Доклад на тему убеждающая речь

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Принципы убеждающей речи

Рудольф Вердербер ( Rudolph F. Verderber), профессор коммуникаций университета Синсинати (University of Cincinnati).

Принцип 1. Вы скорее убедите аудиторию, если сможете конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать

Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:

Я хочу, чтобы мои слушатели внесли денежные пожертвования на избирательную кампанию этого кандидата.

Я хочу, чтобы мои слушатели пришли на спектакль, поставленный студентами нашего колледжа.

Принцип 2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели

Вам необходимо выяснить, какие позиции занимают будущие слушатели. Чем больше вы соберете данных о своей аудитории и чем больше у вас опыта в области анализа аудиторий, тем выше ваши шансы сделать правильную оценку.

Установки аудитории (выраженные в виде мнений) можно распределить по непрерывной шкале, от исключительно благосклонных до враждебных. Хотя во всякой аудитории некоторые мнения могут располагаться почти что в любой точке этого распределения, в целом мнения аудитории обычно концентрируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации представляет собой обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.

Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

Континуум мнений можно представить следующим образом:

Ни за ни против

1. Позитивная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели уже разделяют ваше мнение, то вам стоит подумать о том,чтобы пересмотреть свою цель, сосредоточившись на конкретной программе действий.

2. Отсутствие определенного мнения. Если вы считаете, что у слушателей нет определенного

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

примеры убеждающей речи

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

убеждающая речь

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.


Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.


Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Принцип 5. Мотивация – это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

структура убеждающей речи

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 6. Будем честными и открытыми

Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:

  • Говорите только правду.
  • Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
  • Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
  • Предоставляйте источники ваших сведений.

Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.

Убеждающая речь — это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Существуют следующие основные виды убеждающих выступлений:

Воодушевляющее выступление

Оно ставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их оптимистический лад. К таким выступлениям oтнocятcя, например, речь тренера перед игрой, настраивающая команду на победу; выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками, в котором выражает уверенность в победе; выступления лидеров на съезде победившей партии; выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования ее юбилея и т.д.

Правила подготовки воодушевляющего выступления.

Краткость, но не односложность (не менее 1—2 мин).

Напомнить о предшествующих успехах и победах.

Восхититься профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий.

Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоящих трудностей.

Агитационное выступление

Агитационные выступления ставят целью побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. К агитационным выступлениям относятся речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах, рекламные выступления, выступления собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции. Это выступления, заканчивающиеся призывами Покупайте! Страхуйтесь! Бросьте курить! Откажитесь от жирной пищи! Примите участие! Пожертвуйте! Поставьте свою подпись! Обратитесь к своему депутату и потребуйте! Голосуйте и т.д.

Правила подготовки агитационного выступления.

Выступление должно быть эмоциональным.

Оно должно быть кратким и образным.

Необходимо говорить короткими фразами.

Громкость должна быть выше средней.

Надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения.

Не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей.

Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т.д.).

Аудитория должна быть приведена к согласию.

Выступление необходимо завершить прямым призывом к совершению конкретного действия.

Собственно убеждающее выступление

Цель собственно убеждающих выступлений — побудить аудиторию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение.

Это наиболее трудный вид убеждающих выступлений и публичных выступлений вообще. Нам иногда нелегко бывает убедить в чем-либо даже одного близкого человека, а убедить аудиторию гораздо сложнее. Умение выступать с эффективными убеждающими выступлениями — мечта любого политика, руководителя учреждения, журналиста, телеведущего, ученого.

Собственно убеждающее_ выступление это синтез всех знаний, умений и навыков оратора, отражение высокого уровня его общей риторической подготовки

Правила подготовки собственно убеждающего выступления.

'1 . Использовать общие правила эффективной аргументации:

• обращаться к жизненно важным фактам;

• стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

отвлекаться в изложении;

ссылаться на авторитеты;

опираться на наглядность;

2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть разные точки зрения.

3. Продолжительность выступления — не более 3 — 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины — что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое протокольно-этикетное выступление?

2. Перечислите особенности протокольно-этикетных выступлений по цели и по форме.

3. Какие виды протокольно-этикетных выступлений вы знаете?

4. Назовите основные правила подготовки поздравительных и приветственных речей.

5. Охарактеризуйте основные правила представления гостя.

6. Перечислите особенности развлекательного выступления

7. Охарактеризуйте особенности убеждающего выступления. Что такое убеждающее выступление?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Аргументирующая речь. Убеждающая речь. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Аргументирующая речь Убеждающая речь Цель речи – убедить адресата согласиться с мнением говорящего, с помощью системы аргументов

Особенности аргументирующей речи Аргументирующая речь всегда полемична Основу этого типа речи составляют аргументы Адресат имеет собственную позицию, которую он активно отстаивает. К этому надо относиться уважительно

Структура аргументирующей речи Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 Пример1 Пример 2 Пример 3 Вывод

АРГУМЕНТЫ – ЭТО МЫСЛИ, СУЖДЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТЕЗИСА Требования, предъявляемые к аргументам: Аргументов должно быть достаточно Аргументы должны быть истинными Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво Аргументы объединяются в систему

Логические аргументы Влияют на разум через сферу рационального: научные выводы (в том числе и научные аксиомы), положения юридических законов, официальных документов, данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Психологические аргументы Влияют на чувства через сферу эмоционального: личная уверенность или неуверенность говорящего; примеры, вызывающие эмоции; прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

Вывод Это итог речи, который напрямую связан с тезисом Тезис Это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать Вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться Вывод - перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности

Читайте также: