Доклад на тему учитель 21 века

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Баранова Т.А.

Учись у времени, в котором ты живешь .

Я не знаю автора этих слов, но именно это высказывание стало моим девизом в работе. В наше время профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. В этой профессии нельзя работать без таких качеств как: любовь к детям, коммуникабельность, коммуникативность. Ведь именно учитель занимается воспитанием и обучением. Его работа – это применение профессиональных знаний и умений, управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека.

Итак, каким же должен быть учитель 21 века? На этот, вроде бы простой вопрос, ответить сложно. Ведь современный учитель беспрерывно находится в пути, в поиске, в развитии. Молодой ли он, опытный ли – неважно, ему необходимо не только копить собственную рабочую базу, но и осваивать новые веяния в образовательной сфере. На практике же, всё ещё часто встречаются педагоги – консерваторы, которые относятся с недоверием и неприязнью ко всему новому в педагогической деятельности. Ценность учителя XXI века состоит именно в смелости, в готовности менять свою точку зрения, в синтезе основных принципов преподавания и взглядов тех, кому он преподаёт.

На мой взгляд, педагог XXI века должен обладать умением творчески подходить к организации учебного процесса, по возможности использовать разнообразные информационные и коммуникационные технологии. Ведь если ученики будут видеть перед собой творчески работающего учителя – это будет служить для них мотивацией к обучению чему-то новому, к активной деятельности.

Каким бы ни был современный учитель, он не должен забывать то, что было важно как в предыдущие столетия, так и не менее важно в будущем – непосредственное общение со своими учениками, живая беседа с каждым. Это необходимо не только для того, чтобы понять отношение к изучаемому материалу, но и для того, чтобы понять темперамент ученика, его стремления, его проблемы. В наш интерактивный век общение лицом к лицу это то, чего часто не хватает молодому поколению.

Именно в технологичности нашего времени кроется ещё одна важная миссия педагога – это умение приучить ребёнка к напряжённой умственной деятельности. У учеников должно сформироваться понимание того факта, что никакая компьютеризация не заменит интеллекта. И необходимо умело и грамотно систематизировать потоки поступающей информации, вычленяя при этом основные тезисы, понятия, определения. Функция современного педагога - помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

В своей педагогической деятельности своей целью я ставлю не только формирование знаний, умений, навыков, но и помощь каждому ребёнку в формировании его личности, в развитии желаний и стремлении преодолевать жизненные трудности, в умении правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда. При этом важным профессиональным качеством является умение принять детей такими, какие они есть, проявлять терпение к их ошибкам, быть требовательным к себе.

Профессия педагога – это насыщенная деятельность, полная радостей, волнений и поисков. Это испытание на мудрость, терпение и мастерство. Задача современного педагога состоит не столько в передаче знаний, сколько в освоении новых знаний вместе со своими подопечными. В настоящее время наша профессия не утратила своего значения, напротив – она приобретает всё большую значимость. Люди стремятся получить качественное образование, что никак не получится без компетентного, понимающего педагога. Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения".

В своей школе я провела опрос среди обучающихся и их родителей: Какими хотят видеть учителей дети и родители.

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

3. Опыт работы

Профессионализм всегда нарабатывается опытом.

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель.

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей объединяют общие увлечения. Начало формы

6. Соблюдение правил хорошего тона
Что учитель сам делает, тому и учит учеников.
У него не бывает двойных стандартов. Если он запрещает ученикам на занятии жевать жвачку, то он не станет этого делать и сам.
7. Хорошая адаптация
Адаптация – это умение проводить занятие или мероприятие при возникновении непредвиденной ситуации или проблемы.


Учитель всегда готов к тому, что все пойдет не по плану. Если он видит, что половина класса не усвоила материал, он не будет переходить к следующей теме, а попытается объяснить еще раз, но немного по-другому.
8. Забота об учениках
Забота учителя – это внимание к каждому ученику. Если кто-то материал не понял, учитель это сразу же заметит и предложит выход из положения.
Учитель знает об особенностях личности и интересах каждого учащегося и включает на уроке такие элементы, которые бы им соответствовали.
9. Сострадание
Сострадание – это понимание того, что у учеников могут быть проблемы за пределами школы. Проблемы эти требуют решения, а ученики – помощи.
10. Готовность к сотрудничеству
Сотрудничество – это способность работать не только с учениками, но и их родителями, администрацией и коллегами.
Даже если учителю не нравятся те или иные люди, он всегда выберет нужный для них тип общения, чтобы решить необходимую проблему.
11. Творческий подход
Творчество – это когда урок проводится уникально, интересно и динамично.
Учитель должен иметь возможность создавать такие уроки, которые бы привлекали внимание как можно большего количества учеников и вызывали у них необходимость и интерес появиться на уроках снова.
12. Желание учиться
Учеба учителя – это постоянное повышение квалификации. Учитель должен знать не только тот материал, который он объясняет ученикам, но и немного больше.
Именно поэтому учителя рано встают и поздно ложатся. Они работают и в выходные, и во время отпуска.
13. Возможность видеть каждого ученика
У такого учителя все ученики – как на ладони. Он знает уровень каждого, и каждому готов подобрать такое индивидуальное задание, чтобы тот справился с материалом.
Учителя должны делать все возможное, чтобы ученикам хотелось учиться и добывать информацию.
14. Чуткость
Чуткий учитель всегда может поставить себя на место ученика и понять его ситуацию. Не важно, как он относится к своему ученику, он всегда поможет ему учиться и решить личные проблемы.
15. Способность увлекать
Способность вовлечь в работу весь класс – очень ценная черта учителя, а удержать внимание класса на протяжении всего урока – умение, ценное вдвойне!
Учитель должен создавать уроки, проходящие весело и энергично. Каждый раз, выходя с его урока, ученик уже должен хотеть следующего.
16. Развитие
Развитие – непрерывный процесс, который происходит за годом год и характеризуется совершенствованием профессионального уровня.
Учителя должны постоянно искать способы улучшить свои личные и профессиональные качества.
17. Бесстрашие
Бесстрашие – возможность пробовать новые подходы, которые могут находиться за пределами нормы, за что работа учителя может подвергаться критике со стороны учеников и администрации.


Учитель всегда готов к экспериментам и критике своих действий.
18. Умение прощать
Прощать – это быстро забывать конфликтные ситуации с учениками, их родителями, коллегами и администрацией.
Учителя должны забывать обиды, нанесенные им учениками или родителями во время разнообразных конфликтов и не переносить свои обиды и эмоции на учеников и их оценки.
19. Щедрость
Щедрость – это возможность помочь ближним своими умениями, знаниями или деньгами из собственного кармана.
20. Хорошее настроение
Учитель всегда приходит в класс в хорошем настроении, полный энтузиазма и желания скорее работать.
Если учитель в плохом настроении и не желает трудиться, то и ученики у него будут такие же. Если учитель всегда радуется, то и ученикам приятно будет находиться на уроке.
21. Пунктуальность и аккуратность
Вещи учителя и учебники всегда в порядке, позволяя быстро найти их и использовать в работе.
Учитель всегда опрятен и приходит вовремя.
22. Терпение
Хороший учитель понимает, что, если ученик чего-то не освоил, торопиться некуда. Надо объяснить ему еще раз. В конце концов, учеба – это не соревнованию по спринту. Тут все надо делать постепенно и основательно.
Учитель никогда не ставит на ученике крест. Он будет пытаться применить новые методы работы, чтобы добиться от ученика хотя бы каких-то положительных результатов.
23. Открытость
Учитель позволяет ученикам немного узнать о себе и личной жизни, не раскрывая, правда, особых подробностей.
Открытость помогает учителю лучше наладить контакты с учениками, потому что обнаруживается, что все они имеют схожие увлечения и обстоятельства.

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама (Джованни Руффини)

Учитель- это человек, который , в первую очередь, является примером для подражания. Первый учитель во всем должен быть идеальным для ребенка. Ведь именно с этого человека начинается его общение с внешним миром. От учителя зависит многое. Дети перенимают его манеру говорить, улыбаться, одеваться. Она как вторая мама- является идеалом женщины. Место учителя огромно в жизни его учеников.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он– специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;

коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое.

Учителю Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи. Россия-уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности, представителей разных культур и религии.

Учитель России 21 века по своему назначению обязан быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии, патриотом, активным защитником природы нашей страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Учитель 21 века". Повенствует о том, каким должен быть современный учитель и какими знаниями и технологиями он должен владеть. Помогает понять измения в обликах учитель прошлого и современности.

"Задача учителя не в том, чтобы дать

максимум знаний, а в том, чтобы привить им

интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими"

Помогает определть путь дальнейшего развития учителя.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Задача учителя не в том, чтобы дать

максимум знаний, а в том, чтобы привить им

интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Все вокруг меняется: меняется мир, меняются люди, живущие в нем, поменялись и дети… То, что было приемлемо раньше – старые методы и приемы - проигрывает в обучении современных детей. Во все времена педагоги долгое время искали лучшие формы и методы для обучения подрастающего поколения, но к конкретному решению так и не пришли. Добиться полной перестройки учителя можно только при осознании и вовлечении самих учеников в активную учебную деятельность. Согласно Программе учителям наших школ необходимо развивать у детей умение мыслить критически, но как это сделать, если у многих преподавателей самих отсутствует это умение. А учительская профессия одна из тех, которая без динамики, означает остановку в росте. В постоянно меняющемся мире профессия учителя становится всё более гибкой. Педагогическое сознание принимает новые образовательные ценности, где учитель – координатор учебной деятельности ребёнка.

Я учитель начальных классов. Работаю в школе 12 лет. Работая в школе я пыталась найти разные подходы к детям: где игрой привлечь их к учебе, где уговорами, а где просто силой заставляла учиться. Но в том, то и дело, что все в прошедшем времени: считала, работала, пыталась, обучаясь. На курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (базового) уровня направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющего мира.(Руководство для учителей второго (среднего) уровня, второе издание –стр -150) Обучение на курсах изменили мои взгляды на преподавание и посмотреть на себя с другой стороны. Я думала, что многое знаю и умею, но как оказалось на самом деле мои знания и умения далеки от совершенства и даже мой опыт мне не помощник. При внедрении идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. Н а мой взгляд, данная тема очень актуальна на сегодняшний день для обучения учеников. Выбор темы исследования был связан, с проблемой улучшить состояние преподавания и обучения в классе, ведь существующая система обучения не вызывает желания учиться. Я стала задумываться над вопросом: почему у подавляющего большинства обучающихся нет желания учиться, точнее у многих учеников имеется лишь внешняя мотивация обучению, например, опасение ученика быть наказанным или не пройти тестирование. Еще Л.Н.Толстой говорил, что ученики ходят в школу из страха быть наказанным родителями, из-за того, чтобы не выглядеть глупо перед сверстниками и при окончании школы получить аттестат о получении образовании.

Ключевыми факторами для успешного и эффективного обучения являются новые подходы в преподавании и обучении. Изучив Руководство, я узнала, что в основе новых подходов в преподавании и обучении лежит комплекс педагогических механизмов, повышающих способность обучающихся к обучению. Для того, чтобы учитель не сосредоточивался только на собственном преподавании, но и уделял внимание развитии у обучающихся умения обучаться. Для этого преподавателю необходимо создание коллоборативной среды, где учащиеся будут не просто воспринимать информацию от учителя, а будут активно участвовать в учебном процессе. Исходя из этого, я задалась целью проследить, как групповая работа может повлиять на повышение активного участия учащихся на уроке познания мира. Ведь учителями а которые входят в одно методическое объединение со мною, представляется возможность работать по учебникам нового поколения, предусматривающие обучение с применением новых подходов преподавания. Но, несмотря на это, учителя начальных классов нашей школы не спешат применять их в своей практике, используя новые подходы только во время открытых уроков или на внеклассных мероприятиях. Для учеников применение групповой работы является возможностью разнообразить вид деятельности, это вызывает у них заинтересованность, в то время как у учителей начальных классов нашей школы этот вид работы не вызывает интереса. Учащиеся предполагают, что будет на уроках того или иного учителя, вследствие чего у учеников пропадает всякий интерес к предмету, и вследствие этого падает активность. А групповая работа способствует созданию условий активной совместной учебной деятельности учащихся на разных этапах урока. Так как в школе обучаются ученики с разными способностями: одни быстро схватывают, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры для разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. С целью более глубоко изучить уровень взаимодействия, контактности и способность к сотрудничеству и уровень сплоченности в коллективе.

Цель которую я поставила для исследования – познакомить учащихся с принципами работы в группе,сформулировать совместно выработанные правила групповой работы и как следствие повысить интерес учащихся друг к другу и к изучениию предмета. Способствовать формированию у каждого ученика чувства ответственности за коллективное решение, сформулировать правильное отношение друг к другу, уметь преодолеть личностностные барьеры. Через активизацию мыслительной и позновательной деятельности развивать критическое мышление,способность отвечать на вопросы правильно строя предложения, анализировать и сравнивать . Оценивать не только свою работу ,но и работу своих одноклассников. Через диалоговое обучение ,научить учащихся дискутировать, выдвигать гипотезы,отстаивать свою точку зрения; развивать навыки саморегуляции, то есть формировать у учащихся метасознание – навыки обучения тому,как учиться (Руководство для учителя 2012 год).

Инициатива. Проявлять заботу об учениках и с энтузиазмом заниматься своим делом.

Знания. Что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталоном успешности.

Самосовершенствование. Планировать обучение так, чтобы ученики самостоятельно формулировали свои идеи.

Территория класса – территория ученика. Учить так, чтобы ученики брали ответственность за обучение.

Поэтому я планирую разрабатывать расширенные задания по различным темам предмета, составить приёмы и методы для развития критического мышления, разрабатывать тесты , используя таксономию Блума. Для меня важно научиться использовать различные виды формативного оценивания и переводить формативное и суммативное оценивание.

Внедрение семи модулей Программы в педагогическую деятельность будет способствовать более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся. Надо верить, что каждый способен стать неповторимым, высочайшим мастером своего дела и надо чтобы каждый из нас сумел раскрыть свои силы и возможности. Я считаю, что всё зависит от мастерства учителя

Все виды и формы работы, предлагаемые программой – актуальны в новом тысячелетии. Реакция моих коллег, учащихся и их родителей во время моего исследования на практике подтверждает это. Неуверенный ученик обретает уверенность. Учащимся важны не полученные оценки, а сам процесс получения знаний – они хотят контролировать процесс обучения и быть за него ответственными, повышается мотивация, проявляется саморегуляция – не об этом ли мы мечтали? В этом я наглядно убедилась на практике. Слабоуспевающие ученики начинают проявлять себя с наиболее лучшей стороны, проявляются лидерские способности, умение как сотрудничать, так и соревноваться.

Песчинка, попадая в раковину, становится ценной жемчужиной… Искать в ребенке лучшее, недостатки превращать в достоинства – вот задача, которая стоит передо мной сейчас.

Чтобы что-то изменить вокруг, надо начать с себя. После прохождения 2 этапа курсов. Я поняла что во мне что-то изменилось, и я не могу проводить уроки по старому и проходить мимо коллег если вижу что им нужна моя помощь. Данные курсы явились для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистских теориях.

Какие мои планы? Очень большие: показать коллегам возможные пути выхода из сложившейся ситуации через применение на практике новых подходов, а именно диалоговое обучение и обучение в группах, а также оценивание для обучения и оценивание обучения, лишь 10% педагогов в нашей школе слышали о критериальном оценивании, а 5% коллег применяли его в своей практике.

Меняется мир, меняемся мы…

1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье 2012г.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЭССЕ "УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА"


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Учитель XXI века… Каков же он? С веками менялись не только люди, но и их подход к получению знаний. Если раньше не все люди могли получать знания, не всем было доступно образование, то сейчас для этого нужно только желание, труд и упорство. Так же и с учителями. Жизнь меняется, заставляя меняться и самих учителей. Современный учитель должен быть тонким психологом, всесторонне развитой личностью, человеком с творческим подходом. Педагог должен владеть разнообразными методами, помогающими ему найти подход к любому ученику, быть коммуникабельным, уметь хорошо донести знания по своему предмету. Но НАСТОЯЩИЙ учитель не только научит, но и сумеет разглядеть и развить в учениках их самые лучшие качества и таланты. Например, если ученик пишет стихи и увлекается чтением лирики, то почему бы ему не поучаствовать в конкурсе чтецов или сочинений на подобные темы? А если кто-то пишет свои рассказы, сказки, хорошо рисует, то может им тоже пойдёт на пользу участие в конкурсах, где они смогут полностью проявить себя? Кроме того, учитель XXI века сумеет воспитать в учениках чувство патриотизма, любви к своей родине, к матушке-природе, к окружающему миру…

Читайте также: