Государственные должности российской федерации доклад

Обновлено: 16.05.2024

Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов [1] .

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

  • Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве) — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования — Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования — Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  • Судья — секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Судья Верховного Суда Российской Федерации
  • Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  • Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (наименование должности определяется законодательством субъектов Российской Федерации)
  • Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации
  • Аудитор Счетной палаты Российской Федерации
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  • Председатель федерального суда
  • Заместитель председателя федерального суда
  • Судья федерального суда
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 г. № 1298 (вступил в силу с 1 февраля 1998 г.)
  • Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации — Министр Российской Федерации — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 231, исключена из перечня Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственные должности Российской Федерации" в других словарях:

Государственные должности Российской Федерации — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Юридический словарь

ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

Государственные награды Российской Федерации — являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

Государственные должности РФ — 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Государственные должности категории Б — Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А . Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Гост

ГОСТ

Государственная должность – это первичная структурная единица системы государственного управления, учреждаемая в федеральных органах, региональных органах государственного управления, а также в других органах государственного управления, которые образуются на основе положений Конституции, наделенная определенным кругом обязанностей для обеспечения реализации компетенции соответствующего органа, а также ответственностью за законность и эффективность реализации служебных обязанностей.

Понятие государственной должности

В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.

В соответствии с нормами указанного законодательства правовое положение лица, замещающего должность государственной службы, определяется следующими обстоятельствами:

  • замещением государственной должности, которая учреждается соответственно в государственном органе федерального или регионального уровня или в ином государственном органе, функционирование которого предусмотрено Конституцией;
  • получением соответствующего специального ранга, классного чина или звания, то есть разряда квалификации.

С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.

Иными словами, с организационной точки зрения должность не связана непосредственно с личностью государственного служащего, то есть независима от лица, которое ее замещает.

Готовые работы на аналогичную тему

С функциональной точки зрения государственную должность можно определить как объем полномочий, которые возлагаются на лицо, замещающее должность, в рамках компетенции государственного органа для решения задач публичного управления.

Государственные должности федерального уровня учреждаются на основе положений федерального законодательства или актов главы государства, региональные должности, в свою очередь, утверждаются положениями регионального законодательства и подзаконных актов.

Характеристики государственной должности

В содержании категории государственной должности можно выделить два основных элемента:

  • это структурная единица системы публичного управления, неделимая, относительно обособленная от иных единиц, наделяемая кругом собственных полномочий в рамках компетенции государственного органа, получающая формальное закрепление в реестре и соответствующих внутренних документах;
  • это система прав, обязанностей, ограничений и запретов, нормативно регламентированных и ориентированных на законное, добросовестное и эффективное исполнение государственным служащим функций и задач публичного управления в рамках компетенции государственного органа и собственных полномочий.

Таким образом, в число сущностных характеристик государственной должности можно включить следующие:

  • это первичный элемент структуры органа публичного управления и системы публичного управления в целом;
  • содержание государственной должности составляют обязанности, правомочия, ограничения и запреты, установленные в отношении лица, замещающего должность;
  • необходимость формального закрепления государственной должности в реестре должностей и внутренних документах.

Виды государственных должностей

В соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами в сфере государственной службы исходя из области функционирования подсистемы государственной службы выделяют:

  • должности государственной гражданской службы федерального и регионального уровней;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы и иных видов государственной службы.

Исходя из категории государственные гражданские должности делятся на следующие виды:

  • руководящие должности. Это должности руководителей органов государственного управления и их заместителей, а также руководителей подразделений государственного органа, в том числе должности руководителей и заместителей территориальных подразделений органов федеральной власти, должности руководителей и заместителей в представительствах органов государственной власти и их структурных подразделениях, для замещение которых российские граждане привлекаются бессрочно или на конкретной срок;
  • должности помощников или советников. Указанные должности учреждаются для оказания помощи лицам, которые замещают руководящие должности государственных органов, территориальных органов федеральной власти, представительств органов государственной власти на не ограниченный или на конкретный срок;
  • должности специалистов. Это должности, которые учреждаются для обеспечения профессионального осуществления органами государственной власти функций публичного управления. Такие должности замещаются без указания конкретного срока;
  • должности, обеспечивающих специалистов. Названные должности учреждаются для того, чтобы обеспечить функционирование органов государственной власти в информационном, организационном, финансовом, документационном, хозяйственном и ином направлении. Данные должности замещаются на неопределенный срок.

Кроме этого, все должности государственной гражданской службы объединяются в группы должностей:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Категории и группы должностей государственной службы соотносятся следующим образом:

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагорных Роман Вадимович

Подзаконные нормативные правовые акты государственной Думы и Совета Федерации, их аппаратов как источники российского административного права

Правовое регулирование отдельных вопросов установления административной ответственности субъектами Российской Федерации

Обязательное государственное страхование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации

Практика органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности в сфере противодействия коррупции на государственной гражданской службе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

PUBLIC OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS SUBJECTS: ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF GENERAL AND SPECIAL REQUIREMENTS

The article is devoted to the problem of determining the administrative and legal nature and content of public offices of the Russian Federation and its subjects, which is topical in both theoretical and applied aspects. The use of the concept of “public office” since the time of Peter the Great till our days is considered. The conclusion is made that in modern conditions the administrative legislation concerning public offices does not fully meet the requirements of the state-legal development of modern Russia. The author argues the necessity of enactment of the Federal Constitutional Law of the Russian Federation “On Public Offices of the Russian Federation and Public Offices of the Subjects of the Russian Federation”, which will allow to systematize the list of public offices and also to determine the bases for administrative and legal regulation of their general and special statuses.

государственные должности российской федерации и её субъектов: административно-правовая регламентация общих и специальных требований

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2, Российская Федерация

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, государственная служба, государственная должность, профессионализм, компетентность, персональная ответственность.

public offices of the Russian federation and its subjects: administrative and legal regulation of general and special requirements

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service 2, Shchetinin st., Vologda, 160002, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the problem of determining the administrative and legal nature and content of public offices of the Russian Federation and its subjects, which is topical in both theoretical and applied aspects. The use of the concept of "public office" since the time of Peter the Great till our days is considered. The conclusion is made that in modern conditions the administrative legislation concerning public offices does not fully meet the requirements of the state-legal development of modern Russia. The author argues the necessity of enactment of the Federal Constitutional Law of the Russian Federation "On Public Offices of the Russian Federation and Public Offices of the Subjects of the Russian Federation", which will allow to

© CC BY Нагорных Р.В., 2018.

systematize the list of public offices and also to determine the bases for administrative and legal regulation of their general and special statuses.

Key words: administrative and legal regulation, public service, public office, professionalism, competence, personal responsibility.

Современное состояние административно-правового регулирования в системе государственной службы характеризуется множеством теоретических и прикладных проблем. В их массиве одной из менее исследованных является фактическое состояние теоретического определения и правового регулирования системы государственных должностей Российской Федерации и её субъектов, неопределённость правовой природы, сущности и содержания государственных должностей, соотношения с должностями государственной службы, определения их административно-правового содержания и ряд других вопросов.

Государственная должность как правовая категория широко используется в отечественном праве. Этимология слова "должность" тесным образом связана с понятием "долг" в значении обязанность [20, с. 261], которое в процессе исторического развития приобрело сначала социальное, а затем и юридическое значение. Впервые юридическое закрепление понятие "должность" в законодательстве получило в связи с принятием Петром I Генерального регламента 1720 г. (Устава государственной гражданской службы), в котором использованы понятия "присяжная должность", "должность президента и вице-президента", "должность нотариуса", "должность переводчика", "должность актуариуса" и др. [2]. Именно с тех пор данное понятие стало устойчиво применяться в законодательстве, а его смысловое

значение фактически не претерпело сколь-либо существенных изменений до настоящего времени. Под должностью обычно понимается правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.

В советский период, когда понятие государственной службы приобрело расширительное толкование и отождествлялось со всей совокупностью управленческой деятельности граждан в государственных организациях

Такое понимание юридической природы должности сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Под государственной должностью в широком значении следует понимать любую должность в государственном аппарате, связанную с реализацией основных полномочий государственного органа. Государственная должность выступает первичным организационным эле-

ментом государственного органа и в отличие от должностей, создаваемых в негосударственных организациях, обладает рядом специфических признаков.

Общим характерным для государственной должности признаком является значительный объём компетенций, предполагающий полномочия по формированию и реализации государственной воли в различных сферах государственного управления. Осуществление государственно-властных полномочий от имени государства является, с одной стороны, признаком государственной власти, а с другой -сущностной характеристикой государственной должности. Соответственно, за лицами, замещающими государственные должности, закрепляются функции носителей государственной власти, в отношении них действуют специальные требования, имеющие довольно заметные отличия от требований, применяемых в системе государственной службы.

В целом государственные должности обладают рядом сущностных черт и характеристик, выделяющих их из общего массива должностей государственной службы, а также должностей в предприятиях, организациях, учреждениях:

- особый законодательный порядок учреждения государственных должностей;

- закрепление государственно-властных полномочий, в том числе прав и обязанностей непосредственного формирования и реализации государственной воли;

- установление дополнительных требований и ограничений к лицам, замещающим государственные должности;

- наличие специальных административных процедур назначения на государственные должности и освобождения от государственных должностей;

- повышенная персональная ответственность за недобросовестное исполнение обязанностей по государственной должности.

государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т. е. должности, предназначенные для непосредственного исполнения государственных полномочий. Должности категорий "Б" и "В", также относимые в тот период к государственным, предназначались для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", и для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов соответственно.

Следует подчеркнуть, что сущность государственных должностей данного вида (категории "А") состоит прежде всего в наделении их государственными полномочиями Российской Федерации либо субъектов Российской

Федерации, определёнными ст. 71-73 Конституции Российской Федерации [6], а точнее - полномочиями носителя государственной власти и осуществления её от имени государства. Данные должности обладают некоторыми признаками, присущими должностям государственной службы, в том числе формальной определённостью, объёмом компетенции, организационной обособленностью, т. е. общими признаками, присущими должностям любой организации как первичным организационно-штатным единицам внутренней структуры. Однако гораздо сложнее дело обстоит с определением видов и, соответственно, классификацией государственных должностей, порядком их учреждения, замещения, установлением требований и ограничений при осуществлении деятельности лицами, замещающими государственные должности.

Особенно сильна дифференциация в требованиях к лицам, замещающим государственные должности, в зависимости от принадлежности к опреде-

лённой ветви государственной власти и её уровню. Например, первоначальные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности федерального судьи, наряду с общими (гражданство, состояние здоровья) предусматривают дополнительные - к возрасту, уровню профессионального образования, стажу работы, отсутствию судимости и ряду других. Отличительной особенностью назначения гражданина на должность федерального судьи является и необходимость сдачи соответствующего квалификационного экзамена [6], что позволяет оценить реальный уровень профессиональной подготовки лица, претендующего на государственную должность.

Требования к замещению государственных должностей в системе органов исполнительной и законодательной власти имеют более вариативный характер. Например, государственная должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации предполагает наличие определённых требований к образованию и состоянию здоровья гражданина, а также к его профессиональным и личным качествам [16]. При этом закон не раскрывает содержания понятия "профессиональные и личные качества", наличие которых является основанием для осуществления полномочий по должности.

гражданству Российской Федерации, а также с установлением ограничений и запретов в основном имущественного характера. Аналогичные требования и ограничения применяются в отношении государственных должностей в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во всех случаях в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов требования к личностным и профессиональным качествам кандидатов на замещение государственных должностей нормативно не закреплены.

дакции в действующем законодательстве о государственной гражданской, военной службе и государственной службе иных видов.

Как отмечается в специальных исследованиях, в советский период конкурсному замещению подлежали только консультативные и ряд исполнительных должностей, а управленческих должностей это не касалось. При этом «конкурс на замещение должностей на государственной службе прак-

Прохождение конкурсных процедур, необходимых для определения уровня профессиональной подготовки кандидата на государственную должность, на наш взгляд, должно сопровождаться установлением испытательного срока для лиц, впервые назначаемых на государственную должность и не имеющих необходимого стажа службы на должностях государственной или муниципальной службы и принятием присяги. При этом принципы профессионализма, компетенции и персональной ответственности должны быть положены в основу правового регулирования процедур замещения государственных должностей на всех уровнях государственной власти.

Таким образом, отсутствие единых требований к кандидатам на государственные должности затрагивает сущностные основы формирования демократической системы государственного управления в современной России и препятствует реализации базовых конституционно-правовых ценностей, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ [5]. В этой связи решение государственной задачи совершенствования системы государственных

требования к уровню профессионализма и личностным качествам кандидатов на замещение государственных должностей. В тех случаях, когда государственная должность не является выборной, в обязательном порядке должен быть предусмотрен конкурсный отбор при её замещении.

Возложенные на государственные органы задачи и реализуемые ими функции в различных сферах государственного управления оказывают прямое влияние на структуру и содержание административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности. Это должно выражаться в установлении дополнительных требований при замещении государственной должности, предоставлении дополнительных прав и возложении дополнительных обязанностей на них, установлении дополнительных запретов и ограничений, связанных с выполнением государственно-властных полномочий.

1. Андреевский И.Е. Русское государственное право. Т. 1. Введение, Часть 1. О правительстве. СПб.: М.О. Вольф, 1866. 508 с.

3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права: в 3 т. Т. 2. СПб., 1876. 504 с.

4. Ефремова Е.П. Конкурсный порядок замещения вакантных должностей в период СССР // История государства и права. 2013. № 23. С. 57-60.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398..

7. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юридическая литература, 1966. 194 с.

8. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л.: Ленинградский государственный университет, 1960. 344 с.

9. Советское административное право: учеб. М.: Юридическая литература, 1985. 544 с.

19. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. для студ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 674 с.

20. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 3-е изд., стереотип. Т. 1. М.: Русский язык, 1999. 560 с.

1. Andreevsky I.E. Russkoe gosudarstvennoe pravo. T. 1. Vvedenie i Chast' 1. O pravitelstve.

[Russian Public Law. Vol. 1 Introduction and part 1. On the Government. ]. St. Petersburg, M.O. Wolf Publ., 1866. 508 p.

2. [General Regulations, or a Charter, for All State Committees and their Public Servants]. In:

3. Gradovsky A.D. Nachala russkogogosudarstvennogo prava. T. 2 [The Beginning of the Russian

State Law. Vol. 2]. St. Petersburg, 1876. 504 p.

4. Yefremova E.P. [Competitive Procedures for Filling Vacancies in the Soviet Period]. In: Istoriyagosudarstva iprava [History of State and Law], 2013, no. 23, pp. 57-60.

5.[The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation

from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL)]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 04.08.2014, no. 31, article 4398.

6. [The law of the Russian Federation from 26.06.1992 № 3132-1 (ed. 05.12.2017, rev. from

7. Manokhin V.M. Sovetskaya gosudarstvennaya sluzhba [Soviet State Service]. Moscow, Legal

Literature Publ., 1966. 194 p.

8. Petrov G.I. Sovetskoe administrativnoe pravo. Chast' obshchaya [Soviet Administrative Law.

General Part]. Leningrad, LGU Publ., 1960. 344 p.

9. Sovetskoe administrativnoe pravo [Soviet Administrative Law]. Moscow, Legal Literature Publ., 1985. 544 p.

10. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 11.01.1995 No. 32 (with changes and additions) "On the State Offices of the Russian Federation"]. In: Sobranie Zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 3, art. 173.

11. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 04.12.2009 no. 1381 (with changes and additions) "On Standard Public Offices of the Subjects of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2009, no. 49 (p. II), art. 5921.

12. [Federal law dated 22.02.2014 no. 20-FZ (ed. on 18.06.2017) "On the Elections of the Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 8, art. 740.

13. [Federal Law dated 03.12.2012 no. 229-FZ (ed. on 01.07.2017) "On the Procedure of Forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2012, no. 50 (p. 4), art. 6952.

14. [Federal Law dated 25.12.2008 no. 273-FZ (as amended on 03.04.2017) "On Countering Corruption"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2008, no. 52 (p. 1), art. 6228.

16. [Federal Law dated 23.06.2016 no. 186-FZ "On the Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Russian Federation to a Foreign State and Permanent Representative or Permanent Observer of the Russian Federation to the International Organizations (to a Foreign State)"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 26 (p. I), art. 3855.

17. [Federal Law dated 31.07.1995 no. 119-FZ (with changes and additions) "On the Bases of Public Service of the Russian Federation" (repealed)]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 31. Art. 2990.

18. [Federal Constitutional Law dated 17.12.1997 no. 2-FKZ (ed. on 28.12.2016) "The Government of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1997, no. 51, art. 5712.

19. Cherepanov V.V. Osnovy gosudarstvennoi sluzhby i kadrovoi politiki [The Foundations of Public Administration and Personnel Policy]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012. 674 p.

20. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskii slovar'sovremennogo russkogo yazyka. T. 1 [Historical-Etymological Dictionary of the Modern Russian Language. Vol. 1]. Moscow, The Russian Language Publ., 1999. 560 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Должности государственной службы регламентируются:

Должности государственной службы учреждаются:

федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

должности федеральной государственной службы иных видов.

Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (ред. от 15 мая 2018 г) "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными законами РФ:

Должности государственной гражданской службы

Должности государственной гражданской службы регламентируются:

Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах учреждаются:

  • федеральным законом или указом Президента РФ.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются:

  • законами или иными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Должность государственной гражданской службы:

определяет круг прав, обязанностей и ответственности замещающего ее государственного гражданского служащего и

заключает в себе часть функций и задач государственного органа.

В зависимости от специализации профессиональной деятельности, должностной иерархии, функционального предназначения устанавливаемых компетенций, объема полномочий и ответственности, квалификационных требований должности государственной гражданской службы подразделяются:

Федеральным законом № 79-ФЗ определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

Руководители:

должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений,

замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники):

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности,

руководителям государственных органов,

руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и

руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и

замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты:

должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты:

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

Категории должностей государственной гражданской службы фактически отражают примерное или типовое содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Указанные должности государственной гражданской службы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы должностей:

высшие должности государственной гражданской службы;

главные должности государственной гражданской службы;

ведущие должности государственной гражданской службы;

старшие должности государственной гражданской службы;

младшие должности государственной гражданской службы.

В приводимой ниже таблице показано соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы:

Из этой таблицы видно, что:

должности категорий руководители и помощники (советники) подразделяются на:

  • высшую,
  • главную и
  • ведущую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории специалисты подразделяются на:

  • высшую,
  • главную,
  • ведущую и
  • старшую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории обеспечивающие специалисты подразделяются на:

  • главную,
  • ведущую,
  • старшую и
  • младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные:

  • по государственным органам,
  • категориям должностей,
  • группам должностей,
  • а также по иным признакам,

составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы.

Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, в свою очередь, составляют:

разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы,

который утверждается указом Президента Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

Данным Указом Президента РФ установлено, что:

все должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы;

наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

В регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре, состоящем из 7 цифр:

первая и вторая цифры - соответствуют порядковому номеру раздела Реестра;

третья цифра - категории должности:

  • руководители - 1,
  • помощники (советники) - 2,
  • специалисты - 3,
  • обеспечивающие специалисты – 4;

четвертая цифра - группе должностей:

  • высшая должность - 1,
  • главная должность - 2,
  • ведущая должность - 3,
  • старшая должность - 4,
  • младшая должность – 5;

пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

Должности государственной гражданской службы субъекта РФ в государственных органах субъекта РФ:

учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей,

составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта РФ,

являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ составляется с учетом:

принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и

Читайте также: