Доклад на тему воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Обновлено: 16.05.2024

Интерес к проблеме развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям, которая рассматривается как внутренняя потребность растущего организма ребёнка, ее необходимо поддерживать и развивать.

В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К.Крупская, А.С.Макаренко и многие другие педагоги и психологи.

С.Л.Рубинштейн указывал, что самостоятельность — это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу.

Долгое время изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, В.И.Селиванова, Ю.Н.Дмитриевой и др.).

Современные авторы отмечают, что самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнениюспециалистов,педагоговипсихологов,самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Таким образом, в педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы подтверждается рядом нормативных документов.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Также федеральный стандарт дошкольного образования указывает на то, что образовательная программа должна быть направлена на создание условия развития инициативы и творческих способностей ребенка (пункт 2.4). Должна обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6). Содержательный раздел программы должен включать (пункт 2.11.2.) способы направления и поддержки детской инициативы.

Воспитание самостоятельности — неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. Чтобы избежать ошибок в воспитании, следует помнить, что качества, характеризующие самостоятельность, тесно связаны с другими сторонами личности и выступают неоднозначно в различных сочетаниях и условиях. Одна и та же черта самостоятельности в сочетании с одними качествами может положительно характеризовать личность, в сочетании с другими — отрицательно.

В работах К.П.Кузовковой, Т.Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику – степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности.

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Таким образом, анализ литературы позволил нам установить, вопрос развития самостоятельности у младших дошкольников является значимым. В качестве перспективы дальнейшего исследования мы определили разработку психолого-педагогических условий. Таких как: внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию; создание предметно-развивающей среды способствующей развитию самостоятельности; включение родителей в воспитательный процесс развития самостоятельности детей.

Список использованных источников

Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245с.

Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.[Текст] // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52- 58.

Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. -82

Формированию навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста уделено должное внимание. Данная тема особо актуальна на сегодняшний момент.

Содержимое публикации

Приходя в детский сад из дома большинство детей сталкиваются с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т.д. Перед детьми встает задача - научиться все делать самому.

Воспитание у ребенка самостоятельности, в настоящее время, является актуальной работой, ведь самостоятельность это одно из нравственно- волевых качеств человека, от этого зависит не только обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. В наше время стране требуются активные, самостоятельные люди, которые могут ставить задачи и добиться их выполнения. Истоки самостоятельности лежат в младшем дошкольном возрасте и именно в дошкольном возрасте, следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучить ребенка к труду будет гораздо сложнее.

Поэтому в моей работе с детьми, трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, что бы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, что бы труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, на основе развития психических процессов, происходит развитие самостоятельности. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и на занятиях.

Независимо от вида трудовой деятельности, работа с детьми проходит через ряд последовательных этапов:

Первичное ознакомление детей с трудовым процессом.

На этом этапе дети наблюдают за работой взрослых. Идет обсуждение последовательности действий, их значение на данном этапе и влияние на конечный результат. Очень важно на этом этапе проводить беседы о значимости труда для окружающих, затронуть нравственные струны детской души. Сначала мы с детьми обсуждаем, кто заботится о том, чтобы они чувствовали себя хорошо каждые день, каждую минуту.

Привлечение детей к работе со взрослыми. На этом этапе идет обучение планирования предстоящей деятельности. Ребенка учат работать по предложенному плану. На этом этапе дети выполняют часть задания, например, сервируют стол, не считая количества столовых предметов На этом этапе он является помощником взрослого, деятельность носит характер сотрудничества.

Самостоятельная работа под контролем взрослого. На этом этапе задача взрослого следить за последовательным выполнением действий, указывать на допущенные ошибки, исправлять их. Большое значение имеет анализ результатов деятельности и их оценка.

Самостоятельная работа под небольшим контролем взрослого. Это, практически, самостоятельная работа ребенка, взрослый контролирует его действия косвенно. Здесь большое значение отводится результату, если он получен не таким, каким был задуман, находится ошибка и исправляется. Этот этап характерен для старшего дошкольного возраста.

Таким образом мы можем прийти к выводу, что в связи с введением стандартов в дошкольные образовательные организации РФ повысилось внимание педагогической общественности к процессу формирования самостоятельности у дошкольников как необходимого компонента для дальнейшего успешного обучения и воспитания личности.

В ряде педагогических исследований самостоятельность как качество личности связывают с такими аспектами, как ответственность, умение формулировать свои мысли, инициативность, умение заниматься совместной деятельностью, рассматриваются вопросы становления самостоятельности в процессе ведущей деятельности. Причем авторы подчеркивают, что участие взрослых в деятельности детей побуждает их не только подражать, но и проникаться ценностным отношением к деятельности, понимать ее значимость.

Таким образом, готовность к самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста формируется при условии управления взрослыми различными видами их деятельности. Еще одним фактором формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста является создание зоны ближайшего развития, когда внимание воспитателя и родителей обращено на направленность детской деятельности, а в группе созданы условия для всех видов труда и занятий детей.

Целенаправленное формирование самостоятельности необходимо начинать в условиях учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения. Технологию формирования зоны ближайшего развития у детей младшего дошкольного возраста мы рассматриваем как комплекс форм, методов, приемов воспитания и обучения, представленный в системе, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами в разных условиях образовательного пространства. Мы выделили три технологических блока: специально организованное обучение педагогов, совместная взросло-детская деятельность, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Нами было проведено анкетирование воспитателей, ориентированное на исследование уровней сформированности самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, проявляющихся в практике дошкольных образовательных учреждений. Результаты опроса и анализа планов работы показали, что все педагоги признают необходимость воспитания у детей самостоятельности, но лишь 10 % уделяют этим аспектам внимание в процессе реальной педагогической деятельности.

Перспективы дальнейших исследований проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста мы видим в разработке коррекционных технологий, в совершенствовании содержания и условий внедрения технологии формирования зоны ближайшего развития в реальную деятельность детского дошкольного учреждения, а также в разработке принципов непрерывного образования, определяющих связь личностных качеств с обучением в начальной школе.

В связи с введением стандартов в дошкольные образовательные организации РФ повысилось внимание педагогической общественности к процессу формирования самостоятельности у дошкольников как необходимого компонента для дальнейшего успешного обучения и воспитания личности.

В ряде педагогических исследований самостоятельность как качество личности связывают с такими аспектами, как ответственность, умение формулировать свои мысли, инициативность, умение заниматься совместной деятельностью, рассматриваются вопросы становления самостоятельности в процессе ведущей деятельности. Причем авторы подчеркивают, что участие взрослых в деятельности детей побуждает их не только подражать, но и проникаться ценностным отношением к деятельности, понимать ее значимость [1].

Процесс формирования навыков самостоятельного поведения у младших дошкольников опирается на педагогический опыт работы: выбор образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка виртуального стереотипа, ощущение социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях, сформированность личностной (утилитарной) мотивации [5].

Список использованных источников:

2. Блонский, П.П. Психология младшего дошкольника. [Текст] / П.П. Блонский. – Воронеж: МОДЭК, 2015. – 564 с.- I SBN 5-89502-574-9.

3. Буре, Р.С. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Р.С. Буре – М.: Просвещение, 2009. – 312 с.- ISBN 5-8914-292-4

5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 416 с. - ISBN 5-7695-0816-7

6. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: Игровой комплект. / Е.Ю. Конина. – М: Айрис-пресс, 2013. – 112 с. – ISBN 5-7695-0599-0.


Прежде всего, нами была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая задачам экспериментальной работы. В каждом шкафчике ребенка в раздевалке были повешены индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. В умывальной комнате нашей группы появился всем известный Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находилась коллекция гигиенических средств: зубная щетка, расческа, фигурное мыло, мочалка и т. п. Знакомство с Мойдодыром в форме стихов и игровых упражнений понравилось нашим детям, вызвало у них радостные эмоций и интерес к умыванию, расчесыванию и купанию.

Также предметно-пространственная среда была обогащена игровым материалом:

Наиболее важным условием являлось педагогическое сопровождение как система педагогических методов и приемов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, беседы, упражнения на развитие мелкой моторики рук, проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы и т. д. Основываясь на положениях гипотезы, мы выстроили свою линию работы и разработали перспективный план работы с детьми.

Рассмотрим педагогические средства, использованные нами для формирования навыков самообслуживания и навыков игровой деятельности детей.

Важно было не только правильно показать, но и доступно объяснить действие. Например, объясняя алгоритм умывания, мы проговаривали необходимый порядок действий.

В совместной деятельности активность и самостоятельность ребенка сочеталась с руководящей ролью педагога. Но в отличие от традиционных методов образования, мы исключали педагогическое давление на ребенка. Освоение культурно-гигиенических навыков мы выстраивали на основе игровой мотивации, без принуждения. Если ребенок не мог сразу следовать образцу, оказывали ему помощь. При этом не забывали про эмоциональный контакт, одобрение и поддержку действий ребенка.

Воспитывая самостоятельность, мы старались как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям и порицаниям. Больше опирались на поощрения и похвалу, положительную оценку. Так мы культивировали стремление улучшить свой результат, давали детям возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Мы хвалили ребенка за старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь воспитателям и детям, овладеть новыми действиями.

В режимных процессах, в свободной детской деятельности нами широко использовались дидактические игры, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Таким образом, в своей работе мы реализовали теоретически обоснованные психолого-педагогические условия формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, совместная деятельность, игра детей, Кукла, младший дошкольный возраст.

В настоящее время сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, очень важный момент - это взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения с родителями в данном вопросе. Исследования современных ученых доказывают, что именно в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Самостоятельность - свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценки и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Психологи обращают внимание на "кризис 3-х лет", когда малыш, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения ребенка и взрослого должны измениться в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержанием. Если же этого не происходит, то в поведении ребенка появляются капризы, упрямство, строптивость, своеволие. Умные, грамотные родители позволяют своему малышу самостоятельно действовать, не критикуя его, не торопя по времени, а наоборот, похвалят, отметят: "Какой молодец, совсем большой стал". В это время родители и воспитатели должны работать в тесном контакте, предъявлять единые требования в воспитании самостоятельности. Тогда ребятишки более успешно осваивают умения самообслуживания, культурно - гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия.

К концу 4-го года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения за столом во время еды, в процессе умывания, одеваясь, приучается бережно относиться к вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, расческой, полотенцем). Ощутив от взрослых поддержку, доброе отношение, ребенок становится более уверенным, общительным, самостоятельным. Однако, есть родители, которые наоборот стремятся всё сделать за ребенка, этим они причиняют большой вред, мешают его самостоятельности, подрывают веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми, инфантильными. Например, мама, забирая ребенка из детского сада, одевает его сама, не обращая никакого внимания на его протесты (может даже капризы), объясняя это отсутствием времени, большим количеством дел дома. Один, второй, третий случай расхолаживает малыша, делает его безъинициативным, подавляет желание быть самостоятельным.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное, негативное влияние на развитие личности ребенка. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильное руководство действиями, необходимыми в процессе умывания, приёма пищи и др. моменты, и обязательное поощрение за малейшее проявление самостоятельности.

Читайте также: