Доклад на тему умение общаться как важная часть культуры человека требования этики и эстетики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Введение
1. Общение при встрече
2. Деловые встречи
3. Телефонные переговоры и служебная переписка
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важными принципами культуры общения являются: приоритет старшего, женщины, эстетики, предполагающий красоту поведения личности.

Тема разговора могут зависеть от множества вещей: от характера встречи, от уровня образования собеседников и не в последнюю очередь от общности интересов. Тема разговора двух влюбленных будет иной, чем тема разговора в дамском обществе или в широком семейном кругу за чашкой чая.

Многообразие интересов, свойственное людям XXI века, неизбежно приводит к тому, что один оказывается более эрудированным в одной области, другой – в другой. Оживленная беседа требует взаимного внимания: высказался сам – дай высказаться другому.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Актуальность данной работы определяет необходимость постоянно повышать свою культуру общения, культуру общения в обществе, соблюдать правила и нормы этикета при общении. Цель исследования: рассмотреть этику и культуру общения человека в различных ситуациях, сформулировать основные правила при общении. Задачи работы: рассмотреть специфику общения при деловой встрече, изучить особенности деловой коммуникации, рассмотреть особенности деловой переписки и телефонных переговоров.

1. Общение при встрече

Как советуют специалисты: никогда не судите о человеке по первому впечатлению. Но большинство людей по-прежнему в 85 случаях из 100 своё отношение к другому человеку строят на основе внешнего впечатления. Для многих первое впечатление может стать основным при дальнейшем общении. В деловом общении внешности отводится большое значение. В процессе такого общения особую роль играют: облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения, прическа.

Когда люди знают друг друга, то им не трудно вступить в беседу. Сложнее обстоит дело при первом знакомстве. Знакомство предполагает представление через посредника или лично, что дает официальное право на общение с новым человеком. При таком общении предпочтительнее представление через посредника, желательно дать предварительно рекомендацию лицу, знакомого обоим. Основные правила: при знакомстве младшего представляют старшему, а мужчину – женщине, подчиненного – начальнику. Но старший по возрасту представляется молодому начальнику.

Дамы имеют право не вставать, когда с ними здороваются. Перед пожилым человеком молодая девушка должна встать. Правила этикета в различных странах разные, что немаловажно и стребует соблюдения. Например, в Японии рукопожатие не принято. Этот жест считается инородным.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Употребление иностранных слов – дело щекотливое, и многим в этом не везет. Есть иностранные слова, заменить которые можно лишь с помощью двух – трех предложений на родном языке. Но если вы уже употребляете иностранное слово, то вы должны его правильно произносить, точно знать его смысл и быть уверенным в том, что и другим оно известно. Приводить собеседника в смущение, употребляя неизвестные ему иностранные слова, весьма невежливо. В общем же нужно стараться обходиться без иностранных слов.

Так же в общении большую роль играют жесты. В учебных заведениях РФ готовый отвечать ученик поднимает руку, а в европейских школах поднимает указательный палец правой руки.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В процессе общения представители разных народов кивают головами. У одних народов – это знак согласия, а у других, например, болгар – не согласия. У японцев это означает – я внимательно слушаю вас.

На Западе никакая первая встреча не может считаться завершенной без обмена визитными карточками. Эта традиция пришла в отечественные деловые круги.

2. Деловые встречи

Наиболее важные встречи лучше назначать на 10-12 часов дневного времени. Необходимо наметить предварительный план беседы, когда речь пойдет о длительных переговорах и деловых контактах.

В разных странах приняты различные дистанции, которые выдерживаются во время беседы. Интимная дистанция – до 0,5 метра. Такая дистанция используется между самыми близкими людьми. Личная дистанция – от 0,5 до 1,2 метра (между близкими людьми, но без оттенка интимности). Социальная дистанция –от 1,2 до 3,5 метров выдерживается в деловой беседе. Общественная дистанция – 3,5 метра и более, характерна для проведения официальных мероприятий.

При конструктивном диалоге расстояние лучше всего установить в 1,5 метра и постараться, чтобы стороны не разделяла преграда в виде огромного письменного стола.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужно знать, что кивок головой действует одобряюще на собеседника. В развитых странах мира уже давно готовят менеджеров к проведению деловых бесед.

Слушать собеседника – сложное дело. Из-за неумения слушать в деловых кругах допускаются ошибки. Общение может стать безрезультатным, если партнеры не слушали друг друга. Старайтесь не перебивать собеседника, не сбивать его с мысли. Так как скорость мышления в 4 раза больше скорости речи, надо использовать свободное время на критический анализ и выводы из того, что услышали. Следует сконцентрироваться на сущности обсуждаемого вопроса и вытеснить из головы все второстепенное.

Нередко деловые контакты оказываются несостоявшимися не в силу их неприемлемости для партнеров, а вследствие неправильного построения беседы, нечеткого выражения деловых предложений. Не следует с самого начала встречи заводить разговор о деле. Желательно начать разговор на отвлеченные темы. При возникшем напряжении можно воспользоваться теплыми словами, приятными фразами.

3. Телефонные переговоры и служебная переписка

Деловой разговор по телефону — это не подробный обмен мнениями, а обмен информацией оперативного значения с целью достижения определенного результата. В минимальный отрезок времени надо сообщить все, что вы хотели сказать, и получить необходимую информацию. Если собеседник говорит сбивчиво, упускает главное, страдает обилием лишних слов, ему надо задавать наводящие вопросы. Рекомендуется избегать длинных вопросов, сложных предложений, которые тяжело воспринимаются на слух. Не видя собеседника, не давая возможности ему что-либо сказать, можно легко превратить разговор в монолог. Надо делать паузы, давать возможность другой стороне высказать свою позицию. Рекомендуется говорить отчетливо, не торопясь. Не следует злоупотреблять извинениями, благодарностями.

Большую роль в общении играет умение составлять служебные документы и вести деловую переписку. Принципы делового общения посредством документации практически едины во всем мире.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Деловые письма обеспечивают общение деловых партнеров. Письмо должно быть простым, конкретным, логичным. Оно составляется только по одному вопросу. Текст разбивается на абзацы. Письмо должно быть убедительным, с достаточной аргументацией. Письмо пишется в нейтральном тоне изложения. Объем делового письма не должен превышать 2-х страниц машинописного текста.

На деловом письме нельзя ставить название, сокращать наименование организаций.

Заканчивается письмо подписью (наименование должностного лица, личная подпись и её расшифровка). Последний реквизит делового письма – отметка об исполнителе. Автор официального письма и исполнитель – не одно и то же лицо.

Заключение

В завершении работы можно выделить следующие принципы правильного и грамотного общения:

  1. Важными принципами культуры общения являются: приоритет старшего, женщины, эстетики, предполагающий красоту поведения личности;
  2. Тема разговора зависит от множества вещей: от характера встречи, от уровня образования собеседников и не в последнюю очередь от общности интересов;
  3. Никогда не надо судить о человеке по первому впечатлению. Как бы хороша ни была внешность человека, она неминуемо поблекнет, если он начинает уснащать свою речь дешевыми жаргонными словечками и шаблонными выражениями;
  4. Когда люди знают друг друга, то им не трудно вступить в беседу. Сложнее обстоит дело при первом знакомстве. Знакомство предполагает представление через посредника или лично;
  5. В общении большую роль играют жесты;
  6. Слушать собеседника – сложное дело. Из-за неумения слушать в общении допускаются ошибки. Общение может стать безрезультатным, если партнеры не слушали друг друга;
  7. Большую роль в общении играет умение составлять служебные документы и вести деловую переписку;
  8. От правильно составленного делового письма может зависеть исход какого-либо дела, письмо является одним из инструментов общения.

Список использованных источников

1. Валгина, Н.С. Розенталь, Д.Э. Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд. перераб. и доп. Москва: Логос 2002. 528 с.
2. Граудина, Л.К., Ширяев, Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: 1996.- 441с.
3. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи / В.Г. Костомаров. — М. Наука, 1994.- 350 с.
4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2003.-413с.
5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская .- М.: Высшая школа, 1989.-159с

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура общения.

Культура общения – установленный порядок поведения в обществе, направленный на целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора, использования средств общения, который выражен главным образов в устной и письменной речи.

Речь – это не простое формирование мыслей в слова и предложения, а сложнейший механизм в налаживании и установлении социальных связей.

По данным социологических исследований каждый человек в среднем в день около 70% своего времени тратит на общение (устную или письменную речь).

Природой так заложено, что только человек наделен таким богатством, как умение говорить, излагать свои мысли в устной и письменной речи.

По словестному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное – словестное общение, является приоритетным.

Невербальное – не словестное общение по средствам письменной речи, жестов, мимикой, сочетания позы во время вербального общения.

При общении с незнакомым человеком первое впечатление формируется достаточно быстро, в течение 2-3 минут. Многие люди моментально вызывают симпатию или антипатию. Зависит это вовсе не от одежды или внешности, а от того, как и что человек говорит.

Культура общения, хорошие манеры и знание правил этикета выходят на первый план при оценивании личности.

Хорошим манерам, как и многому другому, нужно учиться с детства. Основу правильного поведения в обществе, как правило, закладывают родители. Человек совершенствует в себе эти знания и умения на протяжении всей своей жизни. И, задавшись такой целью, можно научиться общаться с другими людьми, производить на них приятное впечатление и быстро добиться успеха.

Владение правилами этикета – необходимый компонент делового общения каждого современного человека, независимо от занимаемой должности и сферы его деятельности.

По манере общения человека и соблюдению (либо не соблюдении) правил этикета формируется мнение об организации или фирме, которую он представляет.

Этичный и воспитанный человек должен не только правильно и красиво говорить, но и соблюдать важные аспекты, которые воспринимаются скорее на интуитивном уровне: интонация говорения, расстояние между собеседниками, проявление терпения, искренности и такта и т.д.

Правильно себя подать может помочь изучение общепринятых правил культуры общения.

При коммуникации следует обратить внимание на следующие аспекты:

Необходимость соблюдения расстояния между собеседниками.

Для незнакомых или малознакомых людей оптимальной дистанцией принято считать расстояние в 2 вытянутые руки. Помимо соображений личного пространства и комфорта это имеет и практическое значение для этикета общения – любой собеседник может спокойно уйти, никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицы.

Не допускать путаницы в разговоре.

Если в ходе общения вы перепутали имя или забыли его, достаточно извиниться один раз. Коротко попросить прощения можно и в том случае, если вы споткнулись или затянули паузу в разговоре.

Не иметь привычки сплетничать.

Для того чтобы не попасть в дурную или щекотливую ситуацию, не стоит обсуждать никого из присутствующих. Это является признаком дурного тона и не одобряется этикетом общения.

Правильно подобранная тема разговора – залог успеха.

В культуре общения считается недопустимым долгая акцентуация разговора на своих снах, воспоминаниях, детях или супруге, привычках, болезнях, сплетнях, вкусовых или сексуальных предпочтениях.

Религия и политика вообще не должны затрагиваться, так как аспекты мировоззрения являются очень смущающими для большинства людей.

В том случае, если собеседник выражает яркие признаки раздражения от выбранной темы, стоит извиниться и перевести разговор на нейтральную тему.

Проявление тактичности.

Этика общения накладывает однозначный запрет на использования языка, незнакомого для окружающих вас людей.

Следует избегать жаргонных словечек и профессиональной терминологии. При знакомстве с представителем какой-либо профессии (строителем, врачом или юристом), не принято просить у них совет. При возникновении такой необходимости стоит договориться о личной встрече в другое время. Таким образом, этикет общения будет соблюден.

Проявление терпения.

Если собеседник посчитал нужным донести какую-то информацию, его необходимо выслушать. Если она неприятна, можно незаметно перевести разговор в другое русло. Прерывать собеседника на полуслове – признак дурного тона. Также как и демонстрировать явное раздражение, нетерпение и злость.

Делать замечания не считается корректным и допускается лишь в исключительных случаях. Этими случаями, как гласит этикет общения, является грубость в отношении вас или ваших близких, сплетни, затрагивание личных вопросов без разрешения, критика.

Проявление интереса

Пристально и непрерывно рассматривать человека нельзя. Особенно смущающим является взгляд во время еды.

Проявление чувства юмора.

Иногда можно разрядить обстановку или подкрепить свои слова чем-то приятным или яркой шуткой. Любые анекдоты, забавные истории, стишки уместны в небольших дозах и только в соответствии с конкретной темой.

Неприемлемо демонстрировать своё превосходство.

Подавлять своего собеседника эрудицией – не лучший вариант. Переоценивать и восхвалять свои возможности неприемлемо.

В случае, если вы в чем-то не разбираетесь, не надо стесняться. Согласно этике общения это можно озвучить и попросить объяснить. Люди любят проявление интереса к ним, а также возможность открыть что-то новое для своего собеседника.

Проявление искренности.

Этика общения предполагает уважительное отношение к собеседнику. В том случае, если случилась беда или недоразумение, очень важны слова поддержки. Но использовать стереотипные фразы и всем известные мудрые советы – признак дурного тона. Попытайтесь войти в ситуацию, найти искренние слова поддержки для человека. Это показывает ваше уважение к нему, заинтересованность в его личности и благодарность за открытость.

Проявление уважительного и правильного обращения к собеседнику.

Этика общения подразумевает правильное обращение к другому человеку, ведь именно с него начинается коммуникация. Очень важно учитывать возрастные, половые и статусные особенности в таком тонком деле. Иначе есть риск начать общение с неприятной ноты.

Не допустимость демонстрации родства.

В обществе не всегда приветствуется чрезмерное акцентирование на близких отношениях двух или более людей. Для того чтобы не привлекать внимание, в обществе посторонних людей, близких друзей или родственников называют по имени.

Переход к неофициальному общению.

Как правильно отказывать?

Иногда возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. В той или иной ситуации выбирается форма отказа:

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

Упреки в сторону просителя.

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

Таким образом, при соблюдении элементарных норм общения можно избежать множества неприятных ситуаций и произвести хорошее впечатление. Этика общения многогранна, что открывает перед каждым внушительные возможности признания и влияния.

А соблюдение этики поведения и общения в повседневной жизни поможет Вам избежать неприятных ситуаций.

культура общения фото

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества - это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Содержательность (суть) представляет собой продуманность и максимальную информативность реплик. Ведь искусство риторики, как раз и заключается в том, чтобы суметь сказать все, что необходимо, однако не более того.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура - это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

  • точность речи, которая представляет собой умение отчетливо и ясно выражать свою позицию;
  • понятность, которая обязывает информацию быть доходчивой и доступной для понимания среднестатистического носителя языка;
  • чистота речи, которая выражается в отсутствии жаргонизмов или лишних слов-паразитов;
  • выразительность речи заключается в поддержании внимания слушателей и их интереса в течение всего разговора;
  • уместность, которая проявляется в соответствии задачам высказываний и ситуации.

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.



Особенности

Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.

Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.

Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.



  • Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
  • Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
  • Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
  • Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
  • Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.




Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.

Культурное воспитание

Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.



Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?




Существуют следующие способы:

  • Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
  • С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
  • Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных.
  • Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).




Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.



Этика

Культура поведения включает в себя не только усвоение человеком этикетных норм, но и этических. Этика – это наука о нравственности, то есть о внутренней наполненности человека, которой он руководствуется при совершении того или иного поступка и взаимодействии с окружающими.



Этические навыки определяют то, насколько успешно человек будет придерживаться принятых норм в обществе. Формирование этого навыка зарождается ещё в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Данный период времени характеризуется своими особенностями, которые стоит учитывать:

  • У подростков возникают новые переживания, потребности, перед ними встают новые задачи, они меняются не только внешне, но и внутренне.

Здесь важно не задавить подростка контролем над выполнением усвоенных ранее этических норм, но и не пускать всё на самотёк.

  • У подростка должно быть развито умение самостоятельно применять усвоенные правила на практике.
  • Он будет смотреть на другие образцы поведения и брать пример с родителей, поэтому важно и взрослым придерживаться установленных этических норм, даже если подросток будет провоцировать их нарушить.


  • Подросткам важно предоставить свободу и личное пространство как для учёбы, так и для досуга. Он должен уметь организовывать свою деятельность, уметь общаться с тем или иным учителем, брать на себя ответственность за свои неудачи в школе.
  • Не стоит давить на подростка при выборе им компании сверстников. Он должен уметь строить правильные человеческие отношения на основе усвоенных им знаний в детстве самостоятельно.



  • То, как подростки выполняют обязанности и поручения, является характеристикой их воспитанности. Они должны быть исполнительны и не дожидаться напоминаний родителей о выполнении какой-либо просьбы. Важно, чтобы они брали на себя ответственность за часть семейных обязанностей, которые им отведены.
  • Родителям важно контролировать личную жизнь подростка, но не в ущерб его личному пространству. Достаточно интересоваться его мыслями и уметь принимать его мировоззрение, быть доброжелательным, уметь выслушать и дать краткий и существенный совет.

Важно рассказать подростку о глубоком смысле культуры поведения, о том, что это не простые условности, а вековые традиции, свидетельствующие об уважительном отношении к окружающим.


Советы и рекомендации

Существуют определённые нормы повседневного культурного поведения, которые необходимо придерживаться в обществе (больнице, театре, транспорте, школе, игровой площадке):

  • Приветствие – важный ритуал между людьми, который говорит, прежде всего, о воспитанности. Нужно здороваться с людьми, даже с незнакомыми. Например, если два незнакомых человека едут вместе в лифте или встречаются в подъезде, уместно будет поздороваться или просто кивнуть в знак приветствия.
  • Хвастовство – это дурная манера, а скромность – неотъемлемая часть культурного поведения, поэтому не стоит хвастаться чем-то перед другими, особенно перед людьми младшего возраста.
  • Важно запомнить, что если два человека встречаются на входе куда-то (в магазин или транспорт), то сначала нужно выпустить того, кто выходит, а уже потом заходить.
  • В транспорте нужно обязательно уступать место пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду, пассажиру с маленьким ребенком или тяжелой сумкой. Также принято пропускать всех этих людей вперёд и открывать им дверь, заходя куда-то (например, в магазин).



  • Разглядывание человека с тем или иным внешним недостатком – это неприлично и невоспитанно. Даже если изъян бросается в глаза, лучше сделать вид, что ничего примечательного во внешности человека нет, то есть не больше, чем у других.
  • При возникновении спора на грубость не стоит отвечать грубостью, чтобы не усугубить конфликтную ситуацию. Лучше смягчить спор поисками компромисса, а явную грубость стоит проигнорировать.

Небольшой видеоролик о правилах поведения в общественных местах смотрите далее.

Читайте также: