Доклад о федеральных округах рф

Обновлено: 02.07.2024

Для понимания территориальной организации Российской Федерации используется понятие административно-территориального деления. На его основе организуется работа властных структур всех уровней (федерального, регионального, местного). Не совсем обычный тип административно-территориального деления обусловлен большой площадью государства. Причиной также является совокупность различных факторов, оказывающих влияние на каждый субъект России – географические, национальные, природные и так далее.


Что это

В Конституции отсутствует определение понятия, то есть не входят в часть административно-территориального деления государства. Создание происходило по принципу формирования военных округов и экономических регионов, но не совпадает с ними ни по количеству, ни по составу. Можно сказать, что федеральный округ – крупная территория, в состав которой входит несколько субъектов государства.


Описание

В состав практически всех ФО входят только области и края. Исключением является Северо-Кавказский – в его состав входят только республики, образованные по национальному принципу. В каждом округе выделен город-центр. В нем расквартированы органы власти, основным действующим лицом является полпред президента, а также ряд ведомств федерального уровня.

Правовой статус

Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).

Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:

  • Войска Росгвардии.
  • Управление Центробанка.
  • Таможенные управления ФСБ.
  • Росрезерв.
  • Роскомнадзор.
  • Генпрокуратора.
  • Росприродназдор.
  • Центры

В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).

Список округов

ФО были созданы указом президента Владимира Владимировича Путина весной 2000 года. В тот момент было образовано 7 таких территориально-административных единиц. В 2010 году президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом вывел из состава ЮФО и создал новую единицу – СКФО. В 2014 году появилась девятый – Крымский, но в 2016 его перевели в ЮФО. С тех пор количественных изменений не проводилось.


Центральный

ЦФО – единственный, в составе которого отсутствуют республики. В нем присутствуют только области и один город федерального значения – Москва, который и является центром. Обладает самой большой плотностью населения (60,37 человек на квадратный километр) и самой высокой численностью – почти 40 миллионов человек. Более 80% всех граждан проживают в городах. Большая часть из них прописаны в Москве и Московской области.


Северо-Западный

Состоит из 11 субъектов, количество жителей – почти 14 миллионов. Большая часть территорий расположена в европейской части севера. На климат большое влияние оказывает Северный Ледовитый и моря Атлантического океана, а также большое число различных водоемов. Благодаря множеству лесов имеет важное туристическое и экономическое значение. Здесь добывается много полезных ископаемых, а также нефть.


Южный

Исходя из названия понятно, что он располагается на юге европейской части. Число жителей – 16,5 миллионов. 62% всех людей проживают в городах. С 13 мая по 21 июня 2000 года носил другое название – СКФО. Состоит из 8 субъектов.


Северо – кавказский

Состоит из 7 административно-территориальных единиц Российской Федерации, население не превышает 10 миллионов. Самый небольшой по занимаемой площади. Граничит с рядом соседних государств – Абхазией, Азербайджаном и Грузией. Все границы являются сухопутными, однако имеется одна водная – с Республикой Казахстан. Особенностью является национальный состав – менее трети всех граждан составляют славяне.


Приволжский

В составе находится 14 субъектов, отсутствует выход к Мировому океану. На территории ПФО проживает почти пятая часть населения всей страны – практически 30 000 000 человек, почти три четверти которых обитает в городах. Не стоит путать понятия ПФО и Поволжья, это абсолютно разные географические единицы.


Уральский

В составе нет республик, только области и автономные округа (среди последних – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский). Самыми полезными в плане наполнения бюджета являются как раз последние, они формируют свыше 30% всех поступающих финансовых средств. Имеет внешнюю границу с Республикой Казахстан. Наибольшее число граждан проживает в центральной и южной частях, так как там и располагаются крупные населенные пункты.

Практически в каждой административно-территориальной единице присутствуют крупные месторождения минералов. Также в УФО активно добывается нефть и газ. За счет этого и обеспечиваются большие поступления в бюджет. Большое число сельскохозяйственных угодий активно используются в аграрной сфере.


Сибирский

Состоит из 10 административно-территориальных единиц, среди которых – республики, области и края. Занимает четверть всей площади страны. 2018 году ознаменовался переводом Бурятии Забайкальского края в ДФО. Численность населения составляет около 17 000 000 граждан.


Дальневосточный

ДФО расположен на Дальнем Востоке (что и отражено в названии), а также часть Восточной Сибири. Занимает порядка 40% площади государства и является самым крупным. Практически у всех административно-территориальных единиц в составе имеется выход к крупным водоемам. Соседствует с пятью государствами – Китаем, КНДР и Монголией на суше, а также Соединенными Штатами Америки и Японией по воде. Особенностью является отсутствие городов-миллионников.


Состав федеральных округов

  • ЦФО – 17 областей (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская) и один город федерального значения – Москва.
  • СЗФО – 7 областей (Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская), один город федерального значения – Санкт-Петербург, одна республика – Коми, а также Ненецкий автономный округ.
  • ПФО – 8 областей (Нижегородская, Кировская, Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Самарская и Оренбургская) и 6 республик – Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан, Мордовия, а также Пермский край.
  • ЮФО – 3 области (Астраханская, Волгоградская и Ростовская), 3 республики – Калмыкия, Адыгея и Крым, один город федерального значения – Севастополь, Краснодарский край.
  • СКФО – 6 республик (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан), Ставропольский край.
  • УФО – 4 области (Тюменская, Челябинская, Курганская и Свердловская) и три автономных округа – Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Югра.
  • СФО – 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская), 3 республики – Алтай, Хакасия, Тыва и два края – Алтайский и Красноярский.
  • ДФО – 3 области (Амурская, Магаданская и Сахалинская), 2 республики (Бурятия и Якутия), Забайкальский и Камчатский края, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

Центры федеральных округов

Как уже говорилось, у всех ФО существуют города-центры, внутри которых располагаются определенные органы власти, контролирующие деятельность всего округа. Они не всегда совпадают с самым крупным населенным пунктом административно-территориальной единицы. Всю информацию можно увидеть в таблице.

Наименование ФО Центр
ЦФО Город федерального значения – Москва
СЗФО Город федерального значения – Санкт-Петербург
ПФО Нижний Новгород
ЮФО Ростов-на-Дону
СКФО Пятигорск
УФО Екатеринбург
СФО Новосибирск
ДФО Владивосток

Изменение центра возможно только в случае, если определенный субъект переходит из ведомства одной территориально-административной единицы нового типа в другой. Из вышеперечисленных населенных пунктов не самыми крупными в своем ФО являются – Пятигорск и Нижний Новгород.

Карта федеральных округов


Удобство карт заключается в том, что помимо границ и занимаемой площади можно увидеть местоположение городов и иных населенных пунктов, а также географические особенности – расположение водоемов, лесов, гор, сельскохозяйственных угодий и так далее.

Гост

ГОСТ

Понятие федерального округа

Федеральный округ (ФО) – это укрупненная административно-территориальная единица, состоящая из нескольких регионов.

ФО находятся в прямом федеральном подчинении в Бразилии По данной теме мы уже выполнили эссе Бразилия подробнее , Мексике и США. Федеральный округ представляет собой часть унитарного государства, в котором существуют свои органы местной власти. Как правило, ФО создается для повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных общественных процессов. Деление на административные единицы проводится в странах с федеративным устройством.

Сами федеральные округа имеют унитарное административно-территориальное устройство. Они подчиняются органам местного самоуправления, регулируются особыми законами.

На сегодняшний день в России действует 8 федеральных округов:

  1. Центральный.
  2. Северо-западный.
  3. Южный.
  4. Северокавказский.
  5. Уральский.
  6. Приволжский.
  7. Сибирский.
  8. Дальневосточный.

Они включают в себя области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти образования называются федеральными субъектами. Помимо деления на федеральные округа в России существует деление на экономические районы. Их больше, чем федеральных округов.

Федеральные округа могут выступать как самостоятельные субъекты международных отношений. Они имеют право заключать договора с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Дальневосточный гектар подробнее строит отношения со странами Азии, интегрируясь в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами так же происходит на уровне отдельных регионов и субъектов федерации. Белоруссия По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель деления территории на федеральные округа

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:

  1. Определение проблем региона, поиск причин их происхождения.
  2. Постановку целей.
  3. Формирование стратегии, которую необходимо реализовать.
  4. Подбор инструментов, выстраивание тактики.
  5. Оценка проводимой политики.

Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.

Результат деления на федеральные округа

Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.

Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:

  1. Сосредоточение ресурсного потенциала.
  2. Замыкание хозяйственных связей.
  3. Повышение эффективности государственного регулирования.
  4. Обеспечение управляемости.
  5. Надежность, маневренность, гибкость региональной политики.
  6. Совмещение социально-экономических и административных элементов.
  7. Широкая комплексность хозяйства.

На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Федеральные округа РФ. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Центральный федеральный округ Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной — соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом, крупным ресурсным районом — европейским севером, а также с важными внешнеэкономическими партнерами — Украиной и Белоруссией. Полезными ископаемыми округ беден. Исключение составляют железные руды, по запасам которых он занимает лидирующее положение в стране. Важными предпосылками экономического развития также являются: уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой; самая мощная в стране научная база; развитая сеть учреждений среднего специального высшего образования;

Уральский федеральный округ Условия для развития хозяйства: благоприятным в экономико-географическом положении является соседство с самым крупным в стране по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом; отрицательным — отсутствие эффективного выхода к морю. Карское море замерзает Главное богатство Уральского федерального округа — крупнейшие в России ресурсы нефти и природного газа в Тюменской области. Велики запасы железных руд и руд цветных металлов в горнозаводском Урале. Однако суровые климатические условия на севере и востоке округа удорожают хозяйственное освоение его ресурсов. Отрасли хозяйственной специализации: нефте- и газодобывающая промышленность; черная металлургия; металлоемкое машиностроение; отрасли ВПК; отрасли лесного комплекса.

Сибирский федеральный округ Условия для развития хозяйства. СФО имеет исключительно неблагоприятное экономико – географическое положение: удален от основных центров экономической жизни страны; выход к морям Северного Ледовитого океана с коротким навигационным периодом — также малоблагоприятный фактор. Крупнейшие в России запасы угля, руд цветных металлов, древесных хвойных пород, гидроэнергоресурсов — основное богатство округа. Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территории осложняют и удорожают освоение природных ресурсов округа. Отрасли хозяйственной специализации: угледобывающая промышленность; электроэнергетика; цветная металлургия; отрасли лесного комплекса; энергоемкие отрасли химической промышленности; зерновое хозяйство; овцеводство.

Дальневосточный федеральный округ Условия для развития хозяйства: Приморское положение на берегах морей Тихого океана дает возможность развивать комплекс отраслей промышленности, морского транспорта. Серьезный недостаток — максимальная удаленность от наиболее развитых районов страны. Для ДФО характерно богатство полезными ископаемыми, которых нет или мало в других регионах (каменный уголь, руды черных и цветных, редких и драгоценных металлов, химическое сырье, алмазы). Здесь сосредоточены крупные лесные, гидроэнергоресурсы и запасы пресной воды, биологические ресурсы прибрежных морей. Ограничивающие факторы социально-экономического развития — самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и чрезвычайно низкими температурами, осложняющий и удорожающий все виды деятельности человека, а также отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования. Население. Дальневосточный федеральный округ — самый слабозаселенный регион России со средней плотностью населения немногим более 1 чел. на км2. Доля городского населения — 77%. Отрасли хозяйственной специализации: рыболовство и рыбная промышленность; горнодобывающая промышленность; отрасли лесного комплекса; морской транспорт.

В ряде государств федеральный округ – это административно-территориальная единица, и на ее территории размещается столица федерации. В Аргентине, к примеру, эта территориальная единица называется федеральным столичным округом, в Австралии – столичной территорией. Округ может наравне с другими субъектами входить в федерацию, а может быть ее частью.

федеральные округа это

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

центральный федеральный округ

Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.

Необходимость

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

южный федеральный округ

Произвол регионов

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

какой федеральный округ

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Современность

13 мая 2000 года был издан Указ Президента Путина "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе". Это позволило повысить эффективность работы органов государственной власти.

федеральные округа россии

Федеральные округа Российской Федерации имеют чрезвычайно важное государственное значение. Они предназначаются для решения общенациональных задач, а также "цементируют" экономическое и политическое пространство. Они представляют собой базовые структуры, на которые опираются федеральные центры при взаимоотношениях с территориями. Итак, теперь мы понимаем, что это – федеральная округа.

Функции представителя

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Что это – федеральные округа простыми словами?

приволжский федеральный округ

Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый "кусок" является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

федеральные округа российской федерации

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

В заключение

Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.

Читайте также: