Гражданская война в ингушетии доклад

Обновлено: 14.05.2024

Этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии, приведший 30 октября — 6 ноября 1992 года к вооруженным столкновениям и многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения.

Вооруженный конфликт

С 30 октября по 6 ноября 1992 года в Северной Осетии на территории Пригородного района и части города Владикавказа в результате обострения межнациональных отношений между осетинами и ингушами, - как проживающими в Осетии, так и жителями Ингушетии, - произошел вооруженный конфликт. Конфликт быстро перерос в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением власти, убийствами, захватом заложников и другими насильственными действиями.

Жертвы

Данные о жертвах в разных источниках отличаются, несмотря на отсылку к одному источнику – данным Генеральной прокуратуры РФ 1 . В самом тексте Постановления о прекращении уголовного дела сказано буквально следующее:

В Постановлении также указывается, что не менее 1 200 человек подверглось незаконному лишению свободы, уничтожено или повреждено около 3 000 жилых домов, а причиненный ущерб составил свыше 50 млрд. рублей, в том числе ингушскому населению около 38 млрд. рублей.

Бесконечное урегулирование

Память о трагических событиях отмечается ежегодно в обеих республиках. За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них было подписано после избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году.

Несмотря на регулярные попытки урегулирования конфликта со стороны федеральных властей число вынужденных ингушских переселенцев сокращается очень медленно. Осенью 1992 года Пригородный район покинули десятки тысяч ингушей, и, хотя с тех пор возвращение беженцев стало центральным вопросом в урегулировании этого спора, проблему разрешить не удается до сих пор 5 .

Мнение осетин

Мнение ингушей

История развития конфликта

Исторические и этнографические материалы свидетельствуют, что осетины и ингуши обитали смешанно в пределах нынешних Пригородного района и городского округа Владикавказ 9 . С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы терскому казачеству. Возникла чересполосица, представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию.

Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве, в основном заняли нейтральную позицию, казаки в основном заняли сторону белых, ингуши — красных. Поддержка Советской власти была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселенные казаками земли 10 .

Примечания

Автор: Кавказский Узел

– 1838 г. – 170 лет назад родился Ижи (по паспорту Эльджи) Джабагиев, в с. Ижи-юрте (ныне с. Насыр-Корт). Полковник царской армии, Полный Георгиевский Кавалер, участник русско-турецкой войны в 1877 – 1878 гг. Один из первых ингушей, получивших в царское время офицерский чин и титул дворянства. Точная дата смерти его не установлена.

– Православный праздник Рождество Христово.

– 1943 г. – 65 лет назад родился Осканов Суламбек Сусуркиевич. Герой России, генерал-майор авиации, летчик - испытатель. Погиб 7 февраля 1992 г. под Липецком при исполнении служебного долга. 11 апреля 1992 г. присвоено звание Героя России (посмертно).

– 1934 г. – образована Чечено-Ингушская автономная область путем объединения Ингушской и Чеченской областей.

– 1973 г. – 35 лет назад в Грозном начался трехдневный митинг ингушского народа с требованиями возвращения Пригородного р-на, восстановления попранных прав. Митинг разогнан воинскими частями. Начало массовых репрессий против участников митинга.

– 1993 г. – 15 лет назад Чрезвычайный съезд народов Ингушетии обратился в Международный Суд в Гааге с требованием осудить действия руководства России, допустившего кровопролитие в октябре – ноябре 1992 г.

– 1931 г. – родился Сагов Магомет Юсупович, в с. Альтиево Назрановского р-на, первый из ингушей кандидат ветеринарных наук (1971 г.). Заслуженный ветеринарный врач РФ (1997 г.), доцент агро-инженерного факультета Ингушского государственного университета.

– 1896 г. – родился Зязиков Идрис Бейсултанович, в с. Барсуки Назрановского округа Терской области. Получив начальное образование в Назрановской горской школе, окончил. Первое реальное училище г. Владикавказа.

В 1914 г. поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). В 1917 г. не успев ее закончить в связи с Октябрьской революцией, возвращается на родину и активно включается в общественно-политическую жизнь Северного Кавказа.

С 1918 по 1924 год И. Б. Зязиков являлся членом Терского облревкома и Терского облисполкома, председателем Назрановского окрисполкома, первым народным комиссаром внутренних дел Горской республики, председателем ЦИК Горской республики, секретарем бюро Горского обкома ВКП (б), членом ВЦИК СССР.

После образования 7 июля 1924 г. Ингушской Автономной области И. Б. Зязиков был избран первым секретарем обкома партии. В должности первого руководителя области он работал до 3 сентября 1929 года.

В 1930 г. во время учебы на курсах марксизма-ленинизма И. Б. Зязиков был арестован, его обвинили в контрреволюционной деятельности и в связях с иностранной разведкой. 11 июня 1932 г. Верховным судом РСФСР приговорен к расстрелу, который позже заменен на 10 лет лишения свободы.

В начале октября 1937 г. Идрис Зязиков был вновь арестован вместе с женой Жанеттой в г. Москве. 5 июля 1938 г. умер в тюрьме НКВД г. Грозного.

«Всем ходом своей истории в составе России ингушский народ был подготовлен к тому, чтобы в любой подходящий момент выступить против своих угнетателей. Невыносимый социальный и национальный гнет поставил его на грань физического уничтожения.

По выражению генерала Деникина, маленький ингушский народ явился “вершителем судеб советской власти на Кавказе”.

Ингушский народ в годы Гражданской войны проявил массовый героизм, понеся при этом неисчислимые потери. И надо отметить, что большевики на первых порах выполнили свое обещание вернуть отнятые в середине Х!Х века в пользу казачества ингушские земли. И не вина, а беда ингушей в том, что они не знали, какие страдания несет им власть большевиков, за которую они умирали.

Говоря о героях Гражданской войны, мы не должны их жизнь и деятельность рассматривать с позиций сегодняшнего дня и предъявлять им счет за те беды, которые принесла народу советская власть. Они искренне хотели счастья своему народу. И почти все они попали в жернова большевистской мясорубки.

Чем объяснить столь всенародное противостояние белым, превосходившим ингушей и численно, и вооружением? Ведь абсурдно было бы утверждать, что они под влиянием агитации большевиков воевали за победу диктатуры пролетариата. Объяснить этот всенародный порыв можно тем, что в памяти ингушей еще свежи были воспоминания об изгнании их царскими войсками из сел Ангушт (Тарское), Ахки-Юрт, Товзан-Юрт, Алхасте (Фельдмаршальская), Пажарий-Юрт

(Нестеровское), Илдарха-^ала (Карабулак), Эбарга-Юрт

(Троицкое), Слепцовская, Ассиновская и других; тем, что многие села были переименованы и в них насильственно поселены казаки с Дона, Поволжья, отставные солдаты и другие. Ингушетия испытывала страшный земельный голод.

Большевики обещали вернуть ингушам земли их отцов, что частично ими и было сделано. Только надеждой на эти обещания можно объяснить столь активное участие в массе своей безграмотных горцев в боях против белых. Нашествие деникинцев воспринималось ингушами, как новая акция аннексии их оставшихся земель процарскими войсками, и поэтому понятен столь высокий героизм, который был проявлен ими в борьбе против деникинцев.

После советской власти большинство из них честно пытались служить новой власти и своему народу. Однако были и такие, которые преданно служили большевистскому режиму и помогали ему уничтожать свой народ.

Но, говоря в целом о героях Гражданской войны, необходимо отметить, что это были борцы за счастье своего народа. Да, они заблуждались, но заблуждение их было искренним, а прозрение слишком горьким.

Советская власть, как известно, в первую очередь уничтожала тех, кто ей искренне служил. И то, что мы сегодня хотим рассказать подрастающему поколению о героях Гражданской войны, не продиктовано стремлением возродить коммунистическую идеологию. Хорошая или плохая, но это наша история. И наконец, те герои Гражданской войны, о которых мы пишем в этой главе, оставили о себе хорошую память в народе, как его верные сыны и настоящие мужчины.

Как в годы царизма, так и в годы советской власти волею судьбы ингуши были вынуждены служить царскому и советскому режимам, проводившим по отношению к ингушам жестокую политику. События октября - ноября 1992 года показали, что еще не все из этой политики ушло в прошлое.

Лидеры белого движения полагали, что сначала необходимо победить большевиков и только потом решать вопросы будущего политически-экономического обустройства страны. На Северном Кавказе белые идеи не получили поддержки, а подтолкнули горцев к большевикам. Главной опорой революции стали ингуши и чеченцы, которые выступили против контрреволюции, рассчитывая получить независимость и свести счеты со своими старыми врагами – терскими казаками.

Горская республика

Вайнахи и казаки

Казаки сохраняли нейтралитет, однако в декабре 1917 года в Грозном начались массовые столкновения между терцами и рабочими с одной стороны и чеченцами с другой. На съезде народов Терской области казаки требовали объявить войну чеченцам и ингушам, но никто их не поддержал. Национальными столкновениями решили воспользоваться большевики. В марте 1918 года они, не имея контроля над территорией региона, провозгласили власть советов над Терской областью и потребовали от казаков покинуть свои станицы, которые перейдут вайнаханским народам, к которым относятся чеченцы и ингуши.

Ингушский фактор

Генерал Шкуро писал, что главными противниками его дивизии были ингуши и представители христианской секты молокан, которые столетиями жили на Кавказе. 11 февраля 1919 года белые атаковали и захватили Владикавказ. Находившиеся в городе отряды красных ушли в Грузию, а терские казаки вернулись в станицы. Терская область было очищена от большевиков, но вайнахи продолжили воевать. В марте 1919 года вместе с кабардинцами они разбили несколько белых батальонов, но к маю центр противостояния переместился в Чечню.

Перелом в войне

Горцы поддержали большевиков, поверив их обещаниям о национальном самоопределении и возможности отобрать земли у терцев. Казаки взялись за оружие и выгнали красных с ряда населенных пунктов, однако не смогли выбить противника из Владикавказа и Грозного, который 100 дней был в осаде. Деникинцы вошли в Грозный 4 феврали 1919 года, что вызвало консолидацию всех чеченских тейпов, объединившихся с красноармейцами. Белые на время закрепились в плоскостной Чечне, а в горных районах образовался мусульманский эмират шейха Узун-Хаджи, который создал небольшую боеспособную армию.

Из-за страха перед войсками Деникина большевики признали власть Узун-Хаджи и гарантировали горцам национальное самоопределение. Отдельные части красной гвардии даже воевали под знаменами эмирата. В 1920 году после разгрома армии Деникина и смерти Узун-Хаджи большевики при помощи красных горцев смогли взять под контроль все территории Северного Кавказа. 27 марта 1921-го большевики приступили к реализации своего обещания вернуть казачьи земли горцам и выгнали терцев из 18 станиц. Из 75 тыс. казаков и членов их семей высылку пережила половина.


Предыстория ингушских притязаний и борьба с соседями за земли

Митинг ингушей. 1973 год./Фото: khamarzkostoev.files.wordpress.com

С приходом русских на Кавказ часть населенных ингушами территорий было решено передать терским казакам. На этих землях создали чересполосицу из казачьих станиц между равнинной Ингушетией и горной. Однако ингуши таким положением дел не удовлетворились, что породило постоянные соседские противостояния.

Накануне революции ингуши продолжали делить с терскими казаками земли сегодняшнего Пригородного района РСО и часть пограничных территорий. В ходе гражданской войны казаки в большинстве своем приняли сторону белых, ингуши же присоединились к красным. Поддержка советской власти объяснялась гарантиями красных возвращения ингушам земель, населённых казаками. По окончании войны во исполнение данных обещаний власть советов выселила терских казаков, вернув ингушам значительные территории.

До 1924 года ингуши и северные осетины пребывали в составе единой Горской АССР. Позже последнюю упразднили, разделив на Северо-Осетинскую и Ингушскую автономии, при этом Владикавказ выступал единым админцентром обеих областей, оставаясь самостоятельным. Ингушская земля, помимо сегодняшней Ингушетии, включала в себя соседние территории – правобережные территории Владикавказа и сам Пригородный район. Территориальные претензии между автономиями возникали уже тогда.

Обострение взаимоотношений осетин с ингушами спровоцировало решение Северо-Кавказского краевого комитета о передаче города Владикавказа осетинской автономии. Несогласие ингушской интеллигенции и опротестование спорного постановления в итоге привели к снятию данного вопроса с повестки дня. Однако на заре 30-х годов принадлежность Владикавказа снова актуализировалась, и город под новым названием Орджоникидзе снова передали Осетии. Ингушей же вместе с чеченцами объединили в одной автономной Чечено-Ингушской области.

Депортация по-сталински и конфликт, спровоцированный реабилитацией

Жители Ингушетии у мемориала памяти жертв трагедии осени 1992 года./Фото: angusht.org

К 1944 году объединенную республику упразднили. Это было связано с начавшейся высылкой ингушей и чеченцев в Казахстан и Сибирь. Депортировали ингушей и из Пригородного района, окончательно и официально передав его осетинам. К 1957-му репрессированному народу позволили вернуться домой, Чечено-Ингушетию реабилитировали немного в смещенных границах. А в виде компенсаций в ведение Чечено-Ингушской АССР передали два ставропольских района.

При этом Пригородный район оставили Северной Осетии, и возвращение туда ингушей не особо приветствовалось. Но многие из них возвращались, покупая у осетин когда-то принадлежавшие им дворы, нелегально живя и получая прописку. Многие из них учились и трудились в учреждениях Владикавказа, несмотря на напряженные отношения с осетинскими представителями, встречались даже смешанные браки.

С тех времен стали особенно популярны ингушские идеи о возвращении исторических границ. В 1973-м в Грозном прозвучали открытые народные требования вернуть ингушам Пригородный район. А к началу 1990-х проблема стала обсуждаться на всех уровнях. Катализатором последующих споров стал закон ВС СССР, предусматривавший так называемую "территориальную реабилитацию". Такое решение обострило требования ингушей, усилив их юридическую базу. На фоне устоявшейся к тому времени напряженности, при отсутствии действенных наработок регулирования конфликтов и с учетом свободного доступа к боевому оружию обостренная конфронтация вылилась в войну.

После распада Советского Союза перестала существовать и Чечено-Ингушская АССР. Чечня объявила независимость, а Ингушетия пожелала остаться в юрисдикции России. 15 сентября 1991-го народные депутаты провозгласили Ингушскую республику с включением исторических территорий с админцентром во Владикавказе. Однако в содержании закона Российской Федерации об Ингушетии в составе РФ границы не были определены.

Москва не спешила реализовывать закон о реабилитации сталинских репрессированных. В октябре 1992-го власти Назрани, выражая волеизъявление народа Ингушетии о защите проживающих в Северной Осетии граждан, приняли решение организовать дежурство отрядов самообороны в заселенных ингушами областях Пригородного района. Операция планировалась до момента передачи Ингушетии всех отнятых Сталиным территорий. В ответ власти Северной Осетии выступили за разоружение ингушей и разблокирование местных населенных пунктов, выражая готовность провести военную операцию собственными силами.

Затянутое решение острого вопроса привело к трагедии. И в ночь на 31-е октября 1992-го после нескольких провокаций произошли серьезные осетино-ингушские стычки. Ингушские отряды напали на пост внутренних российских войск, поселковый милицейский участок и местную ГАИ. За этим в Пригородном районе, Владикавказе и близлежащих поселках последовали убийства с захватами заложников, поджогами и разграблениями домов, повлекшие привлечение регулярной Российской армии и завершившиеся вытеснением ингушей из Владикавказа и Пригородного района. По официальным данным в вооруженном столкновении, продлившемся до 5 ноября, погибли около 600 человек (по большей части ингушей), ранены до тысячи человек, более 250 пропали без вести.

Как сегодня уживаются осетины с ингушами

Уровень конфликта потребовал вмешательства российской армии./Фото: fb.ru

Сегодня в Северной Осетии живут до 30 тыс. ингушей. При этом есть ряд селений, где они достаточно мирно сожительствуют с осетинами. Одно из таких мест - село Балта на окраине РСО. В нескольких минутах езды — грузинская граница. Здешние жители с детства владеют несколькими языками и знакомы с традициями друг друга.

В СССР село принадлежало сначала Ингушской автономии, а позже — Чечено-Ингушской. Туда заселялись ингуши, армяне, русские. После сталинской депортации ингушей Балта перешла Северной Осетии. А когда ингушам позволили вернуться домой, выходцы из села приезжали обратно. В постсоветские годы в Балте обосновались не только представители осетино-ингушского конфликта, но и беженцы после грузино-осетинских столкновений.

Сегодня село можно смело называть интернациональным. Ингушские представители часто живут обособленно, не отдают своих дочерей замуж за представителей других наций. Однако открытых межнациональных противостояний здесь нет. И хотя провластные организации официального Магаса так и не смирились с утвержденными границами, проживающие на осетинской территории ингуши понимают, что эскалация конфликта приведет к новой крови.

К слову, вопреки сложившимся стереотипам, среди коренных осетинов и ингушей можно найти светловолосых и голубоглазых людей. И на это есть объективные исторические причины.

Читайте также: