Доклад на тему самовоспитание великого человека ушинского

Обновлено: 05.07.2024

Самовоспитание, его функции, способы и средства, взаимосвязь с воспитанием в процессе формирования и развития личности. Правила поведения К.Д. Ушинского. Закономерности воздействия примера как воспитательного метода. Эстетическая культура человека.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.05.2015
Размер файла 20,3 K

Подобные документы

Сущность понятия "самовоспитания". Особенности самовоспитания подростков. Деятельность, направленная на полную реализацию человеком себя как личности. Рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. Предпосылки организации самовоспитания.

курсовая работа [83,7 K], добавлен 31.10.2014

Анализ форм организации воспитательного процесса, классификация форм воспитания и самовоспитания. Методика организации коллективного творческого дела по И.П. Иванову: характеристика стадий. Характеристика средств организации воспитательного процесса.

методичка [34,0 K], добавлен 16.02.2015

Индивидуальная воспитательная работа руководителей с подчиненными. Виды и причины недисциплинированного поведения. Институт наставничества в системе МЧС. Культурно-досуговая работа - как форма воспитательного процесса. Сущность самовоспитания пожарных.

контрольная работа [17,4 K], добавлен 09.07.2016

Воспитание - процесс усвоения человеком опыта. Самовоспитание личности как проявление способности самостоятельно развиваться. Путь от самопознания к самовоспитанию. Выбор путей, методов и средств самовоспитания, его эффективность и личностная самооценка.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 11.09.2011

Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.

Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ К. Д. УШИНСКОГО О САМОВОСПИТАНИИ

  • Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
  • Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
  • Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
  • Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

ЦИТАТЫ О МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ ВОСПИТАНИЯ

  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
  • Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
  • Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
  • Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
  • Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
  • Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
  • Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
  • Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
  • Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
  • Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

  • Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа.
  • Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
  • Воспитание (призвано) оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.
  • Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВОСПИТАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ

  • Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
  • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
  • Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
  • Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки.
  • Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Самая важная часть воспитания — образование характера.
  • Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
  • Воспитание — величайший вопрос человеческого духа.
  • Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
  • Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
  • Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

Правила самовоспитания К. Д.Ушинского.

1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность с правом ответственности за поступок.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Для 20 века интересны произведения А.С. Макаренко, громадная заслуга которого в том, что эти произведения подкреплены жизненной практикой. Безусловно, В.А. Сухомлинский, который рассматривал вопросы формирования личности в коллективе в учреждениях открытого типа (школа), в отличие от А.С. Макаренко (детские колонии). Интересны работы Л.И. Новиковой, И.П. Иванова, педагогов-новаторов, конечно, авторов учебных пособий по педагогике (Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова, Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластёнин, П.И. Пидкасистый, И.Ф. Харламов и др.)

Задание 4.Будучи классным руководителем в 10 классе, Вы составляете тематический план по профориентационной работе с воспитанниками. Перечислите наиболее эффективные формы работы со своими воспитанниками и их родителями. Аргументируйте свой выбор.

Решение: В плане профориентации привлекательны такие формы работы, как: профконсультация, профпросвещение, может быть, участие в ярмарке вакансий, посещение дней открытых дверей в вузах, колледжах и т.п. Это поможет 10-класснику определиться и с выбором государственной аттестации. Если в школе есть профильные классы, необходимо правильно определить склонность школьника к определённому типу класса. Понадобится помощь психолога, социального педагога, родителей. Такие исследования, беседы, лекции тоже надо планировать. Конечно, можно организовать встречи с интересными людьми, любящими свои профессии и достигшие в них успеха. В профориентации можно использовать разнообразные формы работы, например: КТД, ролевые и деловые игры и под. В настоящее время редко используется такая форма работы, как профадаптация. Просто для этого в школе не всегда есть условия. А вот субботники, трудовые десанты, пришедшие из советской школы, можно использовать активно, помня, что трудовое воспитание, формирование потребности в труде является основой профессиональной ориентации.

Гост

ГОСТ

Цель, задачи и средства воспитания

По мнению К.Д. Ушинского, искусство воспитания в первую очередь должно опираться на знания о человеке, его природе, то есть на данные антропологический наук (анатомия, физиология, психология и т.д.), а не только на философские науки, как это было принято ранее в педагогике.

Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.

Согласно данной цели, необходимо:

  1. Осуществление гармоничного и всестороннего развития ребенка.
  2. Основной упор в воспитании необходимо делать на нравственность, объединенную с религиозностью.
  3. Весь процесс воспитания должен быть проникнут разумным, религиозным и нравственным элементами.

К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания:

  • Непреднамеренные. К ним относятся семья, природа, народ и его язык.
  • Преднамеренные. Сюда К.Д. Ушинский относит детский сад, школу, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс.

К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.).

Готовые работы на аналогичную тему

Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьей, может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.

В своих работах К.Д. Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам.

Учение о дидактике

По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение. Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д. Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:

  1. Принцип посильности и доступности. Содержание воспитательно-образовательного процесса должно соответствовать возрасту ребенка, его умственным возможностям и потребностям. Недопустимо перенапрягать ребенка во время педагогического процесса. Также отрицательно сказывается и легкость в обучении, так как слишком простое не интересно ребенку и значительно снижает его мотивацию. Оптимальность достигается путем создания такого воспитательно-образовательного процесса, при котором ребенок узнает что-то новое, у него возникает стимул познавать далее, есть условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Принцип наглядности. Наглядность способствует развитию мышления ребенка, формирует у него правильное представление о предмете или действии, делает педагогический процесс интересным и познавательным, так как ребенку интереснее и легче познавать новое на картинках (моделях, макетах, схемах и т.д.), чем просто на словах и устных образах.
  3. Принцип последовательности. Процесс обучения и воспитания основан на познании от общего к частному (от простого к сложному). Каждый последующий учебный материал опирается на полученные ранее знания и умения. Необходимо постепенно усложнять материал, тем самым ребенок постоянно находится в необходимом рабочем напряжении.
  4. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать и осознавать всю важность получаемых знаний и умений, он должен сам хотеть ими овладеть. Только в этом случае педагогический процесс будет эффективным.
  5. Принцип основательности и прочности. Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.

Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского

Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.

Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. Главная задача педагога - не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Читайте также: