Всемирный доклад об инвалидности
Обновлено: 28.06.2024
Всемирная организация здравоохранения /ВОЗ/ и Всемирный банк обнародовали новые глобальные оценки, согласно которым во всём мире более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности. ВОЗ и Всемирный банк настоятельно рекомендовали правительствам активизировать усилия по обеспечению доступа к основным службам и осуществлять инвестиции в специальные программы, позволяющие использовать огромный потенциал инвалидов.
В первом за всю историю "Всемирном докладе об инвалидности" представлены первые глобальные оценки в отношении инвалидов за 40 лет и приведен обзор статуса инвалидности в мире. Новые данные научных исследований свидетельствуют о том, что почти одна пятая часть от предполагаемого общего числа инвалидов в мире, то есть от 110 до 190 миллионов человек испытывают значительные трудности. В докладе отмечено, что лишь в немногих странах имеются надлежащие механизмы для удовлетворения потребностей инвалидов. Барьеры включают стигматизацию и дискриминацию, отсутствие надлежащих служб в области здравоохранения и реабилитации, а также недоступность транспорта, зданий и информационных и коммуникационных технологий. Вследствие этого для инвалидов характерны более низкие показатели здоровья, достижений в области образования и участия в экономическом развитии и более высокие показатели нищеты, чем для людей без инвалидности.
"Инвалидность является составной частью человеческого существования, - заявила генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен. - Почти каждый из нас приобретает какую-либо стойкую или временную форму инвалидности на каком-либо этапе своей жизни. Мы должны прилагать больше усилий для устранения барьеров, из-за которых инвалиды во многих случаях оказываются изолированными от общества".
"Для достижения Целей тысячелетия в области развития решающее значение имеет удовлетворение потребностей инвалидов в области здравоохранения, образования, трудоустройства и других сферах развития, - заявил Роберт Б. Зеллик, президент Группы Всемирного банка. - Нам необходимо оказывать содействие инвалидам с тем, чтобы они могли получить справедливый доступ к участию в жизни их сообществ и внести свой вклад ".
Согласно докладу, вероятность того, что инвалиды не смогут найти необходимую для них медицинскую помощь, более чем в два раза выше, а вероятность того, что они получат отказ в необходимой им медицинской помощи, почти в три раза выше. В странах с низким уровнем дохода вероятность того, что инвалиды понесут непомерные расходы на здравоохранение, на 50% выше, чем аналогичный показатель среди людей без инвалидности. Дети-инвалиды с меньшей вероятностью начинают посещать школу, чем дети, не являющиеся инвалидами. Среди них также отмечаются более низкие показатели продолжения школьного обучения. В странах Организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ показатель занятости среди инвалидов /44 проц./ незначительно превышает половину от аналогичного показателя среди людей без инвалидности /75 проц./.
Согласно рекомендациям доклада, правительства всех стран должны обеспечить доступ инвалидов ко всем основным службам, осуществлять инвестиции в особые программы и услуги для нуждающихся в них инвалидов и принять национальную стратегию и план действий в отношении инвалидности. Кроме того, правительства должны проводить работу в целях повышения общественной осведомленности и улучшения понимания проблемы инвалидности, а также поддерживать дальнейшие научные исследования и специальную подготовку в этой области. Важно, чтобы планирование и осуществление этой деятельности проводилось при консультировании с инвалидами и при их участии.
Почти 150 стран и региональных организаций подписали Конвенцию о правах инвалидов и 100 стран ратифицировали ее, приняв обязательства по устранению барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в общественной жизни. Всемирный доклад об инвалидности, в подготовке которого участвовало более 380 экспертов, станет одним из основных ресурсов для стран, осуществляющих эту Конвенцию, подчеркнули в пресс-службе штаб-квартиры ВОЗ.
Более миллиарда человек в мире имеют какую-либо форму инвалидности
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк обнародовали новые глобальные оценки, согласно которым во всём мире более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности. ВОЗ и Всемирный банк настоятельно рекомендовали правительствам активизировать усилия по обеспечению доступа к основным службам и осуществлять инвестиции в специальные программы, позволяющие использовать огромный потенциал инвалидов.
В первом за всю историю "Всемирном докладе об инвалидности" представлены первые глобальные оценки в отношении инвалидов за 40 лет и приведен обзор статуса инвалидности в мире. Новые данные научных исследований свидетельствуют о том, что почти одна пятая часть от предполагаемого общего числа инвалидов в мире, то есть от 110 до 190 миллионов человек испытывают значительные трудности. В докладе отмечено, что лишь в немногих странах имеются надлежащие механизмы для удовлетворения потребностей инвалидов. Барьеры включают стигматизацию и дискриминацию, отсутствие надлежащих служб в области здравоохранения и реабилитации, а также недоступность транспорта, зданий и информационных и коммуникационных технологий. Вследствие этого для инвалидов характерны более низкие показатели здоровья, достижений в области образования и участия в экономическом развитии и более высокие показатели нищеты, чем для людей без инвалидности.
"Инвалидность является составной частью человеческого существования, - заявила генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен. - Почти каждый из нас приобретает какую-либо стойкую или временную форму инвалидности на каком-либо этапе своей жизни. Мы должны прилагать больше усилий для устранения барьеров, из-за которых инвалиды во многих случаях оказываются изолированными от общества".
"Для достижения Целей тысячелетия в области развития решающее значение имеет удовлетворение потребностей инвалидов в области здравоохранения, образования, трудоустройства и других сферах развития, - заявил Роберт Б. Зеллик, президент Группы Всемирного банка. - Нам необходимо оказывать содействие инвалидам с тем, чтобы они могли получить справедливый доступ к участию в жизни их сообществ и внести свой вклад ".
Согласно докладу, вероятность того, что инвалиды не смогут найти необходимую для них медицинскую помощь, более чем в два раза выше, а вероятность того, что они получат отказ в необходимой им медицинской помощи, почти в три раза выше. В странах с низким уровнем дохода вероятность того, что инвалиды понесут непомерные расходы на здравоохранение, на 50% выше, чем аналогичный показатель среди людей без инвалидности. Дети-инвалиды с меньшей вероятностью начинают посещать школу, чем дети, не являющиеся инвалидами. Среди них также отмечаются более низкие показатели продолжения школьного обучения. В странах Организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ показатель занятости среди инвалидов /44 проц./ незначительно превышает половину от аналогичного показателя среди людей без инвалидности /75 проц./.
Согласно рекомендациям доклада, правительства всех стран должны обеспечить доступ инвалидов ко всем основным службам, осуществлять инвестиции в особые программы и услуги для нуждающихся в них инвалидов и принять национальную стратегию и план действий в отношении инвалидности. Кроме того, правительства должны проводить работу в целях повышения общественной осведомленности и улучшения понимания проблемы инвалидности, а также поддерживать дальнейшие научные исследования и специальную подготовку в этой области. Важно, чтобы планирование и осуществление этой деятельности проводилось при консультировании с инвалидами и при их участии.
Почти 150 стран и региональных организаций подписали Конвенцию о правах инвалидов и 100 стран ратифицировали ее, приняв обязательства по устранению барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в общественной жизни. Всемирный доклад об инвалидности, в подготовке которого участвовало более 380 экспертов, станет одним из основных ресурсов для стран, осуществляющих эту Конвенцию, подчеркнули в пресс-службе штаб-квартиры ВОЗ.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ОБ ИНВАЛИДНОСТИ: ОБРАЗОВАНИЕ
Автор презентации Александра Посарак,
ведущий экономист Всемирного банка
1
ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ОБ ИНВАЛИДНОСТИ
Собрана лучшая имеющаяся на сегодня информация об инвалидности
Содержит рекомендации, касающиеся национальных и международных действий по улучшению жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья
Поддерживает реализацию Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ), в которой инвалидность рассматривается как вопрос прав человека и развития.
Структура и определения
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, ВОЗ 2001) принята в качестве концептуальной основы
Определяет инвалидность как зонтичный термин для обозначения нарушений, ограничений в действиях и ограничений в участии.
Инвалидность относится к отрицательным аспектам взаимодействия между индивидами, имеющими то или иное состояние здоровья, и личными факторами и факторами окружающей среды (такими как негативное отношение, недоступность транспортных средств и общественных зданий и ограниченность социальной поддержки)
3
Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования
Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения
Те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать все большие трудности с функционированием
Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий
4
Что мы знаем об инвалидности?
Более высокие оценки распространенности: 15 процентов с какой-либо формой инвалидности; 110-190 миллионов имеют значительные трудности с функционированием
Растущие цифры: старение, хронические состояния, дорожно-транспортные происшествия, производственный травматизм, природные катастрофы, войны и гражданские конфликты…
Разнообразный опыт: отрицательное взаимодействие между индивидом с нарушениями и окружающей средой варьируется в широких пределах
Непропорционально затрагивает уязвимые группы населения
5
1. Понимание инвалидности
2. Инвалидность – глобальная картина
3. Общая медицинская помощь
5. Помощь и поддержка
6. Благоприятная окружающая среда
8. Работа и трудоустройство
ПОЧЕМУ важно включение в образовательный процесс …
Одно из прав человека
Ключевой аспект продвижения инклюзивного и равноправного общества
Ключевой фактор личного благополучия и благосостояния.
7
Исключение имеет высокие социальные и экономические издержки.
Страны не могут достичь цели Образование для всех или Цели развития тысячелетия – всеобщее начальное образование
Страны не могут выполнить свои обязательства в соответствии с КПИ и КПР
…
Для детей с ограниченными возможностями здоровья образование важно само по себе, но также и является определяющим моментом в плане участия в трудовой деятельности и других областях общественной деятельности.
В некоторых культурах обучение в школе является частью формирования состоявшейся личности. Социальные отношения могут изменить статус людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и утвердить их права.
Для здоровых детей контакты с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном окружении могут в перспективе повысить их осведомленность и ослабить предубеждения.
Участие в образовательном процессе и дети с ограниченными возможностями здоровья .
Ниже вероятность поступления в школу и более низкие показатели продолжения обучения и перехода в следующий класс.
Соотношения и для детей, и для взрослых между низкими результатами обучения и инвалидностью зачастую значительнее, чем соотношения между низкими результатами обучения и другими характеристиками – такими как пол, проживание в сельской местности и низкое экономическое положение.
Разница в посещаемости начальной школы варьируется от 10% в Индии до 60% в Индонезии, а в посещаемости средней школы от 15% в Камбодже до 58% в Индонезии.
…
Охват образованием также различается в зависимости от видов нарушений; наихудшие показатели отмечаются для детей с умственными или сенсорными нарушениями.
Даже в странах с высокими показателями охвата начальным образованием, например, в Восточной Европе, многие дети с ограниченными возможностями здоровья не посещают школу. В 2002 году доля учащихся детей-инвалидов в возрасте от 7 до 15 лет составляла:
81%/96 в Болгарии, 58%/97% в Республике Молдова и 59%/93% в Румынии.
ПРЕПЯТСТВИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Общесистемные проблемы
Разделение ответственности между различными министерствами
Отсутствие законодательства, политики, намеченных целей и планов
Недостаточные ресурсы
…
Проблемы на уровне школы
Учебные программы и педагогика
Недостаточная подготовка и поддержка учителей
Физические барьеры
Навешивание ярлыков
Отношенческие барьеры
Насилие, буллинг и оскорбление
13
Устранение барьеров в сфере Образования
Включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс требует изменения систем в целом и школ.
Это комплексные изменения, для осуществления которых требуется четкое видение, высокая квалификация, стимулирование, ресурсы и план действий.
Одним из важнейших элементов инклюзивной системы образования является сильное и последовательное лидерство на национальном и школьном уровне, что не требует больших затрат.
ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ МЕРЫ
Успех инклюзивных систем образования в значительной мере зависит от готовности государства:
Принять надлежащие законы:
Пример: Италия – с середины 1970-х годов в Италии действует законодательство по поддержке инклюзивного образования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, что привело к высокому охвату инклюзивным образованием и положительным результатам в обучении
Разработать необходимую политику:
Четко определенная государственная политика необходима для развития более равноправных систем образования.
ЮНЕСКО разработала руководство, помогающее политическим деятелям и руководству соответствующих ведомств разработать политику и практические меры по поддержке инклюзивного образования.
…
Принять национальный план действий
Разработка/ изменение национального плана действий и создание инфраструктуры и потенциала внедрения – ключевое условие включения детей с ограниченными возможностями в образование.
Смысл статьи 24 Конвенции о правах инвалидов заключается в том, что институциональную ответственность за образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно нести Министерство образования, координируя свои действия, в соответствующих случаях, с другими профильными министерствами.
Государственные планы образования для всех должны отражать международные обязательства, касающиеся права детей-инвалидов на получение образования.
…
и
Обеспечить необходимое финансирование осуществления
В принципе, существует три способа финансирования образования детей с особыми потребностями, как в специализированных учреждениях, так и в обычных школах:
за счет государственного бюджета,
финансирование определенных потребностей учреждений – в материалах, учебных пособиях, подготовке и обеспечении деятельности,
финансирование удовлетворения потребностей отдельных лиц.
…
Независимо от используемой модели финансирования, она должна:
Быть понятной.
Быть гибкой и предсказуемой.
Предусматривать выделение достаточных средств.
Основываться на расходах и предусматривать контроль затрат.
Увязывать специальное образование с общим образованием.
Быть непредвзятой в плане выявления и принятия учащихся.
МЕРЫ НА УРОВНЕ ШКОЛЫ
Признание и учет индивидуальных различий
Система образования должна отказаться от более традиционной педагогики и принять подходы, в большей степени ориентированные на ученика и признающие, что каждый человек обладает способностью к обучению и может обучаться определенным образом.
Обеспечение дополнительной поддержки
В целях успешной реализации программ инклюзивного образования некоторым детям с ограниченными возможностями здоровья потребуются дополнительные услуги по поддержке.
…
Укрепление потенциала преподавателей
Чтобы укрепить уверенность учителей обычных школ в своих силах и улучшить навыки обучения детей с различными потребностями в образовании, принципиально важно обеспечить их надлежащее обучение.
Устранение физических барьеров
Преодоление негативного отношения
Физическое присутствие детей с ограниченными возможностями в школах автоматически не обеспечивает их участие. Для того, чтобы участие стало значимым и привело к хорошим результатам обучения, особенно важен моральный климат в школе – признание ценности разнообразия и обеспечение безопасного и благоприятного окружения.
ВСЕ Заинтересованные стороны играют свою роль
Местные сообщества
Родители
Организации инвалидов
Дети с ограниченными возможностями здоровья
заключения
У детей с ограниченными возможностями здоровья ниже вероятность поступления в школу и более низкие показатели продолжения обучения и перехода в следующий класс.
Хотя дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно обучались в отдельных специальных школах, обычные школы с инклюзивным образованием в городах и сельской местности представляют собой экономичный и эффективный путь вперед.
Ряд препятствий в рамках образовательных программ, систем и услуг ограничивает возможности обучения детей-инвалидов в общих школах.
Все заинтересованные стороны – политики, руководство школ, учителя, семьи, дети с ограниченными возможностями здоровья и здоровые дети – могут способствовать расширению возможностей образования и улучшению результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
22
рекомендации
Сформулировать четкие программы и совершенствовать данные и информацию
Разработать четкую государственную политику в области включения в образование детей с ограниченными возможностями здоровья
На основе обследований выявить уровень и характер потребностей, с тем чтобы можно было внедрить меры по поддержке и обеспечить необходимые помещения.
Создать системы мониторинга и оценки.
Обмениваться знаниями о том, как добиться включения в образование, с политиками, работниками образования и семьями.
…
Принять стратегии по поощрению включения
Уделять особое внимание тому, чтобы образование детей было максимально близким общему образованию.
Не строить новых специальных школ, если таких школ нет.
Обеспечить материально-техническое обеспечение инклюзивного образования.
Учителя должны понимать свои обязанности по отношению ко всем детям и развивать и совершенствовать свои навыки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
…
В необходимых случаях обеспечить услуги специалистов
Увеличить инвестиции в школьную инфраструктуру и персонал.
Обеспечить проведение логопедического лечения и трудотерапии.
При отсутствии учреждений, предоставляющих услуги специалистов, использовать существующие местные реабилитационные службы для поддержки детей в обстановке, в которой осуществляется обучение.
Рассмотреть вопрос о введении должности ассистентов по обучению в целях оказания специальной поддержки.
…
Поддерживать участие
Вовлекать родителей и членов семей.
Привлекать более широкую общественность к деятельности, связанной с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Укреплять связи между образовательными службами и реабилитационными центрами на уровне общин – а также другими реабилитационными службами там, где они существуют.
Стимулировать более активное участие взрослых с ограниченными возможностями здоровья и организаций инвалидов в пропаганде доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Консультироваться в детьми и привлекать их к решению вопросов, касающихся их образования.
Всемирный доклад об инвалидности :
наш самый доступный документ
шрифт Брайля
DIASY (аудио файлы)
Адаптированная
версия
Доступен в формате PDF
Реализация права на достижение более высокого уровня здоровья составляет важнейшую социальную задачу не только для системы здравоохранения, но и для социальных и экономических служб (секторов) общества. Требуется создание условий социально-экономических, культурных, правовых для формирования среды, способствующей здоровому образу жизни и правильному поведению, реализации принципов, позволяющих заболевшему человеку получить не только медицинскую, но и социальную помощь [1,2].
В последние десятилетия мы наблюдаем постепенный отход от определения здоровья как отсутствия болезни. Люди все больше убеждаются в том, что правильный образ жизни помогает не только избежать болезни, но и достичь положительного состояния. В современной психологии для обозначения такого состояния используется понятие выносливость. Сейчас мы знаем, что причиной инвалидности или даже смерти, прямо или косвенно может стать выбор образа жизни и поведения [16].
Инвалидность — это не просто проблема со здоровьем. Это сложный феномен, отражающий взаимодействие между особенностями человеческого организма и особенностями общества, в котором этот человек живет. Инвалидность — это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются инвалиды, необходимы мероприятия по устранению препятствий в окружающей среде и социальных барьеров [14]. Да и не только инвалиды. Например, в рамках Всемирного исследования здоровья по разным странам наибольшая доля лиц старшего возраста, ощущающая худшее к себе отношение, выявлена в России, Индии, Китае [6,7].
По оценкам, более миллиарда человек, или около 15 % населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10 % [8].
Численность инвалидов растет. Это происходит в связи со старением населения — пожилые люди в повышенной степени подвержены риску инвалидности, — а также из-за глобального роста хронических состояний, таких как диабет, сердечно-сосудистые болезни и психические заболевания [15]. На модели инвалидности в отдельно взятой стране влияют тенденции развития патологических состояний, а также тенденции развития факторов окружающей среды и других факторов, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, питание и злоупотребления наркотических средств.
Инвалиды имеют такие же медицинские потребности, как и люди без инвалидности, например, потребности в иммунизации, скрининге на рак и другие. Их здоровье может быть более уязвимым из-за бедности и социального отчуждения, а также из-за более высокого риска развития у них вторичных состояний, таких как пролежни или инфекции мочевыводящих путей. Фактические данные свидетельствуют о том, что во многих местах мира инвалиды сталкиваются с препятствиями в получении доступа к необходимым им службам здравоохранения и реабилитации [3].
По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды [5]. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, таким как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация [4].
В целях доклада: обеспечить органы государственной власти и гражданское общество всеобъемлющим анализом значения инвалидности и осуществляемых ответных мер на основе наилучшего имеющегося опыта; рекомендовать действия на национальном и международном уровне. В основе подхода лежит концепция инклюзивного мира, в котором все мы имеем возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь.
Согласно рекомендациям доклада, правительства всех стран должны обеспечить доступ инвалидов ко всем основным службам, осуществлять инвестиции в особые программы и услуги для нуждающихся в них инвалидов и принять национальную стратегию и план действий в отношении инвалидности [12]. Кроме того, правительства должны проводить работу в целях повышения общественной осведомленности и улучшения понимания проблемы инвалидности, а также поддерживать дальнейшие научные исследования и специальную подготовку в этой области. Важно, чтобы планирование и осуществление этой деятельности проводилось при консультировании с инвалидами и при их участии.
Почти 150 стран и региональных организаций подписали Конвенцию о правах инвалидов и 100 стран ратифицировали ее, приняв обязательства по устранению барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в общественной жизни. Всемирный доклад об инвалидности, в подготовке которого участвовало более 380 экспертов, станет одним из основных ресурсов для стран, осуществляющих эту Конвенцию.
1. Борисов А. А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.
2. Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.
3. Горбаткова Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.
4. Макарова Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 494–496.
5. Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
6. Mухаметова Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань, 2005. — 24 с.
7. Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 12. — С.42–45.
8. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.
9. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
10. Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.
11. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
13. Сыромятникова Л. И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.
15. Ткачук В. А. Повышение умственной работоспособности путем сочетанного применения кортексина и дыхательных упражнений / Д. В. Сухоруков, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 357–359.
16. Хуснутдинова З. А. Образ жизни и здоровье студентов — будущих педагогов / А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, С. Н. Горбушина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25–31.
17. Шатровой О. В. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой //Молодой ученый — 2013.— № 9. — С. 306–307.
Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, всемирный доклад, инвалидность, всемирная организация здравоохранения, Всемирный обзор, гражданское общество, жизнь общества, окружающая среда, отсутствие болезни, тенденция развития.
Читайте также: