Станкостроение доклад по географии

Обновлено: 08.07.2024

Значение отрасли машиностроения и мировой уровень его развития. Факторы размещения отдельных отраслей, их состав и краткая характеристика. Особенности главных регионов отрасли: Северная Америка, зарубежная Европа, восточная и юго-восточная Азия, СНГ.

Рубрика География и экономическая география
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.10.2010
Размер файла 23,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

ПО ГЕОГРАФИИ

Новоселова

СОДЕРЖАНИЕ

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей.

Краткая характеристика отдельных отраслей.

Главные регионы машиностроения.

Северная Америка

Зарубежная Европа

Восточная и Юго-восточная Азия

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей

По отраслевому составу машиностроение - самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:

транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);

сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);

производство технического оборудования и т.п.

В зависимости от технологии производства выделяются:

Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);

Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

Фактор территориальной концентрации.

Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.

Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.

Краткая характеристика отдельных отраслей

Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют также другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), производство технологического оборудования для промышленных предприятий, станкостроение и т. д.

Главные регионы машиностроения

В целом мире сложились четыре крупных региона машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.

Первый регион машиностроения - Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.

Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение - национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.

Второй регион - зарубежная Европа.

Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении - работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке - через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.

По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.

Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.

Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры - Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле - 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.

Польша - самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.

Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п.

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.

Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.

Китай - великое древнее государство. Современный Китай - Китайская Народная Республика (столица - г. Пекин) - занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.

Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала.

Главные центры машиностроения - Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.

В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея - судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия - кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью.

Четвертый регион - Содружество Независимых Государств (СНГ). Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение - одна из главных отраслей международной специализации.

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито - приборостроение и радиоэлектроника.

Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет - всего несколько штук в год.

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

Подобные документы

Роль туризма в мировой экономике. Этапы развития, функции, классификация международного туризма. Перспективы развития международных туристских обменов. Туризм в России. Развитие туризма в некоторых регионах мира: Европа, Америка, Восточная Азия и Тихоокеа

реферат [62,6 K], добавлен 23.06.2005

Особенности машиностроения как отрасли тяжёлой промышленности. Специфика отраслей машиностроения, обзор продукции, география мест расположения производства. Факторы размещения машиностроения, доля в общем производстве, его экологическая безопасность.

доклад [17,4 M], добавлен 30.09.2009

Характеристика отраслей машиностроения по группам. Продукция, производимая сферой тяжёлого машиностроения. Подотрасли, входящие в состав среднего машиностроения. Ведущие отрасли точного машиностроения. Направления развития сферы на современном этапе.

презентация [2,8 M], добавлен 21.09.2012

Географическое положение Юго-Восточной Азии. Природные ресурсы. Численность населения, демографические особенности, этнический и религиозный состав. Сельское хозяйство региона. Внешнеэкономические связи. Рекреация и туризм. Общая характеристика хозяйства.

реферат [36,0 K], добавлен 25.06.2010

Территориальные особенности развития машиностроительной отрасли в г. Севастополь. Статистические показатели, характеризующие отрасль, структура и факторы размещения машиностроения. Трудовые ресурсы как ведущий фактор для развития отрасли в Севастополе.

курсовая работа [247,3 K], добавлен 20.11.2010

Значение машиностроения для промышленности в целом и для промышленности США в частности. Хронология мирового развития машиностроения. Сырьевые ресурсы данной отрасли в США. Важнейшие подотрасли машиностроения. Место США в мировом машиностроении.

курсовая работа [92,8 K], добавлен 09.05.2008

Характеристика межотраслевых связей машиностроительного комплекса, состав отрасли, производство металлургического оборудования. Организация тяжелого машиностроения в РФ, особенности его развития. Проблемы и перспективы кадровой политики в отрасли.

Станкостроение

Станкостроение представляет собой базовую и ведущую отрасль машиностроения, в рамках которой осуществляется производство различного вида машин и устройств для промышленной обработки различных материалов. В первую очередь здесь речь идет о металлообрабатывающем оборудовании. Однако только им станкостроение не ограничивается. Специализированные предприятия также производят оборудование для деревообработки, автоматические производственные линии, кузнечно-прессовые машины. Здесь же отдельно следует выделить производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), необходимых для осуществления сложных и точных операций.

Значение станкостроения для экономики сложно переоценить. Оно является системообразующей отраслью. Без нее невозможно развитие иных сфер промышленного производства замкнутого цикла. Это касается, в первую очередь, высокотехнологичных отраслей, для которых необходимо оборудование высокого класса и точности. В связи с этими причинами развитие станкостроения должно иметь опережающий характер.

На сегодняшний день рассматриваемая отрасль находится на подъеме. Ведущим мировым производителем станков и оборудования является Китай. На эту страну приходится практически четверть общемирового производства. С заметным отставанием за КНР следует Германия, (порядка 17% от всех выпущенных станков), Япония (16%), США (6%). Также развитым станкостроением обладают Италия, Южная Корея, Тайвань, Швейцария, Скандинавские страны.

Общий обзор состояния станкостроительной отрасли

Во времена Советского Союза на территории РСФСР находилось подавляющее большинство всех станкостроительных заводов. После распада СССР и начала приватизации и рыночных реформ многие из них не смогли приспособиться к новым условиям и были ликвидированы или перепрофилированы.

На сегодняшний день в стране существует несколько десятков предприятий, которые выпускают станки и оборудование. Большая часть из них функционирует за счет заключения государственных контрактов в рамках обслуживания оборонно-промышленного комплекса. Кроме этого, часть промышленной продукции станкостроения экспортируется в страны ближнего зарубежья.

Производство станков и оборудования не является развитой сферой в России. Это обуславливает значительное отставание от лидеров мирового станкостроения. Доля РФ в общемировом производстве станков незначительна. Внутренняя потребность отечественных предприятий в высокотехнологичном производственном оборудовании практически на 90% покрывается за счет его импорта.

История развития отрасли в России

Необходимость в специальных машинах, которые бы применялись в производстве, возникла в момент промышленной революции одновременно с появлением крупных предприятий заводского типа. В Российской империи это время приходится на конец XIX века. Однако станкостроение как отрасль отсутствовало, поскольку государство оставалось аграрным.

Развитие уже советской промышленности требовало современных средств производства. На протяжении 20-х и начала 30-х годов правительство СССР активно закупает станки иностранного производства, проводя политику индустриализации государства. Параллельно с этим создаются и отечественные предприятия.

Производство станков и оборудования получило наибольшее развитие в послевоенные годы, когда растущая индустрия СССР остро нуждалась в средствах производства. По стране создавались сотни заводов, продукция многих из которых не имела аналогов за рубежом. К началу перестройки Советский Союз стал одним из лидеров мирового станкостроения.

После распада СССР отрасль, как и все народное хозяйство страны, оказалось в глубоком кризисе. Производство сократилось в десятки раз, по многим позициям технологии и вовсе оказались утраченными. Небольшое оживление произошло только к концу первого десятилетия XXI века, однако связано оно с возросшими потребностями отечественного ВПК.

Проблемы отрасли

Кризис российского станкостроения, пик которого пришелся на 90-е годы прошлого столетия, имеет системный характер, а его причины во многом актуальны и сегодня. Разберем подробнее:

Производство станков и оборудования – сложный технологический процесс, обеспечение которого требует значительной материальной и кадровой основы. Кроме этого, важное значение имеет развитый спектр НИОКР.

После распада СССР материальные ресурсы в развитие станкостроения практически не вкладывались. В этой связи технологии производства станков и оборудования в России во многом устарели.

Продукция отечественного станкостроения, как правило, менее технологична, чем зарубежная. Кроме этого, российские производители сталкиваются с высокими издержками, связанными с практически полным отсутствием государственного субсидирования и дешевых кредитов. В этой связи стоимость продукции отечественных производителей весьма высока.

Болезненный переход к рыночной экономке привел ко значительному спаду всех отраслей народного хозяйства в стране. На этом фоне продукция российского станкостроения в период кризисных явлений 90-х годов оказалась невостребованной на внутреннем рынке. На внешних же она не смогла выдержать конкуренции с зарубежными производителями. Оживление, произошедшее в промышленности в 2000-е годы, затронуло станкостроение лишь отчасти, поскольку российские промышленники предпочитали работать на иностранном оборудовании. На данный момент доля соответствующего импорта также остается весьма высокой.

Станкостроение

Перспективы развития отрасли

Крупнейшие игроки

К наиболее значимым предприятиям машиностроительной промышленности относятся:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Станкостроительные заводы и Машиностроительные заводы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Станкостроение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Станкостроение

Станкостроение - ведущая отрасль машиностроенияСтанкостроение - ведущая отр.

Станкостроение - ведущая отрасль машиностроения
Станкостроение - ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.
Станкостроение в России начало развиваться с XVIII в.
В 1990 году Россия занимала 3 место по производству
станкостроительной продукции в мире, сегодня - 22-е место.
Необходимо восстановление станкостроения

Станкостроительный завод "Саста" Рязанская обл, г. Сасово

Факторы эффективности размещения: научно-технический прогресс, специализац.

Факторы эффективности размещения:

научно-технический прогресс,
специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства,
наличие трудовых ресурсов,
близость к источникам сырья и материалов, к потребителям,
объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

АО "СтанкоМашКомплекс" (Тверской станкостроительный завод- производство станков с числовым программным управлением

Виды станков Деревообрабатывающий распилочный станок - используется в мебель.

Деревообрабатывающий
распилочный станок - используется в мебельном производстве
Фрезерный станок
предназначен для обработки с помощью фрезы плоских и фасонных поверхностей, зубчатых колёс.
Токарно-винторезный станок
сверление и рассверливание отверстий,
обработка цилиндрических и конических поверхностей, растачивание, нарезка резьбы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 777 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2021 288
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Валькова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются:

Япония (200 тыс. шт.)

Китай (150 тыс. шт.)

А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков.

13. Сельскохозяйственное машиностроение мира.

Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются:

Япония (150 тыс. шт.)

Индия (100 тыс. шт.)

США (около 100 тыс. шт.)

Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы.

14. Группировка стран по уровню развития машиностроения

15. Распределение продукции машиностроения

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:

США Þ Западная Европа

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

География промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год

Учебник (Экономическая и социальная география мира). - М.; просвещение,1998 год

География (3-х томник). – В.П. Максаковский.

География мирового хозяйства. – М.; 1991. Стр. 114.

Раздел: География
Количество знаков с пробелами: 25416
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 0


Структура и факторы размещения машиностроения. Машиностроение является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности мира. Она обеспечивает остальные отрасли мирового хозяйства средствами труда и различными видами оборудования. Доля машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности составляет 47,5 %.

Поразмышляем. Почему машиностроение развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями промышленности?

В структуре машиностроения выделяют старые, новые и новейшие отрасли. Например, к старым отраслям относят станкостроение, судостроение; к новым — автомобилестроение, авиаракетно-космическую промышленность (АРКП); к новейшим — электронику, производство компьютеров, программного обеспечения и приложений.

Машиностроительная отрасль включает общее машиностроение, транспортное машиностроение и электротехнику с электроникой. Если в конце ХХ в. на каждую подотрасль приходилась примерно 1/3 совокупного производства машин, то в ХХІ в. в структуре доминирует электронная.

В мире всё взаимосвязано. Почему от уровня развития машиностроения зависит уровень развития всех отраслей промышленности? Почему наибольшая потребность в роботах возникает в автомобилестроении?

На размещение предприятий машиностроения влияют многие факторы (рис. 159). В последнее время решающее значение в размещении и развитии имеют научные разработки и новые технологии в производстве продукции машиностроения.

Машиностроение отличается неравномерностью размещения, высокой концентрацией отдельных производств и сложившейся специализацией стран в МГРТ. В связи с этим страны мира подразделяются на две группы: с преобладанием в структуре старых отраслей, с преобладанием в структуре новейших отраслей машиностроения.

Читайте также: