Доклад на тему здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 02.07.2024

Практика сохранения здоровья школьников во время учебных занятий. Физические минутки и физкультурные паузы во время уроков. Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Формы проведения оздоровительных мероприятий на уроках.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 163,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Назаровский филиал Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский

Самарской области

Доклад на тему

Работа учителя русского языка и литературы

ГБОУ Клявлинской СОШ №2

Тазовой Лидии Фёдоровны

2016г

Содержание

1. Проблемы здоровья школьников

2. Практика сохранения здоровья школьников во время учебных занятий

3. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе

3.1 Гимнастика до учебных занятий

3.2 Примерные комплексы гимнастики до занятий

3.3 Физические минутки и физкультурные паузы во время уроков

3.4 Физкультурные минутки

3.5 Примерный комплекс физминутки

3.6 Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса

3.7 Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища

3.8 Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

3.9 Физкультурные минутки при письме

3.10 Гимнастика для рук

3.11 Упражнения для снятия утомления

3.12 Физическая минутка изометрическая

3.13 Бодрость за одну минуту

4. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей

4.1 Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки

4.2 Упражнения для глаз

4.3 Точечный массаж

4.4 Упражнение для рук

4.5 Упражнение для формирования правильного дыхания

4.6 Релаксационные упражнения

4.7 Минуты вхождения в день

4.8 Физкультурные паузы

4.9 Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах

4.10 Формы проведения оздоровительных мероприятий

здоровье школьник учебный физкультурный

Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.

Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?

Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти - как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.

В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.

Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

1. Проблемы здоровья школьников

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и ходе выполнения федеральной программы развития образования свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 - 5%.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;

25 - 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические

Недостатки или хронические заболевания;

только 4 - 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского, уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук.

Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается

Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?

В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:

«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.

Без условий от причин не будет последствий.

В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

- создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;

- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

- воспитательная работа (формирование культуры здоровья);

- учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

- контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:

- сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

- сотрудничество с родителями учащихся;

- формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;

- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;

- рациональная организация учебного процесса.

Ожидаемые результаты от работы:

- формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.

2. Практика сохранения здоровья школьников во время учебных занятий

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

При подготовке к уроку я учитываю:

Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

8 - 12 часов - первый пик работоспособности;

16 - 18 часов - второй пик работоспособности.

Динамику активности обучающихся на уроке:

1 - 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

5 - 20 минуты - самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

21 - 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

36 - 45 минуты - полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть следующим образом.

Активность обучающихся на уроке

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ботлихского района РД

на тему « Здоровьесберегающие технологии на уроках

учитель русского языка и литературы

Абдулмажидова Патимат Зайирбеговна.

Здоровьесберегающие технологии на уроках

русского языка и литературы

Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается.

Перед учителем встаёт проблема: как во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школе здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

1) стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

2) несоответствие технологий обучения возрастными особенностями учащегося;

3) несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.

Критерии здоровьесберегающего урока:

обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);

2. число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);

средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).

(норма - не менее трех).

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание на здоровьесберегающие технологии.
Одной из основных целей своей педагогической деятельности считаю создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья обучающихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Большое значение имеет рациональная организация урока. В структуру моих уроков включены такие этапы, как организационная часть, при которой обязательно интересуюсь самочувствием учащихся; релаксация; физкультминутки; рефлексия. Строить урок следует в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы, объяснение нового материала представляем проблемно-поисковым методом

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры. Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Также с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи.

Также школьникам предлагается выполнить задания. Например:

1. Напишите название 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

2. Составьте сочинение-миниатюру о любимом виде спорта.

3. Творческий словарный диктант.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) можно рассматривать режим дня школьника с последующим его обсуждением.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

На каждом уроке в любом классе необходимо проводить физкультминутки (2-3раза)
обязательно нужно следить за позой учащихся во время урока,
делать игровые паузы,
зрительную гимнастику (например, посмотрели в окно, увидели, что там идет снег, льет дождь и т.п.) ,
эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.
Для снижения уровня невротизма перед уроками контроля нужно проводить тщательную подготовку: перед контрольной работой разобрать подобную работу, перед контрольным диктантом – проанализировать орфограммы и пунктограммы из текста диктанта, в старших классах, где количество орфограмм увеличивается, давать 2-3 варианта диктанта для подготовки на дом.

• Расскажите об Алеше, его жизни, увлечениях, учебе,
характере.

Как изменился герой, когда он получил волшебное семечко?

Распределение обязанностей в группе носит демократичный характер. Слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.

На уроках литературы в 9 классе стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся. В начале учебного года предлагаю учащимся список тем презентаций. Каждый выбирает тему и готовит ее, после представления презентации обязательно обсуждение.
На уроках русского языка и литературы нужно строго дозировать объем домашней работы. Дозирование домашней работы: чтение больших текстов, подготовка стихотворений наизусть дается на несколько дней, чтобы успели подготовиться в субботу, воскресенье. Монотонность чтения можно заменить одновременным поиском каких-либо языковых примет и т.д
На интегрированных уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Большое эмоциональное впечатление на учащихся производит эффектное изображение репродукций с картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах на мультимедийном экране на интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Помогая школьникам понять картину, почувствовать её колорит, задаём вопросы по ней, просим подобрать художественные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии и т.д.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Хороший эффект дает расширение кругозора учащихся по данному предмету, формирование положительного отношения к этому предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.

И все же цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Таким образом, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится о прменении современных здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и создания комфортного психологического климата школьников.

Доклад на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии их применение

Выступление на заседании школьного

методического объединения

Одикадзе Жужуны Владимировны, учителя

русского языка и литературы,

декабрь 2014 года

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека- это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Использование игровых технологий на уроках позволяют снять эмоциональное напряжение и решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Вызывают неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Можно использовать такую форму работы, как минутки вхождения в урок:

. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

1.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность (норма – 15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения), кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; ориентировочная норма – 7-10 минут). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

- учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- создание благоприятного психологического фона на уроке;

- использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

- личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей;

- педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

2.Технология уровневой дифференциации обучения.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

В своей деятельности желательно использовать различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

При изучении темы: “Однородные и неоднородные определения”

1. Знакомство с новым материалом.

На поляне пестрели синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) сладкий (вкус) арбуз.

Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.

2. Анализ предложения

3. Первичное закрепление нового материала

4. Контроль за темой (цифровой диктант)

1) По каменной белой ограде разросся плющ. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. 3) Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. (все определения объединены общим понятием – небо осеннее, невзрачное) 4) Под дубами прятались низенькие одноэтажные дома. 5) Широкая, ласковая (т.е. добрая) улыбка озарила её лицо.

3. Разноуровневые задания

Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.

(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)

Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда

Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Здоровьесберегающие технологии способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.

2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.

Оценить 572 1

Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы

Подготовила: Дудник Т.И.,

учитель русского языка и литературы

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся.

Концепция здоровьесберегающего обучения выстраивается следующей логической цепочкой:

1.Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

2.Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

3.Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, необходимо применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, поэтому у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Структурными элементами уроков должны выступать:

упражнения для глаз

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.

Читайте также: