Старообрядцы в современной россии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Россия - это страна с множеством народов, с уникальной культурой и традициями. Россию по праву можно считать страной, включающей с себя множество мировых религий, т.е. мультирегиональной (многорелигиозной). На территории нашей страны проживает огромное количество мусульман, представители буддизма, вединчиских культов, иудеи и многие другие последователи различных религиозных общин, многие из которых являются уникальными и неповторимыми по своей сути. Не стоит забывать и о том, что именно православное христианство играет особую роль во многовеком становлении нашего государства. В связи с чем, православие необходимо рассмотреть более подробно.

В настоящее время, у современного общества, всё чаще пробуждается интерес и возникают вопросы связанные с русской религиозной культурой. Именно поэтому я взяла тему данного эссе, т.к. считаю что старообрядчество сыграло немаловажную роль в становлении современной России.

Глава 1. История развития и становления старообрядческой культуры

Изначально управление русской церковью находилось в Киеве во главе с митрополитом. Греки - первые митрополиты на Руси. Они присылались из ‹‹колыбели›› православной культуры - Константинополя, гречискими патриархами. Уже позднее, на Руси, митрополитов избирали собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Вскоре, пребывание митрополита было перенаправлено во Владимир, т.к. Киев был разорён татарами в 1240 году. А через некоторое время и вовсе, митрополитская кафедра, была перенесена в Москву.

С 1448 года митрополиты стали избираться без утверждения и хиротонии византийского патриарха, т.е. русская церковь приобрела независимость от греческой.

Такие перемены весьма повлияли на единство русской митрополии. При приобретении независимости, русская митрополия разделилась на две части: одна - управляла северо-восточной частью России (церковь крупнейшего и сильнейшего независимого государства, которая всеми силами сохраняла чистоту православия) , другая - юго-западным краем (вскоре она попала под католическое влияние.

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

  1. РЕФОРМЫ ПРИВЕДШИЕ К НАЧАЛУ РАСКОЛА И ГОНЕНИЕЮ СТАРООБРЯДЦЕВ

Из истории Русской Православной Церкви известно, что в середине XVII века Россию сотряс церковный раскол, который был вызван неприятием частью православных христиан новшеств, введенных в русское православие патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. На соборе в 1666 году была официально провозглашена анафема на ревнителей старых обрядов, и с этого момента в богатую русскою историю включается новый период, освещающий трехсот пятидесятилетнюю эпоху существования старообрядчества.

После вступления Никона на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад, что свелось к следующим церковным нововведениям:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, было введено троеперстие.

3. В старых книгах ( во время крещения, венчания и освящения храма) - обхождение по солнцу, в новых же книгах - обхождение против солнца.

Эти изменения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Все эти жестокие меры и изменение, в связи с расколом, привели к сильному гонению на людей старой веры. Людям приходилось искать новые пристанища, за частую такими становились катакомбы, и привыкать к новой жизни. Жизни в которой страх преследования был по всюду.

Глава 2. Старообрядчество в современном мире

В начале 20-го века, одним из явлений, можно даже сказать значительнейшего, новой русской культуры стало признание старообрядчества. Трагедию того ужаснейшего раскола переосмыслила не только Россия, но и русское зарубежье. Из исторических сводок было известно, что Александр Солженицын, находившийся в эмиграции на тот момент (в США) не раз встречался со старообрядцами, людьми свято хранящими и соблюдающими старую веру.

В настоящее время общины старообрядцев можно встретить на территории таких государств как: Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Польша, Украина, Румыния, США, Канада и в ряде стран Латинской Америки и даже в Австралии.

Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния)

Несмотря на жестокие гонения и преследования раскольники выстояли, сохранили и сберегли свою веру.

Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

В последствии старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность и преданность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Столь неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились и сохранились:

  1. Древние рукописи
  2. Старопечатные книги
  3. Старинные иконы
  4. Церковная утварь

Но самое главное и ценное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Таким образом, старообрядчество является важной частью религиозно-духовной культуры России и внесет свою лепту в сохранение бытия русского народа.

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.

3. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.

4. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Кудрякова Ольга Анатольевна

2. История развития и становления старообрядческой культуры.

а) Русская церковь до XVII века.

б) Реформы Никона, приведшие к началу раскола и гонению старообрядцев.

3. Старообрядчество в современном мире.

4. Старообрядчество в Оренбургской области.

6. Список использованных источников.

1. Введение

Россия - это страна с множеством народов, с уникальной культурой и традициями. Россию по праву можно считать страной, включающей с себя множество мировых религий, т.е. мультирегиональной (многорелигиозной). На территории нашей страны проживает огромное количество мусульман, представители буддизма, вединчиских культов, иудеи и многие другие последователи различных религиозных общин, многие из которых являются уникальными и неповторимыми по своей сути. Не стоит забывать и о том, что именно православное христианство играет особую роль во многовеком становлении нашего государства. В связи с чем, православие необходимо рассмотреть более подробно.

Наше общество отличается глобальной веротерпимостью, безусловным уважением к национальным, региональным и семейным традициям, основанным на гуманизме и человеколюбии. Это не просто веяние времени, но чёткая и принципиальная государственная политика. Однако так было не всегда.

В современном обществе всё чаще пробуждается интерес и возникают вопросы, связанные с русской религиозной культурой. Один из них – старообрядчество – вера, которая несмотря на гонения со стороны православной церкви - сохранилась в современной России.

Именно поэтому я взяла тему данного эссе, так как считаю, что старообрядчество сыграло важную роль в становлении современной России.

Цель моей работы - изучение старообрядчества в современной России как уникального явления христианской культуры, сохранившего неизменной старую православную традицию.

1. История развития и становления старообрядческой культуры.

а) Русская церковь до XVII века.

Изначально управление русской церковью находилось в Киеве во главе с митрополитом. Греки - первые митрополиты на Руси. Они присылались из ‹‹колыбели›› православной культуры - Константинополя, гречискими патриархами. Уже позднее, на Руси, митрополитов избирали собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Вскоре, пребывание митрополита было перенаправлено во Владимир, т.к. Киев был разорён татарами в 1240 году. А через некоторое время и вовсе, митрополитская кафедра, была перенесена в Москву.

С 1448 года митрополиты стали избираться без утверждения и хиротонии византийского патриарха, т.е. русская церковь приобрела независимость от греческой.

Такие перемены весьма повлияли на единство русской митрополии. При приобретении независимости, русская митрополия разделилась на две части: одна - управляла северо-восточной частью России (церковь крупнейшего и сильнейшего независимого государства, которая всеми силами сохраняла чистоту православия), другая - юго-западным краем (вскоре она попала под католическое влияние).

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

б) Реформы Никона, приведшие к началу раскола и гонению старообрядцев.

После вступления Никона на московский патриарший престол в 1652 году он задумал переделать русскую церковь на новый лад, что свелось ко множеству нововведений. Всё это делалось без одобрения Собора, самовольно, что и послужило причиной церковного раскола. Реформы по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, начатым в 1653 году, встретили сильнейшее сопротивление сторонников старых обрядов.

Русские люди подвергались жестоким гонениям и казням. Многие предпочитали смерть, чем предательство веры своих отцов и дедов. Христиане говорили, что новый патриарх упразднил Христа.

Все эти жестокие меры и изменение, в связи с расколом, привели к сильному гонению на людей старой веры. На поместном соборе Русской церкви в 1656 г. все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Состоявшийся в 1667 году Большой Московский собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.

Правительство крайне жестоко обходилось с людьми старой веры: их сотнями и тысячами сжигали на кострах, четвертовали, отрезали языки, рубили головы; монастыри, тюрьмы и подземелья были наполнены страдающими за веру людьми. Гражданское и духовное правительство нещадно уничтожали русских людей, своих же братьев по крови. Не щадили не только мужчин и женщин, но и детей. Русские православные христиане явили огромную силу духа и веры в это ужасное время. Многие осознанно пошли на смерть, но не предали своей веры. Во многих деревнях население совершало самосожжение, лишь бы избежать преследований и пыток.

Старообрядчество пребывало в гонениях более двухсот лет. Время от времени, они то ослабевали, то усиливались вновь. Царь Пётр I провозгласил в государстве принцип веротерпимости. Этим принципом воспользовались в России многие вероисповедания, не действовал этот принцип только для староверов. Их уже не сжигали массово, но отдельные такие случаи имели место быть, равно как и другие виды смертной казни. Пётр I позволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, при этом обложив их двойным налогом. Одним словом, приверженцы старой веры стали источником довольно ощутимых доходов, как для правительства, так и для духовенства. При этом никаких гражданских прав у них не было.

Одно из первых мест в ряду приверженцев старины занимал протопоп Аввакум. Он же стал одной из первых жертв преследований, которым подверглись противники реформ Никона. В сентябре 1653 года он был брошен в тюрьму, где на него оказывалось давление с тем, чтобы он признал реформу, однако положительного результата это не дало. Аввакум был сослан в Тобольск. Но в 1663 году он был возвращён в Москву, так как к этому времени Никон потерял своё влияние при дворе.

Только во времена царствования Екатерины II (1762 – 1796) старообрядцы получили некоторые послабления. Однако к концу царствования Александра I вновь появляются указы, которые стесняют их духовную жизнь. Во времена Николая I (1825 – 1855) преследования старообрядцев ужесточаются, и только события, связанные с революцией 1905 года, позволили им открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон и организовывать общины. Но они так и не получили полной религиозной свободы: их священство не было признано, не было разрешено проповедовать свою веру, занимать ответственные административные должности, право преподавать в общих народных школах, и многое другое.

Несмотря на гонения со стороны Руссой церкви, выстояли, сохранили и сберегли свою веру. Они сохранили свою систему образования, включающую заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению.

Посещение старообрядческих храмов людьми, не разделяющими эту веру, возможно при соблюдении определенных правил. Так юбки у женщины должны быть ниже колен, верхняя одежда с длинным рукавом, а обувь — закрытая и без высоких каблуков. Голова должна быть покрыта платком, при этом шапки и шарфы, а также макияж, не допускаются. Для посещения храмов мужчины надевают брюки, закрытую обувь и одежду с длинным рукавом. Часть богослужений, к примеру, Божественная литургия, совершается только для старообрядцев, поэтому остальным посетителям предложат покинуть храм на это время. Кроме того, во время службы входить и перемещаться по храму запрещается.

2. Старообрядчество в современном мире

В начале 20-го века, одним из явлений, можно даже сказать значительнейшего, новой русской культуры стало признание старообрядчества. Трагедию того ужаснейшего раскола переосмыслила не только Россия, но и русское зарубежье. Из исторических сводок было известно, что Александр Солженицын, находившийся в эмиграции на тот момент (в США) не раз встречался со старообрядцами, людьми свято хранящими и соблюдающими старую веру.

В настоящее время общины старообрядцев можно встретить на территории таких государств как: Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Польша, Украина, Румыния, США, Канада и в ряде стран Латинской Америки и даже в Австралии.

Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния)

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

3. Старообрядчество в Оренбургской области

Территория Оренбургской губернии была привлекательной для старообрядцев. Оторванность ее от центра России, консервативность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционной культуры и быта. Процесс переселения старообрядчества в регион был постепенным.

Впервые сведения о старообрядцах всех возрастов, проживающих в Оренбургской

губернии, были собраны по инициативе Преосвященного Августина в 1813 году. При

этом, содействие оказывали представители гражданской власти. По результатам этой

переписи в Оренбургской губернии раскольников насчитывалось не менее 1,5 тыс. человек.

Со всей очевидностью прослеживаются 4 этапа расселения старообрядческих общин на территории Оренбургской области, которые укладываются в периодизацию этнокультурного развития территории в работе Т. И. Герасименко.

I I этап переселения староверов в рамках российской колонизации – с 1730 по 1917 гг.

На современном этапе старообрядческие общины расселены дисперсно. Изолированных общин осталось очень мало. Представителями таких общин являются старообрядцы-федосеевцы (кулугуры) в селах Софиевка, Река Дема, Луна и Дубровка. Они затворились от внешнего мира и живут по своим законам. У них отсутствует церковная иерархия, они убеждены, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.

В настоящее время на территории Оренбургской области продолжают сохраняться почти все старообрядческие согласия, наличие которых фиксировалось документами конца ХIХ – начала ХХ в.

4. Заключение

Несмотря на жестокие гонения и преследования раскольники выстояли, сохранили и сберегли свою веру.

Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

В последствие старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность и преданность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Столь неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились и сохранились:

  1. Древние рукописи
  2. Старопечатные книги
  3. Старинные иконы
  4. Церковная утварь

Но самое главное и ценное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Таким образом, старообрядчество является важной частью религиозно-духовной культуры России и внесет свою лепту в сохранение бытия русского народа.

5. Список использованных источников

1. Канаев Д. Н. Русское старообрядчество: социально-философский анализ. Автореф. к. ф. н. М., 1999

2. Мельников Ф. Е. Краткая история древнеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: БГПУ, 1999

3. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

4. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.

5. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.

6. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры.Уфа, 2002 219 с.

7. Камзина А. Д. Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядчества как предмет отечественной исторической науки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012 № 5 С. 129—137.

8. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество XVII–XIX веков: в 2-х т. / сост. Г.М. Прохоров, под общ. ред. В. В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. 688 с.

9. Герасименко Т. И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. Монография. Санкт-Петербург, 2005. 235 с.

Старообрядчество возникло в XVII веке в результате раскола в Русской Православной Церкви после проведения церковной реформы. Не принявшие новый уклад церковной жизни старообрядцы, среди которых были известные бояре и купцы, долгое время подвергались гонениям со стороны властей, жестоким казням и пыткам.

Как все было

Часть священнослужителей, многие бояре, крестьяне и городские жители не приняли нововведения. Среди приверженцев старой веры стали распространяться письма и послания протопопа Аввакума и других проповедников, в которых они обличали патриарха Никона и его последователей (никониан), а последние не оставались в долгу и отвечали тем же.

Царь Алексей Михайлович Романов поддержал патриарха Никона, а Большой Московский собор 1666-1667 годов высказался за реформы, проводимые им, проклял противников нововведений и отлучил их от церкви, а также постановил передать лидеров старообрядцев в руки властей. С этого момента начался раскол в Русской Православной Церкви, а сторонники старой веры стали называться раскольниками.

Противостояние раскольников и никониан было долгим. Так, восстание монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря продолжалось восемь лет. С 1668 по 1678 годы монахи противостояли царским войскам, которым в итоге удалось сломить сопротивление только с помощью предательства, когда один из перебежчиков сообщил властям, как можно проникнуть в обитель. В результате схватки почти все защитники монастыря погибли, а оставшиеся были подвергнуты жестоким казням и пыткам. В живых остались только 14 человек. Начиная с XVIII века, в память о святых мучениках и исповедниках, пострадавших за древнее благочестие в Соловецкой обители Русская Православная Старообрядческая Церковь 29 января совершает поминовение.

Во время правления первого императора России Петра Великого в 1716 году староверы получили право вести полулегальное существование, правда, при условии уплаты двойного налога. Но это продолжалось недолго — все ограничения в их отношении были законодательно отменены в 1905 году указом Николая II. В частности, в нем повелевалось именовать раскольников старообрядцами.

Начиная с 1920-х годов, старообрядчество снова подверглось гонениям со стороны Советской власти, проповедующей атеизм, но уже наравне с другими религиями. Интересно, что в советский период староверы подвергались гонениям и со стороны Русской православной церкви, которая отказалась от этого лишь в 1971 году.

Знакомство со старообрядчеством

В современной России старообрядцев представляют различные религиозные организации, в числе которых Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь и Русская православная старообрядческая церковь. Последняя считается самой крупной организацией старообрядцев, поскольку из двух миллионов староверов России, больше половины являются ее прихожанами.

По статистике, кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области, а большие общины находятся на Урале и в Сибири. Во многих городах России открыты храмы старообрядцев — в Екатеринбурге (Никольская старообрядческая церковь), Казани (Покровский собор), Нижнем Новгороде (Старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы), Санкт-Петербурге (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).

Посещение старообрядческих храмов людьми, не разделяющими эту веру, возможно при соблюдении определенных правил. Так юбки у женщины должны быть ниже колен, верхняя одежда с длинным рукавом, а обувь — закрытая и без высоких каблуков. Голова должна быть покрыта платком, при этом шапки и шарфы, а также макияж, не допускаются. Для посещения храмов мужчины надевают брюки, закрытую обувь и одежду с длинным рукавом. Часть богослужений, к примеру Божественная литургия, совершается только для старообрядцев, поэтому остальным посетителям предложат покинуть храм на это время. Кроме того, во время службы входить и перемещаться по храму запрещается.

К востоку от столицы России расположена область Гуслицы, чьи города Воскресенск и Егорьевск, а также многочисленные села и деревни населены в основном старообрядцами.

В местных населенных пунктах существуют музеи по истории старообрядчества. Так один из них находится в деревне Степановка, другой — в селе Ильинский погост. В музеях представлены экспозиции, посвященные прошлому этих сел, воссоздан интерьер избы старообрядцев.

Поселения старообрядцев расположены в Сибири, на севере и юге России и других местах, куда их предки уходили от притеснений. К примеру, в Алтайском крае существуют несколько старообрядческих деревень. В одной из них — Верхнем Уймоне — открыт музей, где можно подробно узнать о быте и вере старообрядцев. В его экспозиции представлено около пятиста подлинных экспонатов, некоторые из которых до сих пор в ходу у местных жителей. Это и посуда — горшки, кринки, тарелки, кружки, а также одежда и обувь, фотографии, иконы. В библиотеке музея хранится литература по истории старообрядчества и материалы — воспоминания местных жителей.

В селе Тарбагатай, расположенном в том же районе Бурятии, также существует община старообрядцев и создан Музей старообрядческой культуры, основателем которого стал отец Сергий, священник местной старообрядческой церкви. В его коллекции представлены иконостас и рукописные книги XVII века, расписные сундуки, кованные и резные кровати, двухсотлетние тульские самовары, кузнечные меха, сито из конского волоса и другие предметы культуры и быта старообрядцев Бурятии.


В начале ХХ века в Российской империи проживало от 2 200 000 до 4-5 миллионов староверов, но точное число трудно установить, т.к. многие скрывали свою принадлежность к старообрядчеству. В наше время в России проживает около 2 миллионов.

Самоназвание

Основные течения

Не признававшееся властями старообрядческое движение было вынуждено вести полуподпольное существование. По этой причине само движение изначально было расколото на десятки различных групп и общин с разными правилами и обрядами. В настоящий момент среди староверов действуют несколько основных направлений.

География расселения старообрядцев

Избегая преследований царского правительства, старообрядцы поначалу старались расселяться максимально далеко от центров власти. По этой причине общины староверов можно было встретить в самых удаленных областях русского севера и Сибири, западных губерниях, Прибалтике и многих других окраинных районах. Впрочем, позднее, с ослабеванием преследований, старообрядческие общины обосновались и в центральной России. Кроме того, многие старообрядцы так и вовсе покинули территорию ставшей для них опасной родины, выехав за рубеж – в Османскую Турцию, Румынию, Канаду, Южную Америку и многие другие страны.

Выехавшие в эти страны старообрядцы по сей день хранят свой традиционный уклад и говорят на архаичном варианте русского языка, на котором разговаривали их предки. В настоящий момент основным центром старообрядчества в России является, пожалуй, община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве, где в одном месте сосредоточено сразу несколько принадлежащих старообрядцам церквей и магазинов, кладбище, а также жилые дома. Именно туда, пожалуй, стоит поехать тому, кто желает воочию посмотреть на традиции старообрядцев.

Традиционный быт современных старообрядцев России

Многие удаленные от центра России старообрядческие общины до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. В Сибири, на Урале, Туве и некоторых других районах до сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.

В подобных деревнях мало пьют и почти совсем не курят. Впрочем, если зайти вглубь лесов, вдаль от таких удаленных деревень, то там до сих пор можно найти уже совсем традиционные старообрядческие скиты, в которых не будет ни электричества, ни телефонов и вообще никаких следов современной жизни. Правда, число таких скитов сокращается с каждым днем.

Жизнь старообрядцев мегаполиса

А как ведут себя старообрядцы – жители крупных метрополий, таких как Санкт-Петербург или Москва? По-разному. Многие из них и в Москве стараются носить традиционную одежду и не брить бороду. С другой стороны, зайдя в столичный старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там современно одетых верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Некоторые из современных старообрядцев предпочитают некоторый компромиссный вариант: в течение рабочей недели носят обычную одежду, а посещая храм – переодеваются в традиционную.

Как посещать старообрядцев

Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.

Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.

Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.

Читайте также: