Доклад на тему соотношение устной и письменной речи

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Данная тема выбрана в связи с ее актуальностью и значимостью.

Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня резко возрастает число детей с нарушениями слуха, появляется все больше неслышащих детей.

Сложности обучения неслышащих учащихся состоят в том, что у них нарушатся и другие сферы, в частности, нарушается письменная, устная речь. Дети с такими нарушениями требуют специального подхода к обучению, нуждаются в коррекционной работе, помощи логопеда (дефектолога).

Нарушения слуха у детей сопровождаются различными речевыми нарушениями, поскольку слух и речь тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Такие нарушения неизбежно влекут за собой нарушения и в других сферах, в частности, нарушение восприятия, анализа. Ребенок не способен различать и произносить звуки. В результате нарушается артикуляционный аппарат, правильность построения предложений, умение выражать свои мысли. В связи с нарушением устной речи, развивается и нарушение письменной речи, поскольку эти два процесса тесно взаимосвязаны. Частым последствием такого состояния является дислексия и дисграфия. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение фонематического слуха, которое влечет за собой дальнейшее отставание в развитии [9]. Важная роль в достижении необходимого уровня коммуникации играет дактильная речь (своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку).

Проблематика исследования. Сегодня перед логопедами стоит серьезная задача, направленная на создание оптимальных условий для коррекции различных нарушений у учащихся. Этого можно достичь при правильном сочетании разлиных видов речи и средств коммуникаации. Важная роль отводится исследованию взаимосвязи дактильной, письменной и устной речи у неслышащих детей [1]. Изученность тематики находится на низком уровне.

Цель исследования – рассмотреть особенности взаимосвязи дактильной, устной и письменной речи у неслышаших учащихся подготовительного класса.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности психофизиологического развития неслышаших учащихся подготовительного класса.

2. Рассмотреть особенности развития устной речи неслышаших учащихся подготовительного класса.

3. Охарактеризовать особенности письменной речи неслышаших учащихся подготовительного класса.

4. Исследовать особенности дактильной речи неслышаших учащихся подготовительного класса.

5. Сформулировать выводы о взаимосвязи дактильной, устной и письменной речи у неслышаших учащихся подготовительного класса.

В результате анализа литературных источников, нами были выделены следующие основные теоретические положения:

1. Слух – один из основных сенсорных каналов для получения информации об окружающем мире. При неправильном функционировании слуховой сенсорной системы, или полном отсутствии слуха, ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на зрение, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением слуха особенно осторожны в новых ситуациях. Кроме того, у них существенно нарушается восприятие, речь [3].

Согласно международной классификации нарушений слуха выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, что зависит от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот: 500, 1000 и 2000 Гц [3]:

- 1 степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;

- 2 степень тугоухости – от 41 до 55 дБ;

- 3 степень тугоухости – от 56 до 70 дБ;

- 4 степень тугоухости – от 71 до 90 дБ.

- Снижение слуха более 90 дБ – глухота.

- У глухого ребенка, в особенности, если глухота является врожденной, либо приобретенной в раннем возрасте, до того, как ребенок начал говорить, лишает его возможности овладения речевыми навыками. Для обучения коммуникативным навыкам используют специальные приемы обучения. Если же у ребенка уже начала формироваться речь, глухота может привести к недоразвитию ее, либо к распаду уже сформировавшихся, но еще непрочно закрепившихся речевых навыков.

- У детей, которые оглохли в более поздние сроки, когда речь уже была сформирована, степень сохранности речевых навыков зависит от многих факторов, в частности, от возраста, когда ребенок потерял слух. Чем позже ребенок потерял слух, тем дольше будет сохраняться речь, даже в том случае, если коррекционная работа не проводится. Также степень сохранности речи во многом зависит от условий, в которых ребенок развивался в дальнейшем, уже после того, как потерял слух [6].

- Существенную роль имеет такой фактор, как наличие или отсутствие специальной коррекционной работы, направленной на сохранение и дальнейшее развитие речевых навыков.

Нами были изучены особенности развития устной речи у неслышащих учащихся :

- В основе правильного звукопроизношения, восприятия и анализа речи ребенка лежат условные рефлексы. Основные рефлексы формируются в течение первого года жизни ребенка. Постепенно они усложняются, и формируются основы понимания ребенком речи окружающих. Примерно в конце первого года жизни ребенок уже накопил достаточно опыта для того, чтобы научиться распознавать устную речь, а также правильно произносить и воспроизводить звуки. Навык звуковосприятия также формируется именно в это время, что дает ребенку возможность слышать определенные звуковые сочетания, различать их. Постепенно этот навыки усовершенствуется и усложняется [10].

- Условно можно выделить четыре уровня недоразвития речи.

- При третьем уровне ОНР у детей довольно хорошо представлено словообразование. Словарный запас недостаточен для развернутого высказывания. Простые звуки произносятся правильно, нарушения отмечаются только на уровне звукопроизношения сложных звуков [13].

- Четвертый уровень – это уровень речевых нарушений, при которых зачастую нарушения не заметны. Они, как правило, обнаруживаются только в процессе обследования, диагностики. Дети говорят подобно своим сверстникам с нормой речевого развития. Однако при диагностике у них может быть обнаружен недостаточный словарный запас. Слоговая структура воспроизводится правильно, за исключением некоторых сложных слов, таких, как аквариум, террариум, милиционер [17].

Кроме речевых нарушений, для детей с нарушениями слуха свойственны и другие нарушения, например, нарушение коммуникативных навыков.

Рассмотрим особенности нарушений письменной речи у неслышащих учащихся подготовительного класса

- У неслышащих учащихся часто наблюдаются различные нарушения письма (дисграфии).

- Нарушения письма могут возникать в связи с нарушениями фонематического восприятия, с нарушениями слуха. В таком случае у детей затрудняется способность к восприятию звуков родной речи, нарушаются процессы анализа и синтеза, затрудняется овладение звуковым, звукобуквенным и слоговым анализом. Ребенок в такой ситуации пропускает отдельные буквы, слоги, не дописывает буквы в конце слова, путает их, переставляет местами, существенно искажает буквенную и слоговую структуру слова, пишет некоторые слова слитно, неправильно разделяет слова. Иногда ребенок просто не может различить звуки, близкие по звучанию, в связи с чем путает близкие по звучанию звуки родного языка, например, звонкие и глухие, свистящие и шипящие. Ребенок может просто неправильно заучить слово, и соответственно, неправильно применять его на письме. В некоторых случаях, ребенок использует правила, которые он неправильно понял, или неправильно заучил. Дети могут неправильно подбирать проверочные слова. Негативно могут отражаться и проблемы в развитии устной речи, в частности, отставание в развитии лексической и грамматической стороны речи. У многих возникают трудности при построении предложения. Часто у детей возникают ошибки в согласовании и управлении. Причиной дисграфии может стать и низкий словарный запас ребенка, неумение составлять новые слова, неумение согласовывать между собой прилагательные и существительные [27].

- Таким образом, у неслышащего учащегося часто наблюдается нарушение не только устной, но и письменной речи. Зачастую у ребенка выявляется одновременно несколько причин. При этом одна из них, как правило, является ведущей. Для компенсации выявленных нарушений, необходимо создать такие условия внешней и внутренней среды, которые будут благоприятны для развития и становления письменной речи ребенка [28].

На третьем этапе нами были изучены о собенности дактильной речи неслышащих учащихся:

- Дактилология (греч. – палец, слово) – дактильная речь, ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией.

Разговорная жестовая речь использует язык жестов. Жесты раз­нообразны и сложны по структуре. Они осуществляются одной или двумя руками, причем сочетание пальцев рук имеет строго определенное значение. Руки располагаются перед телом говоря­щего, но при этом в разном пространственном положении — пе­ред лицом, грудью, ниже пояса. Движение осуществляется по той или иной траектории. Скорость движений варьируется: они могут быть быстрыми и медленными, в ряде случаев, когда надо особо подчеркнуть значение высказывания, одни и те же движения по­вторяются [29].

Указывающий и изображающий характер действий закрепился при обозначении предметов бли­жайшего окружения, простых действий человека, наглядных при­знаков предмета (цвета, формы, размеров). Указывающие жесты используются при обозначении лица, о котором идет речь (я, ты, мы и т.д.), той или иной части тела человека при обозначении места и направления действия (здесь, там, наверх, вниз и т.д.).

Если речь идет, например, о помидоре, изображающими жеста­ми характеризуют его форму — шарообразный и показывают его цвет — красный (указывают на губы). Аналогично этому изобража­ются другие фрукты и овощи, предметы посуды. Изображаются многие действия, такие, как идти, бежать. Изображающими жес­тами передается то или иное состояние, переживание человека, например: устал — руки бессильно опущены вдоль тела; стыдно — правая рука, сжатая в кулак, трет правую щеку, чтобы вызвать румянец, а мимикой выражается чувство стыда. Предметы бли­жайшего окружения изображаются стоящими в таком положении, как это есть на самом деле: слева, справа, спереди, сзади (напри­мер, двумя руками изображается стул и торшер над ним).

Таким образом, устная, письменная и дактильная речь находятся в тесной взаимосвязи. У неслышащих детей нарушается устная и письменная речь. Дактильная речь может выступать средством компенсации существующих нарушений на различных уровнях, в том числе, и на уровне восприятия речи [31].

В ходе исследования целей достичь удалось. Все задачи решены в полном объеме.

1. Рассмотрели особенности психофизиологического развития детей с нарушениями слуховой функции.

2. Рассмотрели особенности речевых нарушений у детей с нарушениями слуха.

3. Рассмотрели особенности письменной речи неслышащих учащихся.

4. Рассмотрели особенности дактильной речи неслышащих учащихся.

Нами было установлено, что устная, письменная и дактильная речь находятся в тесной взаимосвязи. У неслышащих детей нарушается устная и письменная речь. Дактильная речь может выступать средством компенсации существующих нарушений на различных уровнях, в том числе, и на уровне восприятия речи.

Язык и сознание, Лурия Александр

Правообладателям

Монография представляет собой изложение курса лекций, прочитанных автором на факультете психологии Московского государственного университета.

Автор рассматривает различные аспекты проблемы языка и сознания; дает анализ слова и понятия, речевой деятельности в ее различных формах; обращает внимание на мозговую организацию речевой деятельности, особенности нарушения речевого высказывания и понимания речи при различных поражениях мозга.

Исследование основано на современных лингвистических представлениях о структуре речевого высказывания и анализе различных нейропсихологических данных.

Книга рассчитана на психологов, философов и лингвистов.

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи

Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной речи.

Речь идет о тех различных взаимоотношениях, в которые может вступать устная и письменная речь, и о тех различных формах, в которых может протекать взаимодействие этих основных видов речевой деятельности. Можно отметить по крайней мере три вида таких взаимоотношений.

В норме устная и письменная речь, как уже говорилось выше, протекают по совершенно различным правилам и строятся грамматически совершенно различно.

Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения, эллипсы и аграмматизмы; в некоторых случаях диалогической или монологической речи эти своеобразные черты выступают с особенной отчетливостью.

Попытаемся проанализировать письменную речь человека, который обучился ей в зрелом возрасте и еще недостаточно-владеет ею. В письменную речь этого человека частично переносятся приемы устной речи, частично в ней отражается деятельность осознанного овладения средствами языка, которая для нее характерна.

Затрагивая вопросы различного отношения письменной и устной речи на последовательных стадиях овладения письменной речью, с одной стороны, и разную установку на устную и письменную речь — с другой, мы переходим к новому разделу науки — стилистике, которая гораздо больше развита в языкознании и требует еще своего специального психологического освещения.

Этот раздел психологии основных форм речевого общения выходит за пределы книги и требует специальных исследований.

Читайте еще:

цифическую организацию личности и деятельности этих больных. В их числе: 1. Установка к воображаемому удовлетворению потребности. 2. Установка к быстрому удовлетворению потребности при малых затратах усилий. 3. Установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями. 4. Установка к.

Медитация, наука о доступе во внутренний мир, позволяет нам обнаружить в себе такую мудрость и знания, о существовании которых мы и не подозревали. Это состояние естественного знания, которое чаще всего называют интуицией. Всем тем, что у меня хорошо получается в жизни, я обязана обращению к.

Другой аспект структурирования — время. Джессика недавно разъехалась с мужем и не была уверена, что им удастся восстановить семью. Она не могла перенести страх перед возможной утратой отношений, плакала днем и ночью, была не в состоянии структурировать этот кризис.

Это исследования о применении медицинских препаратов. Вводят, скажем, дозу препаратов в кровь. Отслеживают по приборам пиковую концентрацию и в это время дают прикусить вату с камфарой. Вкус отвратный, запах тоже. Ведь, как правило, люди камфару не едят — это чистый якорь, недоступный для.

Тем не менее, как бы парадоксально это ни звучало, есть девушки, которые любят ТФНов. То есть они любят делать из них себе подружек. Они называют эти отношения дружбой, встречаются с парнем, гуляют с ним и жалуются ему на жизнь и на других парней. Несчастный думает, что она когда-нибудь даст.

И все же актуальным остается вопрос: что важнее – харизма тренера или содержание тренинга? На первый взгляд, ответ на него очевиден и лежит на поверхности: материал тренинга нужно преподносить публике харизматично, интересно и увлекательно. Кроме того, всем известно, что харизматичная манера.

Так что же Гамлет – синтез князя Андрея и Пьера? Трудно решиться сделать столь категорический вывод, хотя, признаюсь, в шестнадцать лет очень этого хотелось: ведь мы искали доводы .не в себе, не в жизни – в литературных героях.

Поскольку стабильность вашей финансовой независимости будет зависеть от разумного помещения денег, давайте поговорим о технологии этого дела. Прежде всего, очень важно вложить деньги так, чтобы они приносили максимально высокую прибыль без неоправданного риска для вашего капитала. Перед тем как.

Нет необходимости расстраиваться тем, кто думает, что не наделен харизмой от природы. Драматург А. Вампилов всегда подчеркивал, что каждый человек – творец, только ему необходимо помочь раскрыться.

В работе М.,И. Фидельман, проведенной под нашим руководством, обнаружилась довольно противоречивая картина. Оказалось, что учителя, с одной стороны, понимают важность творческой деятельности (лекций-то слушают много, книги и всякие методические пособия тоже читают) и ставят оригинальность.

"Родственники! — воскликнула она. — которые только и ждут, когда я умру, чтобы заполучить этот автомобиль. Но они его не получат".

Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной речи.

Речь идет о тех различных взаимоотношениях, в которые может вступать устная и письменная речь, и о тех различных формах, в которых может протекать взаимодействие этих основных видов речевой деятельности. Можно отметить по крайней мере три вида таких взаимоотношений.

В норме устная и письменная речь, как уже говорилось выше, протекают по совершенно различным правилам и строятся грамматически совершенно различно.

Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения, эллипсы и аграмматизмы; в некоторых случаях диалогической или монологической речи эти своеобразные черты выступают с особенной отчетливостью.

Попытаемся проанализировать письменную речь человека, который обучился ей в зрелом возрасте и еще недостаточно-владеет ею. В письменную речь этого человека частично переносятся приемы устной речи, частично в ней отражается деятельность осознанного овладения средствами языка, которая для нее характерна.

Затрагивая вопросы различного отношения письменной и устной речи на последовательных стадиях овладения письменной речью, с одной стороны, и разную установку на устную и письменную речь — с другой, мы переходим к новому разделу науки — стилистике, которая гораздо больше развита в языкознании и требует еще своего специального психологического освещения.

Этот раздел психологии основных форм речевого общения выходит за пределы книги и требует специальных исследований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Три функции речи

1. Три функции речи В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции.Во–первых, речь – наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная

53. Виды речи

53. Виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или

Психопатология речи

§50. Культура речи

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

1. Техника речи

1. Техника речи Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.Рассмотрим роль каждого раздела.Дыхание Красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание.Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого

Развитие письменной речи у ребенка

Развитие письменной речи у ребенка Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти

Скрытые возможности устной речи

Скрытые возможности устной речи Швейцарский лингвист Ш. Балли в структуре любого высказывания выделял два основных элемента: диктум и модус. Диктум – это основное содержание, смысл высказывания, а модус – проявление отношения говорящего к содержанию. Ш. Балли указал,

Развитие речи

Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда

Эффективность устной речи

Эффективность устной речи Одну и ту же мысль можно обычно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать людям написанный текст, чтобы они познакомились с Вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. Как Вы думаете, в каком случае

1. Искусство и техника устной речи

1. Искусство и техника устной речи Качество речиЛекция может быть усвоена слушателями, особенно в массовой аудитории, только при том условии, если она хорошо произнесена. Действительно, нельзя не учитывать того, что воспринимать длинную речь на слух вообще нелегко. Тем

Темпоритм речи

Четыре способа мыслить в письменной форме

Четыре способа мыслить в письменной форме Одно из самых действенных средств, позволяющих умело распоряжаться временем, – это изложение своих мыслей на бумаге. Создать успешный бизнес – это все равно что построить дом. Мало представлять себе общий замысел. Необходимо

Сходства и различия между устной и письменной формами речи. Редактирование текстов документов. Характеристика правил официально-делового стиля. Главные принципы редактирования официальных документов. Рассмотрение общестилевых редакторских процедур.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.10.2016
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Особенности устной и письменной речи

речь деловой редакторский

Русский литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресата и восприятия. Устная речь является первичной, и для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте.

В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка - особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

Устная форма речи.

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Это устная речь, это то, что мы слышим, а слышим мы что-то около пятой части того, что сказано. Мы отбираем лишь те слова ("звукообразы"), которые нам понятны, близки или заинтересовали нас чем-то. Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены так поступать, поскольку в потоке речи слова текут друг за другом, и всякий образ рождается по принципу метонимии, по смежности, чисто логическим схватыванием соседнего и подверстыванием его под общую схему.

Письменная форма речи.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуковой речи). В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е.письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико - смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально - деловом и художественном стилях.

Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.

2. Редактирование текстов документов

Для документов официально-делового стиля комплекс мер, связанных с редактированием, имеет специфику, которая определяется рядом факторов.

Первым из них является чрезвычайная многожанровость функционального стиля, связанная с функциональной дифференциацией документов. Это, безусловно, сказывается на вариативности лингвистических средств, которые в них используются. Словом, редактирование юридических, например, документов может включать оценки и действия несколько отличные от решений и действий, имеющих место при редактировании деловых писем: перераспределяется частотность различных типов аспектов, параметров и ошибок, подлежащих корректировке в процессе редактирования. Опытные редакторы знают, какие ошибки и недостатки встречаются чаще в тех или иных видах документов.

Перенесение принципов и методов редактирования, используемых в журналистике и редакционно-издательском деле, связанном с выпуском художественной литературы, на тексты официально-деловых документов не решает всех проблем. Кроме неких общих процедур имеются такие аспекты редакторской деятельности, которые применимы только при подготовке документов официально-делового стиля.

Так, если к общестилевым редакторским процедурам можно отнести контроль за пунктуационно-орфографическим режимом (хотя это основная задача корректора), то в деловых текстах основной акцент смещается на содержательное редактирование и установление соответствия между содержательно-функциональными сторонами документа и его формой.

Редактирование текстов официально-делового стиля является сложной документационно-технологической процедурой, включающей четкую последовательность операций. Необходимо заметить, что в большинстве случаев процессы составления и редактирования являются одновременными и неразрывными.

Деловые письма, служебная переписка, информационные справочники, отчёты, инструкции, приказы и другие виды документации подчиняются правилам официально-делового стиля. В его основе лежит точное изложение информации, исключающее любые неясности или иное толкование. Если в официальных или служебных документах содержатся неточности и ошибки, то это осложняет коммуникативное взаимодействие между участниками и требует дополнительных разъяснений или уточнений. Некорректные сведения в документации могут нанести серьёзный вред репутации компании и подорвать её имидж, а в некоторых случаях причинить материальный ущерб для тех, кому предназначена информация. Поэтому деловая документация подлежит редактированию - проверке текстов на предмет опечаток, смысловых и грамматических ошибок с последующим устранением всех выявленных неточностей.

Редактирование текстов в официальных документах может носить стилистический характер, когда полностью сохраняется содержание текста и смысловой, при котором допускается внесение серьёзных изменений в оригинальные материалы. Если в первом случае от исполнителя требуется идеальная грамотность, то во втором - серьёзные познания в предметной области и владение специфической терминологией. Отличительная особенность документов официальной и деловой направленности проявляется в исключительных требования к текстовому содержанию. Точные определения, однозначная интерпретация оригинальных текстов, ясный смысл и лаконичное изложение материала - эти критерии являются основополагающими в работе редактора.

Главные принципы редактирования официальных документов:

- неизменность информации, содержащейся в официальных и служебных текстах.

- использование слов и выражений в точных значениях с однозначным смыслом.

- недопустимость совмещения делового и публицистического стиля.

- последовательное внесение изменений и сохранение целостности документа.

Если в обычных текстах и статьях частое повторение слов и выражений считается классической ошибкой стилистического характера, то с официальными документами всё обстоит иначе. Чаще всего специфические термины официально-делового стиля не имеют подходящих синонимов и поэтому не могут свободно меняться на другие слова (словосочетания). Ведь при этом происходит искажение смысла документа, что совершенно недопустимо. Поэтому в процессе редактирования служебных или официальных материалов приходится сохранять повторение слов в текстах, где преобладает специфическая терминология. При необходимости сохранения частых повторов, удобочитаемость оригинальных статей и легкость восприятия информации достигаются за счёт превращения длинных предложений в короткие, а также благодаря форматированию и структурированию текстов

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 1990

2. Введенская Л.А , Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001.

Читайте также: