исследований экологов из Американского университета (Вашингтон), нефть замерзла.

Последствия коснулись непосредственно жителей Усинского района, оказавшихся в радиусе загрязнения. А именно 63,5 тысячи человек, проживающих в 8 населенных пунктах на территории утечки нефти. Некоторые из этих поселений специализировались на животноводстве и фермерском хозяйстве. Ухудшение среды обитания рыб и птиц, сильное загрязнение почвы и воды, резкое повышение падежа скота – все это последствия аварии, которые негативно сказались на рыболовстве и сельском хозяйстве. В этих районах также повысилась заболеваемость среди взрослых и детей.

Огласка

Ликвидация последствий

Видео

В реферате рассказывается об аварии в республике Коми в 1994 году, ликвидации загрязнения и о последствиях этого события на территории, и на законодательство Российской Федерации.

Причина происшествия

В июле-августе 1994 года в Усинском районе Республики Коми на нефтепроводе "Возей - Головные сооружения" из-за коррозии образовались многочисленные отверстия, из которых на грунт вылилось, по оценке экспертов МЧС России, до 94 тыс. тонн сырой нефти. Происшествие стало крупнейшей экологической катастрофой за предыдущие 20 лет в истории нефтедобычи на территории СССР и РФ. Причиной разлива стало плохое техническое состояние нефтепровода, который не имел действенной антикоррозийной защиты и работал с 1970-х годов без должного ремонта. Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс. человек, общая площадь загрязнения достигла 270 га. По реке Печора нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. В сентябре-октябре 1994 года в результате ливневых дождей произошло вторичное загрязнение большой территории вдоль рек Колва и Уса.


Рис 1.Нефтяное пятно на поверхности Печоры.

Судя по всему, тогда руководство уже осознало свою фатально ошибку. Магистральный нефтепровод должен был по нормативам прослужить еще минимум 10 лет, и признание нарушения норматива привело бы к уничтожению не одной карьеры. И для сохранения было принято решение во что бы то ни было сохранить нефтепровод в эксплуатации вплоть до 1996 года, при этом не истратив большого количества средств на капитальный ремонт.

Начиная с 1989 года в трубопровод начали закачивать ингибиторы коррозии. Но по целому ряду причин (отсутствие общего технологического регламента эксплуатации нефтепровода, разная обводненность — от пары до 40 с лишним процентов — поступающей с месторождений нефти, перебои с поставками ингибиторов) их применение оказалось малоэффективным.

Следующая авария произошла летом 1990 года. Тогда в окружающую среду и озеро Щучье попало около 15 тонн нефти. Осенью 1991 года на злополучной трубе была проведена дефектоскопия, которая показала, что толщина стенок нефтепровода уменьшилась до 7,7 мм (критической была признана толщина 7,2 мм), а скорость коррозии металла на отдельных участках превысила 1 мм в год. Дефектоскопия трубопровода, проведенная осенью следующего года, показала, что коррозия ускоряется и составляет уже 1 мм/год и толщина стенок достигла практически критической отметки 7.7 мм. Это не сулило даже пяти лет службы трубопроводу. В последствии вплоть до июля 1994 года произошло еще 4 аварии, которые по официальным данным стали причиной попадания более 1000 тонн нефти в окружающую среду, а по неофициальным достигали 4 тысяч тонн.

Летом 1994 года катастрофа приобрела массовый характер. Новые пробоины трубопровода образовывались быстрее, чем успевали ремонтировать и заделывать старые. В августе 1994 года сотрудниками местного управления и экологами было обнаружено более 14 неисправностей нефтепровода и 7 крупных разливов нефти, глубина которых достигала 45 сантиметров.

Ликвидация загрязнения

И только в октябре начались работы по ликвидации последствий разлива нефти. По самым скромным оценкам было обнаружено от 100 до 200 тыс. тонн нефти.

В 90-е года для ликвидации последствий аварии не применялись дистанционные методы зондирования Земли. Однако, как показал опыт проведения подобных работ, именно спутниковая съёмка позволяет точно установить объёмы подверженных загрязнению земель, контролировать распространение нефтяных разливов и ускорить ликвидацию последствий аварий, что в свою очередь позволяет избежать лишних экономических потерь и штрафов, а также косвенных экономических последствий после уничтожения флоры и фауны. Сейчас доступны космические снимки за 1993-1994 года, сделанные со спутника Landsat-5.


Рис. 2 Черным цветом выделены участки, загрязненные нефтью в 1993 г.

Исходя из анализа изображения за 1993 год, можно сделать вывод, что уже тогда площадь, загрязненная нефтью, была очень велика. Стоило уже тогда начинать бить тревогу.А в 1994 году ситуация только ухудшилась. Площадь разливов увеличилась и их насыщенность в том числе. В 1994 году используя космические снимки Landsat-5, можно было бы анализировать уровень загрязнения территории, оценивать масштабы и координировать работы. Несмотря на низкое пространственное разрешение, космические снимки позволяют выявить очаги загрязнения. И многие из них были в непосредственной близости к рекам.


Рис. 3 Участки, загрязненные нефтью в 1994 году

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Читайте также: