Активные методы обучения математике доклад

Обновлено: 16.05.2024

Применение активных методов обучения на уроках математики.

Шатова Ольга Рудольфовна, учитель математики,

2. Основная часть.

Наше общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Математика играет огромную роль в формировании этих качеств.

Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

- интеллектуальное развитие учащихся : развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для полноценной жизни в современном обществе;

- воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в новых условиях;

- овладение математическими знаниями и умениями , необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культур ы, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Выделяют три уровня активности.

1)Активность воспроизведения характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

2)Активность интерпретации связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

3) Творческая активность предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию.

Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:

а) дискуссионные методы - дискуссия, мозговая атака;

б) игровые методы - дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры;

г) контригра - метод осознания коммуникативного поведения;

д) методы погружения;

е) методы тренировки чувственности.

Активные методы обучения в зависимости от этапа урока:

методы начала урока;

методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

методы презентации (объяснения) учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы подведения итогов.

Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

Учащиеся: Читают на слайде стихи.

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года :

Время – 20 минут

Подготовка : Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Применение данного метода на уроках изобразительного искусства позволяют формировать у ребенка целостное восприятия мира, а используя практический метод реализовывать задуманное на практике.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Кластер используется нами на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание : Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

-Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Проведение : Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего ОМ и метапредметных целей.

Необходимо отметить еще один важный момент. Начиная работать с активными методами, педагоги нередко увлекаются их внешней стороной.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия участников ОМ смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.

Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.

Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии.

Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать необходимых атмосферу подлинной увлечённости.

Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Ввиду этого в своей работе я применяю всевозможные командные соревнования такие как: математический бой. урок -взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие.

Урок - Математический КВН требует тщательной подготовки.

Первое, что я делаю, это определяю лидеров, которые смогут стать капитанами команд. Очень тщательно работаю, чтобы подготовить несколько учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН. Урок начинается моим вступительным словом, ставлю задачу, напоминаю порядок.

Конкурс "Разминка" это 5 минутная самостоятельная работа на листочках. Задания для них их "Обязательных результатов обучения". Выигрывают те команды, которые успели всё правильно решить и вовремя сдать листочки. Очень украшают конкурс песочные часы. Именно они привносят игровой элемент. К тому же всем видно, как "истекает" драгоценное время. Последующий устный счёт проходит в виде конкурса "Блицтурнир" - с заданиями типа: "Что бы это значило?" и "Найди ошибку".

Учащиеся сами находят или составляют задания для соперников по девизом: "Найти ошибку". Следующий конкурс "Домашнее задание". Помощники капитанов проверяют их во время "Разминки" и "Блицтурнира". Если все работы команды выполняли верно команда получает 5 баллов. За ошибки из общего количества баллы вычитаются.

Пользуются большим успехом конкурс капитанов. Я подбираю им интересные задания но теме, даю одинаковые карточки. Победителей признаётся капитан первым выполнивший задание правильно. Команды не только болеют за капитанов, но и помогают им: выполняют эти же задания и могут принести очки команде за оригинальное решение. В конце урока конкурс консультантов.

Каждый консультант получает карточки с заданием, выполняет его на доске и объясняют его решение учащимся. Задача команды соперников - "завалить" консультанта вопросами, ребята разыгрывают непонимание объяснённой задачи.

Консультант - победитель может принести команде 10 баллов 5 - за правильность и скорость решения и ещё и ещё 5- за отличное объяснение.

Подвожу итоги, поздравляю победителей, утешаю проигравших и отмечаю те задания, которые ребятам удаются, а также те, над которыми надо ещё поработать.

Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время матбоя - для победы своей команды. Мини матбой провожу как урок (на уроке - паре). Уровень задач подбираю соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даю полную самостоятельность учащимися. Сосредотачиваю внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.

Идея матбоя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.

Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.

Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование.

Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия. (Сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.)

Команду возглавляет капитан , он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. В жюри иногда приглашают старшеклассников, или же представителей обеих команд. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Задачи обычно занимательные, игровые.

Например: Известно, что дробь равна целому числу, где разные буквы обозначают цифры, а межу цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь? Или Одна кастрюля вдвое выше другой. зато вторая вдвое шире первой. к какую из них больше войдет воды? И другие.

В ходе работы жюри ведёт протокол.

Обычно такие уроки при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь. приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями.

Групповые занятия применяю, в основном, при формировании умений и навыков. Такой урок провожу уроком-блоком, обязательно спаренные уроки. Один раз при прохождении темы. Дети очень любят эти уроки. Работают все и охотно. Конструкция урока - деловая игра.

Дети разбиваются в экипажи, в каждом из них назначается командир, штурман, и 3 лётчика. Чётко ставлю задачу: что должны учащиеся изучить, какие конкретно получить навыки умения. Затем члены экипажа работают в группах, командир выставляет опенки в заранее подготовленные ведомости.

По условию игры дети должны подтвердить полученные оценки. Выкладываю жетоны и предлагаю ребятам положиться на случай. Если вытаскивается жетон со словом "все" это означает, что весь экипаж получает новое задание 5 различных карточек и решают у доски. Жетон "выбор" означает, что учитель выбирает одного члена экипажа и проверяет его знаки. Если выпадает "делегат", тогда команда делегирует одного члена экипажа для защиты своих оценок. И. конечно, самое желанное для детей это вытащить жетон "доверие". В этом случае группа освобождается от защиты. И я выставляю оценки из ведомости в журнал. Для того, чтобы паузы во время защиты оценок были заполнены, предлагаю ребятам математическое лото, всё по этой теме.

Два-три раза в год провожу уроки - консультации: цель которых. - научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с повои темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Однако, учащиеся часто на представляют себе, какие вопросы они могут задать: ведь большинство из них приучены к репродуктивной деятельности, т.е. к "самостоятельному" решению задач, аналогично только что разобранным. Поэтому, в самом начале проведения уроков-консультаций помогаю формировать вопросы. Накануне такого урока ученики получают задание - подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. А в ходе изучения темы я постоянно побуждаю учащихся к поиску и отбору наиболее интересных задач. Постепенно учащиеся привыкают отыскивать вопросы и задачи, используя не только учебник, но и другую литературу. К каждому такому уроку учащиеся готовят кар 1 очки с вопросами и задачами.

Старшеклассники иной раз включают в карточки столько задач и вопросов, что разобрать их все на одном уроки невозможно. Тогда стараюсь объединить родственные задачи в 5-6 групп так, чтобы при решении одной из них можно было наметить пути решения остальных задач этой группы. Каждый урок, на котором звучат интересные, трудные вопросы учащихся выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном отношении.

Что дает урок-консультация?

Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе.

Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой.

Узнают лучше учащихся, вижу динамику их прохождения, вовремя могут поддержать тех. кто затрудняется, выявляю наиболее любознательных и пассивных.

Учащиеся имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи.

У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но. к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане.

Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.

Урок - бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления.

Приведу пример задачи, которая имеет девять решений.

  • по теореме синусов:
  • по теореме косинусов;
  • по теореме Птолемея;
  • методом площадей;
  • методом геометрически преобразований;
  • методом координат;
  • векторное решение:
  • чисто геометрическое (описать около квадрата квадрат со стороной а+в)
  • методом комплексных чисел. 8 решений были рассмотрены в классе, а девятое оставлено для факультативных занятий.

Сравнение различных решений одной задачи очень поучительно. Стараюсь накапливать такие решения, подключаю к этой работе учащихся.

В процессе обучения оценка играет немалую роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течении урока сложно.

При изучении каждой темы провожу уроки разноуровневого обучения. Задания на дом и для работы в классе даю дифференцированные: "обязательный минимум" на "3". "4" и "5".

Упражнения, соответствующие уровню обязательных результатов обучения - на "3".

Упражнения более сложные на "4".

Упражнения повышенной сложности на "5".

Такая организация позволяет каждому ученику на одном уроке получить две оценки - за домашнюю работу и за классную. Оценка зависит от объёма и качества выполненной работы. Объём работы ученик выбирает для себя сам в соответствии со своими желаниями и возможностями. Обычно такое занятие я провожу на сдвоенных уроках, распределяя время урока примерно так
1 -ый урок. Повторение и проверка домашнего задания - (20-25 минут). Предварительное выставление заявленных оценок в ведомость. Проверка домашнего задания - решение у доски. Повторение старого и текущего материала.

Задание проверяем очень тщательно сначала те. которые на "4" и "5". затем на "3". Выставляем оценки.

Второй этап (20-25 минут) изучение нового объясняю новую тему, решаем несколько типичных примеров.

На втором уроке отвожу 5-10 минут на повторение изученного. Затем весь урок идёт закрепление знаний, проведение консультаций контролирование знаний.

В процессе работы проверяю ответы, ход решения, консультируя я отмечаю правильно выполнение номера и к концу урока уже известен уровень знаний каждого ученика.

Выставление оценок начинаю за 10-15 минут до конца урока. Я или утверждаю заявленную опенку либо снижаю её. бывают и повышения заявленной оценки. Одновременно утверждаю и оценки за домашнее задание. Замечу, что удобно для проверки, чтобы учащиеся чётко нумеровали примеры и выделяли ответы; а у учителя были записаны все ответы. Тогда работа идёт быстро.

Таким образом, на уроке происходит ЗАЧЁТ по пройденному материалу и у меня создаётся чёткое представление о работоспособности, настроении и полученных знаниях каждою ученика, И ученики вынуждены внимательно слушать объяснения учителя, гак как по окончании работы их знания будут оценены.

Зачётным работам я посещаю и отдельные уроки, по изученной теме. Задания обязательно разноуровневые (обязательная часть, дополнительная часть) все разных вариантов. В отличии от контрольной работы двоек не ставлю. За слабую работу ученик пол\час1 "незачет" даю дополнительные тренировочные задания, до тех пор пока тема не будет усвоена.

Первые уроки геометрии. Пожалуй это самое грудное для детей из всего курса математики. Детей удручает необходимость из вполне понятных факторов путём абсолютно непонятных умозаключений делать совершенно очевидный вывод. Они теряются в нагромождении аксиом и теорем. Прежде всего я стараюсь снять с ребячий арах. Нагрузку на первых уроках беру на себя. Работаю методом "погружения" т.е. изучаем геометрию на всех уроках математики, пока не изучим всю тему. Это позволяет сконцентрировать усилия ребят на выработку умения доказательства теорем и решения задач. Веду строгий учёт знаний и их оценки. Сначала провожу письменный опрос (минут 10-15 урока), затем блиц-опрос, зачёты, самостоятельные и контрольные работы. На всех видах кроме "контрольной работы" учащиеся могут изменить оценку. Так как в начале я их выставляю в свою тетрадь. Очень часто провожу устные турниры решения задач. Их условия очень часто, зачастую только цветом и обозначениями на чертеже, фиксируются на доске. Дети довольно активно и быстро решают их.

За 3-5 минут решается 5-10 задач. Например таких:

Создание положительных эмоций у школьников - мощный инструмент их обучения и воспитания. На первых уроках геометрии семиклассники знакомятся с различными простейшими фигурами, их отношениями, появляется новая терминология. Которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаю также задания типа:

Варианты описанные разные. Дана прямая а. Её можно назвать АВ. ВС. или АС. Даны шесть точек: A.B.C.D.E. Точки Е и В лежат по разные стороны от прямой а и т.д.

В описании рисунка по очереди вовлекаются все учащиеся класса.

Такие упражнения развивают математическую речь учащихся. В качестве домашнего задания предлагаю детям самим придумать рисунок, а затем его описать.

Одним из труднейших методов доказательства, с которыми ученики встречаются при изучении геометрии -доказательство методом от противного творческое. Учащиеся получают задание: проиллюстрировать применение доказательства методом от противного на примерах из жизни, художественной литературы, из различных школьных учебников. Бывали очень неординарные примеры из курса биологии, физики, литературы и жизни.

Признаки равенства треугольников - основной рабочий аппарат для дальнейшего изучения геометрии и решения задач. Следовательно, необходимо, чтобы знания учащихся по этой теме были глубокими, прочными, осознанными. С этой целью по окончании изучения всех трех признаков равенства треугольников даю следующее творческое домашнее задание: составить и решить задачу на примере определений и теорем темы "Равенство треугольников".

Самостоятельно составленная и решённая задача запоминается прочнее, чем просто решённая. Задания ученики выполняют по-разному . Группа учащихся составила задачу с переопределённым условием. Слабые ученики ограничились лишь тем. что в условии ранее решённой задачи меняли обозначения. Некоторые ребята составили интересные задачи, но выбрали нерациональные способы решения. Ну а у нескольких учащихся были оригинальные задачи и рациональные способы их решений. Эти задачи решались на последующих уроках всем классом. Решение задач, автором, которых были сами ребята вызвали живой интерес.

В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеют дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично.

Игра через сказку для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. При закреплении материала можно взять структуру сказки про Ивана-царевича и Елену прекрасную, которую похитил злой Кощей. На выручку царевны отправляются три брата с воинами (т.е. капитан и команда). Препятствиями служат не решённые уравнения или неупрощённые выражения, задачи и т.д. исходя из темы. Выдвигаю обычно столько препятствий, сколько воинов у Ивана-царевича. Последнее - для капитанов. Ведётся учёт очков, определяем победителя. Ему-то и достаётся Елена прекрасная.

Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Чего только ни насочиняли мои ребята это и путешествия в страну Геометрию. и бал геометрических фигур, и стихотворения о раскрытии скобок.

Неизменным успехом пользуется у школьников конкурс "Художников", который провожу при изучении координат плоскости. По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др.. что неизменно приводит их в восхищение.

Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.

Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Стараюсь, чтобы дети не только активно занимались учёбой. Но и чувствовали себя уверенно и комфортно. При подведении уроков не только я даю оценку деятельности своих учеников, но и им предлагаю оценить мою работу, положив мне красный, жёлтый или синий кружок. В основном дети великодушны и щедры. Но бывает, что "синеет" моя корзинка. Значить нужно снова думать, искать, учиться. Учиться у них - моих учеников.

Читайте также: