Доклад на тему стратегическое планирование и его значение в образовании

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности стратегического планирования деятельности профессиональной

образовательной организации

Strategic Planning Features of professional educational organization

Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Sergey Ryzhikov , teacher

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное

399610 Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Ленина, д. 32

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, стратегическое управление, программа развития.

Strategic management of professional educational organizations is accompanied by sequential formation of informational, cultural, economic, legal, expressed, ultimately, in a new, more rational organization. The article substantiates the new content so important for the strategic management of the document as a "strategy of the educational organization."

Keywords: professional education organization, strategic management, development of a program for the long term.

Особенности стратегического планирования деятельности профессиональной

образовательной организации

Профессиональные образовательные организации вступили в фазу перемен. Она отражается в тех высоких требованиях, которые предъявляются ко всем сторонам жизни образовательного учреждения. Реализация Концепции развития образования на 2016 - 2020 годы требует повышения организационной составляющей управления, полной информационной открытости образовательной организации, соответствия результатов профессионального образования ожиданиям общества. Опережающие требования социума к профессиональному образованию заключаются в том, чтобы подготовить специалиста, профессионала с высоким чувством личной ответственности за результаты своего труда, личности способной к саморазвитию.

Стратегической целью модернизации профессионального образования в современном мире, ориентированного на требования следующих десятилетий - является создание принципиально новой системы образования - непрерывной - главной идеей и целью которой является постоянное развитие личности в течение всей жизни в интересах человека и общества [5].

Модернизация профессионального образования в таких условиях налагает отпечаток на те задачи, которые стоят перед образовательной организацией. Прежде всего, это следование определенной стратегической цели , модернизация условий подготовки специалистов.

Назовем причины, по которым необходимо создавать стратегию профессиональной образовательной организации.

1 Следование стратегическому плану адаптирует организацию к внешнему окружению, в том случае, если долгосрочный план учитывает перемены, происходящие в социальной сфере и на рынке образовательных услуг.

2 Правильно составленный стратегический план показывает необходимые долгосрочные действия образовательной организации и тот результат, которого нужно достичь. Стратегический план в своей резюмирующей части показывает будущий образ организации, то, как изменятся отношения с партнерами и потребителями образовательных услуг, какими станут эти услуги.

3 Долгосрочное управление учитывает возможности и угрозы макроэкономических, макротехнических, инновационных, общегосударственных факторов. Без их учета невозможно построения будущего образовательной организации.

4 Стратегическое управление позволяет рассмотреть в динамике внутренние факторы образовательной среды организации – состояние организации и общего управления, финансов и материально-технической базы, потенциала персонала, качества учебного процесса.

5 Формализованный стратегический план – это инструмент для действий, своего рода ежедневная подсказка о том, что нужно делать завтра.

6 Стратегический план определяет альтернативные пути существования организации. Это может быть не только развитие, но и другие стратегические альтернативы, такие как сокращение, диверсификация, интеграция в той или иной форме с другими учебными учреждениями.

Стратегическое управление сопровождается последовательным формированием информационной, культурной, экономической, правовой систем выражается, в конечном итоге, в новой более эффективной организованности профессиональной образовательной организации.

Решая проблему построения стратегии, мы столкнулись с отсутствием методических рекомендаций о том, как построить стратегический план профессиональной образовательной организации. Поэтому, чтобы ответить на ряд вопросов, было решено проанализировать несколько Программ развития техникумов и колледжей. Программы выложены в сети Интернет в свободном доступе. Цель исследования заключалась в том, чтобы найти в этих документах общее и различие, выбрать лучшее и главное составить рекомендации по составлению стратегического плана профессионального образовательного учреждения.

В названиях всех документов указаны сроки, на которые эти программы рассчитаны, в среднем это 3-5 лет, что соответствует нормам стратегического управления.

Общий взгляд на программы показывает, что составители потратили много усилий на то, чтобы документ был красивым. Здесь можно увидеть и колонтитулы на каждой странице с гербом учебного заведения и цветные графики и даже картинки с мультяшными поварами и официантками! Не радуют орфографические ошибки. Форму никто не отменял, но и о содержании нужно позаботиться.

Поговорим о недостатках содержания. С чего начинается стратегия? Конечно, с основной цели, причины, по которой существует профессиональная образовательная организация. Миссия, так мы, глядя на западные образцы, уже привыкли её называть. Миссии прописаны почти во всех анализируемых Программах. Качество провозглашенной миссии низкое в том случае, если не указано в каком регионе образовательная организация намерена предоставлять свои услуги.

Первым разделом Программы чаще всего является Введение. В нем отражаются цели создания программы, иногда принципы разработки. На наш взгляд, изложение принципов излишне, научность должна проявляться в применяемых инструментах, а принципы лучше оставить для звучных докладов.

В Паспорте программы отражены нормативные источники, сроки реализации плана, но не всегда изложены источники и объемы финансирования.

Информационная справка об учебном учреждении чаще всего напоминает отчет, который сдавался учредителю в прошлом году. Недостаток такого отчета излишняя подробность и многостраничность.

В одной из программ поразила структура колледжа, описанная словами. Кто кому подчиняется, какие связи существуют между подразделениями? Ничего не понятно. Да и нужно ли в Стратегии приводить структуру управления или структуру организации, если в ней ничего не предусмотрено менять? Среди прочего удивил SWOT – анализ, без выведенных из него стратегий. Целевые индикаторы и показатели чаще всего не имеют количественных значений. В некоторых программах бросается в глаза полное отсутствие исполнителей, в других наоборот указаны фамилии, но отсутствуют должности. Конечно, в планах и механизмах реализации должны быть указаны должности ответственных, а не фамилии тех, кто занимает эту должность в данный момент.

Предлагаем следующую структуру документа.

Титульный лист. Содержит название документа, сроки, на которые рассчитана стратегия, 3-5 лет, реквизиты утверждения директором и согласования с учредителем.

Второй титульный лист , содержит должности и фамилии разработчиков, реквизиты утверждения общего собрания коллектива, одобрения Попечительского Совета.

Введение. В нем следует отразить миссию профессиональной образовательной организации, цели создания и ключевые направления стратегии организации, сроки подачи предложений по корректировке и сроки ежегодного отчета о ходе выполнении стратегии.

Термины, определения и сокращения. Эти сведения должны отражаться в отдельном разделе, для того чтобы пояснить некоторые аббревиатуры и дефиниции, используемые в документе.

Паспорт программы. В нем следует отразить нормативные источники составления стратегии, в том числе реквизиты приказа о разработке стратегии, цель и задачи, краткая характеристика документа, сроки и этапы выполнения стратегии, важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы, объемы и источники финансирования, исполнители стратегии, ожидаемые результаты (в сжатом изложении), система и сроки промежуточного и итогового контроля исполнения стратегии. Отдельно остановимся на задачах, вообще задачи стратегии - это укрупненный перечень программных мероприятий, намеченных на долгосрочный период.

Информационная справка об учебном учреждении , на наш взгляд, должна включать наименование, название учредителя, реквизиты лицензии и государственной аккредитации, юридический адрес, сведения о территориально обособленных структурных подразделениях, численность контингента обучающихся, формы обучения, специальности, профессии, адрес сайта, контактная информация. Следует избегать экскурсов в историю, итогов приема абитуриентов, справок о составе и численности спортивных кружков и секций и вообще всего, что не относится к задачам стратегического управления.

Следующим разделом мы предлагаем аналитическую справку о выполнении стратегии предыдущего периода. Не впадая в патетику и перечисление полученных наград, в аналитической справке следует отразить степень выполнения задач прошлого долгосрочного плана. Это даст возможность проанализировать, что выполнено и что нет, посмотреть насколько адекватными были механизмы реализации стратегии. Если в прошлой стратегии были заложены количественные показатели, то определить насколько успешным было их достижение. Педагогическая этика не позволит нам, конечно, написать, кто конкретно не справился с выполнением заданий прошлых стратегий. И, наконец, такой документ остановит от соблазна повторить все написанное ранее заново.

Итак, мы кратко определили, зачем нам нужна стратегия, информировали общественность об учреждении, подтвердили, что имеем право на ведение образовательной деятельности и изложили реквизиты – свои и учредителя, для обращения граждан в случае конфликта интересов.

Качественно выполненный SPACE -анализ, позволит определить положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, выработать стратегии для того или иного положения. SWOT -анализ является универсальным инструментом выработки стратегий. Этот вид анализа уже достаточно давно применяется в России для определения стратегий развития территорий, в конкретизации стратегических планов регионов.

Предлагаем перечень субстратегий в следующих сферах: основные направления развития, образовательная политика (расширение сферы предоставляемых услуг), воспитательная деятельность, информатизация, научно-методическая и инновационная деятельность, социальное партнерство и общественные связи, материально-техническая база, экономика и финансовая деятельность, кадры, система менеджмента качества, социальная сфера, культурно-информационное пространство. Последний раздел отражает действия руководства по соблюдению этических стандартов при выполнении стратегии. Сформулированные в этом разделе цели и задачи, намечают курс действий по преобразованию культурно-информационной среды и также входят в долгосрочно-ориентированную систему программных мероприятий.

Раздел содержит несколько подпрограмм.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны и нормами международного права.

Право на образование – одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России, предусмотренных Основным законом страны. Оно закреплено в ст.43 Конституции Российской Федерации:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Центральным звеном системы образования в России является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные школы, гимназии, лицеи, вечерние школы. Образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонением в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются; создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, с происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека.

Актуальность:

Образование – одна из важнейших первооснов жизни общества, объективно отражающих в себе его реальное состояние, особенности и уровни развития.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. В наше время школа развивается в условиях рынка и новых экономических отношений, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей учреждений образования принципиально новых подходов к управлению.

1. Изучить теоретические аспекты стратегического менеджмента.

2.Рассмотреть нормативно-правовое регулирование платного образования.

3. Проанализировать систему управления изучаемого учреждения.

4. Выявить проблемы и разработать стратегию на основе результатов

STEP,SWOT-анализа и других полученных данных.

5. Составить план мероприятий по реализации стратегии в

6. Приобрести первичные навыки практического применения основных методов стратегического менеджмента.

Теоретико-методологическая база: учебно-методические пособия, учебники, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления и менеджмента. Использование различных видов экономического анализа.

Эмпирическая база: статьи из журналов, газет, архивные документы, статистические данные.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Управление в системе образования

В последнее десятилетие в ходе реформирования школы и расширения перечня образовательных услуг особое внимание уделяется разработке менеджмента в системе управления образованием и подготовке менеджеров, что позволяет повысить уровень профессионализма управленца. Рациональное сочетание его труда с деятельностью общественных структур в системе образования поможет образовательным учреждениям более эффективно решать вопросы их материальной базы, финансирования и хозяйствования с целью создания более благоприятных условий для постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса подготовки подрастающего поколения к жизни.

Введение школьного менеджмента позволяет учебным заведениям расширять перечень образовательных услуг и повышать качественный уровень обучения, воспитания и развития юных граждан нашей страны. Предоставляет учреждениям образования большие возможности для адаптации к условиям рынка.[1]

Менеджмент в образовании предполагает специальную разработку принципов, методов, средств и форм управления образовательными системами с целью повышения эффективности их деятельности и создания возможностей продуктивной жизнедеятельности для многочисленных бюджетных учреждений системы образования страны. Деятельность специалистов-менеджеров должна основываться на профессиональном знании ими вопросов организации и управления образовательными учреждениями и опираться на труды ученых-педагогов, разработавших теоретические основы и методики управления системами образования. Это поможет обеспечить рациональный подход к созданию в учреждениях общего среднего и специального среднего образования условий для организации и ведения на высоком уровне учебно-воспитательного процесса; укрепления материальной базы и экономического положения образовательных учреждений; рационального расходования бюджетных средств, разработки и введения в действие новых механизмов хозяйствования, получения дополнительных источников финансирования образования.

Рациональное сочетание в управлении образованием деятельности профессионала-управленца и коллегиальных органов управления углубляет основы единоначалия и коллегиальности, с новых позиций характеризует акт управления системой образования, создает возможности для раскрытия огромного потенциала в деятельности учреждений образования. Коллегиальные органы управления могут обеспечить разработку стратегии в деятельности учебных заведений, а более крупную и незначительную тактическую деятельность будет осуществлять на высоком профессиональном уровне менеджер, наделенный этими полномочиями учредителем образовательного учреждения и представителями коллегиальных органов управления.[2]

При наличии эффективного работающего управляющего совета образовательного учреждения и профессионального управленца-менеджера важно, чтобы в учреждениях среднего общего, а также начального и среднего профессионального образования управленческую деятельность непосредственно образовательным процессом осуществляли профессионалы в сфере учебных дисциплин. Таким образом, статус нынешнего завуча (заместителя директора школы по учебной работе) может измениться, так как он должен быть не ниже статуса управленца-менеджера. Поэтому в учреждениях среднего образования целесообразно введение должности директора по учебной или учебно - воспитательной работе. В схематической форме структура управления учреждением общего и специального среднего образования представлена на рис 1.1.

Рис.1.1. Органы внутришкольного управления

В учреждениях высшего профессионального образования, на наш взгляд, целесообразно сохранение веками сложившийся классической формы организации управления при условии расширения полномочий представительных органов управления.[3]

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.

Устав негосударственного учреждения образования закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, полномочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом.

Особое внимание в управлении образовательными системами на любом уровне уделяются проблемам финансирования образования.[4]

Методы управления

Основы управления в школе – это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Методы управления – это способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления. Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели.

Выделяют группы методов управления, в практике жизнедеятельности школы обеспечивающие эффективность управленческих процессов.[5]

На рис.1.2. представлена классификация современных методов управления школой.


В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Процесс стратегического планирования создает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, вступающих в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Можно сказать, что осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Стратегическое планирование — это так называемый набор функций менеджмента, который включает в себя распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию, осознание организаторской стратегии.

Стратегическое планирование имеет важные ключевые моменты. В таком планировании стратегия разрабатывается высшим руководством, стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными, стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения, планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, которая выражает философию и смысл его существования.

Миссия — это основная цель организации. Обычно в ней уточняется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т. д. В миссии не должно быть указано получение прибыли как основная цель создания организации, несмотря на то, что получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель — это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

‒ четкая ориентация на определенный интервал времени;

‒ конкретность и измеримость;

‒ непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

‒ адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Существует три подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения изменяющихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения изменяемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т. к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

‒ внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Выбор стратегии предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, который включает в себя количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

При выборе стратегии нужно учитывать конкурентные позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования, перспективы развития самой стратегической зоны хозяйствования, технологии, которыми располагает фирма.

Реализация стратегии является критическим процессом. В случае успешного осуществления именно этот процесс приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

‒ необходимо донести до работников цели, стратегии и планы для того, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

‒ руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

‒ в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

‒ соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

‒ соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

‒ приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются. С помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

После выбора стратегии разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общеорганизационных целей.

Стратегическое планирование — динамичный процесс, который требует постоянной оценки текущей ситуации и определения следующего шага. Для этого необходимо полное понимание организации и окружающей среды, в которой она функционирует. Оно ставит целью комплексное научное исследование возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации, проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработка показателей фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую ситуацию, что в свою очередь позволяет планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становиться основой успеха.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, анализ портфеля, выбор стратегии, миссия, реализация стратегии, стратегический анализ, внутренняя среда.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Стратегический менеджмент в образовании: формирование стратегического плана. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Стратегический план Стратегическое планирование – определяет направления деятельности (развития) школы в изменяющейся внешней и внутренней среде. Стратегический план - это научное предвидение состояния образовательного учреждения в долгосрочной перспективе. Критерии хорошего плана: план должен соответствовать потребностям учреждения и требованиям внешней среды; он должен быть реальным и достижимым при имеющихся ресурсах; предполагаемые результаты должны быть четко определены; этапы или промежуточные фазы плана должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно; план должен определять четкие сроки для каждой фазы; за каждый результат должен отвечать менеджер, а не исполнитель; хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.

Программа развития образовательного учреждения как управленческий инструмент. Стратегический план – составная часть программы развития образовательного учреждения Программа развития - особая разновидность общешкольного плана работы. Рассматривается как инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом. Составляющие программы развития : - аналитическое обоснование, - цели и задачи, - средства достижения целей, - планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.

Ключевые термины Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному/нескольким направлениям. Концепция – 1) основная точка зрения, руководящая идея; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Описание основного смысла деятельности в целом. Программа развития школы – важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности; – особая разновидность общешкольного плана работы, которая отличается от традиционного направленностью на решение стратегических задач, внедрение основных нововведений, на реализацию актуальных, перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование.

Цели и задачи организации Цели – наиболее общие ориентиры деятельности образовательной организации в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части. Задачи – конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время достижения целей.

Качество цели Главными критериями качества цели являются: конкретность; достижимость; гибкость и наличие пространства для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями; измеримость и сопоставимость; определенность во времени. Ключевые пространства, в рамках которых организация определяет свои цели: положение на образовательном рынке; инновации; возможности процессов; ресурсы; результативность; управленческие аспекты; персонал.

Задачи программы развития: Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития через стратегический анализ. Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода.

Факторы, с которыми сталкивается организация в организационной среде экономические политические рыночные технологические факторы конкуренции социального поведения

Стратегический анализ Стратегический анализ – это средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации. Стратегический анализ включает исследование: внешней среды организации; внутренней среды организации. Этапы стратегического анализа: сравнение намеченных ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними; анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

SWOT- и PEST- анализ SWOT : сильные стороны; слабые стороны; возможности; угрозы. SWOT-анализ – процесс, при котором исследуется взаимодействие между 4 его составляющими. PEST: социодемографические воздействия; технологические воздействия; экономические воздействия; политические воздействия. PEST-анализ – процесс, во время которого исследуются отношения между указанными воздействиями: Политические факторы Экономические факторы Социальные факторы Технологические (управленческие) факторы –

SWOT- и PEST- анализ Политические факторы – все действия власти, влияющие на развитие школы: федеральные, региональные, муниципальные программы и проекты, законодательные документы. Экономические факторы – экономическое состояние региона, города, села, основные работодатели, взаимоотношения с бизнесом, промышленными предприятиями, характер финансирования школы. Социальные факторы – взаимоотношения школы с обществом, демографическая ситуация, культурно‑образовательные возможности микрорайона школы, общественные организации, социальное партнерство и т.п. Технологические (управленческие) факторы – государственно-общественный характер управления образованием, действия органов управления образованием по отношению к школе, технологии других сфер.

Читайте также: