Доклад на тему святые земли нижегородской

Обновлено: 26.04.2024

Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием во вторую неделю сентября, вместе с празднованием дня Нижнего Новгорода. К первому празднованию нового торжества Нижегородской иконописной мастерской "Традиция" была написана икона Собора Нижегородских святых. В центре – Голгофа с Крестом Господним на фоне Нижегородского Преображенского кремлевского собора; на заднем плане, слева и справа - Дивеевский и Печерский монастыри. На иконе более 70 ликов святых.

В Собор Нижегородских святых входят:

  • Прп. Симон Печерский, Владимирский, Суздальский, еп. (+ 1226, память 10 мая)
  • Блгв. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский, вел. князь (+ 1238, память 4 февраля, 4 марта)
  • Блгв. Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
  • Свт. Алексий Московский, всея России чудотворец, митр. (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
  • Прп. Феодора Нижегородская, княгиня, игум. (+ 1378, память 16 апреля)
  • Свт. Дионисий Суздальский, митр. (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
  • Прп. Евфимий Суздальский, архим. (+ 1404–1405. память 1 апреля, 4 июля)
  • Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
  • Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445, память 11 июня)
  • Прп. Иоасаф Печерский, Нижегородский (+ 1567, память 19 ноября)
  • Свт. Симеон Смоленский (Молюков), митр. (+ 1699, память 4 января)
  • Свт. Иларион Суздальский, митр. (+ 1707, память 14 декабря)
  • Прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (+ 1789, память 13 июня)
  • Прп. Назарий Валаамский, Саровский, игум. (+ 1809, память 23 февраля)
  • Прп. Марфа Дивеевская (Милюкова) (+ 1829, память 21 августа)
  • Прп. Елена Дивеевская (Мантурова) (+ 1832, память 28 мая)
  • Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
  • Прав. Алексий Бортсурманский, иерей (+ 1848, память 21 апреля)
  • Свт. Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский (+ 1862, память 7 апреля [местн.])
  • Блж. Пелагия Дивеевская (Серебренникова) (+ 1884, память 30 января)
  • Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906, память 17 февраля)
  • Блж. Параскева Дивеевская (+ 1915, память 22 сентября)
  • Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Вяземский (+ 1918, память 22 августа)
  • Сщмч. Михаил Воскресенский, иерей (+ 1918, память 27 августа, 26 октября)
  • Сщмч. Стефан Немков, иерей (+ 1918, память 27 августа)
  • Сщмч. Иоанн Флеров, иерей (+ 1918, память 21 сентября)
  • Мч. Алексий Нейдгардт (+ 1918, память 24 октября)
  • Сщмч. Алексий Порфирьев, прот. (+ 1918, память 24 октября)
  • Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский (+ 1918, память 24 октября)
  • Мц. Дария Тимагина (+ 1919, память 5 августа)
  • Мц. Дария Улыбина (+ 1919, память 5 августа)
  • Мц. Евдокия Немкова (Шикова) (+ 1919, память 5 августа)
  • Мц. Мария Пузовская (+ 1919, память 5 августа)
  • Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
  • Сщмч. Николай Восторгов, иерей (+ 1930, память 19 января)
  • Блж. Мария Дивеевская (Федина) (+ 1931, память 26 августа)
  • Мч. Иаков Гортинский (+ 1937, память 16 августа)
  • Прмц. Анна (Ежова), инокиня (+ 1937, память 26 августа)
  • Сщмч. Александр Никольский, иерей (+ 1937, память 19 октября)
  • Мч. Василий Ежов (+ 1937, память 4 сентября)
  • Сщмч. Николай Хвощев, иерей (+ 1937, память 4 сентября)
  • Сщмч. Петр Лебединский, иерей (+ 1937, память 4 сентября)
  • Мч. Стефан Митюшкин (+ 1937, память 4 сентября)
  • Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937, память 7 сентября)
  • Сщмч. Александр Беляков, иерей, (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Андрей Бенедиктов, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Валент (Валентин) Никольский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Иоанн Быстров, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Иоанн Лазарев, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Иоанн Никольский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Сщмч. Петр Сахаровский, иерей (+ 1937, память 21 сентября)
  • Мц. Елисавета Самовская (+ 1937, память 1 ноября)
  • Сщмч. Александр Ильинский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Александр Крылов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Александр Курмышский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Алексий Молчанов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Вениамин Владимирский, диакон (+ 1937, память 7 ноября)
  • Мц. Елисавета Сидорова (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Иоанн Мошков, диакон (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Михаил Адамонтов, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Михаил Гусев, прот. (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Николай Троицкий, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Мч. Николай Филиппов (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Павел Борисоглебский, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Павлин Старополев, иерей (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Порфирий Колосовский, иерей (+ 1937, память 14 ноября)
  • Сщмч. Евгений Яковлев, протоиерей (+ 1937, память 24 ноября)
  • Мц. Анисия Масланова (+ 1937, память 28 ноября)
  • Сщмч. Василий Завгородний (+ 1937, память 28 ноября)
  • Сщмч. Иаков Гусев, иерей (+ 1937, память 13 декабря)
  • Прмц. Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня (+ 1941, память 13 апреля)
  • Прмц. Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня, (+ 1944, память 21 октября)
  • Прп. Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня (+ 1963, память 25 октября)

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Рассказы о святых, признанных Русской Православной Церковью Московской Патриархии, покровителями Нижегородской земли.

Святой благоверный князь Георгий Владимирский (Юрий Всеволодович), основатель Нижнего Новгорода - память 17 февраля



Святой благоверный князь Георгий Владимирский,
основатель Нижнего Новгорода
память 17 февраля

Святой благоверный князь Георгий (1189-1238), известный в официальной историографии как Юрий Всеволодович, был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью.
Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву.

Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын - Владимир - был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками - сыновьями Константина - на север, чтобы соединиться с другими князьями. Далее…

Паша Саровская : святая блаженная схимонахиня Параскева - память 5 октября



Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская)
память 5 октября

За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. В миру она носила имя Ирина Ивановна. Родилась в начале XIX века в с. Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. После смерти мужа Ирину взяли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Вскоре прислуга оклеветала ее перед господами в краже, и они отдали ее на истязание солдатам. Не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей.

Через полтора года по заявлению помещика полиция разыскала ее и отправила по этапу к господам. Через год она снова бежала, и снова по розыску ее возвратили обратно. Далее…

Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова - память 12 февраля



Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова
память 12 февраля

Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж "дурочку". Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве.

Когда молодые супруги побывали у преподобного Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: "Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру". После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь.
Далее…

Святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец - память 2 декабря



Нижегородцы извлекают тело Святого схимонаха Иосафа из развалин Печерского монастыря
Святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец
память 2 декабря

Село Старые Печеры получило свое название от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т. е. нынешнего Печерского монастыря.
Старыми Печерами село называется потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного тут около 1330 года и разрушившегося в 1597 году.
Далее…

Св. Дионисий Суздальский, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, чудотворец - память 9 июля, 28 октября



Святой Дионисий Суздальский, чудотворец, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
память 9 июля, 28 октября

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии.

К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня. Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля).
Далее…

Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец - память 24 июня



Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец
память 24 июня

Родом из Великого Устюга. По удалении с родины (вследствие набегов диких черемисов) на одно пустынное место на берегу реки Ветлуги, он предался строгим подвигам отшельничества. Изредка посещали пустынника люди, "благословения ради", которым он предсказал, что по представлению его на берегу реки Ветлуги "умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки".

Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г., иноки и бывшие ученики его построили две церкви: одну - в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название "Варнавинской пустыни".

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец - память 7 августа



Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец
память 7 августа

Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать - Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось.

Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать.
"Если бы он перестал плакать, - сказал отец, - взяли бы его с собой на службу". Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать.
Далее…

Преподобный Серафим Саровский - память 1 августа, 15 января



Преподобный Серафим Саровский
память 1 августа, 15 января

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Далее…

Исцеляющая иноко-схимница Фотиния, начальная старица, XVIII в.

Инокиня схимница Фотиния почитается старообрядцами как одна из наиболее выдающихся керженских святых.
Еще Мельников П.И. записал легенду, согласно которой старица Фотиния была ни кто иная как царевна Софья Алексеевна, бежавшая на Керженец.

Современница знаменитой матери Голендухи, Фотиния была известна в числе "начальных стариц" в начале ХVIII в.
Похоронена Фотинья в лесу между Комаровским и Улангерским скитами, на месте скита, уничтоженного Питиримом. Рядом с ней - могилы инокини Капитолины и матери Матрены. В старообрядческих синодиках поминается "иноко-схимница Фотинья с сестрами".


Гробница иноко-схимницы Фотинии (Фотиньи).
Фото 1970-х годов.

Далее…

Нижний Новгород основан в 1221 году святым князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, то есть это город, основанный святым. А почему Георгий Всеволо­дович канонизирован? Это не самый успешный князь, более всего он печально известен тем, что именно при нем хан Батый начал великий поход на Русь. В результате Северо-Восточная Русь была уничтожена, был уничтожен город Владимир, где погибла вся семья Георгия Всеволодовича, а сам он погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Мы не знаем о проявлениях особого благочестия при его жизни. Да, было чудо при обретении мощей в XVII веке (для Средневековья, кстати, это вполне достаточная причина для канониза­ции). В битве на реке Сити голова его была отрублена и доставлена Бату-хану в подтверждение того, что предво­дитель русских князей уничтожен. А при обретении мощей тело было со сросшей­ся головой. Это чудо и называется в житии Георгия Всеволодовича основной причиной канонизации.

Георгий Всеволодович вполне подходит под чин страстотерпца, то есть чело­века, который был невинно убиен своими политическими противниками. Это особый, необычный чин, который, например, не встречается в Византии. А в русской традиции он очень распространен. Князья Борис и Глеб — это именно страстотерпцы. И кстати, последний наш правитель, царь Николай II, с семьей тоже канонизированы именно как страстотерпцы. Георгий Всеволо­дович в Степенной книге Степенная книга — один из круп­ней­ших па­мят­ни­ков русской книжности XVI века, по­ве­ст­вую­щий о русской ис­то­рии с древ­ней­ших вре­мен до первых лет правления Ивана Грозного. называется муче­ником, пострадавшим за Христа от неверных, при этом само нашествие татаро-монгол воспринимается как некая апокалиптическая кара. В этом апокалипсисе князь Георгий Всеволо­дович уподобляется Иову. Он там произносит молитву к Господу и говорит: ты у меня отобрал жену, отобрал детей, и теперь я сам себя предаю в руки Бога живаго.

Конечно, в истории Нижнего Новгорода предание связывает с Георгием Всеволодовичем появление как минимум двух святынь: собора Архангела Михаила, который ныне находится в кремле (это, кстати, единственный собор Нижегородского кремля, который в советские годы не был разрушен), и Благо­вещенского мужского монастыря, который находится около Канавинского моста. Хотя современные историки сомневаются, что и собор Архан­гела Михаила, и Благовещенский монастырь основаны именно в 1221 году. Все-таки первые упоминания — это XIV век, а если мы говорим о собственно постройках, то это XVII век. Вообще, в Нижнем Новго­роде вы не найдете построек древнее XVII века. Понятно, что тот же Благовещен­ский монастырь, безусловно, в XIV веке суще­ствовал, но он перестраи­вался, как и собор Архангела Михаила.

XIV век был весьма плодотворен для русской культуры, и Нижний Новгород тоже вносит сюда свой вклад. Можно вспомнить хотя бы Лаврентьевскую летопись. Она создана в Нижнем Новгороде — собственно, в Возне­сенском Печерском (пещерном) монастыре, который и был тогда основан еще одним выдающимся человеком в истории Нижнего Новгорода — святителем Диони­сием Суздаль­ским. Он митрополит Киевский (с таким титулом он скончался), но большую часть своей активной жизни провел именно в Нижнем Новгороде.

Дионисий Суздальский — фигура очень значимая. Он основатель Печерского монастыря и основатель определенной традиции, из которой очень многие вышли. Например, преподобный Макарий Унжен­ский Чудотворец — великий святой — ученик Дионисия Суздальского. Лаврентий, автор Лаврентьевской летописи, тоже ученик Дионисия. Преподобный Макарий основы­вает несколь­ко монастырей. Самый извест­ный — это Желтоводский монастырь, кото­рый и ныне стоит, хотя он будет разорен, а затем возрожден в XVII веке. Кстати, он основывает именно Троицкие мона­стыри — это отличие именно круга Сергия Радонежского, потому что монастыри и храмы во имя Святой Троицы стали основываться именно тогда. Это до сих пор историческая загадка — почему и Сергий Радонежский первый храм основывает в честь Святой Трои­цы, почему его ученики основывают храмы в честь Святой Троицы. Тут есть множество разных гипотез, но то, что Макарий основывает монастыри во имя Святой Троицы, говорит о том, что он тоже к этой традиции принадлежит. Конечно, Макарьевский монастырь стал более известен благодаря своей ярмарке, которая появится у его стен в XVII веке. Но когда монастырь был основан, конечно, ни о какой ярмарке речи не шло. В 1438 году монастырь был разрушен казанским ханом Улу-Мухаммедом и пребывал в запустении. А вот в XVII веке, уже после Смутного времени, его возрождает некий монах Авраамий — это около 1620 года, — и вскоре там открывается ярмарка, которая получит со стороны госу­дарства признание уже ближе к середине XVII века, а потом превратится в главную всероссийскую ярмарку.

Кроме того, чем интересен еще Макарь­евский монастырь — собственно, из него выходит патриарх Никон. Он был воспитан в Макарьевском монастыре, потом был священником в Лысково — это город на противоположном берегу от Ма­карь­­­­ева. Кстати, лысковцы долгие десятилетия были недовольны Макарьев­ским монасты­рем и соперничали с ним за контроль над ярмар­кой. В этих же краях проходит и жизнь протопопа Аввакума. Макарьевский монастырь в XVII ве­ке оказывал большое влияние на духовную культуру Руси.

Следующей очень значимой святыней ниже­го­родской является Саров. Обычно Саров­скую пустынь связывают с именем препо­добного Серафима Саровского, но на самом деле история Саровской пустыни идет от начала XVIII века. Доволь­но интересна история ее основателя Иоанна. Он тоже основывает монастырь, копает пещеру. Ныне эти пещеры отреставри­рованы — тем, кому повезет, их показывают. С Иоанном многие пытались жить, но мало кто выдер­живал условия этого жительства. Он время там и один жил, но в кон­це концов у него появились ученики. Исто­рия Иоанна очень печально закан­чивается. Все дело в том, что он попал под подозрение Тайной канцеля­рии Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. . Это малоизвестный факт: основатель Саровской пустыни умер в застенках Тайной канцелярии. Причем, как сейчас становится ясно, пострадал он безвинно.

Можно сравнить политику Иоанна и поли­тику знаменитого Питирима, архиепископа Нижегородского, который боролся со старо­обрядцами. Иоанн — один из первых миссио­неров, который вступил с ними в диалог. Диалог был очень удачный. На Макарьевской ярмарке он общался с раскольниками, и несколь­ко старообряд­ческих скитов в результате вернулись в православие и были трансформированы в православные мона­стыри. Но это вызывало подозрение — то, что вот он ведет перего­воры с заволж­скими старообрядцами.

Вся трагедия разыгралась из-за двух монахов пустыни: Георгия Зворыкина и Иосии, кото­рый его исповедовал. Зворыкин был, скорее всего, психически не очень здоров, он считал себя волшебником, считал, что заключил союз с дьяволом. И Иосии, види­мо, об этом говорил. Тот отпустил ему грехи, но запре­тил причащать­ся, то есть наложил на него епитимью. Зворыкин , будучи в отъезде, испо­ве­­дался другому епископу и рассказал, что он заклю­чил союз с дьяво­лом, что он волшебник. Тот испугался, это стало известно, пошли слухи. Иосия, боясь этого, подал в Тайную канцелярию бумагу, что действи­тельно заключил союз с дьяволом и является волшебником. Тогда привлекли всех и начали копать-копать, а в результате накопали много интересного. Дело в том, что Иоанн очень любил и соби­рал разные книги, и в том числе те, которые были весьма критичны по отношению к прав­лению Петра I и к той церковной поли­тике, которая тогда велась. Стали перекапы­вать библиотеку Саровской пустыни, нашлись крамольные сочинения — и арестовали всех. Его пытали и лишили сана. Вот так основа­тель Саровской пустыни Иоанн умер в застенках Тайной канцеля­рии. Даже подни­мался вопрос о его канонизации, но, насколько я знаю, ника­кого движения в этом направлении так и не было.

Иоанн — основатель Саровской пустыни и традиции, которая развивается и далее и которая дает миру преподобного Серафима Саровского — самого известного, наверное, самого великого нижегородского святого. Уже после кончины Серафима людьми, которые его знали, было издано несколько разных версий его жития. Наверное, самое скандальное принадлежит Иоанну Толсто­шееву — это послушник, который в даль­нейшем станет схииеромонахом Вознесен­ского Печерского монастыря. Серафим Саровский будет канонизи­рован в 1903 году, и Серафим Чичагов, будущий священно­мученик, станет автором Серафимо-Дивеев­ской летописи, которая сейчас является канони­ческой. В самом Дивеевском монастыре она своего рода Священное Писание.

Сейчас становится ясно, что мы многого о Серафиме Саровском не знаем. Это с неиз­бежностью происходит, когда канонизи­руется святой: подробности его жизнеопи­сания начинают обрастать детальками, появляются факты, которые, скорее всего, не очень достоверны. К приме­ру, есть известие, что Серафим Саровский упал с колокольни церкви в Курске, но чу­десным образом остался жив. Историки начинают копать — выясняется, что коло­­кольню построили позже. Но это не значит, что он не падал: в это время строи­лась Казанская церковь, и, возможно, он упал с лесов.

Или, например, известная история с медве­дем: есть иконографический образ — Серафим Саровский кормит медведя с рук. Образ этот встречается у разных святых. Вообще, для агиографии характерно такое повторение. Мы можем, например, в житиях многих преподобных встретить известия, что они в среду и пятницу не вкушали от груди матери. Это не значит, что так и было. Просто средневековый автор, когда писал житие, знал, что преподобный не должен вкушать по средам и пятницам. Этот препо­добный и тот тоже препо­добный — ну, зна­чит, оба не вкушали. Так же и с медведем: у Сергия Радонежского был медведь — вот и у Серафима Саровского появился.

Недавно был найден документ — рассказ стари­цы Дивеевской обители Матро­ны Плещеевой. Эта старица была маленькой девочкой при Серафиме Саров­ском и не могла видеть и запомнить ни Серафима, ни медведя. Она сообщает, что рассказала про медведя Иоанну Толстошееву, но тот сам настоял на этой истории. Он сказал: расскажи, что у Серафима Саровского был мед­ведь, кото­рый регулярно кормился из его рук, приходил к нему и пользовался его покрови­тельством. Когда Матрона уже была старой и умирала — а она долго не могла умереть, — то позвала священника Василия Садовского и стала ему исповедоваться: я не могу, видимо, умереть из-за того, что я соврала, из-за того, что этот грех не отпу­щен и не отпускает меня. И она сказала, что этой истории с медведем не было. Но это не значит, что не было медведя. Мы, напри­мер, под 1849 годом читаем письмо игумена Саровской пустыни Исайи иеромонаху Авелю. Он пишет, что у старца Серафима был пчельник и на этот пчельник ходили, естественно, медведи. И вот один раз даже медведь пришел к Серафи­му, но тот его отпугнул, бросил ему краюху хлеба, благословил, и тот с этой краюхой хлеба ушел. То есть эпизод был, но из этого эпизода в резуль­тате появляется целое предание.

До сих пор в житии преподобного Серафима Саровского много таких довольно спорных моментов. Но не вызывает сомнения, что это был выдающийся свя­той, что это был человек, действительно любящий людей, любящий Бога, любя­щий всю тварь земную. И вот эта его пасхальность и стала основой его почитания. Когда Николай Мотовилов, известный сподвижник Серафима Саров­ского, который позиционировал себя как его ученик, написал императору Николаю I записку, что Серафим Саровский воскреснет, конечно, Николай I очень критично к этому отнесся. То есть у него очень много всего такого, что, видимо, является плодом опреде­ленных психических расстройств. И это сейчас порождает некоторые сложно­сти для того, кто хочет написать научную биографию Серафима Саровского.

Кроме того, Серафим Саровский известен своей канонизацией 1903 года, очень непростой. У царя Николая II было четыре дочери, ждали сына, наследника. И было пророчество, что если он канонизирует Серафима Саровского, то ро­дится наследник. Так ли это было, вопрос довольно сложный. Но, безусловно, именно Николай II, что называется, продавливает канонизацию преподобного Серафима Саровского, несмо­тря на противодействие определенной части архиереев и знаменитого обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева.

В 1903 году состоялось торжественное пере­несение мощей преподобного Сера­фима Саровского из Сарова в Дивеево Нижегород­ской области. Дивеевская обитель была им окормляе­ма. Ныне это один из крупней­ших монастырей Русской православной церкви и крупнейший женский монастырь всей Вселенской православной церкви. Дивеево — это отдельный мир со своим особым мировоззрением, мироустрой­ством, особой мифологией, эсхатологией. Сейчас Дивеево превратилось в паломнический туристический кластер. Надо там побывать, чтобы понять эту необычную атмосферу. В советское время Дивеево закрывается, мощи исчезают — и во второй раз обрета­ются в Музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), тоже чудесным образом. Второе обретение мощей произо­шло в 1991 году. И это было всероссийское событие — я помню, как тогда люди плакали, выходили встречать мощи. Это был символ возрождения русского православия, Русской православной церкви.

Ныне Серафим Саровский — это самый извест­ный русский святой. Вот спро­сите любого нерусского православного, кого он назовет первым из русских святых, — практически наверняка это будет Серафим Саровский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о святых покровителях Нижегорордской земли. Использовалась на внеурочном занятии.

Святые покровители Нижегородской земли Работу выполнил обучающийся 9Б класса МБОУ СШ №11 г. Павлово Баринов Иван

Святые покровители Нижегородской земли

Работу выполнил обучающийся 9Б класса

МБОУ СШ №11 г. Павлово

Святые – особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства. Святые - это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал их добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть.

Святые – особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства.

Святые - это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал их добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть.

 Святой благоверный князь Георгий Владимирский (Юрий Всеволодович) (1189-1238 ) Им был основан Нижний Новгород. Юрий Всеволодович заслужил уважение и любовь народа своей доблестью и великим благочестием, а также умелым руководством в тяжелые и смутные времена.

Святой благоверный князь Георгий Владимирский (Юрий Всеволодович) (1189-1238 )

Им был основан Нижний Новгород. Юрий Всеволодович заслужил уважение и любовь народа своей доблестью и великим благочестием, а также умелым руководством в тяжелые и смутные времена.

Преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец (1754 – 1833) Духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители Подвиг – это когда человек добровольно жертвует собою в интересах всего человечества. Монашеский подвиг и совершается во имя любви к людям. Тысячу дней и тысячу ночей святой Серафим простоял на камне в молитве за Россию. Он желал во всех русских людях видеть любовь и преданность своему Отечеству, предрекая ему в будущем славу и величие.

Преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец (1754 – 1833)

Духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители

Подвиг – это когда человек добровольно жертвует собою в интересах всего человечества. Монашеский подвиг и совершается во имя любви к людям. Тысячу дней и тысячу ночей святой Серафим простоял на камне в молитве за Россию. Он желал во всех русских людях видеть любовь и преданность своему Отечеству, предрекая ему в будущем славу и величие.

Святой благоверный великий князь Александр Невский (1220 – 1263)

Святой Дионисий Суздальский - основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Из люб­ви к уеди­не­нию на бе­ре­гу Вол­ги, ни­же Ниж­не­го Нов­го­ро­да, свя­той вы­ко­пал се­бе пе­ще­ру и по­се­лил­ся в ней. Сна­ча­ла он жил здесь один от­шель­ни­ком, а по­том, ко­гда со­бра­лись к нему ис­ка­те­ли без­мол­вия (око­ло 1335 г.), ос­но­вал мо­на­стырь. Зна­ни­ем пра­вил ве­ры и стро­гой жиз­нью св. Ди­о­ни­сий при­об­рел се­бе все­об­щее ува­же­ние. Ни­же­го­род­ские кня­зья до­ро­жи­ли его муд­ры­ми со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми.

Святой Дионисий Суздальский - основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.

Из люб­ви к уеди­не­нию на бе­ре­гу Вол­ги, ни­же Ниж­не­го Нов­го­ро­да, свя­той вы­ко­пал се­бе пе­ще­ру и по­се­лил­ся в ней. Сна­ча­ла он жил здесь один от­шель­ни­ком, а по­том, ко­гда со­бра­лись к нему ис­ка­те­ли без­мол­вия (око­ло 1335 г.), ос­но­вал мо­на­стырь. Зна­ни­ем пра­вил ве­ры и стро­гой жиз­нью св. Ди­о­ни­сий при­об­рел се­бе все­об­щее ува­же­ние.

Ни­же­го­род­ские кня­зья до­ро­жи­ли его муд­ры­ми со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми.

Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) первоначальница Дивеевской общины Происходила из древнего дворянского рода Степановых. Была женой богатого помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь. После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений она переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею.

Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) первоначальница Дивеевской общины

Происходила из древнего дворянского рода Степановых. Была женой богатого помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь. После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений она переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею.

Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская)

Читайте также: