Доклад о дружбе подростков

Обновлено: 25.06.2024

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Тема исследования: дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками подросткового возраста; Актуальность: социальная: необходимость дружеских взаимоотношений в современном обществе; личностная: личная потребность узнать важность дружеских взаимоотношений; Противоречия: взаимоотношения между мальчиками и девочками подросткового возраста; Проблема : как выявить потребность во взаимоотношениях между мальчиками и девочками подросткового возраста; Объект : взаимоотношения между мальчиками и девочками; Предмет : дружба между мальчиками и девочками подросткового возраста; Цель : изучить социально-психологические особенности общения между мальчиками и девочками подросткового возраста; Гипотеза : предположим , что большинство мальчиков и девочек подросткового возраста находятся в дружеских взаимоотношениях; Задачи : Теоретическая: изучить теоретические источники по теме исследования; Практическая : провести практическое исследование по выявлению особенностей взаимоотношений у мальчиков с девочками с помощью тестов; Предполагаемые результаты : 1. Будет изучено 9-10 теоретических источников по теме исследования. 2. Будет проведено анкетирование с учащимися. 3. Будет выполнен анализ собственных качеств, развивающихся в процессе взаимоотношений между мальчиками и девочками; Методы: теоретические методы: изучение теоретических источников, определение понятий. Эмпирические методы: социальный опрос(анкета),наблюдение, тестирование.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Введение ………………………………………………………………………..………. 3 Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений мальчиков и девочек подросткового возраста ……………………………………………………………. 5 1.1 Содержание понятий исследования…………. …..………………….. 5 1.2 Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками подросткового возраста……………………………………………………………….. 10 1.3 Методы диагностического исследования и тестирование на проявление этих взаимоотношений……………………………. ……..…….… 13 Выводы по главе 1 ………………………………………………………………. …. 15 Глава 2. Исследование взаимоотношений между мальчиками и девочками подросткового возраста .……………………………………………………..…. ……17 2.1 Результаты тестирования учащихся ……………………………….……….… 17 2.2 Анализ собственных качеств, развивающихся в процессе взаимоотношений со сверстниками…….…………….………………………. ….. 19 Выводы по главе 2 ………………………………………………………………. …… 21 Заключение …………………………………………………………………….…..…… 23 Список литературы …………………………………………………………………..… 24 Приложение ………………………………………..………………………………..….. 25

АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ Последние годы научный интерес к теме влияния фактора пола на взаимоотношения значительно возрос. Интерес к этой теме обусловлен, прежде всего, тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка . Недостаточная изученность особенностей взаимоотношений между мальчиками и девочками в подростковом возрасте и определили тему настоящего исследования . Объектом исследовательской работы являются взаимоотношения между мальчиками и девочками, а предметом - дружба между мальчиками и девочками подросткового возраста. Цель работы: изучить социально-психологические особенности общения между мальчиками и девочками подросткового возраста . Для поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить теоретические источники по теме исследования; провести практическое исследование по выявлению особенностей взаимоотношений у мальчиков с девочками с помощью тестов, анкетирования ; принять участие в тренинге по улучшению взаимоотношений между мальчиками и девочками подросткового возраста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1.1 Содержание понятий исследования Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям. Взаимоотношение предполагает "взаимную связь" и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений, а возникающие объективные отношения в группе между её членами порождают межличностные отношения. Элементы межличностных отношений:

1.2 Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками подросткового возраста Вопрос о различиях общения у мальчиков и девочек подросткового возраста пока недостаточно изучен. Различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Стиль и характер межличностных отношений зависят не только от особенностей воспитания мальчиков и девочек, половой принадлежности индивида, но и от конкретной ситуации общения, особенностей партнера, содержания коммуникаций и т.д. Различное отношение мальчиков и девочек подросткового возраста к смешанной дружбе не случайно. Прежде всего, сказываются различия в темпах физического и личностного созревания мальчиков и девочек подросткового возраста.

1.3. Методы диагностического исследования и тестирования на выявление этих взаимоотношений. Для успешного выявления взаимоотношений между мальчиками и девочками необходимо использовать метод анкетирования, позволяющего выявить особенности общения и его показатели. Взаимоотношения должны оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать независимое заключение. Методы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, дружба - это близкие отношения двух и более людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей . Тестирование было проведено с целью узнать, существует ли вообще дружба между подростками и на какой стадии она находится. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что именно дружба существует между подростками и большинство из них находятся именно на стадии дружеских взаимоотношений, с эмоциональной поддержкой, взаимопониманием . Гипотеза , выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие ей задачи выполнены. В ходе работы я узнала множество методов для выявления дружеских взаимоотношений у подростков. Также мне удалось пообщаться с ребятами и послушать их мнения о взаимоотношениях со своими друзьями, приятелями и я выяснила, что многие считают их чем-то большим, чем просто друг или подруга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Туртулова Руфия Васильевна

КГУ СОШЛ №38 г Семей

Понятие дружбы в подростковом возрасте

В. А. Сухомлинский писал, что уже у 13—14-летних подростков основой дружбы чаще становятся духовные интересы и потребности, чем увлечение каким-то определенным видом труда. (См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.— М.: Молодая гвардия, 1971.- С. 219).

Разумеется, дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с их друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт; реже упоминаются различные любительские занятия и хобби. Но от 20 до 40 процентов опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом (подчеркивалось, что речь идет не о вербальной активности, а именно о предметной деятельности, совместных занятиях и увлечениях) без ответа. Дружба ассоциируется у них главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче — с вербальным общением.

Потребность в эмоциональном контакте со старшим нередко принимает даже форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

Какое место занимает дружба в ряду других межличностных отношений и прежде всего — какова сравнительная степень психологической близости юношей и девушек с друзьями и с родителями?

Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна.

Поэтому, дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. (Кон И.С. Психология ранней юности)

Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя, а это так важно!
Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития личности.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду подростковых привязанностей.

По мере взросления вашего подростка, друзья приобретают все большее значение. Дружба, дающая позитивные эмоции, поддержку и принятие себя как личности является важным шагом к взрослению вашего ребенка.

Почему дружеские отношения имеют важное значение

Для подростков хорошие друзья могут быть как личная группа поддержки . Дружба дает подросткам:

• чувство принадлежности, ощущение, что тебя ценят и помогают развить уверенность в себе
• ощущение безопасности и комфорта, которое приходит от общения с другими людьми с похожим жизненным опытом
• информацию об изменениях в период полового созревания, о физических и психологических трансформациях
• возможность оценивать различные ценности, роли, схожести и идеи
• опыт общения с людьми противоположного пола
• шанс начать ранние романтические и сексуальные отношения
• знакомство с группой людей, чтобы пробовать новые вещи, отличные от того, что делают семьи

Дружба помогает подросткам приобрести важные социальные и эмоциональные навыки, такие как чуткость к восприятию мыслей, чувств и состояния других людей.

Как помочь своему ребенку обрести друзей

Подростки стремятся к друзьям, но им все еще нужна ваша помощь и поддержка для создания и поддержания позитивных и поддерживающих дружеских отношений.

Хорошие отношения между родителями и детьми, как правило, помогают детям построить позитивные отношения со сверстниками.

Поэтому теплота и поддержка, общение и активное слушание вашего ребенка могут помочь ему развить навыки дружбы. Вы также сможете лучше поддержать своего ребенка, если возникнут проблемы с друзьями.

Быть хорошим примером для подражания не менее важно. У родителей, ценящих дружбу, чаще вырастают дети с большим числом здоровых друзей. Также важно, чтобы ваш ребенок видел, как вы заботитесь о своих друзьях и своим примером показывали, что дружба это равенство и требует одинаковой работы с двух сторон.

Хвалите подростков за справедливое, доверительное и поддерживающее поведение. Это будет поощрять их и дальше развивать позитивные социальные навыки.

Знакомство с друзьями вашего ребенка покажут ваше понимание важности и ценности их дружеских взаимоотношений. Вы можете продемонстрировать ему свое отношение, разрешив пригласить домой его друзей, или подвезти друзей вашего ребенка домой после различных мероприятий с вашим ребенком.

Помощь подросткам, которым трудно заводить друзей.
Все дети разные. Не все общительные и готовы общаться с большим кругом друзей. Если ваш ребенок именно такой, но не страдает от этого, то ничего делать не нужно.

Но если вашему ребенку трудно заводить друзей и он беспокоится об этом, есть несколько вещей, которые вы можете сделать вместе:

• Подумайте об интересах и сильных сторонах вашего ребенка. Исходя из этого, вы можете искать новые внеурочные занятия для вашего ребенка или поддержать его вступление в клуб или спортивную команду.Общение с людьми, разделяющими общие интересы, является отличным способом завязать дружеские отношения и укрепить доверие.
• Проведите время с друзьями семьи и близкими. Организуйте пикник или прогулку, где ваш ребенок сможет провести время со знакомыми ему людьми.
• Помогите своему ребенку организовать мероприятие с друзьями. Это может быть просмотр фильма дома, вечеринка с ночевкой или совместное приготовление пирога, или спортивная игра в местном парке/дворе.
• Убедитесь, что ваш ребенок чувствует себя комфортно, приглашая друзей домой, и предоставьте им необходимую свободу.
• Придумайте работу на неполный рабочий день или волонтерство. Работа, особенно с другими молодыми коллегами или волонтерами, может дать вашему ребенку возможность попрактиковаться в социальных навыках, а также приобрести профессиональные навыки на будущее.
• Постарайтесь узнать, что ему мешает знакомиться с новыми людьми. Может быть ему чего-то не хватает, возможно, социальных навыков или же уверенности в себе. Если вы узнали в чем проблема, подумайте как можно над этим поработать. Может нужно обратиться за профессиональной консультацией по каким-то сложным вопросам.
• Поощряйте и хвалите своего ребенка, чтобы повысить его самооценку. Постарайтесь не давить на своего ребенка из-за друзей или постоянно обсуждать определенную неприятную ситуацию.
Не все дружеские отношения позитивны и полезны для детей. Среди подростков негативные отношения иногда называют "токсичной дружбой", а людей в них называют псевдодрузьями. Вашему ребенку может понадобиться помощь, чтобы избежать токсичной дружбы или справляться с ней.

Понимание важности сохранения баланса между друзьями и родителями

Подростки проводят меньше времени со своими родителями и гораздо больше времени с друзьями. Некоторые родители опасаются, что эти дружеские отношения и друзья станут более важными, чем семья.

Но ваш ребенок все еще нуждается в вас и в ощущении безопасности, которую вы даете. Постоянно проявляя интерес к переживаниям своего ребенка и оставаясь всегда открытыми к разговору или помощи, вы даете уверенность своему подростку в том, что он всегда может при необходимости обратиться к вам. Становясь взрослее, ваш подросток начнет помогать и поддерживать и вас.

Подростки имеют много общего со своими друзьями, а иногда и просто их копируют. Например, подростки могут начать менять свое поведение, внешность или интересы, чтобы показать, что они принадлежат к определенной группе друзей. Эти изменения обычно носят экспериментальный характер. Если ребенок не делает ничего разрушительного или опасного, такое поведение может быть положительным признаком того, что он чувствует поддержку и уверенность в себе, чтобы попробовать что-то новое.

Родители и друзья играют разные роли в жизни подростка. Вы влияете на долгосрочные решения вашего ребенка, связанные с ценностями и нравственностью. Друзья вашего ребенка с большей вероятностью будут влиять на краткосрочные решения, такие как внешний вид и интересы. Тесные отношения с родителями и друзьями помогают подросткам вырасти в цельных взрослых, обладающими сильными социальными навыками.

Как выглядят подростковые дружеские отношения

В раннем подростковом возрасте дружба становится более активной. Количество дружеских контактов у подростков заметно увеличивается.

Подростковая дружба, как правило, основана на сходстве характеров, принятии и общих занятиях. Дружба между однополыми сверстниками является нормой в первые годы обучения в средней школе. Однако по мере взросления многие подростки начинают дружить и с противоположным полом.

Девочки, как правило, сближаются через общие темы для разговоров, тогда как мальчики предпочитают общие занятия. Но многие мальчики любят общаться на серьезные темы, а большинство девочек просто беседуют на поверхностные темы за каким-либо занятием.

Интернет позволяет подросткам заводить и поддерживать дружеские отношения через социальные сети. Это естественное продолжение их общению вне сети и через личные контакты.


Дружеские отношения являются важной составляющей межличностных отношений и являются значимыми для человека на протяжении всей жизни, независимо от пола, возраста, социокультурных условий [1]. В отечественной психологии изучением дружбы занимались такие авторы как В. Н. Мясищев, В. А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л. Я. Гозман, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, А. В. Мудрик.

В качестве объекта исследования мы выбрали подростков, так как предполагается, что дружеские отношения современных подростков стали более поверхностными и экстенсивными, а идеал исключительной и глубокой дружбы не соответствует сегодняшним условиям.

Социальную среду можно рассматривать как фактор, оказывающий влияние на формирование и развитие дружеских отношений у подростков. С нашей точки зрения интерес представляет изучение различий социальных представлений о дружбе у подростков, проживающих в разной социокультурной среде. Под социальной средой мы понимаем место проживания.

Целью эмпирического исследования является выявление и описание особенностей социальных представлений о дружбе у современных городских и сельских подростков.

Выборку составили 28 обучающихся 9-х классов городской школы г. Архангельска, в возрасте от 14 до 16 лет, из них 14 девушек и 15 юношей, и 21 обучающихся 9-х классов сельской школы Архангельской области, из них 13 девушек и 8 юношей, в возрасте от 14 до 16 лет. Общее количество респондентов 49 человек.

Общение подростков со сверстниками в городской и сельской местности имеет явно выраженные особенности. Главной психологической особенностью межличностных отношений городских подростков является высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов, а также им свойственна повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. Для подростков сельской местности характерна открытость и искренность в общении. Из-за малочисленности населения и отсутствия социальных и культурных контрастов степень близости межличностных отношений слабо дифференцируется [3].

Сравнительный анализ социальных представлений о дружбе городских и сельских подростков показал отсутствие по большей части вопросов статистически значимых различий.

Важнейшими качествами друга респонденты сельской местности отмечают понимание, доброту, поддержку, честность и доверие. Городские подростки же добавляют к этому списку еще чувство юмора и искренность.

Сельские подростки называют такие основные качества друга как понимание, доброта, поддержка, честность и доверие. Городские подростки же добавляют к этому списку еще чувство юмора и искренность.

Дальнейшие исследования представлений о дружбе у современных подростков, сравнительный анализ этих представлений у сельских и городских школьников позволит внести вклад в изучение межличностных отношений современных особенностей в эпоху цифровой цивилизации и социализации подростков в современном изменяющемся мире.

2 Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд [Текст] / С. Московичи. — Психол. журн. — 1995. — № 1. — С. 3–18.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, дружба, подросток, представление, городской, сельская местность, тип, SPSS, социальная среда, сравнительный анализ.

Читайте также: