Доклад на тему управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке

Обновлено: 30.06.2024

а) Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные. Например, обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.

б) Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке. Например, социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, большинство учеников были заинтересованы в закреплении материала, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем что несколько учеников отвлекалось на шум за дверью и на улице, и отвлекали других учеников.

в) Способы организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика.

г) Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решение задач, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.

2. Организация восприятия и его характер.

а) Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки, а также мультимедийная презентация.

б) На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, а также изображения.

в) Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся активно отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания на доске и самостоятельно.

3. Активизация памяти и ее развитие.

а) Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала.

б) На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная.

в) Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а также решение заданий другим способом.

г) У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала и ее воспроизведение.

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

а) Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства.

б) Учитель формировал в основном атрибутивные и экзистенциальные суждения.

в) Учитель вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом.

г) Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости.

д) Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий.

е) Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими.

ж) При самостоятельном решении задачи, аналогичной классной, ученик совершал следующие мыслительный действия:

· осознание вопроса, поставленного в задаче;

· анализ условия задачи;

· сравнение заной задачи с той, которая решалась в классе;

· синтез предыдущей задачи и условия новой;

· появление предположения о пути создания программы;

· проверка правильности работы программы.

з) Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения.

и) Учитель давал учащимся предписания алгоритмического типа, вводя их путем постановки вопроса, поиска ошибок в суждениях.

к) Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно.

л) Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях.

5. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях, самостоятельное решение задач повышенной трудности, составление аналогичных заданий.

6. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках

“ Обучение и воспитание должно развивать разум ребенка,
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою”.
К.Д. Ушинский

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся осуществлять преобразование учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Именно управление познавательной деятельностью, а не передача знаний, является механизмом обучения.

Что же такое управление?
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.
Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.
Рассмотрим процесс управления познавательной деятельностью. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения.
В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. Однако в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?

Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы;

Наблюдает за деятельностью учащихся;

Контролирует ее ход;

Возможны два способа управления учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное) управление.
При разомкнутом управлении слежение, контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому за относительно продолжительный период обучения (несколько занятий, изучение определённой темы и т.д.) Понятно, что за это время может быть изучено достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.
При замкнутом, или немедленном, управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или подчинять индивидуальность групповым усреднениям.
Эффективное учение возможно только при немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того, психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что если время реакции на важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.
Управление учащимися на уроке - это управление познавательной деятельностью.

Остановимся далее на особенностях управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.

Состояние внимания учащихся на уроке - важнейшее условие продуктивности познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим подробнее предложенную схему.

1. Для определения состояния внимания учащихся в каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии. Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не входит в его поле внимания.

Поведенческий критерий используется чаще: появление шума в классе, посторонних движений (в состоянии внимания доминантный очаг подавляет постороннюю деятельность); особая мимика внимания, направление взгляда (как правило, объект внимания фиксируется взглядом).

2. Для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание: интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, учителю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование жестов. Считается, например, если учитель делает несколько шагов навстречу классу, внимание усиливается, если отходит к доске - ослабевает. Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств обучения). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Управление произвольным вниманием учащихся основано на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), поддерживается за счет волевых усилий. Развитие произвольности психических функций имеет важное значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицательных эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Снижение степени волевых усилий возможно за счет появления интереса к деятельности, осознания ее значимости, ценности для личности. Такое внимание носит название послепроизвольного. Использование его в практике учебной деятельности достаточно эффективно.

3. Ситуативные причины отвлечения внимания могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние причины: изложение материала, не соответствующее закономерностям внимания. Например, в начальных классах длительность поддержания продуктивного внимания - 20-25 минут, поэтому в середине урока необходима какая-то форма отдыха, эмоциональная пауза или смена деятельности. Если не учитывать эту закономерность детского внимания, неизбежны трудности продолжения урока.

Внутренние причины отвлечения внимания: функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение). Наряду с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Младшим школьникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение. В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый воспитательный эффект.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти детей. Память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания - один из приемов развития памяти.

Можно придумывать вместе с детьми различные способы, запоминания.

1. Ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:

Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?

3. Приемы группировки. Группировка - .разбиение материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т.д.

Способы управления познавательной деятельностью учащихся

Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает детей друг с другом. Оказывается, что одни ученики привыкли к постоянной похвале, их всегда ставят в пример, а другие - к постоянному неуспеху. В результате формируется неадекватная самооценка: у первых - завышенная, у вторых - заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно детей с равными возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное сравнение) или ребенка с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с ним происходят (интраличностное сравнение).

Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.

Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.

Я использую на уроках математики такие задания как:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с магическими квадратами;

игра “Веселый мяч”.

На уроках русского и родного языка решение шарад, ребусов, кроссвордов способствуют активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся.

Чтобы развивать память учащихся на уроках русского языка с первым классом разучиваем четверостишия, а с третьим классом выполняем письмо по памяти.
Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваивают учебный материал, повышается интерес к предмету.

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Труд учителя - тяжелый труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.


Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель или компьютерная программа.), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.

Рассмотрим процесс управления познавательной деятельностью в традиционной форме при индивидуальном обучении. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Этот дидактический процесс должен быть заранее сформирован для каждого учащегося и является формой прямого управления познавательной деятельностью.

В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. Однако наше знание о природе обучения и обучаемого далеко несовершенно, и в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?

  • Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы;
  • Наблюдает за деятельностью учащихся;
  • Контролирует ее ход;
  • Корректирует усвоение

Другими словами, учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а также вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.

Наблюдая за поведением учащегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения о, например, доступности материала, об усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс под конкретные характеристики учащегося. Однако, при компьютерном обучении, наблюдение затруднено ввиду очевидных трудностей, хотя имеются идеи реализации компьютерного наблюдения, в том числе и с помощью специальных датчиков.

О значении обратной связи в обучении известно давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям.

Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого.


Обратная связь должна нести следующую информацию:

  • выполняет ли обучаемый, то действие, которое намечено;
  • правильно ли его выполняет;
  • соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
  • формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

Возможны два способа управления учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное) управление.

При разомкнутом управлении слежение, контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому за относительно продолжительный период обучения, какими могут быть несколько занятий или даже целый семестр. Понятно, что за это время может быть изучено достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.

При замкнутом, или немедленном, управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или подчинять индивидуальность групповым усреднениям.

Эффективное учение возможно только при немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того, психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что время реакции на важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.

Наконец, операции управления обучением может совершать сам учитель, могут это делать и соответствующие компьютерные программы.

Именно управление учебной деятельностью, а не передача знаний, является механизмом обучения.

Гост

ГОСТ

Познавательная деятельность – это процесс активного изучения ребенком окружающей действительности, получение им определенных знаний и умений, познание законов существования окружающего мира и усвоение норм продуктивного взаимодействия с ним.

Понятие и сущность управления познавательной деятельностью учащихся

В настоящее время одной из ключевых проблем организации образовательного процесса в школе является управление познавательной деятельностью учащихся во время урока. Это объясняется тем, что эффективность познавательной деятельности учащихся имеет большое значение для успешности всего процесса обучения. В том случае, если учащийся понимает, как нужно учиться в школе, умеет работать с разными источниками информации, находить информацию необходимую для решения конкретной проблемы, то ему будет легко не только усваивать школьную программу, но и самостоятельно повышать уровень своих знаний.

Как показывает практика, повышение эффективности познавательной деятельности учащихся во время уроков, вызывает у педагогов некоторые сложности. Повысить познавательную деятельность учащихся труднее, чем передать им необходимые знания и умения. В связи с чем, к подготовке современных педагогов предъявляются другие требования, чем это было несколько лет назад. В первую очередь будущих педагогов учат не просто преподавать, а создавать вокруг детей необходимо образовательное пространство, которое будут способствовать развитию у них познавательной деятельности во время образовательного процесса.

Построение продуктивного образовательного пространства предусматривает активное участие не только педагога, но и учащихся.

Развитие у учащихся познавательной деятельности во время уроков, предполагает формирование следующих важных качеств:

  1. Умение гибко адаптироваться в соответствии с меняющимися условиями.
  2. Критически мыслить.
  3. Обладать навыками самостоятельного поиска необходимой информации, ее усвоение и умения применять на практике и в повседневной жизни, с целью решения разнообразных проблем.
  4. Своевременно и грамотно принимать решения.
  5. Умение предвидеть проблемы, посредством использования современных технологий, находить способы их предотвращения или решения.
  6. Четко осознавать для чего приобретаются знания, в какой сфере или области жизнедеятельности они могут быть использованы.
  7. Быть способными генерировать новые идеи, креативно и творчески мыслить.
  8. Грамотно и целесообразно работать с разными источниками информации.
  9. Обладать таким важным личностным качеством как коммуникабельность. Уметь успешно взаимодействовать с различными людьми и социальными группами, в разных областях и ситуациях.

Готовые работы на аналогичную тему

Управление повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроках

Для того, чтобы познавательная деятельность учащихся во время урока была эффективной, задачей педагога является организовать правильное управление ею.

Процесс управления повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, представляет собой:

  • непрерывный процесс, состоящий из последовательных действий, осуществляемых педагогом по отношению к учащимся;
  • процесс по установлению цели совместной образовательной деятельности;
  • процесс, определяющий основные методы, средства и способы достижения образовательной цели;
  • процесс продуктивно взаимодействия между педагогом и учащимися, основанном на взаимном доверии и уважении.

Управление эффективностью познавательной деятельности учащихся на уроке, направлено на:

  • совместное целеполагание учащихся и педагога;
  • мотивацию деятельности учащихся на уроке;
  • формирование умений и навыков учащихся;
  • создание обратной связи между педагогом и учащимися;
  • разработку проблемных образовательных ситуаций;
  • создание комфортной среды для обучения, воспитания и развития учащихся во время педагогического процесса.

Педагог должен понимать, что все указанные компоненты следует постоянно удерживать в поле своего профессионального зрения, под его управленческим воздействием.

Основные формы управления познавательной деятельностью учащихся

Одним из основных организационно-управленческих условий повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, является использование следующих форм управления:

Читайте также: