Доклад о баснях тредиаковского

Обновлено: 05.07.2024

  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

В. К. Тредиаковский – первопроходец в русской литературе

Он был автором первого печатного романа на русском языке, автором первой русской оды, первого печатного сборника светских стихотворений, он сделал первую попытку обновления условно-книжной речи и реформы стихосложения.

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (1703-1769)

Поэтическое творчество В.К. Тредиаковского

Реформа стихосложения

Радуйся, сердце! Аминта смягчилась,
Так что предо мной самым прослезилась.
Не воспоминай о твоем несчасти.
И без напасти.

Начни твою жизнь отныне любити:
Ибо Аминта подкрепою быти
Той восхотела от сердца усердна
И благосердна.

Когда хотело ты сойти до гроба,
К обывателям подземного глоба,
Та белой ручкой тебя подхватила
И не пустила.

Что она спасла, то отдать ей надо,
Мое сердце, ах! душа моя рада:
Ибо надлежит сие ей по праву
И по уставу.

Красот умильна!
Паче всех сильна!
Уже склонивши,
Уж победивши,
Изволь сотворить
Милость, мя любить:
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.

Ну ж умилися,
Сердцем склонися;
Не будь жестока
Мне паче рока:
Сличью обидно
То твому стыдно.
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.

Так в очах ясных!
Так в словах красных!
В устах саха́рных,
Так в краснозарных!
Милости нету,
Ниже привету?
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.

Ах! я не знаю,
Так умираю,
Что за причина
Тебе едина
Любовь уносит?
А сердце просит:
Люби, драгая,
Мя поминая.

Ещё одно стихотворение В. Тредиаковского из этого романа.

Невозможно быть довольным,
Когда красота едина
Под законом своевольным
Содержит сердце без чина.
Чтоб быть счастливу всецело
Чрез всей жизни само время,
Треба, чтоб сердце имело
Всегда свободу без бремя.

Ах! невозможно сердцу пробыть без печали,
Хоть уж и глаза мои плакать перестали:
Ибо сердечна друга не могу забыти,
Без которого всегда принужден я быти.

Но, принужден судьбою или непременной,
И от всея вечности тако положенной,
Или насильно волей во всем нерассудной,
И в порыве склониться на иное трудной.

Ну! что ж мне ныне делать? коли так уж стало?
Расстался я с сердечным другом не на мало.
Увы! с ним разделили страны мя далеки,
Моря, лесы дремучи, горы, быстры реки.

Ах, всякая вещь из глаз мне его уносит,
И кажется, что всяка за него поносит
Меня, сим разлученьем страшно обвиняя,
И надежду, чтоб видеть, сладку отнимая.

Однак вижу, что с ними один сон глубоки,
Не согласился; мнить ли, что то ему роки
Представлять мила друга велели пред очи
И то в темноту саму половины ночи!

Свет любимое лице! чья и стень приятна!
И речь хотя мнимая в самом сне есть внятна!
Уже поне мне чаще по ночам кажися
И к спящему без чувства ходить не стыдися.

Писал Тредиаковский и басни, в которых обличал человеческие пороки.

В. Тредиаковский был автором похвальных и божественных од, эпиграмм.

В. Тредиаковский. Эпиграмма господину К.

Меж языков о тебе (как некогда о Гомере
Спорили семь городов) – спор привелось завести.
Речь итальянская сладкого видит в тебе итальянца,
Но и германский глагол тоже считает своим.
Галлия усыновила тебя за галлские звуки,
Только на Польшу взгляни – новые распри растут!
Но позволено нам прекратить давнишние споры:
Раз ты по имени Росс, значит, ты – Росс для меня.

Считается, что эта эпиграмма посвящена князю А. Куракину. Языками, которые перечислены в эпиграмме, Куракин владел в совершенстве.
Князь Алекса́ндр Бори́сович Кура́кин (1752-1818) – русский дипломат из рода Куракиных.

В. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина (1802)

Тредиаковский-музыкант

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умам есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!

Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украси́ла,
И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.

В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.

Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.

Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне язы́ков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!

Значение творчества В.К. Тредиаковского

В. Шаферан

Поэтом нулевого цикла
Я б Тредьяковского назвал.
Еще строенья не возникло –
Ни комнат, ни парадных зал.
Еще здесь не фундамент даже –
Лишь яма, зыбкий котлован.
Он трудится, не зная смены,
Чтоб над мирской юдолью слёз
Свои торжественные стены
Дворец Поэзии вознес.
И чем черней его работа,
Чем больше он претерпит бед, –
Тем выше слава ждет кого-то,
Кто не рожден еще на свет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентация Тредиаковский Василий Кириллович – баснописец Пыстина Лидия Митро.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация Тредиаковский Василий Кириллович – баснописец Пыстина Лидия Митро.

Презентация Тредиаковский Василий Кириллович – баснописец Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 . Павлодар



Басни не так просты, как кажутся: В них учиться можно даже и у животного. Гол.

Басни не так просты, как кажутся: В них учиться можно даже и у животного. Голая мораль наводит тоску, А рассказ поможет и урок принять. Наша уловка — поучать, услаждая; А рассказывать просто так — не стоит труда. Лафонтен


Среди многообразных поэтических опытов и трудов В. К. Тредиаковского басни за.

Среди многообразных поэтических опытов и трудов В. К. Тредиаковского басни занимают видное место.

Они являлись не только одним из первых опытов в басенном жанре в русской лите.



Именно поэтому он и назвал свои басни так: «Несколько эзоповских басенок для.


Ямбическим гекзаметром Тредиаковский называл шестистопный ямб (так называемы.




В.К. Тредиаковский басни писал не для развлечения: его постоянные эксперимен.

В.К. Тредиаковский басни писал не для развлечения: его постоянные эксперименты с русским языком, стихосложением не прошли для него даром. Он изобрел вариант написания ритмических гладких стихов, показал, какова роль ударений в стихе.



По его книге учился писать М.В. Ломоносов, который пошёл дальше своего учител.

По его книге учился писать М.В. Ломоносов, который пошёл дальше своего учителя, писавшего простым русским словом.



Басни – немалая часть творчества В. Тредиаковского. Он стремился писать их пр.

Басни – немалая часть творчества В. Тредиаковского. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он высмеивал зло, пороки людей.

Писать Василий Кириллович умел, но во многом подражал французу Лафонтену. Про.

Писать Василий Кириллович умел, но во многом подражал французу Лафонтену. Произведения, принадлежащие его перу, очень тяжело читались из-за конструкций, редко употребляемых в русском языке.


Жанр басни требовал простоты и внятности. Это необходимо для того, чтобы чита.

Жанр басни требовал простоты и внятности. Это необходимо для того, чтобы читатель смог без труда уловить мораль, ради которой и создавались произведения, написанные самым низким стилем.



В баснях Василия Кирилловича Тредиаковского встречается много слов старославя.


Написаны басни В. Тредиаковского в самом начале 1750-х годов (всего их — 51.

Написаны басни В. Тредиаковского в самом начале 1750-х годов (всего их — 51 басня).

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (Тредьяковский) (22 февраля (5 марта) 1703(17030305) — 6 (17) августа 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII века.

С начала 1740 годов поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Иоановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшили положение Тредиаковского при дворе. Следующие годы Тредиаковский жил в крайней нужде, и его свадьба в 1742 году только усугубила это положение. Лишь в 1745 одновременно с Ломоносовым его назначили профессором Академии по кафедре элоквенции, и это улучшило его материальное состояние.

Умер Тредиаковский 6 августа 1769 года.

Сын Лев (1746—1812) — ярославский и смоленский губернатор.

2. Реформа русского стихосложения

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI — начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши.

В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Тем не менее, один вопрос вызвал дальнейшее обсуждение:

Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени [4], русского классицизма XVIII-го века с его антично-европейскими истоками [5], одним из наиболее плодотворных идеологов и практиков русской буколической поэзии [6] и т. д.

1. Эрмитаж Императорский — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

2. Иван Иванович Лажечников. Ледяной дом

4. Большухина В. П. В. К. Тредиаковский и возникновение новой русской лирики // В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. — М.: ИМЛИ РАН, 2005

5. Курилов А. С. В. К. Тредиаковский и литературно-художественные движения в России XVIII в// В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. — М.: ИМЛИ РАН, 2005

6. Шеина Ю. В. Буколика у В. К. Тредиаковского// В. К. Тредиаковский и русская литература. Отв. ред. А. С. Курилов. — М.: ИМЛИ РАН, 2005


Василий Тредиаковский был одним из наиболее известных поэтов 18 века. Однако его творческое наследие не было по достоинству оценено современниками. Лишь впоследствии, уже в 19 веке, его переводы и оригинальные сочинения получили признание. Причина такого запоздалого успеха заключается в том, что современники автора стремились создать легкий литературный язык, в то время как поэт был сторонником сложного стихосложения, ориентируясь на лучшие образцы античности и подражая им.

василий тредиаковский

Детство и юность

Василий Тредиаковский родился в 1703 году в семье астраханского священника. Он окончил латинскую школу, которая была основана при католической миссии в городе. В детстве он пел в церковном хоре. Увлечение музыкой он пронес через всю свою жизнь, впоследствии даже начав сочинять собственные композиции. Сохранилось мало сведений о его юности, осталась только тетрадка с четверостишием, которое свидетельствует о раннем увлечении мальчика поэзией.

Будущий поэт собирался поначалу поступать в Киево-Могилянскую академию, однако по неизвестным причинам он туда не поехал, а вместо этого отправился в Москву. С 1723 по 1725 год Василий Тредиаковский занимался в Славяно-греко-латинской академии за собственный счет. В это время он всерьез занялся литературой: сочинил собственный роман и перевел некоторые произведения с латинского языка. После двух лет обучения у него появилась возможность выехать за границу, поэтому он ушел из академии.

василий тредиаковский краткая биография

Путешествие по Европе

Василий Тредиаковский некоторое время жил в Гааге, однако вскоре покинул эту страну и перебрался в Париж, где поселился у главы русской дипломатической миссии. Вообще о времени пребывания поэта в европейских странах известно очень мало, тем не менее, сохранившиеся известия позволяют говорить о том, что он получил хорошее образование в парижском университете. Однако так и не сумел сдать экзамены на бакалавра, поскольку они были платными, а у поэта не было денег.

Тем не менее, данный этап имел важное значение в его творчестве, поскольку он познакомился с французской культурой, просвещением, которое оказало на него большое влияние, хотя, разумеется, всего за два года он не мог полностью проникнуться новыми для него идеями европейской идеологии. С 1729 по 1730 год поэт жил в Гамбурге. Василий Тредиаковский, творчество которого к тому времени уже оформилось как проевропейское, познакомился с местными интеллектуалами, учился музыке и написал некоторые стихотворения. Кроме того, он был вхож в круг российских дипломатов, общение с которыми повысило его культурный уровень.

василий тредиаковский поэт

Первый успех

василий тредиаковский творчество

Реформа стихосложения

В 1730-х годах поэт занялся изменением русского литературного языка. Тредиаковский добивался разделения прозы и поэзии и считал эталоном последней латинское стихосложение, к которому пытался приспособить и российскую поэзию. Однако его сразу стали критиковать за сложное построение предложений, неясный смысл, запутанную грамматическую конструкцию. Поэт часто прибегал к инверсии, активно использовал междометия, что в представлении литературоведов того времени осложняло и портило лирику.

Значение

Василий Тредиаковский, краткая биография которого составляет предмет настоящего обзора, оставил заметный след в истории русской литературы. Его эксперименты, научные изыскания в области литературы, споры с Ломоносовым и Сумароковым способствовали появлению отечественной критики и оригинальных произведений в разных жанрах. Большой вклад он внес и как переводчик. Так, благодаря ему русский читатель познакомился с работами французского ученого по древней истории. В конце жизни состояние его здоровья ухудшилось, и он скончался в 1769 году.

Читайте также: