Доклад по биологии 9 класс на тему белки и нуклеиновые кислоты

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока - изучить строение, свойства, функции белков и НК в клетке.

Белки́ — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из аминокислот .

На тексте под цифрой 1 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

Функция белков: Каталитическая Строительная Двигательная Транспортная Защитная Энергетическая Сигнальная Регуляторная

Нуклеиновые кислоты- природные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.

ДНК – самая большая молекула в клетке. Она намного больше белков и РНК Каждая хромосома = одна молекула ДНК Самые длинные из них ≈ 8 см ДНК – это молекула-текст . В последовательности ее нуклеотидов записана вся наследственная программа организма

На тексте под цифрой 2 и 3 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и Ф.Крик Открыли структуру ДНК в 1953г.

Задания для 4-х групп: 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей

1 группа: Сходство ДНК и РНК- 1. О ба являются биополимерами 2. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями 3. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи.

2 группа Отличия РНК от ДНК Одноцепочечные молекулы Рибоза вместо дезоксирибозы У вместо Т Меньше по размеру

ДНК – принцип комплементарности, позволяющий матричное копирование молекулы Белков – трехмерную структуру, позволяющую выполнять самые разные функции (катализ, регуляцию, транспорт) 3 группа РНК сочетает свойства

Что я за птица? 3 балла 2 балла 1 балл Активность на уроке высокая средняя низкая Материал урока усвоил хорошо частично слабо Тему могу объяснить Могу сам Могу, но с подсказкой Затрудняюсь

Предварительный просмотр:

Цель урока - формировать знания о строении, свойствах и функциях белков и НК в клетке.

1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.

2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.

Воспитательные : способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Педагогические технологии , используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент урока.

1.1. Постановка задач.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

  1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.

2.Проверка пройденного материала

1. Каков химический состав клетки?

2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?

3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;

4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;

5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.

Учащиеся отвечают на вопросы.

2. Изучение новой темы.

Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?

Как вы уже поняли тема нашего урока:

Работа с текстом № 1

Уровни организации белковых молекул.

Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?

Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.

1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

7 . Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Белки и нуклеиновые кислоты

Описание презентации по отдельным слайдам:

Белки и нуклеиновые кислоты

Белки и нуклеиновые кислоты

Белки белки – сложные органические вещества, выполняющие в клетке важные функ.

Белки белки – сложные органические вещества, выполняющие в клетке важные функции; представляют собой гигантские полимерные молекулы, мономерами которых являются аминокислоты; представляют 50-70% от всех органических веществ клетки; уникальность - в последовательности соединения определенных аминокислот.

Функции белков ферментативная; транспортная; структурная; защитная; … .

Функции белков ферментативная; транспортная; структурная; защитная; … .

Аминокислоты в природе более 150; в построении белков живых организмов участв.

Аминокислоты в природе более 150; в построении белков живых организмов участвует только 20 аминокислот; способны соединяться друг с другом, образуя первичную структуру белка.



Ферменты Ферменты – белки, которые выполняют роль катализаторов, ускоряющие х.

Ферменты Ферменты – белки, которые выполняют роль катализаторов, ускоряющие химические реакции, проходящие в клетке, упорядочивающие протекающие в ней процессы. Функции: перенос атомов и молекул; расщепление и построение белков, жиров, углеводов и других веществ (клеточный обмен веществ). Ни одна химическая реакция в живых клетках и тканях не обходится без участия ферментов

Нуклеиновые кислоты впервые обнаружены в ядрах клеток; ДНК и РНК; длинные пол.

Нуклеиновые кислоты впервые обнаружены в ядрах клеток; ДНК и РНК; длинные полимерные цепочки, состоящие из мономеров – нуклеотидов; нуклеотиды состоят из азотистого основания, моносахарида и остатков фосфорной кислоты.

Азотистые основания

ДНК Открыта Иоганном Фридрихом Мишером в 1869 г. носитель наследственной инфо.

ДНК Открыта Иоганном Фридрихом Мишером в 1869 г. носитель наследственной информации клетки; последовательность нуклеотидов индивидуальна и неповторима для каждого организма; у эукариот – в ядре, митохондриях и пластидах; у прокариот – в цитоплазме; нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара дезоксирибозы и фосфатной группы.

Строение ДНК

Открытие двуспиральности ДНК Структуру ДНК раскрыли Д. Уотсон и Ф. Крик в 195.

Открытие двуспиральности ДНК Структуру ДНК раскрыли Д. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г. по снимку, сделанному Р. Франклин

Репликация ДНК Репликация – процесс удвоения молекулы ДНК

Репликация ДНК Репликация – процесс удвоения молекулы ДНК

РНК молекулы состоят только из одной цепочки; нуклеотид состоит из азотистого.

РНК молекулы состоят только из одной цепочки; нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара рибозы и фосфатной группы; находится в ядре, цитоплазме и некоторых органеллах клетки; участвует в сборке мономеров в полимер.

Типы РНК и синтез белка иРНК – содержат информацию о первичной структуре белк.

Типы РНК и синтез белка иРНК – содержат информацию о первичной структуре белков; тРНК – переносят аминокислоты к месту синтеза белка рРНК – содержатся в рибосомах клетки (осуществляют процесс трансляции – синтез белка из аминокислот на матрице иРНК)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 289 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.04.2018 2777
  • PPTX 850.4 кбайт
  • 84 скачивания
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Медведева Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нуклеиновые кислоты — это биополимеры, которые являются носителями генетической (наследственной) информации.

Эти вещества хранят в закодированном виде, воспроизводят и передают информацию о первичной структуре всех белков, необходимых данному организму.

Нуклеотид — это вещество, образованное из азотистого основания, моносахарида (пентозы) и остатка фосфорной кислоты.

В состав нуклеотидов может входить два вида пентоз — рибоза и дезоксирибоза. В РНК содержится рибоза, а в ДНК — дезоксирибоза.

Азотистых оснований обнаружено пять: аденин, тимин, цитозин, гуанин и урацил. В обеих нуклеиновых кислотах есть аденин, цитозин и гуанин. Четвёртое основание в молекулах ДНК — это тимин, а в РНК — урацил.

НК.jpg

Нуклеотиды соединены в цепи за счёт связей между углеводом одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого. Азотистые основания остаются сбоку от цепи.

Есть ешё одно отличие нуклеиновых кислот: молекулы РНК состоят из одной полинуклеотидной цепи, а молекулы ДНК — из двух.

2 (30).jpg

В ДНК две цепи удерживаются вместе за счёт водородных связей между нуклеотидами аденином и тимином, цитозином и гуанином. Молекулы этих оснований соответствуют друг другу по размерам и расположению атомов. Такое соответствие называют комплементарностью. Между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между цитозином и гуанином — три.

Двойная молекула ДНК закручивается в виде спирали. Один виток спирали состоит из \(10\) нуклеотидов и имеет длину \(0,34\) нм.

Особое строение нуклеиновых кислот встречается у вирусов — у них бывают одноцепочечные ДНК и двухцепочечные РНК.

В клетках присутствует три вида молекул РНК: информационные, или матричные (иРНК, или мРНК), рибосомные (рРНК) и транспортные (тРНК). Каждый вид РНК выполняет свою функцию в процессе синтеза белка.

Нуклеиновые кислоты открыты в \(1868\) году Ф. Мишером, а пространственное строение молекулы ДНК смоделировано Дж. Уотсоном и Ф. Криком в \(1953\) г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.

Образовательные:

  1. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
  2. дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
  3. раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.

Развивающие:

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.

Планируемые результаты ( ученики научатся):

  1. Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нук­леиновых кислот в клетке, генетический код;
  2. Знать /понимать термины: комплиментарность, репликация, генетический код;
  3. Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;
  4. Решать элементарные биологические задачи на определение последовательности нуклеотидов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Учитель биологии ГБОУ СОШ №8 пгт Алексеевка г.о. Кинель О.Ю. Ветренко

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Учитель биологии ГБОУ СОШ №8

пгт Алексеевка г.о. Кинель

О.Ю. Ветренко

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ

Учащиеся получившие за различные виды работ на уроке:

Виды работ на уроке :

  • Задания уровня А - выбери 1 ответ.
  • Каких органических соединений в живой клетке больше всего ?

а) липидов б) нуклеиновых кислот в) белков г) углеводов

а) полимеры б) мономеры в) неорганические вещества г) радикалы

а) нуклеотид б) аминокислота в) глюкоза

  • Первичная структура белка представлена :

а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой

  • Вторичная структура белка представлена:

а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой

  • Какой белок имеет четвертичную структуру

а) инсулин б) гемоглобин в) лецитин

  • Какая структура белка определяет химический состав и его биологические свойства?

а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная

Задания уровня В - напишите краткий ответ.

  • Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?
  • Какие химические связи формируют вторичную и третичную структуры молекулы белка?
  • Как называется процесс утраты молекулой белка своей конфигурации. Обратим ли этот процесс?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ ( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Цель урока : ознакомиться с нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности

Задачи урока:

  • сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
  • дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
  • раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.

СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты .


Во всех живых организма присутствуют биополимеры, которые хранят и передают наследственную информацию, а также выполняют ряд других биохимических функций. Такие биополимеры называются нуклеиновыми кислотами.

Нуклеотид

Чтобы понять, что такое нуклеиновая кислота, следует рассмотреть строение мономерного звена. Полимерная молекула нуклеиновой кислоты называется полинуклеотидом и состоит из нуклеотидов.
Эти органические соединения образованы:

Нуклеотиды образуют не только нуклеиновые кислоты, но и являются основой молекул АТФ (аденозинтрифосфата), АДФ (аденозиндифосфата), АМФ (аденозинмонофосфата).

Азотистое основание с остатком фосфорной кислоты связывает сахар посредством связей C-N и C-O-P соответственно.
Азотистые основания могут быть двух видов:

К пуринам относятся аденин и гуанин. Они отличаются наличием двух колец. К пиримидинам относятся тимин, цитозин, урацил. Сахар, связываясь с одним из видов азотистого основания, образует нуклеозид, название которого соответствует названию азотистого основания (аденозин, гуанозин, тимидин, цитидин, уридин).

Пурины и пиримидины

Рис. 2. Пурины и пиримидины.

Нуклеозид, соединяясь с остатком фосфорной кислоты (РО4), образует нуклеотид. Несколько линейно соединённых нуклеотидов с помощью связи C-O-P образуют цепочку нуклеиновой кислоты.

Нуклеиновые кислоты располагаются в ядре эукариот и в цитоплазме прокариот.

РНК и ДНК

В зависимости от нахождения в нуклеиновой кислоте рибозы или дезоксирибозы выделяют два типа нуклеиновых кислот:

  • дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК);
  • рибонуклеиновую кислоту (РНК).

Каждый тип имеет особое строение и выполняет определённые функции. Отличия ДНК и РНК приведены в таблице.

Читайте также: