Доклад на тему святые земли нижегородской
Обновлено: 26.04.2024
Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием во вторую неделю сентября, вместе с празднованием дня Нижнего Новгорода. К первому празднованию нового торжества Нижегородской иконописной мастерской "Традиция" была написана икона Собора Нижегородских святых. В центре – Голгофа с Крестом Господним на фоне Нижегородского Преображенского кремлевского собора; на заднем плане, слева и справа - Дивеевский и Печерский монастыри. На иконе более 70 ликов святых.
В Собор Нижегородских святых входят:
- Прп. Симон Печерский, Владимирский, Суздальский, еп. (+ 1226, память 10 мая)
- Блгв. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский, вел. князь (+ 1238, память 4 февраля, 4 марта)
- Блгв. Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
- Свт. Алексий Московский, всея России чудотворец, митр. (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
- Прп. Феодора Нижегородская, княгиня, игум. (+ 1378, память 16 апреля)
- Свт. Дионисий Суздальский, митр. (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
- Прп. Евфимий Суздальский, архим. (+ 1404–1405. память 1 апреля, 4 июля)
- Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
- Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445, память 11 июня)
- Прп. Иоасаф Печерский, Нижегородский (+ 1567, память 19 ноября)
- Свт. Симеон Смоленский (Молюков), митр. (+ 1699, память 4 января)
- Свт. Иларион Суздальский, митр. (+ 1707, память 14 декабря)
- Прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (+ 1789, память 13 июня)
- Прп. Назарий Валаамский, Саровский, игум. (+ 1809, память 23 февраля)
- Прп. Марфа Дивеевская (Милюкова) (+ 1829, память 21 августа)
- Прп. Елена Дивеевская (Мантурова) (+ 1832, память 28 мая)
- Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
- Прав. Алексий Бортсурманский, иерей (+ 1848, память 21 апреля)
- Свт. Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский (+ 1862, память 7 апреля [местн.])
- Блж. Пелагия Дивеевская (Серебренникова) (+ 1884, память 30 января)
- Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906, память 17 февраля)
- Блж. Параскева Дивеевская (+ 1915, память 22 сентября)
- Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Вяземский (+ 1918, память 22 августа)
- Сщмч. Михаил Воскресенский, иерей (+ 1918, память 27 августа, 26 октября)
- Сщмч. Стефан Немков, иерей (+ 1918, память 27 августа)
- Сщмч. Иоанн Флеров, иерей (+ 1918, память 21 сентября)
- Мч. Алексий Нейдгардт (+ 1918, память 24 октября)
- Сщмч. Алексий Порфирьев, прот. (+ 1918, память 24 октября)
- Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский (+ 1918, память 24 октября)
- Мц. Дария Тимагина (+ 1919, память 5 августа)
- Мц. Дария Улыбина (+ 1919, память 5 августа)
- Мц. Евдокия Немкова (Шикова) (+ 1919, память 5 августа)
- Мц. Мария Пузовская (+ 1919, память 5 августа)
- Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
- Сщмч. Николай Восторгов, иерей (+ 1930, память 19 января)
- Блж. Мария Дивеевская (Федина) (+ 1931, память 26 августа)
- Мч. Иаков Гортинский (+ 1937, память 16 августа)
- Прмц. Анна (Ежова), инокиня (+ 1937, память 26 августа)
- Сщмч. Александр Никольский, иерей (+ 1937, память 19 октября)
- Мч. Василий Ежов (+ 1937, память 4 сентября)
- Сщмч. Николай Хвощев, иерей (+ 1937, память 4 сентября)
- Сщмч. Петр Лебединский, иерей (+ 1937, память 4 сентября)
- Мч. Стефан Митюшкин (+ 1937, память 4 сентября)
- Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937, память 7 сентября)
- Сщмч. Александр Беляков, иерей, (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Андрей Бенедиктов, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Валент (Валентин) Никольский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Иоанн Быстров, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Иоанн Лазарев, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Иоанн Никольский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Сщмч. Петр Сахаровский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
- Мц. Елисавета Самовская (+ 1937, память 1 ноября)
- Сщмч. Александр Ильинский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Александр Крылов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Александр Курмышский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Алексий Молчанов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Вениамин Владимирский, диакон (+ 1937, память 7 ноября)
- Мц. Елисавета Сидорова (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Иоанн Мошков, диакон (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Михаил Адамонтов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Михаил Гусев, прот. (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Николай Троицкий, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Мч. Николай Филиппов (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Павел Борисоглебский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Павлин Старополев, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
- Сщмч. Порфирий Колосовский, иерей (+ 1937, память 14 ноября)
- Сщмч. Евгений Яковлев, протоиерей (+ 1937, память 24 ноября)
- Мц. Анисия Масланова (+ 1937, память 28 ноября)
- Сщмч. Василий Завгородний (+ 1937, память 28 ноября)
- Сщмч. Иаков Гусев, иерей (+ 1937, память 13 декабря)
- Прмц. Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня (+ 1941, память 13 апреля)
- Прмц. Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня, (+ 1944, память 21 октября)
- Прп. Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня (+ 1963, память 25 октября)
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Рассказы о святых, признанных Русской Православной Церковью Московской Патриархии, покровителями Нижегородской земли.
Святой благоверный князь Георгий Владимирский (Юрий Всеволодович), основатель Нижнего Новгорода - память 17 февраля
Святой благоверный князь Георгий Владимирский,
основатель Нижнего Новгорода
память 17 февраля
Святой благоверный князь Георгий (1189-1238), известный в официальной историографии как Юрий Всеволодович, был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью.
Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву.
Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын - Владимир - был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками - сыновьями Константина - на север, чтобы соединиться с другими князьями. Далее…
Паша Саровская : святая блаженная схимонахиня Параскева - память 5 октября
Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская)
память 5 октября
За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. В миру она носила имя Ирина Ивановна. Родилась в начале XIX века в с. Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. После смерти мужа Ирину взяли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Вскоре прислуга оклеветала ее перед господами в краже, и они отдали ее на истязание солдатам. Не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей.
Через полтора года по заявлению помещика полиция разыскала ее и отправила по этапу к господам. Через год она снова бежала, и снова по розыску ее возвратили обратно. Далее…
Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова - память 12 февраля
Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова
память 12 февраля
Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж "дурочку". Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве.
Когда молодые супруги побывали у преподобного Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: "Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру". После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь.
Далее…
Святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец - память 2 декабря
Нижегородцы извлекают тело Святого схимонаха Иосафа из развалин Печерского монастыря
Святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец
память 2 декабря
Село Старые Печеры получило свое название от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т. е. нынешнего Печерского монастыря.
Старыми Печерами село называется потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного тут около 1330 года и разрушившегося в 1597 году.
Далее…
Св. Дионисий Суздальский, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, чудотворец - память 9 июля, 28 октября
Святой Дионисий Суздальский, чудотворец, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
память 9 июля, 28 октября
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии.
К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня. Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля).
Далее…
Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец - память 24 июня
Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец
память 24 июня
Родом из Великого Устюга. По удалении с родины (вследствие набегов диких черемисов) на одно пустынное место на берегу реки Ветлуги, он предался строгим подвигам отшельничества. Изредка посещали пустынника люди, "благословения ради", которым он предсказал, что по представлению его на берегу реки Ветлуги "умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки".
Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г., иноки и бывшие ученики его построили две церкви: одну - в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название "Варнавинской пустыни".
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец - память 7 августа
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец
память 7 августа
Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать - Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось.
Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать.
"Если бы он перестал плакать, - сказал отец, - взяли бы его с собой на службу". Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать.
Далее…
Преподобный Серафим Саровский - память 1 августа, 15 января
Преподобный Серафим Саровский
память 1 августа, 15 января
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Далее…
Исцеляющая иноко-схимница Фотиния, начальная старица, XVIII в.
Инокиня схимница Фотиния почитается старообрядцами как одна из наиболее выдающихся керженских святых.
Еще Мельников П.И. записал легенду, согласно которой старица Фотиния была ни кто иная как царевна Софья Алексеевна, бежавшая на Керженец.
Современница знаменитой матери Голендухи, Фотиния была известна в числе "начальных стариц" в начале ХVIII в.
Похоронена Фотинья в лесу между Комаровским и Улангерским скитами, на месте скита, уничтоженного Питиримом. Рядом с ней - могилы инокини Капитолины и матери Матрены. В старообрядческих синодиках поминается "иноко-схимница Фотинья с сестрами".
Гробница иноко-схимницы Фотинии (Фотиньи).
Фото 1970-х годов.
Далее…
Нижний Новгород основан в 1221 году святым князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, то есть это город, основанный святым. А почему Георгий Всеволодович канонизирован? Это не самый успешный князь, более всего он печально известен тем, что именно при нем хан Батый начал великий поход на Русь. В результате Северо-Восточная Русь была уничтожена, был уничтожен город Владимир, где погибла вся семья Георгия Всеволодовича, а сам он погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Мы не знаем о проявлениях особого благочестия при его жизни. Да, было чудо при обретении мощей в XVII веке (для Средневековья, кстати, это вполне достаточная причина для канонизации). В битве на реке Сити голова его была отрублена и доставлена Бату-хану в подтверждение того, что предводитель русских князей уничтожен. А при обретении мощей тело было со сросшейся головой. Это чудо и называется в житии Георгия Всеволодовича основной причиной канонизации.
Георгий Всеволодович вполне подходит под чин страстотерпца, то есть человека, который был невинно убиен своими политическими противниками. Это особый, необычный чин, который, например, не встречается в Византии. А в русской традиции он очень распространен. Князья Борис и Глеб — это именно страстотерпцы. И кстати, последний наш правитель, царь Николай II, с семьей тоже канонизированы именно как страстотерпцы. Георгий Всеволодович в Степенной книге Степенная книга — один из крупнейших памятников русской книжности XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времен до первых лет правления Ивана Грозного. называется мучеником, пострадавшим за Христа от неверных, при этом само нашествие татаро-монгол воспринимается как некая апокалиптическая кара. В этом апокалипсисе князь Георгий Всеволодович уподобляется Иову. Он там произносит молитву к Господу и говорит: ты у меня отобрал жену, отобрал детей, и теперь я сам себя предаю в руки Бога живаго.
Конечно, в истории Нижнего Новгорода предание связывает с Георгием Всеволодовичем появление как минимум двух святынь: собора Архангела Михаила, который ныне находится в кремле (это, кстати, единственный собор Нижегородского кремля, который в советские годы не был разрушен), и Благовещенского мужского монастыря, который находится около Канавинского моста. Хотя современные историки сомневаются, что и собор Архангела Михаила, и Благовещенский монастырь основаны именно в 1221 году. Все-таки первые упоминания — это XIV век, а если мы говорим о собственно постройках, то это XVII век. Вообще, в Нижнем Новгороде вы не найдете построек древнее XVII века. Понятно, что тот же Благовещенский монастырь, безусловно, в XIV веке существовал, но он перестраивался, как и собор Архангела Михаила.
XIV век был весьма плодотворен для русской культуры, и Нижний Новгород тоже вносит сюда свой вклад. Можно вспомнить хотя бы Лаврентьевскую летопись. Она создана в Нижнем Новгороде — собственно, в Вознесенском Печерском (пещерном) монастыре, который и был тогда основан еще одним выдающимся человеком в истории Нижнего Новгорода — святителем Дионисием Суздальским. Он митрополит Киевский (с таким титулом он скончался), но большую часть своей активной жизни провел именно в Нижнем Новгороде.
Дионисий Суздальский — фигура очень значимая. Он основатель Печерского монастыря и основатель определенной традиции, из которой очень многие вышли. Например, преподобный Макарий Унженский Чудотворец — великий святой — ученик Дионисия Суздальского. Лаврентий, автор Лаврентьевской летописи, тоже ученик Дионисия. Преподобный Макарий основывает несколько монастырей. Самый известный — это Желтоводский монастырь, который и ныне стоит, хотя он будет разорен, а затем возрожден в XVII веке. Кстати, он основывает именно Троицкие монастыри — это отличие именно круга Сергия Радонежского, потому что монастыри и храмы во имя Святой Троицы стали основываться именно тогда. Это до сих пор историческая загадка — почему и Сергий Радонежский первый храм основывает в честь Святой Троицы, почему его ученики основывают храмы в честь Святой Троицы. Тут есть множество разных гипотез, но то, что Макарий основывает монастыри во имя Святой Троицы, говорит о том, что он тоже к этой традиции принадлежит. Конечно, Макарьевский монастырь стал более известен благодаря своей ярмарке, которая появится у его стен в XVII веке. Но когда монастырь был основан, конечно, ни о какой ярмарке речи не шло. В 1438 году монастырь был разрушен казанским ханом Улу-Мухаммедом и пребывал в запустении. А вот в XVII веке, уже после Смутного времени, его возрождает некий монах Авраамий — это около 1620 года, — и вскоре там открывается ярмарка, которая получит со стороны государства признание уже ближе к середине XVII века, а потом превратится в главную всероссийскую ярмарку.
Кроме того, чем интересен еще Макарьевский монастырь — собственно, из него выходит патриарх Никон. Он был воспитан в Макарьевском монастыре, потом был священником в Лысково — это город на противоположном берегу от Макарьева. Кстати, лысковцы долгие десятилетия были недовольны Макарьевским монастырем и соперничали с ним за контроль над ярмаркой. В этих же краях проходит и жизнь протопопа Аввакума. Макарьевский монастырь в XVII веке оказывал большое влияние на духовную культуру Руси.
Следующей очень значимой святыней нижегородской является Саров. Обычно Саровскую пустынь связывают с именем преподобного Серафима Саровского, но на самом деле история Саровской пустыни идет от начала XVIII века. Довольно интересна история ее основателя Иоанна. Он тоже основывает монастырь, копает пещеру. Ныне эти пещеры отреставрированы — тем, кому повезет, их показывают. С Иоанном многие пытались жить, но мало кто выдерживал условия этого жительства. Он время там и один жил, но в конце концов у него появились ученики. История Иоанна очень печально заканчивается. Все дело в том, что он попал под подозрение Тайной канцелярии Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. . Это малоизвестный факт: основатель Саровской пустыни умер в застенках Тайной канцелярии. Причем, как сейчас становится ясно, пострадал он безвинно.
Можно сравнить политику Иоанна и политику знаменитого Питирима, архиепископа Нижегородского, который боролся со старообрядцами. Иоанн — один из первых миссионеров, который вступил с ними в диалог. Диалог был очень удачный. На Макарьевской ярмарке он общался с раскольниками, и несколько старообрядческих скитов в результате вернулись в православие и были трансформированы в православные монастыри. Но это вызывало подозрение — то, что вот он ведет переговоры с заволжскими старообрядцами.
Вся трагедия разыгралась из-за двух монахов пустыни: Георгия Зворыкина и Иосии, который его исповедовал. Зворыкин был, скорее всего, психически не очень здоров, он считал себя волшебником, считал, что заключил союз с дьяволом. И Иосии, видимо, об этом говорил. Тот отпустил ему грехи, но запретил причащаться, то есть наложил на него епитимью. Зворыкин , будучи в отъезде, исповедался другому епископу и рассказал, что он заключил союз с дьяволом, что он волшебник. Тот испугался, это стало известно, пошли слухи. Иосия, боясь этого, подал в Тайную канцелярию бумагу, что действительно заключил союз с дьяволом и является волшебником. Тогда привлекли всех и начали копать-копать, а в результате накопали много интересного. Дело в том, что Иоанн очень любил и собирал разные книги, и в том числе те, которые были весьма критичны по отношению к правлению Петра I и к той церковной политике, которая тогда велась. Стали перекапывать библиотеку Саровской пустыни, нашлись крамольные сочинения — и арестовали всех. Его пытали и лишили сана. Вот так основатель Саровской пустыни Иоанн умер в застенках Тайной канцелярии. Даже поднимался вопрос о его канонизации, но, насколько я знаю, никакого движения в этом направлении так и не было.
Иоанн — основатель Саровской пустыни и традиции, которая развивается и далее и которая дает миру преподобного Серафима Саровского — самого известного, наверное, самого великого нижегородского святого. Уже после кончины Серафима людьми, которые его знали, было издано несколько разных версий его жития. Наверное, самое скандальное принадлежит Иоанну Толстошееву — это послушник, который в дальнейшем станет схииеромонахом Вознесенского Печерского монастыря. Серафим Саровский будет канонизирован в 1903 году, и Серафим Чичагов, будущий священномученик, станет автором Серафимо-Дивеевской летописи, которая сейчас является канонической. В самом Дивеевском монастыре она своего рода Священное Писание.
Сейчас становится ясно, что мы многого о Серафиме Саровском не знаем. Это с неизбежностью происходит, когда канонизируется святой: подробности его жизнеописания начинают обрастать детальками, появляются факты, которые, скорее всего, не очень достоверны. К примеру, есть известие, что Серафим Саровский упал с колокольни церкви в Курске, но чудесным образом остался жив. Историки начинают копать — выясняется, что колокольню построили позже. Но это не значит, что он не падал: в это время строилась Казанская церковь, и, возможно, он упал с лесов.
Или, например, известная история с медведем: есть иконографический образ — Серафим Саровский кормит медведя с рук. Образ этот встречается у разных святых. Вообще, для агиографии характерно такое повторение. Мы можем, например, в житиях многих преподобных встретить известия, что они в среду и пятницу не вкушали от груди матери. Это не значит, что так и было. Просто средневековый автор, когда писал житие, знал, что преподобный не должен вкушать по средам и пятницам. Этот преподобный и тот тоже преподобный — ну, значит, оба не вкушали. Так же и с медведем: у Сергия Радонежского был медведь — вот и у Серафима Саровского появился.
Недавно был найден документ — рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой. Эта старица была маленькой девочкой при Серафиме Саровском и не могла видеть и запомнить ни Серафима, ни медведя. Она сообщает, что рассказала про медведя Иоанну Толстошееву, но тот сам настоял на этой истории. Он сказал: расскажи, что у Серафима Саровского был медведь, который регулярно кормился из его рук, приходил к нему и пользовался его покровительством. Когда Матрона уже была старой и умирала — а она долго не могла умереть, — то позвала священника Василия Садовского и стала ему исповедоваться: я не могу, видимо, умереть из-за того, что я соврала, из-за того, что этот грех не отпущен и не отпускает меня. И она сказала, что этой истории с медведем не было. Но это не значит, что не было медведя. Мы, например, под 1849 годом читаем письмо игумена Саровской пустыни Исайи иеромонаху Авелю. Он пишет, что у старца Серафима был пчельник и на этот пчельник ходили, естественно, медведи. И вот один раз даже медведь пришел к Серафиму, но тот его отпугнул, бросил ему краюху хлеба, благословил, и тот с этой краюхой хлеба ушел. То есть эпизод был, но из этого эпизода в результате появляется целое предание.
До сих пор в житии преподобного Серафима Саровского много таких довольно спорных моментов. Но не вызывает сомнения, что это был выдающийся святой, что это был человек, действительно любящий людей, любящий Бога, любящий всю тварь земную. И вот эта его пасхальность и стала основой его почитания. Когда Николай Мотовилов, известный сподвижник Серафима Саровского, который позиционировал себя как его ученик, написал императору Николаю I записку, что Серафим Саровский воскреснет, конечно, Николай I очень критично к этому отнесся. То есть у него очень много всего такого, что, видимо, является плодом определенных психических расстройств. И это сейчас порождает некоторые сложности для того, кто хочет написать научную биографию Серафима Саровского.
Кроме того, Серафим Саровский известен своей канонизацией 1903 года, очень непростой. У царя Николая II было четыре дочери, ждали сына, наследника. И было пророчество, что если он канонизирует Серафима Саровского, то родится наследник. Так ли это было, вопрос довольно сложный. Но, безусловно, именно Николай II, что называется, продавливает канонизацию преподобного Серафима Саровского, несмотря на противодействие определенной части архиереев и знаменитого обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева.
В 1903 году состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Сарова в Дивеево Нижегородской области. Дивеевская обитель была им окормляема. Ныне это один из крупнейших монастырей Русской православной церкви и крупнейший женский монастырь всей Вселенской православной церкви. Дивеево — это отдельный мир со своим особым мировоззрением, мироустройством, особой мифологией, эсхатологией. Сейчас Дивеево превратилось в паломнический туристический кластер. Надо там побывать, чтобы понять эту необычную атмосферу. В советское время Дивеево закрывается, мощи исчезают — и во второй раз обретаются в Музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), тоже чудесным образом. Второе обретение мощей произошло в 1991 году. И это было всероссийское событие — я помню, как тогда люди плакали, выходили встречать мощи. Это был символ возрождения русского православия, Русской православной церкви.
Ныне Серафим Саровский — это самый известный русский святой. Вот спросите любого нерусского православного, кого он назовет первым из русских святых, — практически наверняка это будет Серафим Саровский.
Презентация о святых покровителях Нижегорордской земли. Использовалась на внеурочном занятии.
Святые покровители Нижегородской земли
Работу выполнил обучающийся 9Б класса
МБОУ СШ №11 г. Павлово
Святые – особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства.
Святые - это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал их добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть.
Святой благоверный князь Георгий Владимирский (Юрий Всеволодович) (1189-1238 )
Им был основан Нижний Новгород. Юрий Всеволодович заслужил уважение и любовь народа своей доблестью и великим благочестием, а также умелым руководством в тяжелые и смутные времена.
Преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец (1754 – 1833)
Духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители
Подвиг – это когда человек добровольно жертвует собою в интересах всего человечества. Монашеский подвиг и совершается во имя любви к людям. Тысячу дней и тысячу ночей святой Серафим простоял на камне в молитве за Россию. Он желал во всех русских людях видеть любовь и преданность своему Отечеству, предрекая ему в будущем славу и величие.
Святой благоверный великий князь Александр Невский (1220 – 1263)
Святой Дионисий Суздальский - основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.
Из любви к уединению на берегу Волги, ниже Нижнего Новгорода, святой выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 г.), основал монастырь. Знанием правил веры и строгой жизнью св. Дионисий приобрел себе всеобщее уважение.
Нижегородские князья дорожили его мудрыми советами и наставлениями.
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) первоначальница Дивеевской общины
Происходила из древнего дворянского рода Степановых. Была женой богатого помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь. После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений она переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею.
Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская)
Читайте также: