Доклад на тему учитель начальных классов

Обновлено: 05.07.2024

Учитель начальных классов дает школьникам базовые знания. Он не только обучает, но и воспитывает. Учителя младших классов уделяют все свое время детям: кроме уроков, это и классные часы, и внеклассные мероприятия. Они должны знать, как обращаться с ребятишками 7-10 лет, поэтому многие учителя еще и психологи.

История

Слово "педагог" произошло от двух греческих слов: paida — ребенок и gogos — вести. Буквальный перевод означает — "проводник ребенка". История образования восходит к первобытному времени. Тогда обучение детей осуществлялось в рамках семьи. Первые школы с учителями появились в Древнем Египте.

Теоретические основы педагогики, которые используются и сегодня, были озвучены в XVII веке чешским педагогом Яном Амосом Каменском. Он полагал, что детей нужно учить с 6 лет, а обучение нужно проводить в классах. Постепенно образование развивалось. Домашнее воспитание сменилось привычными для нас школами. В XX веке школы приобрели знакомый нам вид. На протяжении всей истории неизменными оставались лишь учителя, которые обучали и наставляли учеников.

Описание

Учитель начальных классов — это человек, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Он знает, как привлечь внимание детей, как интересно преподнести тему, как увлечь обучением. Учитель младших классов сочетает в себе функции преподавателя, воспитателя и психолога.

Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.

Учитель младших классов должен должен быть тактичным, добрым, терпеливым, справедливым. Ребенок может простить даже излишне эмоциональную реплику, если она будет обоснованной и справедливо сказанной. Учитель должен давать каждому ученику шанс раскрыть свои возможности, быть помощником, наставником, психологом, примером для подражания, в какой-то степени даже мамой. Зачастую эту профессию выбирают женщины, потому что они от природы хорошо понимают детей.

Плюсы

У профессии учитель начальных классов есть ряд преимуществ:

  • вклад в воспитание будущего поколения;
  • проведение урока — это творчество;
  • длинный летний отпуск;
  • авторитет: в начальной школе учителю безоговорочно верят;
  • дети заряжают позитивом;
  • благодарность и уважение родителей.

Развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Именно поэтому профессия воспитатель очень ответственна. При этом педагоги дошкольного образования получают большую отдачу от общения с детьми

Минусы

Несмотря на благородство и востребованность, профессия учитель начальных классов имеет и свои минусы:

  • у учителя остается мало свободного времени;
  • низкая зарплата;
  • несмотря на школьное расписание, у учителя фактически ненормированный рабочий день;
  • недовольство родителей;
  • много отчетности;
  • физическая и моральная усталость.

Где получить образование

Учителя начальных классов обучаются в техникумах или университетах. Перечень направлений подготовки в высших учебных заведениях часто шире, нежели в колледжах. На выходе из вуза выпускник может получить не только право преподавания, но и дополнительную специальность: иностранный язык, музыка, хореография, психология.

Учебные заведения

В России хорошо развита система обучения будущих педагогов: педагогические вузы есть в каждом регионе. Среди самых известных:

Московский педагогический государственный университет;Обучает по направлению “Начальное образование”. У студентов есть возможность получить степень бакалавра и магистра. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург);Здесь готовят учителей начальной школы. Длительность обучения составляет 5 лет. Воронежский государственный педагогический университет;Учителей начальных классов здесь обучают на факультете иностранных языков — на выходе выпускники получают еще и знания английского или немецкого и могут преподавать эти дисциплины в школе.

Курсы

Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.

Востребованность

Каждый год в первый класс по всей стране идут миллионы детей. Всех их нужно обучать. Эта задача возложена на учителя начальных классов. Иногда детей в школу приходит столько, что не хватает педагогов. Поэтому профессия учитель начальных классов чрезвычайно востребована.

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.

Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многогранней они были, тем точнее и предметнее становилось обучение. Сегодня педагог — не только призвание: профессия учитель включает целый набор особых междисциплинарных навыков

Уровень зарплаты

Заработная плата учителей отличается в столице и регионах. В Москве средняя зарплата педагога младших классов составляет 30-40 тысяч рублей в месяц, в регионах — 20-30 тысяч рублей. Учителя могут получить прибавку к заработной плате, взяв на себя дополнительно ведение внеклассных занятий, секций, занятия с группой продленного дня.

Перспективы в будущем

Хочется надеяться, что профессия учитель начальных классов не перестанет быть востребованной. Ничто не заменит живое общение учителя с учеником. Особенно это важно на ранних этапах развития и обучения ребенка. Лет через десять профессия не устареет. Наоборот, она получит еще большее развитие благодаря информационным технологиям. Уроки уже сейчас можно проводить онлайн, не снижая качество обучения.

Ирина Павловна Завалишина, учитель начальных классов в гимназии №25 (г. Курск):

— Я педагог в четвертом поколении. В моей семье по папиной линии прадедушка, прабабушка, бабушка, тетя, папа и я — учителя. В самом начале моего пути было много трудностей. Для себя я поняла, что школа — это не просто мои любимые дети, это огромный труд. Горы тетрадок, подготовка конспектов, отчетов, поддержание дисциплины на уроке, разные дети по уровню развития, а еще — взаимодействие с родителями.

После выпуска из университета я отправилась на собеседование в гимназию №25 города Курска. Я уже была в ней до этого на своей первой практике. Теперь я — молодой специалист, уже как 4-й год работаю учителем начальных классов. За эти несколько лет было много сложностей, но я решила не сдаваться. Работа с детьми — это радость, искренние улыбки, прекрасное настроение, которое дарят дети, любовь, которой они делятся.

Сложностей в профессии много. Иногда даже руки опускаются. Практически нет поддержки молодого специалиста как со стороны государства, так и от администрации школы. Огромное количество бумажной работы и дополнительных поручений, не имеющих прямого отношения к преподаванию.

Сейчас учитель не в праве повысить голос на ученика, поставить в угол, взять дневник и даже погладить по голове. Ученик неприкосновенен. А у учителя прав нет. Не так скажешь что-то, не так оденешься, фото выставишь в купальнике, двойку поставишь — за это все ведь увольнением грозят.

А так с детьми весело. Сама собой у нас прижилась такая традиция: когда кто-то болеет, мы собираемся всем классом и навещаем ученика. Заходим в магазин, набираем сладостей, фруктов и идем в гости. Пошли мы как-то к одной девочке, по пути зашли в магазин, а там встретили эту самую девочку с мамой, которые тоже покупали угощения к столу. Вот так на разных кассах мы и встретились. А смеху-то было.

ВложениеРазмер
doklad.docx 24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать.

Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций , составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?" , учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Всё чаще сегодня при планировании своего урока учитель использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся, они преобладают над фронтальными.

Кроме этого педагогу необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха.

Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может использовать ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки он может оформлять в электронном виде, что позволяет ему обмениваться опытом с коллегами.

Вместо конспекта многие учителя сегодня готовят сценарные планы, которые предоставляют им большую свободу и определяют последовательную деятельность учащихся.

Но немаловажно и самообразование самого педагога… Если педагог не будет сам идти в ногу с изменяющимся временем, сможет ли он повести за собой детей? Кроме этого учитель должен в совершенстве владеть ИК технологиями. Сегодня первоклассник, преступающий порог школы, бывает, лучше управляется с компьютером, чем его педагог. Кто кого будет учить?

А если коротко, то в таблице представлены те изменения, которые должны произойти в деятельности педагога.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Традиционная деятельность педагога

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу выбора форм, способов и приёмов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебники методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет- ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока).

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить всё, что запланировано.

Организовать деятельность детей:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действий;

- постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки на уроке:

Формулировки на уроке:

- создайте схему или модель

- обобщите (сделайте вывод)

- выберите решение или способ решения

- придумайте и т.д.

Преимущественно фронтальная работа

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение урока

Учитель ведёт урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем информатики, психологом, логопедом), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Проходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями может осуществляться при помощи Интернета.

Создаётся учителем. Выставки работ обучающихся.

Создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

Не только предметные, но и личностные и метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка- оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

При организации учебного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать: особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.

Учебное время младшего школьника может делиться на уроки и занятия, отличающиеся по типу общения учителя и ученика, и по форме завершения работы.

1. На уроке учитель выступает как организатор действий детей , а на занятии он является экспертом и консультантом .

2. Урок начинается и завершается одновременно для всех , а на занятии каждый имеет свой цикл выполнения учебной работы . Формально урок и занятие завершаются по-разному, урок завершается по учительскому указанию, по звонку , а занятие завершается для каждого, кто выполнил работу .

Для того, чтобы в младшем школьном возрасте возникло самостоятельное и ответственное учебное действие (умение учиться) у ребенка, учитель, прежде всего, должен помочь ему на учебных занятиях овладеть средствами организации своей учебной работы и научить его делать черновик своей работы.

Черновик – это такое пространство (или место) в учебной работе ребенка, где он выбирает или строит средства своей работы, опробует их на эффективность, ищет способ действия. Черновик – это место сомнения и ошибок, место поиска и пробы, и это место должно стать как для ребенка, так и для учителя таким же значимым и важным, как и чистовик.

Какие же требования выдвигаются непосредственно к проведению урока, учебному и игровому занятию?

2. Так же чрезвычайно важно, чтобы урок не был оторван от детей .
Казалось бы, учитель делает все по инструкции, а урок не получается. И не получится. Учитель должен видеть детей, у которых сегодня одно настроение, а завтра – другое. То, что получилось в одном классе великолепно, неожиданно забуксовало в другом.

4. Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна . Учитель имеет право на уточняющий вопрос, постановку задачи, комментарий, оценочное суждение (в последнюю очередь), реплики.

5. Еще одна задача учителя на уроке организовать детские действия учащихся. Дети должны на уроке меньше слушать и писать и больше делать руками, преобразовывая то, что уже сделано для открытия новых способов решения поставленных задач.

6. Учитель не должен жестко придерживать написанному заранее плану , он должен идти за детьми, в нужном месте поворачивая их к поставленной цели сегодняшнего урока. Возможно переопределение цели урока, если явно видно, что дети не готовы принять ее или имеется с ней несогласие.

7. В конце урока дети должны вернуться к поставленной в начале урока задаче. Целесообразно учителю иметь в запасе определенные средства с помощью которых можно проверить, что получилось или не получилось в ходе урока.

8. По окончании урока, необходимо проанализировать прошедший урок. Действия контроля и оценки со стороны учителя должны, прежде всего, быть направлены на коррекцию собственных педагогических действий.

И в завершении своего выступления, хочется отметить , что при организации учебного занятия учителю, прежде всего, необходимо помнить, что подобные занятия являются полем выращивания детской самостоятельности, инициативы и ответственности. На подобных занятиях дети конструируют способы, средства, разные техники для решения собственных предметных задач и трудностей.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами и приемами, технологиями обучения. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику. В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагога.

На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я продолжаю совершенствование своего профессионального мастерства. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:

- краткосрочные курсы повышения квалификации позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогической теории, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения современных педагогических технологий;

- активное использование современных информационно-коммуникационных технологий ( использую электронные образовательные ресурсы, участвую в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов, создала мини-сайты на образовательных порталах);

- самообразование (планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литературы, изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его, на данной основе готовлю доклады и выступаю на школьных объединениях и педагогических советах школы);

- участие в профессиональных конкурсах.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках я применяю проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. Метод проектов применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для использования данной технологии мне необходимо:

- владение исследовательскими и поисковыми методами, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

- умение устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

- умение интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Групповые формы работы также являются эффективными, акцент делается на взаимопомощь и взаимоконтроль.

Работа в классе, где обучаются младшие школьники, дает мне возможность, как педагогу:

- учиться вместе с учениками;

- планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

- мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать ключевые компетенции;

- "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом индивидуальных особенностей.

Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха. Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.

Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и, таким образом, он становится на путь профессионального успеха.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать.

Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Всё чаще сегодня при планировании своего урока учитель использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся, они преобладают над фронтальными.

Кроме этого педагогу необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха.

Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может использовать ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки он может оформлять в электронном виде, что позволяет ему обмениваться опытом с коллегами.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Заседании районного методического объединения учителей начальных классов

Карабековой Сурае Сефибековне,

учителю начальных классов

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать.

Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Всё чаще сегодня при планировании своего урока учитель использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся, они преобладают над фронтальными.

Кроме этого педагогу необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха.

Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может использовать ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки он может оформлять в электронном виде, что позволяет ему обмениваться опытом с коллегами.

Вместо конспекта многие учителя сегодня готовят сценарные планы, которые предоставляют им большую свободу и определяют последовательную деятельность учащихся.

Но немаловажно и самообразование самого педагога… Если педагог не будет сам идти в ногу с изменяющимся временем, сможет ли он повести за собой детей? Кроме этого учитель должен в совершенстве владеть ИК технологиями. Сегодня первоклассник, преступающий порог школы, бывает, лучше управляется с компьютером, чем его педагог. Кто кого будет учить?

А если коротко, то в таблице представлены те изменения, которые должны произойти в деятельности педагога.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Традиционная деятельность педагога

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу выбора форм, способов и приёмов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебники методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет- ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока).

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить всё, что запланировано.

Организовать деятельность детей:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действий;

- постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки на уроке:

Формулировки на уроке:

- создайте схему или модель

- обобщите (сделайте вывод)

- выберите решение или способ решения

- придумайте и т.д.

Преимущественно фронтальная работа

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение урока

Учитель ведёт урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем информатики, психологом, логопедом), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Проходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями может осуществляться при помощи Интернета.

Создаётся учителем. Выставки работ обучающихся.

Создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

Не только предметные, но и личностные и метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка- оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

При организации учебного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать: особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.

Учебное время младшего школьника может делиться на уроки и занятия, отличающиеся по типу общения учителя и ученика, и по форме завершения работы.

1. На уроке учитель выступает как организатор действий детей, а на занятии он являетсяэкспертом и консультантом.

2. Урок начинается и завершается одновременно для всех, а на занятии каждый имеет свой цикл выполнения учебной работы. Формально урок и занятие завершаются по-разному, урок завершается по учительскому указанию, по звонку, а занятие завершается для каждого, кто выполнил работу.

Для того, чтобы в младшем школьном возрасте возникло самостоятельное и ответственное учебное действие (умение учиться) у ребенка, учитель, прежде всего, должен помочь ему на учебных занятиях овладеть средствами организации своей учебной работы и научить его делать черновиксвоей работы.

Черновик – это такое пространство (или место) в учебной работе ребенка, где он выбирает или строит средства своей работы, опробует их на эффективность, ищет способ действия. Черновик – это место сомнения и ошибок, место поиска и пробы, и это место должно стать как для ребенка, так и для учителя таким же значимым и важным, как и чистовик.

Какие же требования выдвигаются непосредственно к проведению урока, учебному и игровому занятию?

2. Так же чрезвычайно важно, чтобы урок не был оторван от детей.
Казалось бы, учитель делает все по инструкции, а урок не получается. И не получится. Учитель должен видеть детей, у которых сегодня одно настроение, а завтра – другое. То, что получилось в одном классе великолепно, неожиданно забуксовало в другом.

4. Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна. Учитель имеет право на уточняющий вопрос, постановку задачи, комментарий, оценочное суждение (в последнюю очередь), реплики.

5. Еще одна задача учителя на уроке организовать детские действия учащихся. Дети должны на уроке меньше слушать и писать и больше делать руками, преобразовывая то, что уже сделано для открытия новых способов решения поставленных задач.

6. Учитель не должен жестко придерживать написанному заранее плану, он должен идти за детьми, в нужном месте поворачивая их к поставленной цели сегодняшнего урока. Возможно переопределение цели урока, если явно видно, что дети не готовы принять ее или имеется с ней несогласие.

7. В конце урока дети должны вернуться к поставленной в начале урока задаче. Целесообразно учителю иметь в запасе определенные средства с помощью которых можно проверить, что получилось или не получилось в ходе урока.

8. По окончании урока, необходимо проанализировать прошедший урок. Действия контроля и оценки со стороны учителя должны, прежде всего, быть направлены на коррекцию собственных педагогических действий.

И в завершении своего выступления, хочется отметить , что при организации учебного занятия учителю, прежде всего, необходимо помнить, что подобные занятия являются полем выращивания детской самостоятельности, инициативы и ответственности. На подобных занятиях дети конструируют способы, средства, разные техники для решения собственных предметных задач и трудностей.

Читайте также: