Доклад на тему считалки

Обновлено: 17.05.2024

Изучение истории появления считалки как жанра устного народного творчества. Значение и классификация считалок. Формирование речевых навыков, развитие интонационной выразительности речи, воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.10.2015
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Бюджетное образовательное учреждение

среднего образовательного учреждение

по предмету: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Екимовская Галина Васильевна

1. История появления считалки

2. Значение считалок

3. Классификация считалок

4. Значение считалок в детских играх

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он ,Кто не верит - выйди вон.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки - чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Соревнование в сказании считалок развивает у детей память, обучает детскому артистизму, а само произведение в хорошем исполнении, а в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе.

Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.

Но сначала давайте узнаем, что такое считалки, и какую роль они занимают в жизни детей.

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

2. Значение считалок

Ребенок с момента своего рождения развивается не просто быстро, а очень быстро. Но развитие это должно идти с помощью родителей. Именно родительская поддержка важна в процессе закладки фундамента будущей личности.

Поэтому издревле в ходе многовековой практики были выработаны различные вспомогательные методики по развитию речи, моторики, внимания и координации (хотя тогда таких и слов то не знали). Многие методики были забыты, а некоторые с успехом пользуются современные мамы и папы.

Одним из таких вспомогательных средств развития мышления и речи, являются обыкновенные считалки для детей. Они только на первый взгляд взрослого человека кажутся очень простыми и примитивными, но для маленьких это чрезвычайно эффективный и, главное доступный, способ развивать мышление. Ребенок не только начнет делать первые шаги в освоении счета и начнет учить цифры, но и сможет узнать, что окружающий его мир -- не монолит, огромный и целый, а имеет более сложное устройство и состоит из множества отдельных самостоятельных частей. Считалки позволяют сделать первый шаг в увлекательной игровой форме к формированию аналитических способностей в познании окружающего его большого мира.

Именно считалочки можно уверенно отнести к лучшим играм, развивающих мышление маленьких малышей.

Используя довольно ограниченный словарный запас ребенка, на основе базовых слов и образов, родитель начинает формировать и развивать мышление своего чада, позволяя ему все более уверенно ориентироваться в окружающей ребенка обстановке и более понятно для окружающих доносить свои желания и потребности. Кроме того, происходит обогащение словарного запаса маленького человека, что положительно влияет на общение с родителями и родственниками. Даже совсем немного, но регулярно, позанимавшись, вы сможете увидеть положительные сдвиги в поведении своего малыша. Считалочки имеют рифмованную структуру, которая наиболее хорошо подходит для запоминания, тем самым развивая память у ребенка. Увеличивая арсенал считалок, можно довольно быстро и успешно продвинуться в обучении.

Считалки часто сопровождаются различными манипуляциями и действиями (использование подручных предметов, игрушек, картинок, пальчики ребенка и т.п.), что и показывает комплексный процесс обучения. Ребенок начинает понимать связь слов с предметами, действиями и последствиями действий. Именно эти конструкции, пусть и вызывающие улыбку и насмешливый взгляд у взрослого человека, позволят успешно выстраивать ребенку свое поведение в окружающем пространстве, наращивая и усложняя с каждым занятием мыслительные образы и конструкции.

3. Классификация считалок

Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г.С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки - числовки, заумные считалки и считалки - заменки.

К считалкам - числовкам относят произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числительных. Например:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Областной конкурс методических разработок

Исследовательский проект

БОУ «Вохтожская средняя

Руководитель: Киселёва Ольга Владимировна,

учитель начальных классов БОУ «Вохтожская

Цель проекта: изучить историю появления детских считалок, собрать современные считалки, оформить презентацию.

Задачи исследования:

· как появились детские считалки;

· на какие группы можно разделить считалки?

· пользовались ли взрослые люди считалками;

· чем современные считалки отличаются от русских народных считалок;

· какие считалки наиболее популярны в наше время?

Объект исследования: детский фольклор.

Предмет исследования: считалки.

· Мы предположили, что считалка появилась, как средство распределения трудовых обязанностей среди взрослых людей.

· Возможно, детские считалки предназначены для расчета играющих, для определения водящего при игре в прятки, в салочки.

· Наверное, современные считалки отличаются от русских народных считалок героями, которые популярны среди детей в наше время.

· Методы исследования:

· Классификация на группы.

· Проведение опроса среди школьников 1-2 классов.

Основная часть

Как появились детские считалки?

Кады, бады, налей воды.

Корове пить, тебе водить.

Слово вода – символ жизни, а корова – олицетворение материнства. И не только русичи так считали, но и древние германцы, а у индусов корова и по сию пору – священное животное.

Ази, двази, призи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают в настоящее время пользоваться им в считалках.

Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Как это происходит?

Все участники игры, кроме одного, образуют стройный полукруг; один – по указанию играющих или по собственному желанию – неторопливо произносит текст считалки, прикасаясь при каждом слове ладонью к плечу каждого входящего в игру.

Всем известна современная считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу –

Он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет-

Он украл кулёк конфет.

Привезли его домой-

Оказался он живой.

Считалки не только продолжают жить, но и меняется их содержание в связи с появлением современных сказочных персонажей.

Например, широко известные строчки:

На золотом крыльце сидели

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей!

Так эти строчки звучат сегодня:

На золотом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

На золотом крыльце сидели:

Винни Пух и Том, и Джерри,

Микки Маус, три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

Если Понка не придет,

Скрудж Макдак с ума сойдет.

Виды считалок

А иногда в считалках перечислялись заумные слова, придуманные сочетания:

По кусту, по насту,

По еловому кабасту.

Такого типа считалки принято называть заумными.

Считалки, содержащие счётные слова, числа, относят к считалкам-числовкам. Их очень много.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы

– Ты пойди-ка, поводи!

Как правило, считалки имеют начин, ход, и выход (концовку).

Сюжетные считалки

1. Ехал Ваня из Казани,

Девяносто рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

Я тут сяду и поеду,

Я поеду в маскарад

Посмотреть на свой наряд.

Черны брюки, белый фрак,

Вышел Ваня, сам дурак.

2. Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько нужно гвоздей?

По крутым горам,

Положил на лавку,

Тот и вон пойдёт.

Мы провели опрос среди обучающихся 1-2 классов, чтобы выяснить какие считалки они знают. Самыми популярными считалками стали следующие:

1. Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я. (6 респондентов)

2. На золотом крыльце сидели

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей! (6 респондентов)

3.Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу –

Он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет-

Он украл кулёк конфет.

Привезли его домой-

Оказался он живой. (6 респондентов)

4. Шла кукушка мимо сети,

А за нею – малы дети.

Убирай один кулак! (5 респондентов)

5. Вышел месяц (немец) из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Выходи – тебе водить.

А на следующую ночь

Он зарезал свою дочь.

Это дочка не моя,

А чужого короля. (5 респондентов)

6. Завтра с неба прилетит

Синий – синий - синий кит.

Если веришь, стой и жди,

А не веришь – выходи! (4 респондента)

За каким-то интересом.

Села кошка на такси.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились. (4 респондента)

9. Шёл котик по лавочке-

Шёл по скамеечке-

Кому десять, кому пять,

Выходи тебе искать! (3 респондента)

10. Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей. (2 респондента)

Некоторые сюжетные считалки ребята захотели нарисовать. (Приложение 2)

Все дети любят играть. Игра помогает развивать силу, тренировать память. В игре зарождается дружба, взаимовыручка. В игре не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение.

Считалки – образец устного народного творчества, ведь они передаются от ребёнка к ребёнку во время игры. В древности считалками пользовались взрослые, а в наше время считалки популярны среди детей. Они являются наиболее простым способом вовлечь ребёнка в игру и привлечь его внимание. Считалки помнят наши родители, но их содержание изменилось, так как появляются новые персонажи.

Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок :

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

1. Наша Маша рано встала

Кукол всех пересчитала :

Две матрёшки на окошке,

Две Танюшки на подушке,

Две Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке

на зеленом сундучке.

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Я иду его искать.

3. Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

4. Завтра с неба прилетит

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи!

5. На золотом крыльце сидели

Кто ты будешь такой?

Не задерживай честный и добрых людей!

6. На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

Выходи, ты будешь Понка!

Если Поночка уйдет,

Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

7. Катилась апельсина

До города Берлина,

И двойку получила.

8. Вышел немец из тумана

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить

Все равно тебе водить.

9. - Аист-аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

10. Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

11. Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

12. Шарага, барага,

По кусту, по насту,

По лебе, лебедке,

Серый зайка вырвал травку.

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

15. Родились у нас котятя

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать.

Раз котенок - самый белый

Два котенок - самый смелый

Три котенок - самый умный

А четыре - самый шумный

Пять похож на три и два

Теже хвост и голова

Тоже пятнышко на спинке

Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать!

16. Трынцы, брынцы, бубенцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

17. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

18. Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

19. В гараже стоят машины -

Волга, Чайка, Жигули,

От какой берешь ключи?

20. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

21. Катилося яблоко мимо сада,

мимо сада, мимо града,

Кто поднимет, тот и выйдет.

22. Зайчишка - трусишка

В огород забежал,

Иди прочь - хозяин идет!

24. Кады, бады, налей воды.

Корове пить, тебе водить.

25. Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

26. Раз, два, три, четыре,

27. Жили мышки на квартире.

К ним повадился сам друг

Крестовик - большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы спросим:

"Ты, обжора, не ходи!"

Ну-ка, Машенька, води!

28. Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду.

29. Собирала белка шишки,

Для енота и для мышки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Найду шишку я опять.

Три еноту и три мышке,

Остальные кому шишки?

30. Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Будем мы тогда считать.

Водой точно будешь ты.

31. Ела Маша кашу,

"Раз, два, три" - сказала

И картошку съела.

Кто три ложки возьмёт,

Тот и вон пойдет.

32. Аты-баты чума-чум

На горе вечерний час.

Свиньи в бане танцевали

Все кадушечки сломали.

33. Черепаха и улитка

Побежали очень прытко.

Ты за ними поспевай

Из считалки вылетай.

34. Семь ворон сидели тихо

Подлетела к ним слониха

И как крикнет: "Кар-кар-кар!"

Ты не веришь, выйди сам.

35. Мы представим, что мы белки;

Будем мы играть в горелки;

Мы собрали листьев груду,

Я водить уже не буду!

На полянку выходи,

37. Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять -

В сад ходили, в лес ходили,

И на речку приходили.

Вдруг идёт на встречу кошка

Мыши кошке говорят:

"Становись-ка с нами в ряд,

Будем мы сейчас считать,

Всё равно тебе искать!"

38. Раз, два, три, четыре.

Кот живет у нас в квартире.

Пять, шесть, семь, восемь,

На обед мышей он носит.

Девять, десять, пять и пять,

Я успел вас посчитать

Карельские считалки У каждого народа свой фольклор. Очень много сказок, былин, потешек, скороговорок, считалок, детских игр есть и у нас в Карелии. [cut=Читать.

Считалки Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие.

schitalochki

Считалочка — это жанр детского фольклора. Она возникла в глубокой древности и играла огромную роль в жизни людей, помогая им распределить работу.

В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Вышел месяц из тумана…
Чинчик, блинчик, мой соколик…
Начинается считалка…
Считалка (Р. Сеф)
Хвостики у девочки… (Е. Агинская)
Прыг-скок, прыг-скок… (Е. Агинская)
Попросился мишка в терем… (Е. Агинская)
Раз, два, три, четыре… (Е. Агинская)
Топоры — топорики… (Е. Агинская)
Пироги горячи… (Е. Агинская)
Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)
Зайки на лужайке (Е. Явецкая)
Сладкий день рождения (Е. Явецкая)
Слон и посуда (Е. Явецкая)
Морская считалка (Е. Явецкая)
Цирк зверей (Е. Явецкая)
Про мишку и малину (Е. Явецкая)
Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Считалка для ворон (А. Усачёв)
Куриная считалка (А. Усачёв)
Спортивная считалка (А. Усачёв)
Крокодилья считалка (А. Усачёв)
Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)
Раз, два, три, четыре, пять…
На золотом крыльце сидели…
Дни недели (М. Погарский)
Лунный звездочёт (А. Усачёв)
Десять лунатиков (А. Усачёв)
Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)
Котята (С. Михалков)
Пальчики (С. Михалков)
Ведьма
Тройка — не двойка… (Л. Гинзбург)

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.

Чинчик, блинчик, мой соколик,
Куда ходишь, как хохолик?
Бери косу, молоток,
Отправляйся в холодок.
Там мышки дерутся,
Одна мышка околела,
Всему свету надоела.
Шишел, мышел и пошёл,
Три копеечки нашёл.
Спотыкнулся и упал,
Три копейки потерял.

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Считалка (Р. Сеф)

Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
— Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто —

Вот и вся
Считалка.

*** (Е. Агинская)

Хвостики у девочки,
А на них две ленточки.
У собаки и кота
На двоих лишь два хвоста.

*** (Е. Агинская)

Прыг-скок, прыг-скок,
Покатился колобок.
С лавки на пол — и к дверям,
На порожек — и к сеням,
На крыльцо, во двор, вперед…
Твой за ним теперь черёд.

*** (Е. Агинская)

*** (Е. Агинская)

Раз, два, три, четыре —
Лучше мамы нету в мире!
А еще пять, шесть и семь —
Волк не страшен нам совсем.

*** (Е. Агинская)

Топоры — топорики
Наточили скоренько.
Раз — два, раз — два —
Будут славные дрова.

*** (Е. Агинская)

Пироги горячи,
С пылу с жару из печи,
Есть с капустой и с морковью,
Угощайтесь на здоровье!

Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)

Раз на стройке крокодил
В бочку с краской угодил.
Стал он жёлтый, как лимон.
Кто не верит — выйди вон!

Зайки на лужайке (Е. Явецкая)

Летним утром на лужайке
Собрались попрыгать зайки.
Принесли свою скакалку,
Стали сочинять считалку:

Сладкий день рождения (Е. Явецкая)

Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать пачек шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных не счесть!
Кто всё это сможет съесть?

Слон и посуда (Е. Явецкая)

Морская считалка (Е. Явецкая)

В море синее нырну,
Поплыву на глубину.
Повстречаю осьминога,
Поиграю с ним немного,

Полюбуюсь на звезду
И жемчужину найду.
Подружись и ты с волной,
А теперь ныряй со мной!

Цирк зверей (Е. Явецкая)

В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,

А над ними бегемот
По верёвочке идёт.
Хочешь в цирк ты или нет,
Я дарю тебе билет!

Про мишку и малину (Е. Явецкая)

Мишка в лапу взял корзину
И пошёл искать малину.
Целый день бродил, устал.
Сколько ягод я собрал?

Где душистая малина?
Отчего пуста корзина?
Не пойму я, что к чему…
Белка крикнула ему:

Сонная считалочка (Е. Явецкая)

Считалка для ворон (А. Усачёв)

Я решил ворон считать:
Раз,
два,
три,
четыре,
пять.

Шесть ворона — на столбе,
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…

Ну, а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка!

Куриная считалка (А. Усачёв)

Нелегко считать цыпляток —
Их у курицы десяток:

Этот вот забрался в таз —
РАЗ.
А другой полез в дрова —
ДВА.

В клюв лягушку не бери, ТРИ!
Вот ЧЕТВЁРТЫЙ спрыгнул в яму —
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять —
ПЯТЬ!

Под крыльцо собрался лезть —
ШЕСТЬ!
Куд-куда! Не лазь на горку…
СЕМЬ — ему устрою порку!
ВОСЕМЬ — прыгнул в конуру…
Нет, ей-богу, я умру!
Где ДЕВЯТЫЙ? Быстро брось! —
Это не червяк, а гвоздь!

Вот ДЕСЯТЫЙ. Он — хороший…
Стой, куда? Не лезь в галошу!

Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда…

Только всех пересчитала —
Начинай считать сначала!

Спортивная считалка (А. Усачёв)

Бег — прекрасная игра.
У спортсменов — номера.
Приготовились. На старт!

Первым номером — Гепард!

Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну!

Страус — третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!

А за ним — быстрее ветра —
Под четвёртой цифрой — Зебра.

Номер пятый. Лев бежит.
Шесть. Жираф за ним спешит.

Семь. Легко бежит Гиена,
Есть характер у спортсмена!

Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая — волчица.

Десять. Никому дороги
Не уступят носороги.

Мы на этом кончим счёт.
Победителям — почёт!

Крокодилья считалка (А. Усачёв)

Крокодилу Счёт дают.
В этом Счёте — десять блюд:
Блюдо Первое — суп с фрикадельками.
На Второе — картошка с сардельками.
Третье блюдо — рыбный пирог.
На Четвёртое — сладкий творог.
(Очень вкусное было четвёртое!)
Пятым подана редька протёртая.
На Шестое он съел винегрет,
На Седьмое — с грибами омлет.
На Восьмое — салат из печёнки,
На Девятое — банку сгущёнки.
На Десятое выпил компот.
На компоте закончился Счёт.

Крокодил проверил Счёт,
Посмотрел на свой живот…
А потом вдруг как заплачет —
Это он наелся, значит!

Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:

Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.

В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.

СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.

Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.

А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.

Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори по-скорей —
Не задерживай добрых и честных людей!

Дни недели (М. Погарский)

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Лунный звездочёт (А. Усачёв)

На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!

Десять лунатиков (А. Усачёв)

Десять Лунатиков жили на Луне.
Десять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…
Девять Лунатиков остались на Луне.

Девять Лунатиков жили на Луне.
Девять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…
Восемь Лунатиков остались на Луне.

……………………………………………….
(и так далее, пока не останется Один Лунатик…)

Один Лунатик упал с Луны во сне
И больше Лунатиков не стало на Луне!

Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)

Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько рук у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько глаз у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

И детей у осьминога
Тоже много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь…

Бедный папа! Сколько ног
Моет деткам осьминог?!

Котята (С. Михалков)

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

Пальчики (С. Михалков)

А у нашей внучки
Маленькие ручки,

И на ручках пальчики —
Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:

Пальчик Зина,
Пальчик Нина,
Миша,
Гриша,
Николай,

Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Вова,
Лёва,
Ермолай.

Внучка пальчики считает:
РАЗ!
ДВА!
ТРИ!
ЧЕТЫРЕ!
ПЯТЬ!
И, считая, засыпает,
Потому что хочет спать.

Ведьма (перевод с немецкого Л. Гинзбург)

Утром, ровно в шесть,
Ведьма хочет есть.

Семь часы ударят —
Ведьма репу парит.

В восемь кофе пьёт,
В девять воду льёт.

Ночью в полнолунье,
Старая колдунья,

Лишь двенадцать бьёт,
В свой котёл кладёт

Лягушачьи лапки,
Половые тряпки,

Рыбу, Рака и Метлу…
Ну пожалуйте к столу!

Тройка — не двойка… (перевод с немецкого Л. Гинзбург)

Тройка — не двойка,
Дятел — не сойка,
Лук — не редиска,
Сыр — не сосиска,
Море — не речка,
Лампа — не свечка,
Плуг — не коляска,
Ругань — не ласка,
Хлеб — не конфета,
Гензель — не Грета,
Драка — не пир,
Ссора — не мир,
Роза — не мак,
Рыба — не рак,
Лень — не работа,
Четверг — не суббота,
Веник — не щётка,
Голод — не тётка,
Собака — не кошка,
Любовь — не картошка,
Горечь — не сладость,
Старость — не радость,
Трус — не боец.
ПЕСНЕ КОНЕЦ!

Читайте также: