Доклад на тему содержательная педагогическая оценка учебной деятельности учащихся и ее результатов

Обновлено: 30.06.2024

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);




– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);

– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль – выявление уровня сформированности речевых Н и У, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приёмов и способов обучения.

Самоконтроль – это постоянная установка учащегося на сличение (сравнение) результатов своей деятельности с заданной программой (эталоном).

Взаимоконтроль – вид контроля, направленный на взаимную проверку и оценку качества выполнения того или иного задания, которое предусматривает формирование Н или развитие У.

2) самоконтроль = 2 формы: 1) непроизвольная (неосознанная, подсознательная деятельность); 2) произвольная (связана с осознанностью, произвольностью внимания).

Если учащийся сумел включить изученную единицу в высказывание, значит у него сформировался Н самоконтроля, т.е. самоконтроль и формирование Н и У взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функции контроля:

1) обучающая (способствует повторению и закреплению пройденного материала – совершенствование Н и У);

2) диагностическая (определяет уровень владения языком в соответствии с программой);

3) корректирующая (выявление степени овладения с целью улучшения, совершенствования);

4) оценочная (позволяет вынести суждения о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающегося);

5) управляющая (обеспечивает управление процессом овладения языком);

6) стимулирующая (создаёт положительную мотивацию к обучении, проведение или ожидание контроля стимулирует деятельность учащихся);

Виды контроля:

Формы контроля:

1) устный (ролевая игра, рассказ на тему, описание картинки, беседа на тему) и письменный (тесты, реферат, аннотации, письмо другу);

2) беспереводной – одноязычный (вопросно-ответный, цифровое кодирование, тесты, ситуации) и переводной – двуязычный (перевод на РЯ, передача содержания на РЯ);

3) групповой, парный, индивидуальный, фронтальный;

4) открытый, закрытый;

5) самоконтроль, взаимоконтроль.

Выбор формы контроля с точки зрения использования РЯ зависит от цели контроля (проверки точности и глубины, полноты понимания основного содержания), от V и информативной насыщенности текста, от степени подготовленности учащихся и т.д..

Объекты контроля: речевые навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Способы и приёмы контроля:

1) традиционный (учитель): вербальный, невербальный, вопросно-ответный, ролевая игра, пересказы;

2) тестовый, выборочный, конструирующий, сопоставительный;

3) самоконтроль: программирование, традиционный;

4) взаимоконтроль: круглый стол, парный, групповой.

Требования к контролю:

1) регулярность проверки. Позволяет избегать случайности в выборе объектов контроля, обеспечивает равномерность проверки.

2) дифференцированный подход – в зависимости от учащегося.

3) всесторонность проверки – владение всеми ВРД.

5) соблюдение воспитательного воздействия оценки: средство воспитания учащихся, влияния на мотивационно-побудительную базу.

Конечным звеном всей системы контроля является внесение коррекции в обучающую деятельность. Коррекция состоит не только в исправлении ошибок, но и в организации дополнительной тренировки в выполнении действий с единицами языка (речи). Под проверкой и оценкой ЗУНов понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Оценка – процесс деятельности оценивания уровня сформированности Н и У. Отметка – результат этой деятельности. ЗУНы оцениваются не только с целью наметить пути их совершенствования, углубления, активного включения шк–в в творческую деят–ть, но также и для поощрения и побуждения, иногда и для принуждения к учению.

Оценка и отметка способствуют усилению чувства ответственности, создают мотивационную основу, влияют на общественное положение детей. В то же время, оценки и отметки не должны порождать у учащихся чувство страха.

Функции тестов: 1) контролирующая; 2) обучающая.

Современный тест – 3 основных компонента:

1) тестовое задание. Вопрос, на который необходимо дать ответ.

2) эталон ответа (образец последовательного и правильного выполнения тестового задания).

5 уровней тестовых заданий:

1. самый низкий – рецептивный. Задания на узнавание, распознавание различных понятий.

2. репродуктивный. Задания по воспроизведению объектов обучения на уровне памяти.

3. репродуктивно-продуктивный. Задания на понимание и преобразование (выбери слова и заполни пропуски).

4. продуктивный. Применение изученного материала в знакомой ситуации.

5. продуктивно-творческий. Применение З в нестандартной ситуации.

Виды тестов: * закрытые (задания на множественный выбор), * да/нет тесты, * открытые (самостоятельная продукция речевого высказывания), * на перефразирование, * на синонимы/антонимы, * на установление соответствий, * на перенос информации, * на заполнение пропусков, * с переводом, * на завершение, догадку, * на исправление ошибок…

Требования к тестам: 1) объективность; 2) валидность (адекватность проверки тому, что нужно проверять); 3) надёжность (у всех учащихся, правильно выполнивших тест, должны быть одинаковые ответы); 4) нормативность (критерии оценки должны быть однозначны).

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Мурманский Государственный педагогический университет

студент IV курса

ФМФ физическое отделение

План

Педагогическая оценка от пед. контроля

Функции педагогической оценки.

Формы педагогической оценки и её роль.

Задачи педагогической оценки

Ошибки при педагогической оценке

Педагогическая оценка от пед. контроля

Сама педагогическая оценка деятельности учащегося получается в результате педагогического контроля, причем необходимо, конечно же, что бы он был систематичеким. Так вот виды педагогического контроля бывают различными:

- тематический - глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы);

- фронтально - обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;

- сравнительно - параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

- персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

- классно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;

- предметно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;

- комплексно - обобщающий - всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся в конкретном классе на начальной, основной или полной средней ступени школы;

- оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;

- формирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;

- итоговый - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения.

Функции педагогической оценки.

Педагогическая оценка выполняет две важнейшие функции: соотнесения и мотивации. В своей первой функции педагогическая оценка выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которых добился тот или иной школьник в своей учебной деятельности. Мотивационная функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в самооценке ребенка, уровне его притязаний, в поведении, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками образовательного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности школьника.

Формы педагогической оценки и её роль.

В числе средств педагогического воздействия на детей одним из очень важных является оценка.

Педагогическая оценка является таким образом главным регулятором поведения и деятельности ребенка.

Повышенная зависимость самочувствия детей, их психического тонуса и работоспособности от внешних условий, предъявляет к оценочной деятельности учителя особые требования. В классах в течение первых лет обучения учитель не пользуется отметкой как формой учета текущей успеваемости детей. В его руках остается только содержательная оценка учебной работы школьников.

Учитель должен постоянно учитывать, какое воздействие она оказывает на учащегося, какими путями влияет на учебную работу, на формирование личности.

Существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка, его настроением, продуктивностью его деятельности. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода повторяются, то естественно повторяются и вызываемые ими чувства. На фоне хорошего эмоционального состояния, обусловленного преимущественно положительными оценками создается благоприятная почва для формирования познавательных мотивов учения, развития трудолюбия.

Положительные эмоции являются на первых порах учения главным стимулом для новых усилий, закладывается основа трудолюбия, "надо" превращается в "хочу". Иная картина наблюдается, если берет верх отрицательная оценка, она вызывает чувство неудовлетворенности, неуспеха, неудачи, дети теряют надежду на успех, к их и без того слабым возможностям присоединяется неуверенность в себе. Это тормоз на пути к знаниям. Дети, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своими наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается полным отключением ребенка из учебной работы, формированием робости, скрытности, пассивности.

Оценочное воздействие педагога - это не уединенный акт, скрытый от глаз детей. Педагогическая оценка в начальной школе выступает одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей, важным фактором, определяющим место личности в коллективе.

Сам процесс оценивания предполагает соблюдение ряда эмпирических правил.

1. Безусловная объективность оценки. Следует помнить, что все учащиеся, независимо от возраста и положения, болезненней всего воспринимают необъективность оценки их труда.

2. Учет личности, ее возможностей, т.е. индивидуальный подход.

3. Оценка одного и того же качества должна носить разный характер в зависимости от того, кому она предназначена: ученику, родителям, самому учителю.

4. Оценка, затрагивающая личностные качества, не должна даваться публично.

5. Разъясняйте свой подход к оцениванию ученика, обосновывайте правильность выставления отметок.

6. Осуществляйте оценивание систематически, чтобы участники педагогического процесса были постоянно информированы о своих успехах.

7. Любое сомнение трактуйте в пользу ученика.

8. Помните о стимулирующей функции оценивания. Старайтесь увидеть позитивные изменения в поведении школьника, его знаниях, умениях. Поддержите, закрепите их, сделайте оценивание действенным.

9. Помните, что оценивание имеет двойную направленность: одна его сторона направлена на учеников, а вторая - на учителей. Мастерство оценивания является одним из ведущих критериев профессионального мастерства педагогов.

Педагоги постоянно ощущают противоречие требований, стремясь удовлетворить им обоим, невольно нарушают то требование объективности, то требование справедливости. Дети тонко улавливают непоследовательность в оценках учителя и часто считают себя обиженными, оцененными несправедливо.

Такого побочного эффекта следует избегать. Основанием оценки является критерий относительной успешности: оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Учитываются реальные учебные возможности ребенка, конкретный уровень его достижений и та мера старательности, настойчивости, которая была вложена в достижение оцениваемого результата.

Задачи педагогической оценки

Наиважнейшей задачей является воспитание положительного отношения к учебе. У педагогической оценки - главная функция стимулирующая.

Второй наиболее важной задачей обучения является формирование у детей основных компонентов учебной деятельности, осознанного отношения их к учению.

Педагогическая оценка доносит требования учителя до учеников, делает возможным усвоение этих требований, что в конечном итоге и является главной целью обучения. Требование взрослых становится лишь тогда надежным регулятором поведения ребенка, когда они пре вращаются в саморегуляторы (требования к самому себе).

Для учителей должно являться законом правило: прежде, чем перейти к оценке результатов учебной деятельности, необходимо научить детей учиться. " Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей. "Этими словами Паскаль как нельзя лучше отразил главную человеческую потребность - потребность в уважении, в признании достоинств личности. Эта потребность - один из главных стимулов в любой работе. Наиболее эффективной для совершенствования деятельности учащегося является положительная оценочная стимуляция (согласие, одобрение, ободрение).

Для начального этапа обучения целесообразной является дифференциация требований с учетом уровня школьной подготовки учеников. Отражая соотношение между тем, что ученик достиг, уже знает и умеет, и тем, что от него вправе ожидать педагог с учетом его реальной подготовленности и развития, оценка тем самым будет эквивалентна труду, который вложил ученик в достижение учебного результата, и будет стимулировать его к новым трудовым усилиям.

Дифференцированное требование - это очень тонкая и ответственная педагогическая задача и решить ее можно лишь на основе глубокого знания ребенка. Надо помнить, что чрезвычайно вредным для развития личности явится как занижение требований, так и завышение их.

Применительно к тем сферам деятельности, в которых учащийся обнаруживает лучшую подготовку, следует выдвигать такие требования, чтобы их выполнение было сопряжено с известным напряжением сил, чтобы каждая похвала, одобрение учителя были вознаграждением за труд.

Дифференциация требований достигается двумя основными способами. Один из них - специальный подбор учебного материала в соответствии с учебными возможностями, уровнем подготовки ученика. Другой способ - специальное планирование и систематическое использование в работе различных форм помощи детям при выполнении единых для всех заданий.

Наряду с дифференциацией требований важным условием реализации стимулирующей функции оценки является определенная направленность самой оценочной деятельности, которую можно охарактеризовать, как опора в оценке на положительное.

Критерий относительной успешности, который берется за основу в педагогике, принципиально меняет сам характер оценочной деятельности педагога. Норма и эталон здесь являются лишь ориентиром, целью, к которой надо вести ученика, а основанием оценки становятся те изменения, которые произошли к данному моменту. Именно продвижение вперед и является предметом оценки.

Ситуация успеха становится в этом случае обязательным спутником учения, делает это учение "победным", превращает учебную деятельность детей в фактор эффективной педагогической терапии - фактор, который культивирует у ребенка преимущественно положительные эмоции, сглаживает эмоциональную неуравновешенность, способствует формированию настойчивости, целеустремленности. Богатые возможности создания "ситуации успеха" для детей заключены и во внеурочной деятельности. Наблюдения показывают, что трудные дети вялы и безразличны на уроках, зато на перемене, после уроков проявляют кипучую деятельность, настойчивость, обнаруживают значительные успехи в каком-либо виде творческих занятий.

Оценивая работу ученика, следует выделять моменты: получение задания (внимание ребенка, понимание задания, спрашивание разъяснений); начальный момент работы (инициатива, отсутствие пассивного отношения к необходимости во внешних понуканиях к работе); способ работать (предварительная общая ориентировка в работе, сознание цели и увлечение ею, самоконтроль и сознание ошибок); отношение к работе (серьезное, спокойное, без излишней поспешности и нервозности); отношение к результатам (проверка, упорство в преодолении трудностей, стремление к наилучшему результату).

Очень важно, чтобы перечисленные характеристики деятельности были предметом внимания учителя как при выполнении школьниками конкретных учебных задач, так и собственно при восприятии ими учебной информации - как на слух (важно, чтобы ученики умели слушать и слышать), так и визуально (при рассматривании иллюстраций к учебным текстам, при работе с самим текстом).

Чрезвычайно важным аспектом оценочной деятельности учителя является специальное внимание к такой характеристике деятельности, как ее целенаправленность. Формированию у детей осознанного отношения к учению должна служить и систематическая работа педагога над усвоением детьми критериев оценки. Чтобы требования учителя были понятны и приняты учеником (без последнего ни одно педагогическое воздействие не достигает ожидаемого эффекта) учитель должен доводить эти требования до понимания школьников. Оценочные суждения учителя должны быть обязательно содержательными, мотивированными, должно быть четко указано, что ученику удается, что получается хорошо, а в чем его ошибки, как их преодолеть. Понимание учеником критериев оценки, сознательного ее восприятия позволяют включить в оценочную деятельность самих учащихся.

Ошибки при педагогической оценке

Очень важно чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок. педагогической оценки в школьном мониторинге. . С.Е. Шишов, В.А. Кальней в своей работе " Мониторинг качества образования в школе" приводит примеры таких ошибок:

« К основным типичным субъективным ошибкам оценивания относятся ошибки великодушия, центральной тенденции, ореолам т.д.

Оценка " великодушия" проявляется в вынесении учителями завышенных оценок. Крайней и извращенной формой " великодушия" в оценках школьников явилась процентомания.

Ошибка " центральной тенденции" проявляются у учителей в стремлении избежать крайних оценок. Например, не ставить двоек и пятерок.

Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью учителей и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное.

Ошибки "контраста" других людей состоит в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.

Ошибка" близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Педагогическая оценка: роль и основные функции в коррекционно-развивающем обучении".

Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением учащихся. Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.

Место оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.

Школьники уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение или замечание. Положительная отметка в дневнике и в классном журнале – огромный стимул, побуждающий ученика стараться больше работать на последующих уроках. Отметка на уроке должна иметь эмоционально-положительное направление и стимулирующий характер, побуждая ребенка к активной деятельности.

В официальной педагогике считается, что на оценку не должны влиять настроение учителя, личная симпатия к ученику или антипатия.

Исследования показали, что объективность выставляемых отметок зависит от мастерства учителя, т.к. опытные учителя имеют в своем арсенале много методических приемов и средств и способны учитывать большое количество факторов (критериев) при оценке.

Итак, отметка, являясь частным случаем оценки, несет на себе в учебно-воспитательном процессе все ее функции:

- Стимулирующую

- Ориентирующую

- Контролирующую

- Прогностическую

- Мотивационную

- Воспитывающую

Повышенная зависимость самочувствия детей, их психического тонуса и работоспособности от внешних условий, характеризующая детей нашей школы предъявляет к оценочной деятельности учителя коррекционных школ особые требования. В коррекционных классах в течение первых лет обучения учитель не пользуется отметкой как формой учета текущей успеваемости детей. В его руках остается только содержательная оценка учебной работы школьников. Учитель должен постоянно учитывать, какое воздействие она оказывает на учащегося, какими путями влияет на учебную работу, на формирование личности.

Существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка, его настроением, продуктивностью его деятельности. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода повторяются, то естественно повторяются и вызываемые ими чувства. На фоне хорошего эмоционального состояния, обусловленного, преимущественно положительными оценками создается благоприятная почва для формирования познавательных мотивов учения, развития трудолюбия.

Положительные эмоции являются на первых порах учения главным стимулом для новых усилий, закладывается основа трудолюбия, "надо" превращается в "хочу". Иная картина наблюдается, если берет верх отрицательная оценка, она вызывает чувство неудовлетворенности, неуспеха, неудачи, дети теряют надежду на успех, к их и без того слабым возможностям присоединяется неуверенность в себе. Это тормоз на пути к знаниям. Дети, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается полным отключением ребенка из учебной работы, формированием робости, скрытности, пассивности.

Оценочное воздействие педагога - это не уединенный акт, скрытый и от глаз детей. Педагогическая оценка в начальной школе выступает одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей, важным фактором, определяющим место личности в коллективе.

К педагогической оценке предъявляют обычно два основных требования:

- требование объективности - оценка должна показывать соотношение между реально достигнутыми результатами и теми, которых требовалось достичь согласно программе;

- требование справедливости - оценка должна учитывать вложенный учеником труд.

Педагоги постоянно ощущают противоречие требований, стремясь удовлетворить им обоим, невольно нарушают то требование объективности, то требование справедливости. Дети тонко улавливают непоследовательность в оценках учителя и часто считают себя обиженными, оцененными несправедливо.

Такого побочного эффекта следует избегать, и особенно, в коррекционных классах, где учащиеся характеризуются повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, болезненному реагированию на несправедливость. Основанием оценки является критерий относительной успешности: оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Учитываются реальные учебные возможности ребенка, конкретный уровень его достижений и та мера старательности, настойчивости, которая была вложена в достижение оцениваемого результата.

В коррекционных школах наиважнейшей задачей является воспитание положительного отношения к учебе. У педагогической оценки - главная функция стимулирующая.

Второй наиболее важной задачей обучения является формирование у детей основных компонентов учебной деятельности, осознанного отношения их к учению.

Для учителей должно являться законом правило: прежде, чем перейти к оценке результатов учебной деятельности, необходимо научить детей учиться. " Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей. "Этими словами Паскаль как нельзя лучше отразил главную человеческую потребность - потребность в уважении, в признании достоинств личности. Эта потребность - один из главных стимулов в любой работе. Наиболее эффективной для совершенствования деятельности учащегося является положительная оценочная стимуляция (согласие, одобрение, ободрение).

Для начального этапа обучения целесообразной является дифференциация требований с учетом уровня школьной подготовки учеников. Отражая соотношение между тем, что ученик достиг, уже знает и умеет, и тем, что от него вправе ожидать педагог с учетом его реальной подготовленности и развития, оценка тем самым будет эквивалентна труду, который вложил ученик в достижение учебного результата, и будет стимулировать его к новым трудовым усилиям.

Дифференцированное требование - это очень тонкая и ответственная педагогическая задача и решить ее можно лишь на основе глубокого знания ребенка. Надо помнить, что чрезвычайно вредным для развития личности явится как занижение требований, так и завышение их.

Дифференциация требований достигается двумя основными способами. Один из них - специальный подбор учебного материала в соответствии с учебными возможностями, уровнем подготовки ученика. Другой способ - специальное планирование и систематическое использование в работе различных форм помощи детям при выполнении единых для всех заданий.

Критерий относительной успешности, который берется за основу в системе коррекционной педагогики, принципиально меняет сам характер оценочной деятельности педагога. Норма и эталон здесь являются лишь ориентиром, целью, к которой надо вести ученика, а основанием оценки становятся те изменения, которые произошли к данному моменту. Именно продвижение вперед и является предметом оценки.

Чрезвычайно важным аспектом оценочной деятельности учителя является специальное внимание к такой характеристике деятельности, как ее целенаправленность. Формированию у детей осознанного отношения к учению должна служить и систематическая работа педагога над усвоением детьми критериев оценки. Чтобы требования учителя были понятны и приняты учеником (без последнего ни одно педагогическое воздействие не достигает ожидаемого эффекта) учитель должен доводить эти требования до понимания школьников. Оценочные суждения учителя должны быть обязательно содержательными, мотивированными, должно быть четко указано, что ученику удается, что получается хорошо, а в чем его ошибки, как их преодолеть. Понимание учеником критериев оценки, сознательного ее восприятия позволяют включить в оценочную деятельность даже самих учащихся.

Читайте также: