Доклад на тему волевые качества вокалиста

Обновлено: 05.07.2024

Итак, рассмотрим те качества и умения, которые лежат в основе искусства исполнения. Мы выделили семь наиболее значимых качеств, которые делают исполнителя не просто хорошим, но и ценным для компании работником: ответственность, конструктивность, способность к сотрудничеству, корпоративность, осознанное отношение к делу, инициативность, дисциплинированность. Рассмотрим каждое качество подробнее.

Ответственность исполнителя может касаться не только соблюдения сроков исполнения задачи. Также ответственность проявляется в том:

• Насколько правильно передана информация другому исполнителю (если возникла необходимость в передаче задания), предупредил ли коллегу сотрудник о возможных рисках и ограничениях.

• При совершении ошибок ответственный сотрудник не только возьмет вину на себя, (а не будет винить других или выискивать другие объективные причины), но и будет предлагать и реализовывать различные варианты исправления ситуации.

В одной компании молодому сотруднику поручили новое задание. Девушка кивнула и пошла делать. Через несколько дней, когда у нее спросили о результатах, она сказала, что не знала, как выполнить это задание, поэтому ничего не сделала. Безответственность молодого сотрудника заключалась в то, что:

1) сотрудница не сказала, что «не умеет это делать (возможно, зная об этом, руководитель либо научил ее, либо поручил задание другому сотруднику).

3) не сказала руководству, что задание не выполняется, просто ждала, пока спросят.

Исполнитель, отличающийся ответственностью стремился бы во что бы то ни стало поставленную задачу выполнить. Для этого он:

• более четко уточнил бы задачу

• попросил бы дополнительной информации и источник ее получения, чтобы лучше ознакомиться с вопросом

• уточнил бы у кого он может проконсультироваться в случае чего

• держал бы руководителя в курсе хода выполнения задачи, информировал, не дожидаясь пока его спросят о выполнении задачи

• при возникновении проблем сначала попробовал бы решить ее самостоятельно, в случае неудачи сразу же обратился бы за помощью, чтобы успеть выполнить задачу в срок

Следующее очень важное для хорошего исполнителя качество – конструктивность. Конструктивность - это желание найти выход из любой ситуации. В то время как плохой исполнитель ищет не решения, а оправдания и причины, почему это сделать нельзя.

В отличие от неконструктивных позиций:

Почему она неконструктивна

Поиск оправданий, а не решений

Поиск виновных, но не решений

Устранение от решения проблемы, так как это якобы бесполезно

Переживания, приводящие в ступор, отсутствие действий, паралич воли

Посыпание головы пеплом, уход от действий под предлогом, что раз все так плохо, и ничего уж не исправишь, то и делать ничего не надо

Конструктивным поведением в сложной ситуации будет:

• обдумать ситуацию, вычленив ее положительные и отрицательные стороны

• подумать, что в принципе можно сделать, какие существуют варианты

• предложить несколько вариантов, описав их плюсы и минусы

• согласовав один из вариантов, реализовать его.

• Для достижения командных (совместных) результатов очень важна способность к сотрудничеству. Сотрудничество - это умение пойти на встречу. Найти решение, которое позволит удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон.

Что делать, чтобы развить в себе способности к сотрудничеству? Основное правило – почаще ставить себя на место человека, с которым вы взаимодействуете. Пытаться понять, что важно для него, чего он хочет, что может, а на что не способен. Если вы будете искренне стремиться понять другого человека и учесть его мнение, позицию, ожидания, то и сотрудничать будет намного проще.

• Следующим немаловажным качеством хорошего исполнителя является способность проявлять корпоративность в отношении компании, в которой он работает. Корпоративность - это понимание и принятие ценностей компании.

Можно сказать, что корпоративность связана с неформальными ожиданиями руководителя и организации от сотрудников. Вряд ли какой-либо руководитель будет делать замечания сотруднику по поводу его некорпоративности или нелояльности. Руководитель просто будет подмечать такие проявления и расстраиваться. Ведь на сотрудника, который не уважает своих коллег и плохо относится к своей компании, положиться нельзя. Сотрудник, который демонстративно показывает, что собственные интересы для него, безусловно, на первом месте, не понравится ни одному руководителю. Ненадежный он, такой сотрудник, может подвести в любую минуту. В итоге сотрудник, проявляющий некорпоративность, вряд ли может рассчитывать на хорошую карьеру в компании, к которой он демонстрирует нелояльность. Его могут просто терпеть до поры до времени или если он уж очень квалифицированный специалист. А разве приятно быть тем, кого просто терпят?

• Еще одно важное для хорошего исполнителя качество это осознанность своих действий. Осознанность исполнителя заключается в том, что он четко понимает, что он делает и зачем. В голове всегда есть цель и действия обусловлены этой целью. Бесцельное действие отнимает время и вполне очевидно не приводит к желаемому результату. Если человек делает что-то как автомат, не понимания, зачем и почему он действует именно так, то и проявить гибкость в новой ситуации вряд ли будет способен. Изменение ситуации может привести его в ступор. Если же человек в каждый конкретный момент понимает что и зачем он делает, то и ошибок будет меньше, а изменение условий будет восприниматься спокойно.

Итак, способствовать пониманию и удержанию цели могут следующие инструменты:

• Выяснение у руководителя целей работы, запрос на более полное описание ситуации, чтобы понимать место собственной работы в общем производственном процессе.

• Большинство руководителей ждут, что сотрудники будут проявлять разумную инициативу. Вопрос инициативы исполнителя достаточно щекотливый. С инициативой, главное, не впадать в крайности.

Другая крайность в отношении инициативы - исполнители бывают излишне инициативны. И вот тогда инициатива может превратится в самодеятельность. Другими словами, сотрудник делает что-то, что не входит в круг его полномочий и при этом даже не ставит руководителя в известность о своих действиях. Либо ставит – но задним числом, когда действие уже совершено и вред нанесен.

Главное правило хорошего исполнителя – любая инициатива должна быть согласована с руководителем и одобрена им. Нельзя ставить руководителя перед фактом. Это не только показывает неуважение к нему, но и вредит делу.

Секретарь, решив проявить инициативу, взялась разобрать архив. Делала она это, пока в офисе никого не было, чтобы никому не мешать. Хотела навести порядок и всех удивить. В итоге, в мусорную корзину полетели многие наработки сотрудников, черновики, проекты. Увы, хватились этого слишком поздно, когда нужно было доделать документацию по одному из проектов. В результате сотрудникам пришлось заново проделывать огромную работу. Секретарю удалось их не только удивить.

Также, несомненно, важным моментом исполнительского мастерства является умение исполнителя принимать поставленную задачу . Наличие у исполнителя перечисленных выше качеств, позволяет выполнять задачу на должном уровне.

В таблице 1 представлена схема принятия задачи хорошим исполнителем, в правом столбце указаны качества, которые помогают выполнению необходимого действия.
Как принимает задачу хороший исполнитель?

Воля музыканта исполнителя. Волевые качества личности. Методы развития волевых навыков.

ВложениеРазмер
volya_muzykanta_ispolnitelya._volevye_kachestva.docx 22.83 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Воля музыканта-исполнителя. Волевые качества личности. Методы

развития волевых навыков.

Воля- это стремление к цели, настойчивость к ее достижении несмотря на встречающиеся трудности.

Воля — это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.

Сергей Леонидович Рубиншнейн выделяет четыре стадии волевого процесса:

1. возникновения побуждения и предварительная постановка цели;

2. стадия обсуждения и борьба мотивов;

Профессиональный рост музыканта-исполнителя связан с развитием волевых качеств его личности. Это заключается в том, что он может проявлять власть над собой в тех или иных ситуациях, контролировать свое поведение, прилагать усидчивость и настойчивость в движении поставленных целей.

Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами.

Волевые качества личности: инициативность,решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, самоконтроль, самообладание. Это необходимые компоненты в творческой работе музыканта-исполнителя, требующей многочасовых занятий, целенаправленного приближения к поставленной цели, в концертном- исполнении.

Воля и эстрадное волнение.

Ситуация эстрадного волнения достаточно распространена.

Арнольд Львович Готсдинер подразделяет ситуацию эстрадного волнения на несколько периодов.

Длительное предконцертное состояние. Она начинает, как только исполнителю становится известна дата выступления. Приближение даты выступления волнуют исполнителя появляется бессонница, раздражительность, частая смена настроения.

Непосредственно предконцертное состояние. В день концерта. У некоторых ухудшается самочувствие, повышается давление, температура.

Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти. Для того чтобы все

Действия на концерте осуществлялись осознанно, нужно прорепетировать выход на сцену.

Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили детали, исполнение будет устойчивым.

Это переживание длится довольно долго, не может мгновенно прекратится.

В. Ю Григорьев пребывание музыканта на сцене подразделяет на три этапа.

Постепенное успокоение. Оно связано с адаптацией своего состояния.

- Перед концертом, нужно избегать монотонных , однообразных занятий.

-Нужно углублять художественную сторону произведения, произведение должно захватывать волновать самого исполнителя.

Методы и этапы развития волевых навыков исполнителя.

Волевые навыки подразделяются на две группы.

  1. Тренировочные навыки-это навык систематических занятий и навык упражнений.
  2. Вторая группа сценические навыки – предотвращение негативных форм эстрадного волнения и достижения оптимального концертного состояния.

Для эффективного формирования волевых навыков необходимо строить учебный процесс на основе определенных методов:

  1. Метод стабилизации метроритмической основы исполнения.

Это метод достигается с помощью приемов.

2. развитие моторно-двигательного ощущения. (дирижирование)

3. идеомоторная тренировка (мысленное пропевание музыкального произведения)

2. Метод моделирования ситуации концертного выступления.

- исполнение произведений целиком в медленном темпе с ярко выпуклой интонацией.Требует от музыканта- исполнителя собранности мышления концертрацию воли.

- Мысленное пропевание музыкальных произведений. Благодаря такому приему рабочий материал лучше осознается.

Этапы развития волевых навыков.

  1. Синкретический- это первичное восприятие музыкального произведения.
  2. Тренировачно-аналетический- является осмыслением за инстркментом.
  3. Третий этап- обобщающий- это охват музыкального произведения целиком.
  4. Четвертый этап- психологическая подготовка к концертному выступлению.

Постоянное сильное волнение способно заставить музыканта-исполнителя отказаться от своей профессии. Поэтому помимо работы выучивания произведений, необходима психологическая подготовка к выступлению.

Вот несколько советов, которые помогут исполнителю избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Задайте себе несколько вопросов и честно ответьте на них: ”Всегда ли я учу музыку добросовестно, знаю ли я ее? Несу ли я ответственность за свое исполнение?” Чувство неуверенности у исполнителя возникает, как говорилось выше, из-за недостаточной работы, т.е., работай сосредоточенно, с вниманием, учись добиваться конкретно поставленных целей и результат не заставит себя ждать!
Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше играть на сцене перед публикой. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от недугов сценического волнения. Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Произведение проигрывается целиком с представлением, что музыкант играет перед комиссией или слушателями. Исполнение можно записать на диктофон. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на исполнителя. Научитесь "уходить” от мыслей о возможном провале и от людей, говорящих вам о нем. Полезная критика – это одно, а критицизм совсем иное. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать. Будьте в музыке, живите в ней! К.С. Станиславский говорил: ” Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою, как личностью и своим волнением”. А великий С.Т.Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: ” В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя”. То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как вы выглядите, какое впечатление производите на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также музыканту лучше игнорировать любой промах и " идти” дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось. Выяснить – была это случайность или нет?
Любая форма волнения обостряется усталостью. Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит вам радостные эмоции, дает ощущения тепла, света и хорошего настроения. Можно почитать любимую книгу, порисовать, приготовить что-нибудь легкое и красивое. Не нужно зацикливаться на мысли о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, будьте уверенны, спокойны, все "в ваших руках”. Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот "страшный " час настал, надо идти и только одна мысль в голове: "Быстрее бы это все закончилось!” Как играть, о чем, зачем – все равно! Лишь бы все прошло поскорее! Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, не сможет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: "Я ничего не сыграю! Я не смогу!” При недостаточной уверенности музыканта, как в этом случае, можно и нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену. Исполнителю, который с нетерпением ждет выхода на сцену, легче обрести состояние, способствующее успеху. Это так называемая имаготерапия – терапия вхождения в образ. Музыкант начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом внутри будет рождаться новое психологическое состояние, в котором будет преобладать настроение уверенности и радости перед выступлением.

Успехи музыканта (вокалиста), его достижения оказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность - эти черты волевого поведения являются основой в деятельности любого музыканта. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдельной жизненной перспективе.

В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В деятельности вокалиста такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на концерте или конкурсном соревновании. Для успеха в подобных ситуациях исполнителю необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента - физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке необходимо уделять функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объёмным.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием включают в себя аутогенное погружение, вживание в образ в успешно действующего исполнителя, объективно-центрированный подход к исполнению произведения.

10.09.2015 11:52 | | Печать |

Голос имеет для вокалиста первостепенное значение. Основными качествами хорошего голоса являются красивый тембр, широкий диапазон и громкость. Не слишком сильный голос с небольшим диапазоном может представлять интерес благодаря красивому тембру. Но плохой тембр даже при широком диапазоне и большой громкости лишает вокальное пение привлекательности. Помимо вокальных данных, способности к вокальному пению зависят от наличия музыкального слуха и музыкального образования.

Красивого голоса и музыкального слуха достаточно для самостоятельного обучения пению. Если же человек собрался стать профессиональным вокалистом, то он должен обладать некоторыми техническими и художественным и качествами. К техническим вокальным качествам относятся правильное дыхание, чистота интонирования, правильные дикция, звукообразование и артикуляция. К художественным качествам, которыми должен обладать вокалист, относятся музыкально-эстетический вкус, артистизм, эмоциональность.

Технические качества начинающего вокалиста развиваются и совершенствуются во время обучения. С помощью специальных упражнений вокалист отрабатывает технику дыхания, владение которой позволяет ему выполнять произведения широкого диапазона, брать очень низкие или очень высокие ноты. В большой степени качество певческого дыхания зависит от объема легких: чем больше объем, тем легче контролировать дыхание. Начинается вокальное обучение с работы над дыханием. Огромное значение для вокалиста имеет качество дикции, обеспечивающей качество произношения звуков в пении и речи. Вокалист с плохой дикцией не может рассчитывать на хорошее исполнение музыкального произведения.

Немаловажными качествами для вокалиста являются артистизм, хороший музыкальный вкус и эмоциональность, обеспечивающая оригинальное исполнение музыкальных произведений. На все это нужно обращать пристальное внимание.

Если вы хотите научиться красиво петь, то вам необходимо найти хорошего учителя. Он должен иметь большой опыт работы в этой сфере. Тогда у вас обязательно все получится. Вы сможете петь в полную силу. При этом вы получите уверенность в себе и признание.

Психологическая подготовка детей перед выступлением на сцене – мне показалась очень интересной темой для доклада. И наверно, сколько педагогов, столько и мнений. Сколько исполнителей, столько неповторимых индивидуальностей со своими природными данными и проблемами. Одной из проблем, которая, на мой взгляд, представляет интерес, является проблема взаимосвязи психического состояния и игровых движений.

Психическое состояние может оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное, так и отрицательное влияние, когда появляется мышечное напряжение. Для успешного выступления наиболее значимыми являются такие психологические состояния как заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующие:

1. Если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало занятия учащегося, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. Педагогам надо стараться, чтобы каждый урок проходил увлечённо.

2. Чувство большой ответственности могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а делать установку на обычное исполнение.

3. Физическое состояние – болезнь, усталость, могут быть причиной раздражительности, безразличия. В таком состоянии выступление надо отменить.

4. Психическое состояние могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Перед выступлением надо избегать разговоров с учеником о страхе, о волнении.

У разных детей состояние стресса, которое они получают, выходя на сцену, вызывают разную реакцию. Она определяется психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одних исполнителей стрессовое состояние вызывают реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными, такие дети могут на концерте исполнить свое произведение быстрее, чем надо. Исполнителям такого типа, в вернее их педагогам следует учитывать такую особенность, уделять внимание экономии движений, регуляции мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют выразительность.

Кроме стресса существуют и другие состояния - утомление, апатия, при которых работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательным результатам.

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо музыканту в работе над произведением.

1. Принцип постепенного вхождения в работу. Необходима готовность организма, настрой на работу.

2. Систематичность занятий – в одно и то же время. Формируется условный рефлекс, человек как бы сам включается в работу. Снова пример из своего опыта. Занятия вокального ансамбля 3 года подряд я проводила по средам после хора, и дети занимались с большей отдачей. В этом году я изменила расписание, перенесла на пятницу, потому что концерты чаще бывают в этот день. Результат – плохой. Дети стали хуже собираться в этот день.

3. Чтобы не было умственных и мышечных переутомлений, необходимо регулярное переключение с одного вида деятельности на другой. Это может быть работа над разными видами техники, типами фактур. В моем случае над разнохарактерными песнями. При этом начатое, желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.

4. Чередование труда и отдыха.

Соблюдение этих правил будет способствовать дольше сохранить активное физическое и психическое состояние, которое способствует формированию игровых движений.

Для успешного выступления на сцене необходимо поддерживать состояние уверенности. Уверенность является предпосылкой свободы и надо прежде всего, добиться именно её. Многим неопытным музыкантам свойственна робость, они часто берут не те ноты, делают много лишних движений, бывают скованны. И как бы нам не казалось, что эта неуверенность чисто физическая, она - прежде всего психическая.

Чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене, участие в концерте, в конкурсах выглядел технически с блеском, эмоционально увлеченно и ярко, нужна вера в свои силы и возможности. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь, скорее можно сорваться на том, что технически получалось до концерта.

Есть люди изначально от природы уверенные в себе. Смелость, решительность, твёрдость духа у них в характере. Когда человек на сцене не обратить внимание на решительнось или нерешительность его действий просто нельзя. Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает уверенность в себе. Воля нужна во всём, начиная с обычного занятия музыкой каждый день – хочешь или не хочешь, есть настроение или нет. Надо не только заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо.

Успех публичного выступления тоже напрямую зависит от воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнение, неверие в свои силы – кому то это удается лучше, кому то хуже.

Воля и упрямство, как соотносятся эти свойства личности, в какой степени родства? В весьма близком. Но есть и отличия. Упрямство на бытовом уровне выглядит непривлекательно, примитивно. Воля отличает обычно людей неглупых. Одно дело упрямство взрослого, или упрямство ребенка. У детей упрямство может перейти в - волю. Детская не уступчивость, постоянная готовность к сопротивлению вполне могут перейти - в волю.

Ученик сходит с эстрады. И как здесь важны первые слова, сказанные педагогом! Его выражение лица, интонация. Хорошо, если всё прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражён? Упрёкам, претензиям, тем более в резкой форме тут места нет. Воспитательный эффект, будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны. Первые минуты после выступления самые неподходящие для анализа. Здесь можно нанести психологическую травму ученику, даже неизлечимую. Спустя какое-то время, когда ученик поостынет, надо спокойно разобраться в классе, что же всё-таки не получилось.

ВЕДИТЕ СЧЕТ СВОИМ УДАЧАМ, А НЕ СВОИМ НЕПРИЯТНОСТЯМ, СОВЕТУЮТ ОПЫТНЫЕ ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ.

Читайте также: