Доклад на тему сестринское дело в пмсп

Обновлено: 02.07.2024

1. Белялова М.А., Борисов Ю.Ю., Ананич В.А. Менеджмент в педагогике: инновационность и перспективность современных образовательных систем // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4. – С. 50-52.

2. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Компетентностный подход к подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - № 4. -С. 53-56.

3. Борисов Ю.Ю., Беркун А.В.Инновационные технологии обучения в системе подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 56-58.

4. Борисов Ю.Ю. Рейтинговая оценка качества практической подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4 – С. 64-67.

5. Глыбочко В.В. Непрерывное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. - 2014. № 1. - С. 5-7.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело квалификация (степень) бакалавр // Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 57.

8. European Qualifications Framae work for Lifelong Learning. - European Commission. Education and Culture. - 2008.

Перспективы развития здравоохранения в России напрямую зависят от качества подготовки медицинских кадров всех уровней [1,3,5,6]. Содержание работы и выполняемые медицинскими сестрами функции во многом определяются меняющимся характером в период реформ потребностей общества, частью которого они являются. Наряду с меняющимися социальными структурами изменяется и характер требований, предъявляемых к медико-санитарному персоналу, которому приходится заниматься решением своих задач в новых социальных условиях. При этом специфика последних далеко не всегда вписывается в рамки той помощи или поддержки, содержанию которой традиционно обучались медицинские работники. Преследуя цель эффективного решения упомянутого круга вопросов силами профессиональных работников в области сестринского дела, акушерства и медико-социальной деятельности, очевидным представляется создание соответствующих возможностей для реализации программ укрепления здоровья, профилактики и оказания поддержки при организации медико-санитарной помощи [6].

Если мы обратимся к странам Западной Европы, то можно отметить, что бригады медицинских сестер, акушеров и работников медико-социальной сферы, деятельность которых хорошо координируется, представляют собой сформировавшийся и признанный коллектив первого контакта с системой медобслуживания [8]. Надо отметить, что в странах Европейского региона работает более двух третей сестринского персонала мира. За последние несколько лет отмечаются постоянные увеличения доли медико-санитарного персонала по сравнению с общей численностью населения.

Сестринское и акушерское обслуживание, наряду с медико-социальной деятельностью, следует рассматривать в качестве компонентов медико-санитар-ной помощи, которая очень чутко реагирует на изменения характера потребностей общества. Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособных всех возрастных групп. Надо понимать и дифференцировать, что сестринское дело обеспечивает профессиональный уход за пациентом, направленный на решение проблем здоровья с учетом его индивидуальности.

Согласно современными международным представлениям о сестринском деле в основе любой деятельности сестры (уход, профилактика и др.) лежит сестринский процесс. Он обеспечивает систематическое представление надлежащей индивидуальной и качественной помощи пациентам. Пациент и его семья должны принимать самое активное участие в процессе определения того, каким медицинским потребностям следует уделить внимание. Это будет содействовать приверженности пациента усилиям, по достижению поставленных целей и будет гарантировать его сотрудничество в этой области. Когда планирование сестринской помощи осуществляется в сотрудничестве с пациентом и его семьёй, повышаются шансы постановки реалистичных целей и достижения успешного клинического исхода для пациента.

Все эти вопросы должны изучаться в рамках базового и непрерывного обучения. Более серьезного внимания заслуживает вопрос подготовки на начальном уровне получения специально образования сестринского персонала общего профиля, деятельность которого должна подкрепляться немногочисленным по своему составу, но чрезвычайно важным по своему значению контингентом специалистов сестринского дела по консультированию, проведению научных исследований и практическим аспектам оказания помощи. наряду с другими категориями медицинского персонала, медсестры, акушеры и работники медико-социальной сферы должны иметь представление о концепциях первичной медико-санитарной помощи, разъяснение которых должно проводиться как в процессе их обучения, так и в период трудовой деятельности. При этом главный упор необходимо сделать на развитие навыков общения, необходимых для взаимодействия с другими категориями медицинских работников и представителями других служб в социальной сфере.

Медицинская сестра, осуществляющая уход за больными, должна обязательно обладать достаточной образованностью, высоким профессионализмом, глубокими знаниями отнюдь не простых особенностей сестринского дела. Центральное место должно отводиться вопросам проведения обзора научных исследований и анализа функций и задач сестринского персонала. Необходимо обратить внимание на расширение возможностей не только в деле развития навыков по уходу за пациентами, но и в вопросах планирования и управления. В конечном итоге должна прослеживаться цель более эффективного распределения и повышения качества работы сестринского персонала.

Решение этих задач должно быть заложено в реформировании системы подготовки сестринских кадров нового типа. Для этого в соответствии с новым законом об охране здоровья граждан РФ внедрены ФГОС третьего поколения, охватывающие все направления и уровни медицинского образования. Особого внимания заслуживает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 57 [7]. Подготовленные по этому стандарту специалисты призваны перевести на качественно новый, более высокий уровень оказания сестринской помощи в системе первичной медико-социальной помощи с использованием принципов сестринского процесса [2,3,4].

Осуществляемые в здравоохранении РФ глубокие экономические и социальные преобразования диктуют необходимость реформы подготовки медицинских кадров, в том числе и медицинских сестер. Основной принцип реформы заключается во введении многоуровневой подготовки, что дает возможность более полной и конкретной подготовки специалистов для практического здравоохранения. Однако подготовить специалиста - это еще не все, очень важно, чтобы его не отторгла существующая система практического здравоохранения. Как заинтересовать медицинскую сестру, чтобы она работала по-иному? Материальный стимул, конечно, важен, но еще более важен стимул духовный. В настоящее время медицинская сестра просто выполняет поручения и распоряжения врача, она ни о чем не думает (что ей сказали, то и делает), не принимает самостоятельных решений, роль ее принижена. Выход есть: надо обучать медицинских сестер так, чтобы они на основе повышенного и углубленного уровня среднего и высшего профессионального образования в форме бакалавриата почувствовали себя настоящими профессионалами. Дело не только в умении выполнять какие-либо манипуляции. Она должна по-другому себя ощущать как партнер врача. Современные врачи хотят видеть в сестре не манипулятора, для которого больной является безликим объектом, а думающего профессионала, умеющего принимать решения в рамках своей компетенции, партнера.

В ряде ведущих лечебных учреждениях начат эксперимент по внедрению современной концепции сестринского дела в практическое здравоохранение, которые имеют целью:

  • повысить качество ухода за больными;
  • поднять престиж медицинских сестер;
  • сделать медсестру самостоятельным работником, партнером врача и помощником пациента.

Возникающие в этой связи проблемы и возможные пути их решения можно изложить следующим образом.

В силу различных причин возможности медицинских сестер на всех уровнях по определению объема и содержания проводимой ими работы были ограничены. Представляется необходимым расширить объем знаний, необходимых для работы на коммуникативном уровне.

Необходимо повсеместно вводить систему непрерывного обучения практикующих медицинских сестер, что позволит учитывать их в последующей деятельности новые современные подходы к вопросам медицинского обслуживания, в том числе и в вопросах первичной медико-социальной помощи.

Изменить (пересмотреть) существующую штатную структуру среди медицинских сестер с включением новых номенклатурных должностей в лечебно-профилактических учреждениях и снизить нагрузку на медсестер.

Следует создать банк данных о практических аспектах и кадровом обеспечении медико-социальной деятельности.

Неразумно было бы ломать все старое и создавать что-то новое на пустом месте. Оптимальный вариант - это органично внедриться в существующую систему, адаптироваться к имеющимся условиям и реалиям.

Становится все более очевидным, что сестринское дело - это искусство и наука, которое целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранение здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной среде пациента.

Первичная медицинская помощь стоит в центре всей системы здравоохранения. Обеспечивая первичный контакт с врачом, помимо оказания первичной медико-санитарной помощи, ею обеспечивается профилактика, диспансеризация, реабилитация и пропаганда здорового образа жизни среди населения. Слаженная работа в системе здравоохранения, приведет к улучшению доступности и качества оказания медицинской помощи, что естественно отразится на удовлетворенности населения. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

С системой здравоохранения люди сталкиваются впервые, обратившись в поликлинику, являющейся самым распространенным видом медицинской помощи. В последние годы в России первичной медико-санитарной помощи уделяется особое внимание, ведь именно в первичном звене здравоохранения можно осуществить в полной мере профилактическую работу, направленную на раннее выявление факторов риска самых серьезных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, а также определить их первые проявления 1 .

Структура первичной медико-санитарной помощи достаточно многогранна, она сформирована с учетом оказания помощи населению в экстренном и плановом порядке, с учетом возраста, а также необходимости оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам. В связи с этим первичная медико-санитарная помощь представлена различными медицинскими организациями. В их числе поликлиники для взрослых и детей, женские консультации, скорая медицинская помощь. В сельской местности значимое место занимают врачебные амбулатории и фельдшерские здравпункты.

Методы исследования: нормативно-правовой анализ, социологический опрос, обработка данных.

Глава 1. Роль сестринского персонала в системе первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Правовые основы оказания ПМСП.

В РФ первичную медико-санитарную помощь оказывают здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники (амбулатории), офисы семейного врача, женские консультации. Объем ПМСП определяется местной администрацией в соответствии с государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи и территориальными программами обязательного медицинского страхования. Порядок оказания ПМСП устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов Минздрава и социального развития РФ. В настоящее время ПМСП является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, которая максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа.

Один из важнейших принципов ПМСП заключается в ее доступности. Первоначально доступность ПМСП определялась как: наличие безопасной питьевой воды в доме или на расстоянии 15 мин ходьбы; удовлетворительные санитарные условия; иммунизация против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита и туберкулеза; возможность оказания медицинской помощи не позднее, чем через 1 час и постоянное наличие не менее 20 основных лекарственных средств; наличие подготовленных акушерок и персонала по уходу за грудными детьми.


  • санитарно-гигиеническое просвещение (пропаганда медицинских и гигиенических знаний) — проведение семинаров, лекций, изготовление аудиопродукции, публикации, выступления в СМИ;

  • содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, проведению основных санитарных мер;

  • охрана здоровья матери и ребенка, планирование семьи;

  • иммунизация против основных инфекционных заболеваний;

  • профилактика эпидемических болезней, борьба с ними;

  • лечение распространенных заболеваний и травм;

  • обеспечение основными лекарственными средствами.

В нашей стране в последние годы был издан ряд документов, которые законодательно закрепили приоритетность профилактических мероприятий и укрепления здоровья населения, а также первостепенность развития первичной медико-санитарной помощи. В их числе Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (№ 323-ФЗ), вступивший в силу 1 января 2012 года 4 .


  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

  • приоритет охраны здоровья детей;

  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

  • доступность и качество медицинской помощи;

  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

  • соблюдение врачебной тайны.

В России первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами разных специальностей: участковыми терапевтами, участковыми педиатрами, врачами общей практики. Кроме перечисленных врачей в медицинских организациях, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь, работают врачи-специалисты, их число определяется штатным расписанием количеством прикрепленного населения к конкретной поликлинике. Кроме того, не исключается привлечение к оказанию первичной медико-санитарной помощи врачей-специалистов, работающих в медицинских организациях, оказывающих специализированную и высокотехнологичную помощь, которые могут выступать в качестве консультантов в тех случаях, когда пациенту потребуется уточнение диагноза с использованием высокотехнологичных методов, выполнимых в амбулаторных условиях. Важно отметить роль среднего медицинского персонала в системе оказания первичной медико-санитарной помощи. Значение, функции и формы деятельности медицинской сестры также изменяются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением.

Гост

ГОСТ

Виды и структура первичной медико-санитарной помощи

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) – это совокупность санитарно-гигиенических и медико-социальных мероприятий, которые осуществляются в процессе первичного уровня контакта групп населения, семей и отдельных лиц со службами здравоохранения.

ПМСП включает в себя следующие группы медицинских мероприятий:

  • профилактические;
  • диагностические;
  • лечебные;
  • реабилитационные;
  • наблюдение за течением беременности;
  • снижение воздействия факторов риска заболеваний;
  • формирование здорового образа жизни;
  • санитарно-гигиеническое просвещение.

ПМСП в зависимости от вида может оказываться неотложно (экстренно) и планово, в условиях стационара или амбулаторно.

В Российской Федерации гражданам гарантируется оказание ПМСП, осуществляется она за счет средств бюджетов разного уровня (муниципального, регионального, федерального) и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и порядками оказания ее отдельных видов (по профилям).

  • первичная доврачебная МСП, ее оказывают фельдшеры, медицинские сестры, акушеры и другие медицинские работники, имеющие среднее медицинское образование;
  • первичная врачебная МСП, ее оказывают врачи-терапевты, в том числе участковые, и врачи общей практики (семейные врачи);
  • первичная специализированная МСП, ее оказывают врачи-специалисты различного профиля.

Организация ПМСП осуществляется по территориально-участковому принципу, то есть обслуживаемые граждане объединяются в группы по месту пребывания (проживания) на определенной территории или по признаку обучения или работы в определенных организациях. При этом в пределах расчетных нормативов возможно прикрепление к участку граждан, которые проживают или работают вне зоны его обслуживания МО.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления деятельности медсестры в системе первичной медико-санитарной помощи

В учреждениях амбулаторно- поликлинического типа работа медицинской сестры осуществляется по участковому принципу. Численность населения, проживающего на одном участке городской поликлиники, обычно составляет 800-1500 человек. За одним участком закрепляется одна медицинская сестра и один врач-терапевт, они оказывают прикрепленному населению первичную медико-профилактическую помощь. Участковый принцип позволяет медицинской сестре и врачу хорошо знать своих пациентов, эффективно и своевременно проводить активное диспансерное наблюдение, диагностические мероприятия и лечение пациентов своего участка.

Деятельность медицинской сестры первичного медико-санитарного звена заключается в ведении совместно с врачом приема больных в поликлинике, выполнении его назначений по лечению пациентов, а также в оказании помощи в организации наблюдения и ухода за пациентами участка, в том числе на дому.

Работа медицинской сестры осуществляется по графику с чередованием обслуживания больных на дому и поликлинического приема после обеда и с утра через день под контролем и руководством главной (старшей) медицинской сестры и врача.

Перед началом рабочего дня в кабинете участкового терапевта медицинская сестра анализирует степень выполнения плана мероприятий за предыдущий день. Если отдельные мероприятия по каким-либо причинам не были выполнены, в текущий день они осуществляются в первую очередь. В случае необходимости в работу могут вноситься коррективы.

Перед началом работы с больными медицинская сестра подготавливает рабочее место, проверяет наличие всех необходимых бланков и рабочей медицинской документации (бланков рецептов, направлений на исследования и консультации, результатов анализов и др.).

В целом деятельность медсестры первичного медико-санитарного звена сводится к следующим мероприятиям:

Обо всех проведенных мероприятиях на врачебном участке медицинская сестра ежемесячно отчитывается старшей сестре своего отделения.

Организация работы медицинской сестры в системе первичной медико-санитарной помощи Образец 18857

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр. Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Совершенствование первичной медико-санитарной помощи является одной из приоритетных задач отечественного здравоохранения. Развитие первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) позволит повысить доступность данного вида помощи для населения, а, следовательно, и удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи. Важную роль в организации первичной медико-санитарной помощи занимают специалисты со средним медицинским образованием, которым в настоящее время предоставляется возможность самостоятельно решать ряд медико-социальных проблем при обслуживании пациентов в пределах своих компетенций.

Фрагмент работы для ознакомления

1 Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь (ПСМП), это удовлетворение потребностей населения путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе.

ПСМП представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: лечение заболеваний и травм, снабжение самыми нужными лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними, планирование семьи, санитарное просвещение, содействие рациональному питанию.

2 Организация работы поликлиники

Поликлиника - специализированное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь приходящим больным, а также больным на дому; осуществляют комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Поликлиники по номенклатуре делят:

2.1 Основные разделы работы поликлиники

Лечебно-диагностический: постановка диагнозов, назначение лечения, направления на консультацию, направления на исследование, направление на санаторно-курортное лечение, направление на диетпитание, а также экспертная работа - экспертиза нетрудоспособных временно и направление на экспертизу нетрудоспособных постоянно, это консультационные вопросы, это экспертные вопросы при установлении вида нетрудоспособности.

Профилактическое направление работы состоит из трех частей:

2.2 Территориальный принцип деятельности поликлиник

Городская поликлиника строит свою работу по участково-территориальному принципу, который заключается в том, что обслуживаемая учреждением территория делится на участки с определенным количеством населения. К каждому из этих участков прикрепляют врачей и медицинских сестер, которые оказывают помощь населению данного участка. Размер территориального участка 1700 человек взрослого населения. Демографическое понятие взрослого населения определяет это населения в возрасте от 15 лет и старше.

3.1 Медико-психологические особенности работы сестры в детской поликлинике

Обстановка в детской поликлинике не должна внушать страх и опасение маленьким пациентам. Чистота, уют, яркие игрушки, сказочные персонажи в холлах и кабинетах призваны вызывать у ребенка положительные эмоции, а приветливость медицинского персонала — расположить к себе. Родители должны видеть, что все внимание сестры уделено ребенку. Посторонние разговоры вызывают у родителей чувство недоверия. Как только родители отметят, что малыш не сопротивляется осмотру, они тоже начинают относиться к медицинскому персоналу с доверием.

3.2 Медико-психологические особенности работы сестры с пациентами пожилого возраста

Основными принципами ухода является уважение к личности пациента, принятие его таким, какой он есть, со всеми его физическими и психическими недостатками. Необходимо учитывать, что дефекты личности и физические недостатки в большинстве случаев являются проявлением болезни, а не старости, и соответствующий уход и лечение могут улучшить состояние пациентов, возвратить им здоровье.

4 Роль в организации работы среднего медицинского персонала в системе первичной медико-санитарной помощи

Медицинская сестра играет значительную роль в системе общественного здравоохранения. В структуре медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений, средний медицинский персонал представляет собой одну из самых многочисленных групп медицинских работников.

Л.А. Берлова, 2006, отмечает, что в большинстве случаях сестринский персонал является первым, последним и постоянным медицинским работником, находящимся в контакте с пациентом (в случае ухудшения состояния здоровья пациента в условиях стационара, оказания первой доврачебной помощи, психологической поддержки пациентам и их родственникам).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Врачи и медицинские сестры имеют общие цели и стратегические задачи и реализуют их, применяя специальные методы и технологии, которыми они владеют в силу полученного ими образования.

Можно утверждать, что организация самостоятельной деятельности медицинской сестры на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, способствует повышению доступности и качества медицинской помощи населению, реализации творческого потенциала медицинской сестры и росту значимости специалистов со средним медицинским образованием в системе здравоохранения.

Список литературы [ всего 27]

  1. Греков И.Г. Высокотехнологичные сестринские клинические манипуляции в лечебных отделениях ЛПУ // Главная медицинская сестра. 2005. № 9. С. 35-47; № 10. С. 55-69.
  2. Коновалова Т.В. Опыт организации и оценки качества работы среднего медицинского персонала в дневном стационаре женской консультации // Главная медицинская сестра. 2006. № 3. С. 13-24; № 4. С. 13-25.
  3. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.В. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении // Казанский медицинский журнал. 2010. Том 91. № 2. С. 260-263.
  4. Берлова Л.А. Роль медицинской сестры-координатора в организации непрерывного лечебно-диагностического процесса // Главная медицинская сестра. 2006. № 6. С. 19-23.
  5. Агафонова Т.А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. 1996. № 3. С. 15-17.
  6. .

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Совершенствование первичной медико-санитарной помощи является одной из приоритетных задач отечественного здравоохранения. Развитие первичной медико-санитарной помощи позволит повысить доступность данного вида помощи для населения, а, следовательно, и удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи. Важную роль в организации первичной медико-санитарной помощи занимают специалисты со средним медицинским образованием, которым в настоящее время предоставляется возможность самостоятельно решать ряд медико-социальных проблем при обслуживании пациентов в пределах своих компетенций.

Ключевые слова

Обзор

Медицинская сестра традиционно играет значительную роль в системе общественного здравоохранения 3. В структуре медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений, средний медицинский персонал представляет собой одну из самых многочисленных групп медицинских работников. Л.А. Берлова, 2006, отмечает, что в большинстве случаях именно сестринский персонал является первым, последним и наиболее постоянным медицинским работником, находящимся в контакте с пациентом (в случае ухудшения состояния здоровья пациента в условиях стационара, оказания первой доврачебной помощи, психологической поддержки пациентам и их родственникам).

На современном этапе развития общества, профессия медицинской сестры, рассматривается не только как одна из самых массовых, но и как одна из наиболее социально значимых [9, 10]. В своих работах Н.Н. Косарева, 2008, анализирует сестринское дело как комплексную медико-санитарную дисциплину, имеющую медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения, а также как важнейшую составляющую системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Как показывает зарубежная практика, рациональное использование сестринских кадров ведет не только к значительному повышению доступности и качества медицинской помощи, но и к ее экономичности, более эффективному использованию финансовых и человеческих ресурсов в отрасли [12, 13].

В здравоохранении нашей страны наблюдается отток из профессии квалифицированных сестринских кадров, а также дефицит сестринского персонала в медицинских организациях. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, медицинских учреждений обслуживающих городское и сельское население и, как следствие, возможно ухудшение качества оказываемой медицинской помощи. В России соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом (1:2), однако ВОЗ в качестве международного стандарта рекомендуют государствам придерживаться соотношения 1:4–1:5 соответственно, при котором система общественного здравоохранения будет эффективно функционировать и развиваться. Так, в США соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом 1:4 [13, 16].

В настоящее время назрела необходимость переоценки всей системы сестринского обслуживания. За последние десятилетия в здравоохранении многих европейских стран роль медицинской сестры значительно возросла. По данным А. Егоровой, 2013, в США медицинская сестра рассматривается как полноценный помощник врача, осуществляющий симптоматический контроль и ведение процесса лечения на должном уровне, т.е. медицинская сестра может самостоятельно выявить симптом и предложить врачу способ его лечения.

Обозначение роли медицинской сестры в сфере обслуживания населения предусмотрено Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. (далее Программа), разработанная в соответствии с основными задачами Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Для достижения поставленной цели в Программе отмечается наличие таких направлений как реформирование существующей нормативно-правовой базы, определяющей компетенции и ответственность, создание достойных условий труда и социальной защищенности, повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Продолжается активная работа по информированию руководителей и персонала лечебных учреждений о новых подходах к совершенствованию сестринской практики (проходятся семинары, конференции, съезды медицинских работников). Активно идет процесс внедрения современных сестринских технологий в практическое здравоохранение [1, 21-24].

В ходе проводимых реформ в области сестринского дела повышается роль среднего медицинского персонала в организации профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий на всех уровнях медицинского обслуживания населения независимо от профиля оказания медицинской помощи 25.

В своих работах С.Е. Нестерова, 2008, обозначает, что реорганизация оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, проводимая в последние годы, отводит медицинской сестре роль гораздо более значительную, чем ранее. В условиях увеличения объема работы врача общей практики, медицинская сестра не может оставаться просто помощницей врача, исполнительницей его назначений. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.

Учитывая современный уровень профессиональной подготовки сестринских кадров, а именно возможность получения высшего сестринского образования, необходимо активное привлечение медицинских сестер к организации различных форм внебольничной помощи: дневных стационарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому [41].

Дневной стационар предназначен для оказания медицинской помощи лицам, нуждающимся в стационарном лечении, не требующем круглосуточного медицинского наблюдения. Е.Б. Лушникова, 2009, отмечает, что в условиях дневного стационара в обязанности медицинской сестры входит предоставление информации пациентам о предстоящем лечении, оказание психологической поддержке, наблюдение за состоянием пациента до проведения процедур, во время и после них, контроль показаний приборов и систем, ведение необходимой документации. Т.В. Коновалова, 2006, отмечает, что оказание акушерско-гинекологической помощи средним медицинским персоналом дневного стационара женской консультации имеет определенные особенности, которые характеризуются расширением возможности для самостоятельной работы с пациентками, индивидуально-творческим подходом к ним, повышением ответственности за качество оказываемых сестринских услуг.

В амбулаторно-поликлиническом учреждении Самарской области функционирует хирургический стационар одного дня, где большую часть работы выполняют медицинские сестры: беседуют с пациентом после определения тактики лечения врачом, заполняют медицинскую документацию (историю болезни), проверяют подготовку пациента к операции, осуществляют психологическую поддержку и уход за пациентом в послеоперационном периоде и т.д. В процессе своей деятельности медицинская сестра руководствуется протоколами, специально разработанными для сестринского персонала данного учреждения. В соответствии с требованиями протокола (критериями выписки), медицинская сестра самостоятельно оценивает готовность пациента к выписке [48].

В настоящее время в обслуживании сельского населения особое внимание уделяется использованию стационарзамещающих технологий (активный сестринский патронаж, койки, отделения, учреждения сестринского ухода, фельдшерско-акушерские пункты дневного пребывания). Л.Н. Афанасьева, 2008, утверждает, что необходимость развития стационарзамещающих технологий определяется как потребностью населения в данном виде медицинской помощи, так и рациональным и эффективным использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов здравоохранения. По мнению многих авторов [37, 49-52], дефицит врачебных кадров, обслуживающих сельское население, существенно отражается на доступности и качестве медицинской помощи. Учитывая квалификацию и потенциальные возможности среднего медицинского персонала, можно значительно расширить объем лечебно-диагностических мероприятий, выполняемых сестринским персоналом при обслуживании пациентов в районных центрах и сельских населенных пунктах.

Так, например, активный патронаж больных на дому является важной частью самостоятельной работы медицинской сестры. В задачу медицинской сестры при патронаже входит наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарственных препаратов. Кроме стандартных мероприятий (выполнение инъекций, процедур, измерение физиологических показателей, осмотра) уровень профессиональной подготовки медицинской сестре позволяет поручить ей выполнение на дому таких видов деятельности как взятие биологических материалов для исследования, снятие электрокардиограммы, проведение физиотерапевтических процедур. Важным компонентом сестринского патронажа является обучение пациента самоконтролю за своим состоянием и оказанию самопомощи при его ухудшении. Членов семьи больного медицинская сестра обучает приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния [46]. Таким образом, медицинская сестра должна не только хорошо владеть манипуляционной техникой, но и помогать пациенту адаптироваться к новым условиям [53].

В России в течение длительного времени деятельность сестринского персонала рассматривалась в качестве второстепенной, не имеющей самостоятельного значения. Основным критерием её оценки являлось правильное выполнение манипуляций, врачебных назначений [3, 54-56]. На сегодняшний день признается тот существенный вклад, который вносит данная профессиональная группа в реализацию мероприятий направленных на охрану здоровья населения, и более полно осознается необходимость совершенствования сестринского дела. От работы медицинского персонала в немалой степени зависит результат деятельности всей системы здравоохранения, качество и количество предоставляемых медицинских услуг, объемы финансовых и материально-технических источников [1, 10].

Нельзя не согласиться с И.Г. Глотовой, 2000, что качественное осуществление сестринского ухода облегчает врачебную задачу, оптимизирует лечебно-диагностический процесс и сокращает его сроки. Врачебная деятельность и сестринское дело являются самостоятельными, но дополняющими друг друга профессиями. Основными задачами врачей являются профилактика, диагностика и лечение заболевания. При этом медицинская сестра акцентирует своё внимание на решении существующих и выявлении потенциальных проблем пациента, тем самым реализует все этапы сестринского процесса (собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом). Врачи и медицинские сестры имеют общие цели и стратегические задачи и реализуют их, применяя специальные методы и технологии, которыми они владеют в силу полученного ими образования [57, 58].

Таким образом, можно утверждать, что организация самостоятельной деятельности медицинской сестры на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, способствует повышению доступности и качества медицинской помощи населению, реализации творческого потенциала медицинской сестры и росту значимости специалистов со средним медицинским образованием в системе здравоохранения.

Литература

1. Греков И.Г. Высокотехнологичные сестринские клинические манипуляции в лечебных отделениях ЛПУ // Главная медицинская сестра. 2005. № 9. С. 35-47; № 10. С. 55-69.

2. Коновалова Т.В. Опыт организации и оценки качества работы среднего медицинского персонала в дневном стационаре женской консультации // Главная медицинская сестра. 2006. № 3. С. 13-24; № 4. С. 13-25.

3. Жихарева Н.А. Научное обоснование процессуальной модели управления качеством сестринской помощи: автореф. дис. … канд. мед. наук. : 14.00.33. – СПб., 2007. 22 с.

4. Белякова Н.В. Функции медицинской сестры при оказании паллиативной помощи // Главная медицинская сестра. 2008. №11. C. 12-18.

5. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.В. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении // Казанский медицинский журнал. 2010. Том 91. № 2. С. 260-263.

6. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации // Главная медицинская сестра. 2011. № 7. С. 20-28.

7. Венглинская Е.А., Парахонский А.П. Роль и задачи медицинских сестер с высшим образованием в современном обществе // Альманах сестринского дела. 2013. № 1. С. 34-41.

8. Берлова Л.А. Роль медицинской сестры-координатора в организации непрерывного лечебно-диагностического процесса // Главная медицинская сестра. 2006. № 6. С. 19-23.

9. Агафонова Т.А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. 1996. № 3. С. 15-17.

11. Косарева Н.Н. Управление сестринским персоналом как одна из составляющих качества сестринской медицинской помощи // Главная медицинская сестра. 2008. № 3. С. 29-35.

12. Вардосанидзе С.Л., Лихота А.И. Контроль качества и внедрение медицинских стандартов в лечебно-диагностический процесс // Здравоохранение. 1999. № 9. С. 61-65.

13. Тарасенко Е.А. Перспективные направления организации работы сестринского персонала: зарубежный опыт и уроки для России // Здравоохранение. 2014. № 8. С. 94-101.

14. Каспрук Л.И. Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области // Здравоохранение. 2008. № 3. С. 43-48.

15. Rafferty A.M., Rutmans J. Nursing History and the Politics of Nelfare. – London, 1997. 270 p.

16. Акимкин В.Г. Медицинская сестра – основное звено в профилактике внутрибольничной инфекции // Сестринское дело. 1998. № 5-6. С. 42-43.

17. Егорова А. Практика медсестры в США // Медицинская сестра. 2013. № 3. С. 36-39.

18. Апраксина К. Роль сестринского персонала в медико-социальном учреждении типа хоспис // Главная медицинская сестра. 2003. № 3. C. 11-15.

19. Габоян Я.С., Логвинова О.В. Организация деятельности сестринского персонала в отделении сестринского ухода // Медицинская сестра. 2006. № 6. С. 7-9.

20. Стрелец Г.Н. Оценка работы медицинского персонала в условиях бригадной системы оплаты труда // Главная медицинская сестра. 2010. № 8. С. 21-24.

21. Назаренко Г.И., Ролько В.Т., Пахомова Н.И. Технология управления сестринским процессом в лечебно-профилактическом учреждении // Проблемы управления здравоохранением. 2004. № 6. С. 34-41.

22. Аббясов И.Х. Современные требования к образованию в период реформирования сестринского дела // Главная медицинская сестра. 2005. № 4. С. 71-75.

23. Криушин С.И., Пегова Е.Ю. Инновация в работе медсестер госпиталя для ветеранов // Сестринское дело. 2006. № 5. С. 36-39.

24. Камынина Н.Н. К вопросу о перспективах развития сестринского дела // Медицинская сестра. 2011. № 2. С. 35-40.

25. Самборская Е.П. Роль средних медицинских работников в охране репродуктивного здоровья населения // Главная медицинская сестра. 2001. № 4. С. 16-18.

26. Какорина Е.П., Слепушенко И.О. Роль среднего медперсонала в охране здоровья работающих граждан // Главная медицинская сестра. 2009. № 2. С. 11-15.

29. Винникова Т.И., Тимкова С.А. Организация сестринской помощи в городской поликлинике № 107 // Медицинская сестра. 2006. № 3. С. 16.

30. Сквирская Г.П. Проблемы и задачи медицинских работников со средним образованием в ходе модернизации системы оказания первичной медицинской помощи // Главная медицинская сестра. 2013. № 7. С. 52-64.

32. Шпак Г.И. Проблемы в организации работы среднего медперсонала первичной медико-санитарной помощи и пути их решения // Главная медицинская сестра. 2007. № 3. С. 19-21.

33. Дацюк С.Ф. Организация работы сестринского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Олеска // Главная медицинская сестра. 2007. № 7. С. 17-23.

35. Какорина Е.П. Организация сестринской помощи: перспективы // Главная медицинская сестра. 2005. № 12. С. 13-17.

36. Королева И.П., Стадник Т.Н. Спрос на медицинские услуги в поликлинике. Профилактические аспекты работы медицинской сестры // Медицинская сестра. 2013. № 4. С. 34-36.

37. Ноздрина В.Н., Греков И.Г. Некоторые вопросы организации сестринской службы по амбулаторному обслуживанию сельского населения в условиях районной поликлиники // Главная медицинская сестра. 2008. № 11. С. 36-45.

38. Martz, E. W. Advanced practice nurses (editorial) // Del. Med. J. 1994. Vol. 66. P.291-293.

39. Задворная О.Л. Критерии оценки качества медицинской помощи среднего медперсонала // Медицинская помощь. 1995. № 3. С. 9-11.

40. Глотова И.Г. Проблемы и задачи оценки качества сестринской помощи в период реформирования сестринского дела в Белогородской области // Главная медицинская сестра. 2000. № 1. С. 7-17.

41. Рябчикова Т.В., Егорова Л.А., Данилов А.В. Роль среднего медицинского персонала в проведении физической реабилитации пациентов с сердечной недостаточностью // Главная медицинская сестра. 2004. № 10. С. 123-128.

42. Островская И.В. Роль медсестры в профилактике хронических заболеваний и ведение таких пациентов // Медицинская сестра. 2009. № 3. С. 4-9.

43. Куфтарева Ю.В. Школа здоровья: роль сестринского персонала в проведении групповых консультаций // Главная медицинская сестра. 2010. № 9. С. 146-153.

44. Зиновьева Е.А., Винникова Т.И. Роль сестринского персонала в организации и работе Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника // Главная медицинская сестра. 2011. № 5. С. 25-35.

45. Воропаева Л.А., Аверин А.В., Дубов В.В. Опыт работы школ для пациентов в рамках диспансеризации населения // Главная медицинская сестра. 2013. № 10. С. 49-64.

46. Нестерова С.Е. Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики // Главная медицинская сестра. 2008. № 5. С. 14-32.

47. Лушникова Е.Б. Роль старшей медицинской сестры дневного стационара поликлиники в повышении качества работы сестринского персонала // Главная медицинская сестра. 2009. № 10. С. 11-19.

48. Кузнецов С.И., Галкин Р.А., Павлов В.В., Кузнецова Е.В., Бараев И.А., Бровченко В.И., Чертухина О.Б. Опыт работы отделения хирургии одного дня и роль среднего медицинского персонала (Самара) // Главная медицинская сестра. 2001. № 1. С. 11-16.

49. Афанасьева Л.Н. Роль сестринского персонала в реализации стационарзамещающих технологий в условиях сельского здравоохранения // Главная медицинская сестра. 2008. № 10. С. 19-28.

50. Зотов Ю.И., Куценко Г.И. Организация труда медицинского персонала городской поликлиники. ‑ М.: Медицина, 1988. 287 с.

51. Забродин Л.Е. В помощь участковой и семейной медицинской сестре // Сестринское дело. 2003. № 2. С. 40-41.

52. Кравченко Е.В. Проблемы сельского здравоохранения // Главная медицинская сестра. 2009. № 7. С. 11-14.

53. Лапотников В.А., Петров В.Н., Захарчук А.Г. Сестринский уход: пособие. – М.: Диля, 2007. 384 с.

54. Чернова Т.В. Роль сестринского персонала в улучшении качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. № 1. С. 46-47.

55. Папуцкая Г.И. Качество сестринской помощи // Клиническая геронтология. 2005. № 7. С. 47-49.

56. Двойников С.И. Управление качеством медицинской помощи. Качество сестринской помощи // Сестринское дело. 2010. № 3. С. 11-13.

57. Бордовская Н.О. Организация работы сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. 2005. № 4. С. 33-38.

58. Безюк Н.Н. Современные требования, предъявляемые к качеству оказания медицинской помощи // Здоровье Украины. 2008. № 5. С. 36-37.

Читайте также: