Доклад о человеческом потенциале

Обновлено: 05.07.2024

Необходимость развития человеческого потенциала обусловлена тем, что развивая, его можно превратить в мощнейший человеческий капитал, который в свою очередь выступил движущей силой для более эффективного и плодотворного развития российского общества. Следовательно, важность развития человеческого потенциала невозможно переоценить. Поэтому вопросам и проблемам связанным с развитием человеческого потенциала необходимо уделять большое внимание и проводить эффективную и масштабную работу в данном направлении. Сегодня, государство оказывает всевозможную поддержку талантливой молодёжи, молодым семьям, специалистам в разных сферах, тем самым способствуя развитию человеческого потенциала, как отдельных личностей, так и всей страны в целом. Помощь подобного рода осуществляется по средствам разработки и реализации многочисленных программ и проектов, как на уровне страны в целом, так и на региональных уровнях.

Потенциал – это совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере. [1] Говоря о человеческом потенциале, его можно рассмотреть с двух разных точек зрения: относительно страны в целом или отдельно взятой личности. Человеческий потенциал страны – это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.[2]

Человеческий потенциал личности – способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь – способность к развитию. Потенциал личности – возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться. [3] Человеческий потенциал при должном внимании может превратиться в человеческий капитал, что немаловажно.

Интерпретировав определение человеческого капитала, данное С.А. Дятловым и А.И. Добрыниным можно говорить о том, что человеческий капитал – это внутренние ресурсы человека воплощенные, во что- либо и приносящие определённого рода пользу или доход.

Рассмотрев понятия человеческого потенциала и человеческого капитала можно ещё раз проследить наличие связи между ними. Эффективное развитие человеческого потенциала приведут к образованию человеческого капитала, а он благоприятно повлияет на экономику всей страны в целом.

Развитие человеческого потенциала связано с множеством различных факторов. Если говорить о человеческом потенциале страны, то одним из критериев успешности его развития выступает демографический показатель. На примере России положительная тенденция в этой области стала особо заметной в 2012 году. В сравнении с 2011 годом в 2012 году рождаемость увеличилась на 80,3 тыс. человек, а показатель смертности уменьшился на 35 тыс. человек. [5]Развитие человеческого потенциала отдельно взятой личности можно рассмотреть, опираясь на показатели, отражающие, желание людей получать высшее образование. По данным переписи 2002 года количество лиц с высшим образованием составляло 19,4 млн человек, а в 2010 году их стало 27,5 млн.Также необходимо отметить, что доля неграмотных людей в возрасте от 10 лет и выше уменьшилась. В 2002 году доля неграмотных составляла 0,5%, а в 2010 она сократилась до 0,3%. [6] Приведенные выше данные, говорят о положительной динамике в направлении развития человеческого капитала, но, показатель, например демографический, пока что оставляет желать лучшего. Демографический показатель является определенным индикатором эффективности социальной политики государства, которая в свою очередь является одним из факторов развития человеческого капитала на уровне всей страны.

Что касается потенциала отдельной личности, здесь огромную роль может играть, то насколько человек сможет реализовать себя в той или иной сфере, будь то работа, учеба, творчество. В последнее время большинство ВУЗов стремиться обеспечивать своих студентов всем необходимым для занятия наукой, творчеством и др. На примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема явно видно, что создаются все условия для развития потенциала студентов. Научное Студенческое Общество проводит конференции, семинары, обучающие занятия, благодаря которым студенты могут найти своё место в научной среде. Творческие студии позволяют студентам достичь определенного мастерства и получить необходимые навыки в театральном искусстве, танцах или фотографии. Но и здесь тоже существуют определенные трудности, основная из которых низкая заинтересованность студентов в занятии какой – либо деятельностью.

Всё вышесказанное говорит о том, что, несмотря на то, что работа по улучшению условий для развития и реализации человеческого потенциала ведется (помощь молодым семьям, выплата материнских капиталов, поддержка молодых ученых и творческих людей и др.), всё равно есть некоторые нерешенные проблемы и слабые места, которым необходимо уделить особое внимание.

Таблица 1. Представление молодежи о человеческом потенциале

Б. только поддержка государства

В. желание самого человека и поддержка государства

В. да, (объясните почему)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  1. Среди общего числа опрошенных большинство (70,5% – 31 человек) ничего не ответили на первый вопрос, остальные же (29,5 % – 13 человек) дали свои разнообразные определения понятию человеческий капитал. Среди них были следующие формулировки: человеческий капитал – это способность и желание человека что-то делать, человеческий капитал – это совокупность свойств, черт, способностей индивида, человеческий потенциал – это то, что заложено в человеке с рождения, это то, что он должен в себе развивать на протяжении всей жизни и т.д.
  2. Говоря о условиях, необходимых для развития человеческого потенциала (43,2% – 19 человек)выбрали вариант А, думая, что необходимым условием является только желание самого человека развиваться, а (57,8% – 25 человек)выбрали вариант В , посчитали, что одного желания самого человека развивать свой потенциал недостаточно, еще для этого необходима еще для этого поддержка государства.
  3. Отвечая на вопрос о важности развития человеческого потенциала отдельной личности для всего общества, государства в целом респонденты были практически единогласны. Большинство (86,4% – 38 человек) ответили – да, выбрав вариант ответа под буквой А, еще (9% – 4 человека) также ответили до, но еще и объяснили почему (вариант ответа В), но (4,5% – 2 человека) посчитали, что развитие потенциала одной личности не важно для всего государства, выбрав ответ Б.

В целом, результаты опроса показали, что молодые люди под человеческим потенциалом понимают особые ресурсы (качества, способности) человека, используя и развивая которые он может достичь определенных успехов. Проанализировав ответы респондентов, мы увидели, что большинство студентов считает, что развития потенциала отдельной личности крайне важно для развития всего общества в целом и это развитие невозможно без желания самого человека и поддержки государства.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Изложена авторская концепция человеческого потенциала, дана его структура, предложена новая структура его показателей. На основе результатов эмпирических исследований отечественных социологов характеризуются особенности человеческого потенциала в России, предложены направления действия по его формированию в интересах инновационного развития России.

Бондаренко Н., Красильникова М., Юдаева К. Инновационный и предпринимательский потенциал общества // Вестник общественного мнения. 2012. № 1 (111). Январь – март. С. 75–99.

Доклад о развитии человека. 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. 20-е юбилейное издание. М.: Весь Мир, 2010.

Доклад о человеческом развитии 2011.

Устойчивое развитие и равенство возможностей. Лучшее будущее для всех. М.: Весь Мир, 2011.

Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 5–16.

Иванов О.И. Проблемы реализации культурного потенциала молодежи в России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2008. № 2 (36).

Иванов О.И. Теоретико-методологические основы мониторинга человеческого потенциала // Проблемы теоретической социологии. Вып. 8. / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Скифия- Принт, 2011.

Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России, взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3. С. 37—39.

Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. М., 2012.

Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблема сохранения и развития. М.: Наука, 2007.

Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1999.

Человеческий потенциал для инновационной экономики. Колл. монография / Под. ред. С.А. Иванова. ИПРЭ РАН. СПб.: ГУАП, 2011.

Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ЗАО “ОЛМА. Медиа Групп”, 2009.

Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала как программа исследований // Человек–Философия–Гуманизм: основные доклады и обзоры Первого российского философского конгрес- са (4–7 июня 1997 г.). Т. 9. СПб., 1998.

Повелительница молнии

Мир устроен так, что все люди добиваются разных высот. Кто-то становится успешным бизнесменом или известным артистом, а кто-то испытывает трудности с обычным карьерным ростом. И это далеко не всегда напрямую связано со способностями человека. Просто не все знают, как раскрыть свой потенциал и суметь реализовать таланты, подаренные природой. Сегодня мы поговорим о том, что обычно подразумевают под личностным потенциалом, а также о том как его раскрыть и реализовать.

Что такое потенциал?

Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован.

Данное понятие включает интеллектуальные и когнитивные способности человека, его навыки коммуникации, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения. Также оно обычно связано с конкретной сферой деятельности. Так для спортсмена потенциал – это хорошее здоровье и обмен веществ, подходящая для конкретного вида спорта комплекция и удачные пропорции скелета. Без этих предпосылок даже самый старательный атлет не станет чемпионом.

С точки зрения психологии, личностный потенциал – это набор скрытых возможностей человека, которые он может использовать для достижения успеха в любой из сфер своей жизни, включая карьеру, увлечения и личное счастье. В расчёт принимаются способности и возможности, имеющиеся сейчас, но с расчётом на то, какого результата они помогут добиться в будущем. Каждое продуктивное применение способностей – это небольшой шаг в направлении раскрытия потенциала.

Составляющие потенциала личности

Принято выделять 5 составляющих личностного потенциала:

  1. Гносеологическая (познавательная). Когнитивные способности у всех развиты по-разному. И потенциал личности довольно сильно зависит от уровня интеллекта и качества восприятия, а также от способности запоминать новую информацию, сохранять приобретенный опыт и применять его в дальнейшем.
  2. Аксиологическая (ценностная). Данная составляющая определяется нравственностью, моралью и прочими системами ценностей, которые человек приобретает в процессе взросления и социализации.
  3. Творческая. Сюда входят навыки и способности, позволяющие находить нестандартные решения, создавать, изобретать, критически осмысливать ситуацию, генерировать и реализовывать идеи.
  4. Художественная. Это часть творческих способностей, связанная с чувством вкуса, умением создавать художественные и иные произведения искусства или просто делать красивые вещи, нравящиеся другим людям.
  5. Коммуникативная. Эта составляющая подразумевает высокий уровень социального интеллекта, который позволяет человеку устанавливать контакты и добиваться взаимопонимания с другими людьми.

Как реализовать свой потенциал?

Первое, что нужно для самореализации – понимание своих ключевых целей. Только зная, куда идёшь, можно двигаться достаточно эффективно. И даже если вы ещё не определились с целью всей жизни, промежуточные цели, которые вдохновляют и мотивируют вас, тоже подойдут. Также, можете прочитать отдельную статью о том, как найти цель в жизни.

Но будьте готовы к тому, что быстро и просто настоящие цели не достигаются – для реализации своего потенциала надо упорно работать в течение многих лет. А чтобы повысить шансы на успех, воспользуйтесь несколькими несложными советами от успешных людей.

1. Определитесь со сферой, которая вам наиболее интересна

Если вы всерьез раздумываете над тем, как раскрыть свой потенциал, стоит начать с того, чтобы убедиться, что выбранная сфера деятельности является для вас самой интересной и перспективной. Возможно, пришло время разобраться в новой области, изучить технологию, к которой у вас всегда был интерес. Конечно, следует здраво оценивать шансы на успех в новой сфере. Вряд ли человек, который до 30 лет изучал философию, сможет с нуля стать известным физиком-ядерщиком в таком возрасте.

2. Сделайте первый шаг

Многие из нас годами откладывают подобные начинания, боясь, что что-то не получится, либо просто не хватит времени, знаний или иных ресурсов. Если чувствуете, что эта цель важна для вас, сделайте первый шаг к ней прямо сегодня, а лучше – прямо сейчас.

3. Заведите дневник

Дневник – очень удобный инструмент, помогающий разобраться в себе, понять свои способности и желания. В качестве дневника удобно использовать классический бумажный вариант. А на смартфон можно поставить приложение из категории тайм-трекеров, которое поможет вам лучше понять, на что вы тратите время и сколько времени в день реально получается выделять на развитие и обучение.

Контроль времени и хорошее понимание того, куда оно уходить – один из важнейших шагов на пути реализации своего потенциала. Как известно, большинство людей плохо понимает, чем занимается в течение дня. А начав поминутно отслеживать свою деятельность при помощи тайм-трекера, они очень удивляются, обнаружив, как много времени уходит на рутину и прочие малополезные занятия.

4. Станьте сильным

Учитесь не сдаваться, столкнувшись с неудачей или натолкнувшись на серьезное препятствие. У человека, привыкшего к спокойной и размеренной жизни, порог сдачи обычно достаточно низкий. Но как раскрыть свой потенциал, если сдаваться на пути к цели? В следующий раз, когда вам покажется, что вы уперлись в препятствие, не сворачивайте, а постарайтесь преодолеть его. Если же препятствие действительно непреодолимое, сначала твердо убедитесь в этом, и только после этого ищите обход.

Да, это слишком смелое утверждение. Однако самые успешные люди мира всегда твёрдо следовали данному принципу, ставя перед собой невозможные цели и достигая их.

6. Будьте уверены в себе и оптимистичны

Избегайте пессимизма и излишних переживаний, смотрите оптимистично на всё. Даже ошибки и неудачи можно воспринимать как ценный опыт, который принесёт пользу в будущем. Постарайтесь повысить самооценку, это даст не только уверенность в своих силах, но и понимание того, что вы достойны всего, чего пожелаете. Чем сильнее вы расширяете рамки своих притязаний, тем большего сможете добиться.

7. Улучшайте коммуникативные навыки

Умение убедительно говорить и слушать собеседника – очень полезные навыки. Постоянно работайте над ними: хорошо думайте, прежде чем говорить, и обдумывайте уже сказанные фразы, улыбайтесь собеседникам, слушайте их с интересом, задавайте вопросы, позволяющие им раскрыть мысль, демонстрируйте, что относитесь к ним и их словам с уважением.

Заключение

Каждый человек пришел в этот мир не случайно, а с определенной целью. Заложенный от рождения потенциал в человеке — это способности, которые дают ему возможность максимально ярко раскрыть свои таланты. Но, далеко не все люди осознают свой потенциал и отчетливо видят собственные возможности.

Потенциал

Что такое потенциал

Потенциал личности — это полный набор заложенных в ней ресурсов, необходимых для развития, достижения целей, успеха. Процесс реализации потенциала в психологии называется самоактуализацией.

Скрытые возможности проявляются далеко не у всех, многие люди не знают своего потенциала, а некоторые в течение всей жизни даже не задумываются о нем. Возможность реализовать потенциал возникает только тогда, когда человек готов к этому.

Возможности всегда направлены на будущее. Чтобы раскрыть заложенный ресурс, необходимо постоянно совершать новые, непривычные действия. Но, главное — иметь сильное желание познать себя.

Потенциал рассматривают с нескольких позиций, интерпретируя его, как:

  • силу, которая базируется на приобретенном опыте;
  • осознаваемую способность, которая готова проявиться в полной мере;
  • способ раскрыть свои качества;
  • резерв скрытых способностей, раскрывающихся в процессе самоактуализации;
  • стимул к развитию.

Потенциал человека образуют его внутренние (наследственность, эмоциональный и когнитивный интеллект, здоровье) и внешние (самоуважение, чувство ответственности, моральные качества, увлечения, стремление к развитию) компоненты.

Составляющие потенциала личности

Личностный потенциал — это комплексное образование. Оно формируется из нескольких компонентов.

Инфографик Потенциал

  • Когнитивные (познавательные) способности. У всех людей они разные. Именно поэтому личностный потенциал не у всех людей реализуется одинаково успешно. Большую роль в раскрытии способностей, талантов играет восприятие событий, способность к запоминанию новой информации, умение сохранить и использовать приобретенный опыт.
  • Ценности. В эту категорию входят убеждение, мораль — ценности, которые закладываются с первых дней жизни, а также в процессе взросления, социализации.
  • Креатив. Способность находить нестандартные решения, изобретать, критически мыслить, выдавать новые идеи и реализовывать их.
  • Творчество, умение видеть прекрасное, создавать красивые вещи, писать картины, сочинять музыку — творить то, что заставляет других людей восхищаться.
  • Коммуникация. Способность к эффективному общению и взаимопониманию с окружающим, связанная с высоким уровнем социального и эмоционального интеллекта.

Чтобы каждый из компонентов личностного потенциала развивался, необходимы активные действия и смелость столкнуться с двумя мощными преградами — потребностью в уважении и безопасности. Именно эти препятствия не дают быстро, без опасений двигаться к намеченным целям. Не справившись со своими страхами, человек будет много говорить о своих способностях, мечтах, но так и не реализует их.

Типы потенциала личности

Способности есть у каждого человека. Но у разных людей какие то из них доминируют, другие же менее выражены.

Жизненный потенциал — то, что есть в каждом. Он дает энергию, чтобы двигаться по жизни с определенной скоростью. То, насколько ярко проявляется человек в разных ситуациях, зависит от объема жизненного потенциала. Он в течение жизни может меняться — на максимальном уровне находится в детстве, юности, высок в зрелом возрасте. В период старения у большинства людей жизненный потенциал снижается, но есть и те, кто сохраняет его достаточный объем до конца дней.

Еще один тип потенциала личности носит частный характер и определяет способность к активному развитию. Максимально он проявляется в молодые годы. Тогда он направлен на обучение, овладение необходимыми навыками, достижение карьерных и творческих целей. Находясь на высоком уровне, творческий потенциал открывает для человека широкие жизненные перспективы.

Сферы

Если жизненный потенциал заложен от рождения, то частный во многом зависит от генетических предпосылок и социальной среды, в которой развивается личность. Так, обладая хорошими физическими данными и занимаясь спортом, человек получает шанс стать выдающимся атлетом. Если нет нужных антропологических данных или возможности тренироваться, то реализовать потенциал полностью и добится больших успехов в спорте не удастся. Человек с хорошим слухом, который с детства обучается игре на музыкальных инструментах, раскрывает свой потенциал как маэстро. при условии, что музыкальное образование ему совсем не доступно, виртуозом стать не удастся.

Три вектора развития личностного потенциала

В психологии нет единой стратегии, которая бы указывала, как именно нужно развивать личный потенциал. Но большинство выдающихся психологов выделяют 3 вектора реализации потенциала человека.

  1. Развитие на уровне биологической единицы. На первый план выступает физическое и психологическое здоровье, нормальное развитие соответственно возрасту. В итоге формируется зрелый, здоровый, нормально функционирующий организм.
  2. Реализация потенциала через социализацию. В итоге формируется индивид, легко приспосабливающийся к требованиям социума, способный адаптироваться к жизни в нем, принимать на себя определенную социальную роль и успешно с ней справляться.
  3. Реализация через развитие личности. Предполагает осознание и принятие собственной уникальности, не отказываясь от предлагаемых социумом ролей и общественных норм. В итоге формируется автономная, самодостаточная личность, которая принимает право других оставаться собой, способна нормально взаимодействовать с окружающими.

Реализация потенциала через развитие личности происходит в 2 этапа.

Первый длится до совершеннолетия. Он направлен на формирование и совершенствование механизмов саморегуляции — сначала ребенок, потом подросток учится управлять своими эмоциями и поведением, принимать решения и предвидеть их последствия, соблюдать общепринятые правила, быть полноценным членом общества.

Потенциал

Второй этап начинается, когда человек достигает совершеннолетия. Он способен регулировать свое поведение не только в соответствии с общественными требованиями, но и теми, которые он выставляет себе сам.

Полное, гармоничное раскрытие потенциала человека возможно только, если развиваются все три вектора.

Как реализовать свой потенциал

Самоактуализация, раскрытие потенциала — процесс, который занимает не один год. Некоторые люди посвящают этому всю жизнь — учатся, совершенствуются, открывают в себе все новые грани.

Развитие потенциала происходит через превращение имеющихся явных или скрытых способностей в такие, которые будут актуальными в реальной жизни. Скрытый потенциал (если его выявить) — это то что дает максимальный эффект.

Чтобы сформировать и развить потенциал необходимо:

  • определить основную цель в жизни. Она даст понять, какие именно способности необходимо развить, какими умениями и знаниями нужно овладеть;
  • выделить промежуточные цели, определить действия, необходимые для их достижения, сроки. Составить подробный пошаговый план для их достижения, приступить к его выполнению.
  • определиться с основным направлением деятельности в выбранной сфере. Проанализировать, насколько оно отвечает вашим актуальным запросам;
  • начать действовать в выбранном направлении — пойти на курсы, чтобы набраться новых или освежить имеющиеся знания, обзавестись нужными знакомствами;
  • ежедневно делать записи в дневнике. Описывать свои эмоции, рассказывать в нем о своих неудачах и победах;
  • научиться правильно организовывать свое время. Не терять драгоценные минуты и часы на ненужные дела, сосредоточиться на полезных для своего будущего занятиях;
  • не бояться ошибаться. Признавайте свои промахи, делайте выводы из них. Принимать трудности, как точку роста. В проблемных ситуациях искать дополнительные варианты решения.

Что помогает

Человек осознает свою целостность и ценность. Он учится мыслить в позитивном ключе, замечает все то хорошее, что происходит внутри него и вокруг.

В процессе раскрытия потенциала личность перестает быть зависимой от других, ведь все необходимые ресурсы сокрыты внутри нее самой. Это дает возможность быть в одиночестве, но не чувствовать себя одиночества. И, одновременно, дарит умение ценить богатство и полноту дружбы.

Еще одна метаморфоза, которая происходит в процессе самоактуализации — способность оставаться спокойным и невозмутимым при неудачах и личных несчастьях. Человек формирует собственный взгляд на ситуацию, у него отпадает необходимость прислушиваться к мнению окружающих и ориентироваться на чужие чувства.

Статус почести, популярность теряют былую ценность, вместо них на первое место выходит внутренний рост и саморазвитие. Возникают и реализуются новые творческие проекты, человек достигает гармонии в личной жизни, становится профессионалом в своей сфере.

Человек, сумевший максимально раскрыться, не является идеальным. Но он точно знает, чего хочет и как этого добиться. Он принимает себя со всеми слабостями и сильными сторонами личности. Не боится встретиться с бессознательными ограничениями, поэтому успешно преодолевает их и достигает больших результатов в важных для него сферах.

Читайте также: