Доклад о долгосрочных перспективах развития системы мчс россии

Обновлено: 05.07.2024

В своём обращении к участникам заседания глава МЧС России отметил, что в основе развития системы МЧС России лежит необходимость защиты человека и общества в изменяющемся мире от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом важно чётко представлять роль и место МЧС и РСЧС не только в современной России, но и в мире.

Во главу угла ставится комплексный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Кроме того, система гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна быть актуализирована в соответствии с реальными угрозами и возможными рисками с учётом региональной и локальной специфики. Требуется внедрение нового принципа: переход от оперативного реагирования к управлению рисками, профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей МЧС России проводит мероприятия по модернизации гражданской обороны, РСЧС; развитию и совершенствованию систем реагирования и антикризисного управления, мониторинга и прогнозирования, информирования и оповещения населения, а также надзорной деятельности.

В целом, Владимир Пучков отметил, что ведомство активно продолжает свое развитие и совершенствование в современных условиях, применяет новые подходы и технологии в решении вопросов безопасности, обеспечивает строительство мощной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных опасностей и угроз.

Завершая свой доклад, глава МЧС России обратился к членам Экспертного совета МЧС России с просьбой оценить аспекты дальнейшего развития МЧС России до 2030 г. с научных, правовых, общественных позиций; дать рекомендации по формированию практических мер по переходу к будущему системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Он подчеркнул, что участие каждого из участников Экспертного совета в разработке и реализации стратегии развития системы МЧС России на долгосрочную перспективу крайне важно.


Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


25 декабря 2012 года в МЧС России состоялось Заседание Экспертного совета под председа- тельством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Юрия Леонидовича Воробьева. На повестке дня рас- сматривался вопрос о долгосрочных перспекти- вах развития ГО и защиты населения и террито- рий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера до 2030 года. На заседании Экспертного совета обозначены глобальные опасности с которыми придется бороться в 40 -50 х гг. XXI века: - опасные природные явления, природные и техногенные катастрофы, астероидные опасности, нестабильность атмосферы, геологические опасности; - неудачные физические эксперименты (на большом адронном коллайдере и т. п. ); - глобальное потепление и другие природные опасности (эрозия почв, вырубка лесов и т. п. ); - системный кризис с применением оружия массового поражения, в особенности биологического оружия и нано-оружия и др.


– в спасательных воинских формированиях осуществить переход от службы по призыву к контрактной службе и обеспечить многофункциональную, всестороннюю подготовку военных спасателей; – повышать готовность сил гражданской обороны к современным опасностям и угрозам военного и мирного времени, усилить их готовность к ликвидации последствий разрушительных землетрясений и наводнений; – возложить задачи гражданской обороны на профессиональные силы постоянной готовности, нештатные формирования, специальные и добровольные подразделения, привлекать к решению ее задач волонтеров и население; – внедрить оперативные информационно-управляющие комплексы и технологии, современную технику и снаряжение, авиационно- космические технологии; – для совершенствования управления в системе гражданской обороны использовать возможности центров управления в кризисных ситуациях. Приоритетом во всей этой работе предлагается считать формирование единой технологической цепочки защиты населения и территорий: мониторинг – оценка – реагирование – взаимодействие –эффективная помощь человеку.


2. Уточнения норм инженерно-технических мероприятий ГО с учетом современных подходов к ведению войн и развитию высокоточных средств поражения, пересмотра зон возможных сильных разрушений, опасного радиоактивного и химического заражения, оптимизации порядка и способов защиты населения и территорий в нынешних социально-экономических условиях: - защитные сооружения будут обеспечивать только защиту от вторичных поражающих факторов применении высокоточных современных средств. - средства индивидуальной защиты потребуется накапливать только для работников химически и радиоактивно опасных объектов, а также проживающего вблизи них населения; - эвакуация граждан не будет всеобщей, а станет локальной – из зон действия вторичных факторов при поражении потенциально опасных объектов и возникновении ЧС. 3. Урегулирование вопросов, связанных с функционированием РСЧС и гражданской обороны. Никакого объединения этих двух систем на данном этапе не предусматривается.


РСЧС – это Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. А гражданская оборона – это система мероприятий, направленных на защиту населения. В этом их принципиальное отличие. Да, в них задействуются одни и те же органы управления, привлекаются одни и те же силы и средства, но задачи и нормативная правовая база у них разные.


1. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2013. – 176 с.

7. Человек и катастрофы: проблемы обучения новым технологиям и подготовки населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях: Междунар. симпозиум. М.: ВНИИ ГО и ЧС, 1999. – 500с.

Чрезвычайные ситуации в РФ оказывают существенное влияние на социальную и экономическую сферы жизни. Материальные потери составляют миллиарды рублей, гибнут тысячи человек, среди которых большое количество детей.

Специальным оснащением и навыками должна обладать пожарно-спасательная служба при борьбе с пожарами и обрушениями зданий. Должны планомерно разрабатываться меры по защите от хакерских атак на системы управления в чрезвычайных ситуациях.

Изменение природно-климатических условий, активизация сейсмических и геологических процессов приводит к увеличению частоты и масштабов бедствий. Техногенные катастрофы перерастают в природные. Увеличивается опасность переноса в различных средах загрязняющих и опасных веществ. Уменьшаются запасы природной питьевой воды.

Остается актуальной угроза терроризма. Подготовка сил и средств МЧС к действиям по ликвидации последствий терактов проводится с учетом возможного применения террористами радиоактивных, химических, биологических компонентов, а также с учетом специфики мест массового скопления людей, систем жизнеобеспечения, транспортных узлов во всех регионах РФ.

Федеральные органы исполнительной власти должны совместно решать системные вопросы гражданской обороны и защиты населения. Участие регионов (субъектов РФ) должно определяться приоритетом обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, сохранения здоровья и жизни людей.

Разрабатывается и формируется общая информационно-управляющая система, обеспечивающая оперативное взаимодействие и реагирование сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС природного характера, крупных пожаров, реагирования на угрозы военного времени.

Приоритетом должна стать единая технологическая цепочка защиты населения и территорий: мониторинг - оценка - реагирование - взаимодействие - эффективная помощь. В постоянно меняющихся условиях должна развиваться система мониторинга и прогнозирования, различные экспресс-методы выявления и диагностики опасностей. Сеть мониторинга должна быть оснащена технически и соответствовать нормативно-правовому плану. Для работы следует привлекать и готовить в Вузах квалифицированных специалистов.

В ближайшее время на вооружение подразделений МЧС поступят новые технологии, системы пожаротушения, средства связи, современная техника. Актуальны вопросы развития авиационной техники, методов ее применения, широкого внедрения малой авиации.

Создаются пожарно-спасательные комплексы, персонал которых способен реагировать на все виды и типы угроз. В перспективе создание единого органа надзора в области гражданской обороны, защиты населения от бедствий, пожарной и техногенной безопасности.

В ближайшем будущем планируется провести полномасштабный космический мониторинг с применением спутниковых систем разработанных российскими учеными. Это позволит контролировать опасные природные явления, следить за обстановкой в мировом океане и движением морских и речных судов, отслеживать возникновение цунами, перемещение транспортных средств, оснащенных навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, следить за радиационной обстановкой, водными биологическими ресурсами, выявлять крупные аварии и пожары.

Важным фактором является оповещение и информирование населения об угрозах ЧС. Наряду с системой ОКСИОН МЧС России совместно с МВД, ФСБ и Минтрансом проводят работы по внедрению системы защиты от ЧС, информирования и оповещения населения на транспорте. ОКСИОН будет совершенствоваться и развиваться, будут применены новейшие технологии и методы информирования. Разрабатываются новые методики использования различных видов коммуникаций - социальных сетей, блогосферы, смс-оповещения и др. Взаимное проникновение Интернета и телевидения, развитие телекоммуникационных и информационных технологий дает возможность проводить оповещение населения в кратчайшие сроки. Разрабатывается новая концепция информационной политики, где значительно расширен спектр пропагандистских, образовательных, информационных форм взаимодействия с населением.

В предстоящие годы уровень повышения квалификации и профессионализма кадров будет приоритетным направлением в развитии МЧС. В рамках проходящей реформы образования усовершенствуется учебный процесс в образовательных учреждениях обучающих по направлению Техносферная безопасность, предстоит решить вопрос повышения уровня квалификации управленческих кадров, готовить начальствующий состав оперативных подразделений, военно- и горноспасателей, пожарных, расширять их профессиональные возможности. Будут приняты новые стандарты, программы обучения и требований к аттестации специалистов, укрепления технологической дисциплины. Усилится надзор за состоянием важнейших объектов в энергетике, транспорте, ЖКХ.

Также обеспечение безопасности людей относится и к военизированным горноспасательным частям. Для создания эффективной системы реагирования на аварии проводится модернизация материально-технической базы ВГСЧ (военизированные горноспасательные части). В настоящее время в городе Новокузнецке Кемеровской области проводится работа по созданию и строительству Национального аэромобильного учебно-тренировочного спасательного центра. На базе данного центра планируется обучение горноспасателей с использованием современных технических средств и методов, а также будет размещен отряд быстрого реагирования, способный выдвинуться в кратчайший срок в район аварии.

Для обеспечения безопасности на водных объектах совершенствуется работа ГИМС (Государственная инспекция по маломерным суднам) МЧС. Проводится аттестация на правоведения спасательных работ. Упорядочиваются технические нормы обеспечения подразделений ГИМС, оснащаются новейшими плавсредствами, транспортом, средствами связи и экипировкой.

На территории РФ в крупных населенных центрах, создаются аварийно-спасательные комплексы, обеспечивающие проведение аварийно-спасательных работ, проводящие оперативный мониторинг и обмен информацией.

Важнейшим аспектом дальнейшего развития системы МЧС России является международное сотрудничество. В рамках ИНСАРАГ (международная консультативная группа по вопросам поиска и спасения) специалисты МЧС РФ будут принимать непосредственное участие в разработке международных стандартов подготовки и оснащения спасателей, совершенствования процедур предоставления и приема международной помощи. При международном взаимодействии разрабатывается методология оперативного информационного обмена между кризисными центрами, тем самым обеспечивая построение эффективной глобальной системы координации и управления в чрезвычайных ситуациях. Первый пилотный проект такой международной сети кризисных центров создадут в регионе АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

С учетом наработок и возможностей МЧС РФ будет наращиваться международное сотрудничество в сфере службы мониторинга и прогнозирования ЧС и в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере гражданской защиты и пожарной безопасности. В настоящее время подготовка таких кадров ведется во многих Вузах РФ. Только в Академии ГПС (Государственная противопожарная служба) МВД России ежегодный выпуск 600 человек, на факультете ГПС В Университете МВД г.Санкт-Петербург выпуск 200 человек, в г.Иркутске Восточно-Сибирского института МВД России более 100 чел. В различных филиалах Академии ГПС МВД России ежегодный выпуск специалистов не менее 1000 человек. Юргинский технологический институт ежегодно выпускает более 60 специалистов в области Техносферной безопасности.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6




Концепция развития аварийно-спасательной службы МЧС до 2020 г. (Утв.Решением Коллегии МЧС от 4 марта 2014г. № 2/III) содержит целевые ориентиры по развитию службы, планируется создать Федеральную спасательную службу (сейчас идут активные общественные слушания проекта Постановления Правительства РФ). Создание ФАСС позволит иметь единую организационную структуру аварийно-спасательных сил и средств и сосредоточить их усилия на решении задач по предназначению.

1. Северо-Западный региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Санкт-Петербург)

2. Центральный региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Москва)

3. Южный региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Ростов-на-Дону)

4. Северо-Кавказский региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Пятигорск)

5. Приволжский региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Нижний Новгород)

6. Уральский региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Екатеринбург)

7. Сибирский региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Красноярск)

8. Дальневосточный региональный центр МЧС России (место нахождения - г. Хабаровск)

Существенные изменения были внесены Приказ МЧС РФ от 11 января 2012 г. N 3 в отношении спасательных воинских формирований МЧС России (военнослужащие были заменены на военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России), дополнено п.п. 45 – 53 возложен ряд обязанностей по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на территории федерального округа, координацию деятельности ГУ по оказанию экстренной психологической помощи, работ по созданию и развитию системы "112" и т.д.

Также указанный Приказ был дополнен подпунктами 27 - 29 на основании которых РЦ:

27) утверждает в установленном порядке государственное задание на оказание государственных услуг для подчиненных федеральных государственных бюджетных учреждений;

28) заключает соглашения по финансированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подчиненных федеральных государственных бюджетных учреждений;

29) осуществляет контроль исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подчиненными федеральными государственными бюджетными учреждениями.".

Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372 (ред. 21.03.2014) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" – определяет правовой статус, задачи, функции и полномочия Главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Изменения от 21 марта 2014г. коснулись включения ГУ по Республике Крым и г.Севастополь.

Слайд 7

Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 г. направлена на повышение эффективности деятельности МЧС России в рамках обеспечения оптимального состава кадрового потенциала министерства и резерва кадров, включает в себя развитие и совершенствование кадрового потенциала МЧС России, развитие и совершенствование системы подготовки кадров для МЧС России, совершенствование организации воспитательной работы с личным составом, совершенствование системы противодействия коррупционным проявлениям в МЧС России и кадровое обеспечение противодействия коррупции, совершенствование нормативной правовой базы работы с кадрами, совершенствование системы кадрового обеспечения.

Читайте также: