Доклад на тему переселение осетин в турцию

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Переселение осетин в Турцию

Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Холопы и кавдасары были убеждены в скором падении феодального уклада в Северной Осетии и отказались покинуть родину.

Из Северной Осетии — страны с преимущественно христианским населением — в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос о их возвращении в Россию был снят с повестки дня.
В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др.

В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км. от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти — 4 двора, Марсенти — 2 двора. (1988 г.). Неизвестные фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции распространено свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят 5 тыс. человек. Большинство живет в городах, в Стамбуле и Анкаре.

Переселение осетин в Турцию

Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Холопы и кавдасары были убеждены в скором падении феодального уклада в Северной Осетии и отказались покинуть родину.

Из Северной Осетии — страны с преимущественно христианским населением — в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос о их возвращении в Россию был снят с повестки дня.
В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др.

В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км. от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти — 4 двора, Марсенти — 2 двора. (1988 г.). Неизвестные фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции распространено свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят 5 тыс. человек. Большинство живет в городах, в Стамбуле и Анкаре.

11694784_10154164723198677_3703147779158191218_n

Массовое переселение кавказцев, в том числе и осетин, исповедующих ислам, в единоверную Турцию, известное как мухаджирство, являлось одним из результатов царской политики в отношении горских народов.

Переселение осетин в Турцию началось в середине XIX в. Оно происходило в три этапа.

Первое незначительное переселение произошло в 1859 г. Тогда, главным образом, переселились некоторые привилегированные фамилии со своими крепостными-рабами. Главой этой партии мухаджиров осетин был дигорский баделят Алимурза Абисалов. С ним выехали Абисаловы, Тугановы, Кубатиевы, Кануковы, Кусовы, Козыревы.

Вторую волну эмиграции (1860-1861 гг.) возглавил куртатинский таубий Ахмет Цаликов. Тогда выехало 300 – 350 семей осетин, 90 из которых через некоторое время вернулось обратно. Выехали Цаликовы, Дударовы, Кануковы и др.

Третье самое крупное переселение осетин и других горцев состоялось в 1865 году. Под началом тагаурского алдара генерал-майора русской армии Муссы Кундухова в Турцию выселилось около 5 тысяч семей. Выехали Алдатовы, Есеновы, Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Тхостовы, Дударовы и др.

По некоторым данным, . Прибывшие в страну и принявшие подданство Оттоманской империи, наделялись землей, освобождались от поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии и в течение 12 лет, если они поселены в Азии, освобождались от военной службы, или заменяли ее платой деньгами, румилийские – в течение 6 лет, а азиатские – в течение 12 лет.

О военно-политических целях Турции писал и Р.У. Туганов, исследовавший тему переселения черкесов Турцию. В своей работе он приводит воспоминания очевидцев тех событий, данные хроники периодической печати тех лет.

В отношении начальника Терской области от 25 января 1866 г. начальнику Кавказского Горского управления о задержании на Дарьяльской заставе турецко-подданных осетин, переселившихся в Турцию в 1860 году: Дзарахмета Цаликова, Гаце Цаликова, Гугу Карсанова, Кубади Албегова и кабардинца Схасова. При обыске у них были обнаружены 53 письма, из которых некоторые заключали в себе призыв к населению округов о переселении в Турцию.

Абисалов Омер

Абисалов Омер

Отток населения Северного Кавказа совпал с началом реформенных преобразований в России и прежде всего с отменой крепостного права. Горская знать покидала родину с той целью, чтобы сохранить своё право на крестьян. Причина эмиграции горских феодалов может быть в значительной мере объяснена особенностями уклада и общественных отношений, точнее, системой представлений о них, которые в период мухаджирства получили распространение, в основном, среди тех этнокультурных групп региона, где феодальные отношения были сравнительно высоко развиты.

Однако многие переселенцы, не приняв новых условий жизни, приняли решение вернуться на родину.

Из ушедших из Терской области в 1861 г. в Турцию 685 семейств в числе до 8 тысяч душ в 1861 г. возвратилось 403 семейства в числе до 3800 душ, а в 1862 г. – 36 семейств в числе до 350 душ.

Объясняет это он теми мерами, которое царское правительство принимало, чтобы закрыть пути к возврату горцев на родную землю.

Прибывший из Турции почетный Куртатинский старшина Джафар Ага Али Бек Оглы сообщал, что бежавшие из Эриванского уезда за границу в Турцию назад тому пять лет более ста семейств куртатинцев, раскаиваясь в своем поступке, желают ныне возвратиться через карантин в Сурмелинский участок.

Потомки осетинских мухаджиров и на новом месте старались сохранить свои национальные и сословные традиции. Многие офицеры русской службы поступили служить в турецкую армию. Сохранившиеся списки выехавших в Турцию осетин, интересны содержащейся в них генеалогической информацией – фамилиями и именами членов семей, а так же именами выезжающих с ними холопов.

В начале ХХ в. исход осетин в Турцию продолжился. Связано это было с событиями I мировой и гражданской войн, а также Октябрьской революции 1917 г. В эмиграции этого периода приняли участие в основном представители знатных осетинских фамилий. Спасая свои семьи от красного террора, они были вынуждены искать новое место жительства и, зная, что в Турции у них есть родные, устремились именно туда.

Эмигрировали из Осетии в Турцию не только этнические мусульмане. В годы гражданской войны на Кавказе в Турцию вместе с сыном эмигрировал известный юрист Измаил Васильевич Баев, имевший диплом II степени юридического факультета Императорского Московского университета, который происходил из известной и уважаемой в Осетии семьи.
К примеру, – баделята Битуевы, гагуата Асеевы и Кануковы, царгасата Зекеевы, тагиата Кундуховы.

Полковник Халис Алиханович Асеев с женой Сервер

Кантемиров Кансау

Кантемиров Кансау

Осетины проживали в селениях санджака Анкара: Муратлы; санджака Йозгат: Башчатак, Боялык, Каяпынар, Карабаджак, Чат; санджака Битлис: Агджавиран, Хулык; санджака Кайсери: Шывгын; санджака Карс: Алисофу, Бозат, Селим, Хамамлы, Юкары Сарыкамыш; санджака Малазгирт: Йарамыш; санджака Мараш: Гексун, Фындык; санджака Муш: Буланык, Гёвендик, Караагыл, Караали, Месджитли, Сарыдавут, Симо, Тепекай, Хамзашейх, Ярамыш; санджака Нигдэ: Орханийе; санджака Сивас: Аламан, Еникёй, Еничубук, Дикилиташ, Капаклыкая, Кахвепынар, Конакозю, Топач, Юджебаджа; санджака Сиирт: Ырун; санджака Токат: Батманташ, Кушотурагы, Ташлык,Ченгибагы; санджака Эрзурум: Гевендик, Лекбудак.

В 1934 г. в Турции был введен закон о фамилиях. . Им для этого даже был предложен перечень турецких имен, из которого можно было выбрать себе новую фамилию. Вводя этот закон, правительство Турции преследовало цель лишить кавказцев и представителей других национальностей своих исторических корней. Но, несмотря на запрет, многие взяли в качестве фамилии имя своего деда или прадеда. Так, например, Абисаловы носят фамилию Arpat, по имени одного из своих предков, часть Кубатиевых – Aytek, по имени своего прадеда, а некоторые из Кануковых взяли фамилию Tekay, которая является производным от имени Тага – родоначальника тагаурских алдар тагиат, Дударовы носят фамилию Yilal, так звали предка фамилии Дударовых. . Так, Асеевы, носившие фамилию Akman, в настоящее время пишутся Asetey. Но не все фамилии были заменены. Многие осетины, особенно те, чьи фамилии имели тюркскую этимологию, изменили лишь их окончание. Это Кантемировы – Kandemir, Тугановы – Tugan, Кубатиевы – Kubat, Кундуховы – Kunduh и т.д. Менялись и имена. Переселенцы с кавказскими национальными именами брали себе имена, распространенные в то время в Османской империи.

Дударов Батырбек

Дударов Батырбек


В настоящее время в Турции проживают представители примерно 150 осетинских фамилий, представляющих все четыре основные общества Осетии – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское.

Заслугой наших соотечественников, покинувших Кавказ в XIX – начале XX веков является то, что они сохранили свои фамильные предания, помнят свои родовые тамги, знают и поддерживают родственные отношения, бережно хранят старинные фотографии, многие из которых еще привезены с Кавказа, создают семейные архивы. Все это, несомненно, способствует сохранению исторического наследия и развития исторической памяти.


Осетины в Турции (осет. Турчы ирæттæ, тур. Türkiye Osetleri) — национальное меньшинство, в основном представленное потомками выходцев из Северной Осетии второй половины XIX века. Несмотря на то, что осетины в большинстве своём христиане, в миграции в Турцию участвовали преимущественно северные осетины - мусульмане.

Причины

Главными причинами переселения осетин в Турцию принято считать несколько факторов:

  • Кавказская война (1785—1864);
  • ориентация осетин-мусульман на единоверную Турцию;
  • агитация со стороны Турции к мухаджирству;
  • малоземелье.

История

В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения. Среди переселенцев были представители обеих этнодиалектных групп североосетинского народа — иронской и дигорской. Иронцы были представлены в основном выходцами из тагаурского общества, а в меньшей степени куртатинского, алагирского и турсовского обществ, причем значительно преобладали жители созданных в предшествующие десятилетия равнинных мусульманских сел — Зильги, Шанаево (ныне Брут), Заманкул, Тулатово (ныне Беслан), Хумалаг, Владимирское (ныне Старый Батакоюрт) и др. А из горных селений иронцев наиболее заметное число мухаджиров дали Даргавс, Саниба, Кобан). Дигорскую часть североосетинских переселенцев составили главным образом жители селения Магометановского (ныне Чикола), а также Тугановского (ныне Дур-Дур), Караджаевского (ныне Хазнидон), Карагача и др. В конфессиональном отношении практически все мигранты, несомненно, являлись мусульманами-суннитами.

Турция прилагала большие усилия к тому, чтобы переселить горцев (в том числе и осетин) на свою территорию, тем самым она стремилась колонизовать мухаджирами свои малозаселённые провинции, военно-стратегические пункты для возможной войны с Россией (то есть Русско-турецкая война 1877—1878).

Отмена крепостного права в 1861 году косвенным образом стимулировала переселение. Сословное деление было развито в Дигории и Тагаурии, как и позиции ислама. В отличие от дигорцев и тагаурцев, в Куртатии и Алагире сохранялась родовая демократия и христианство. Таким образом, дигорским баделятам и тагаурам, которые имели в своем распоряжении крепостных и рабов, было что терять.

В 1865 году состоялось третье переселение под руководством генерала Мусы Кундухова. Численность осетин, которые отправились вместе с Кундуховым, колеблется от ста человек до нескольких сотен.

Осетины, вернувшиеся в 1860 году в Осетию, пытались отговорить своих соотечественников ехать в Турцию. Поэтому туда был направлен Гуцыр Шанаев, чтобы на месте посмотреть на жизнь переселенцев и убедиться так ли там хорошо на самом деле, как это рисует Кундухов. В своём письме из Турции Шанаев предостерегал осетин от переселения, призывая их не верить ложным обещаниям. Шанаеву удалось многократно уменьшить число желающих выселиться вместе с Кундуховым.

Население

По разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тыс. до 36 тыс. человек. Сейчас большинство осетин проживают в крупных городах: Анкара, Стамбул и Измир.

Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую идентичность. Так, от имени турецких осетин было направлено поздравление президенту Эдуарду Кокойты и народу Осетии с признанием независимости Южной Осетии.

Осетинские селения

  • Сарыкамыш (Карс)
  • Бозат (Карс)
  • Пойразлы (Йозгат).

Фамилии

Читайте также: