Доклад на тему рыцарские обычаи и нравы в эпоху средних веков

Обновлено: 05.07.2024

которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории.

Но эта эпоха оставила нам в наследство очень своеобразную культуру,

воспевшую духовные ценности, которые имеют непреходящее и универсальное

значение до сих пор. Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые

узнали, знакомясь с той эпохой, читая литературные произведения или, что

более свойственно современному человеку, видя ожившее средневековье на

экранах телевизоров и кинотеатров. Эти понятия существуют и в настоящее

время, хотя сам о рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно.

Рыцарская этика не исчезла вслед за средневековьем, она прошла через эпохи,

сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен

Рыцарский этос – это стиль жизни, общая ориентация культуры, принятая

в ней иерархия ценностей, которая выраж ена в явном виде, либо может быть

выведена из поведения людей. Нас интересует в исследовании рыцарский этос.

Его объем выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика. Это один

Культура рыцарской среды средневекового Запада это взаимосвязанный

стиль мышления и мироощущения, являющий себя как в повседневном,

обыденном поведении, так и празднично-репрезентативном, как в визуальных

образах замков, маргинальных рисунков и скульптур, так и словесных

конструкциях поэтических текстов. В этом смысле нами в исследовании

социокультурной ткани процессов, понять взаимосвязь интеллектуально-

психологической оснастки культуры рыцарского общества и его социальных

практик, с другой стороны – увидеть органическую связь явлений культуры

внешне разрозненных, дискретных, на деле представляющих некую

целостность, явленную в образе и духе того, что принято именовать рыцарской

Как правило, оно используется в самом широком смысле этого слова для

характеристики представителя военного сословия Средневековья, вне

зависимости от имущественного положения, з натности, этнополитической

принадлежности. Именно в таком смысле большей частью и будут трактоваться

проблемы рыцарского этоса. Однако, совершенно очевидно, что см ысловая

наполненность культурных идеалов рыцарства на заре становления

средневекового общества и на закате того, что именуют средневековой эпохой,

Рыцарство в средневековье

История

Средние века — это примерно десять столетий от хаоса падения Рима в V веке до расцвета феодального строя и христианской церкви к XV веку. Рыцарство в Средневековье было в полной мере вовлечено в процесс перемен и явилось одной из движущих сил прогресса. Средневековый рыцарь, в совершенстве владеющий боевыми навыками и следующий правилам кодекса чести, нередко становился героем народных легенд, примером храбрости, честности, щедрости и верности долгу.

Немного истории

Феодальная раздробленность

Феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок

Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.

Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.

Развитие феодализма и создание армий

С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.

Постепенно в Европе усиливалось влияние церкви, и христианская мораль играла всё более важную роль внутри европейского общества, снижая планку насилия.

Крестовые походы и рыцарские ордены

Крестовые походы

Члены орденов приносили обеты верности церкви, воздержания и бедности. Они принимали участие в Крестовых походах против язычников северных стран, а также против мусульман на Ближнем Востоке и на юге Европы, защищали странствующих в Святую землю паломников.

Изменения в конце эпохи

Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.

Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.

Рыцарскую отвагу и доблесть, искусство владения копьём и мечом рыцари позднего Средневековья стали демонстрировать на турнирах — соревнованиях всадников, которые были весьма популярны и собирали большое количество зрителей.

Посвящение в рыцари

К посвящению в рыцари сыновей знатных родов готовили с детства. С юного возраста 8 лет их оставляли при дворе феодала служить в роли пажа. В процессе обучения мальчик понемногу осваивал навыки рукопашного боя, верховой езды, владения мечом и копьём.

Посвящение в рыцари

Помимо этого, молодой паж учился читать и писать на родном языке и на латыни, а также петь и танцевать. Будущий рыцарь тщательно изучал этикет, дабы правильно вести себя при дворе в присутствии высокопоставленных особ.

Преуспевший в обучении подросток мог стать оруженосцем рыцаря. В его обязанности входило прислуживать господину, сопровождая его повсюду, заниматься уходом за лошадьми, чистить доспехи и вооружение.

Освоивший эту науку юноша к 20 годам был готов к обряду посвящения в рыцари. Предшествующую важному событию ночь он проводил в посте и молитвах, очищая свою душу, в то время как священник местной церкви освящал меч и оставлял его до утра на алтаре. На рассвете вступающему на путь служения полагалось исповедаться, после чего проводилась церемония.

Будущий рыцарь преклонял колени перед своим господином, и тот, поочерёдно прикоснувшись освящённым мечом к каждому плечу молодого мужчины, провозглашал его благородным рыцарем. После этого посвящённый обычно приносил обет служения.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

Служение даме

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Вооружение и доспехи

Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.

Доспехи рыцаря

Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.

Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.

Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.

Кодекс рыцарства

Отчасти из этих идей, отчасти под влиянием христианских заповедей сложился неписаный Кодекс чести — своего рода библия рыцаря. Соблюдение правил каждый из них считал святым своим долгом, а нарушение — несмываемым позором. Требования кодекса были весьма благородны: служить Богу и королю, защищать обездоленных, проявлять милосердие к поверженному противнику. При этом, правда, собственные крестьяне за обездоленных не считались, и с ними феодалы обходились порой грубо и жестоко.

Основными добродетелями, которыми рекомендовалось обладать рыцарям средневековья были следующие:

Рыцарство Средних веков

  • верная служба при дворе;
  • помощь вдовам и сиротам;
  • бескорыстие;
  • уважение чести и достоинства соратников;
  • непременное принятие вызова от равного;
  • полное выполнение взятого обязательства;
  • честность.

user uploaded image

Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках. Усилилось во времена крестоносцев

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов[1]. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере было сословие всадников в Древнем Риме. С другой стороны, германские вожди довольно рано заимствовали у римской знати обычай окружать себя свитой приближенных, комитов(comites), а также гвардией телохранителей, букцелляриев, становившихся основой для профессиональных конных дружин.

По мнению немецкого историка права второй пол. XIX века Генриха Бруннера, западноевропейский феодализм сам по себе формировался как общество, изначально ориентированное на создание, пополнение, поддержку и снабжение профессиональной тяжеловооружённой кавалерии, трансформировавшейся позже в рыцарскую конницу. Временем создания такой кавалерии он считал вторую четверть VIII столетия. По его словам, если в 732 году при Пуатье франкскоевойско Карла Мартелла состояло в основном из пехоты, то уже в 755 году Пипин Короткийтребует от саксонцев дань конями.

В созданной Карлом Великим Империи франков (800) тяжеловооруженные конные отряды проявили себя в первую очередь в конфликтах централизованной власти с федератами Африки, Италии, Галлии, Испании, язычниками-саксами и славянами. Свободный человек, становившийся вассалом, приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл IIсобирали в походы только конницу.

К 807 году относится появление термина caballarius, которым обозначался профессиональный конный воин, способный полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала с большим наделом, помимо меча и копья, для принадлежности тяжелой коннице требовалась кольчуга или панцирь (бруния). Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем. Таким образом создавался привилегированный класс дворовых слуг у богатых феодалов.

В разных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, несколько различались.

Так, в Германии министериалы с XI векасоставили особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше крестьян и горожан, но ниже свободных рыцарей. Признаком несвободного состояния динстманнов являлась невозможность бросить службу по желанию. Первое место среди них принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); ниже стояли динстманны светских князей. В Австрии и Штирии динстманнам во второй половине XIII века удалось сравняться с местной знатью. В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, поэтому с середины XII века в их сословие переходила даже знать.

В Германии министериалы из столетия в столетия являлись классом, стоявшим выше крестьян и городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. К XIV столетию их несвободное происхождение вообще было забыто. Это становилось проблемой, поэтому что переход из новых слоев невооруженного населения в сословие рыцарей был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха I Барбароссы поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом.

Во Франции, где уважением пользовались в первую очередь владельцы крупных земельных наделов, феодов, признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари довольно рано стало привилегией королей. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей брал, таким образом, верх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их посвящали в рыцари.

Хотя социальная роль рыцарского сословия в средневековых государствах Европы была значительной, доля его была относительно невелика, и в среднем составляла не более 3% населения. В Испании и Польше, в силу особенностей исторического развития этих стран, количество рыцарей было несколько выше, но никогда не превышало 10%.

Императору Священной Римской империиРудольфу II Габсбургскому (1576-1612) принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

С возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать.

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.

Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

user uploaded image

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Комплекс вооружения профессиональных конных воинов эпохи Каролингов сформировался преимущественно под влиянием наемной кавалерии позднего Рима, испытавшей готское и сармато-аланское влияние. Походы Карла Великого против аваров в конце VIII — начале IX века, а позднее набеги кочевых мадьяр оставили европейцам седло со стременами, позволявшие тяжело вооруженному всаднику прочно сидеть на лошадином крупе и наносить копьем не только колющие удары сверху, но и прямые удары по горизонтали, первоначально обеими руками, как это было в обычае у византийских катафрактов.

В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари все еще защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.

Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.

user uploaded image

Рыцарь XIII века

Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII столетии облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика[16].

Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.

По данным французского историка-медиевиста Жана Флори, минимальная стоимость экипировки рыцаря к 1100 году составляла 250–300 су, т. е. равнялась стоимости 30 быков, а в XIII веке из-за инфляции увеличилась примерно втрое.

Военная тактика и воинские упражнения.

В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции (couflictus gallici), затем в Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию, Италию, Испанию и др. страны.

В современной Великобритании.

Рыцарство в средневековье

История

Средние века — это примерно десять столетий от хаоса падения Рима в V веке до расцвета феодального строя и христианской церкви к XV веку. Рыцарство в Средневековье было в полной мере вовлечено в процесс перемен и явилось одной из движущих сил прогресса. Средневековый рыцарь, в совершенстве владеющий боевыми навыками и следующий правилам кодекса чести, нередко становился героем народных легенд, примером храбрости, честности, щедрости и верности долгу.

Немного истории

Феодальная раздробленность

Феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок

Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.

Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.

Развитие феодализма и создание армий

С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.

Постепенно в Европе усиливалось влияние церкви, и христианская мораль играла всё более важную роль внутри европейского общества, снижая планку насилия.

Крестовые походы и рыцарские ордены

Крестовые походы

Члены орденов приносили обеты верности церкви, воздержания и бедности. Они принимали участие в Крестовых походах против язычников северных стран, а также против мусульман на Ближнем Востоке и на юге Европы, защищали странствующих в Святую землю паломников.

Изменения в конце эпохи

Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.

Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.

Рыцарскую отвагу и доблесть, искусство владения копьём и мечом рыцари позднего Средневековья стали демонстрировать на турнирах — соревнованиях всадников, которые были весьма популярны и собирали большое количество зрителей.

Посвящение в рыцари

К посвящению в рыцари сыновей знатных родов готовили с детства. С юного возраста 8 лет их оставляли при дворе феодала служить в роли пажа. В процессе обучения мальчик понемногу осваивал навыки рукопашного боя, верховой езды, владения мечом и копьём.

Посвящение в рыцари

Помимо этого, молодой паж учился читать и писать на родном языке и на латыни, а также петь и танцевать. Будущий рыцарь тщательно изучал этикет, дабы правильно вести себя при дворе в присутствии высокопоставленных особ.

Преуспевший в обучении подросток мог стать оруженосцем рыцаря. В его обязанности входило прислуживать господину, сопровождая его повсюду, заниматься уходом за лошадьми, чистить доспехи и вооружение.

Освоивший эту науку юноша к 20 годам был готов к обряду посвящения в рыцари. Предшествующую важному событию ночь он проводил в посте и молитвах, очищая свою душу, в то время как священник местной церкви освящал меч и оставлял его до утра на алтаре. На рассвете вступающему на путь служения полагалось исповедаться, после чего проводилась церемония.

Будущий рыцарь преклонял колени перед своим господином, и тот, поочерёдно прикоснувшись освящённым мечом к каждому плечу молодого мужчины, провозглашал его благородным рыцарем. После этого посвящённый обычно приносил обет служения.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

Служение даме

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Вооружение и доспехи

Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.

Доспехи рыцаря

Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.

Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.

Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.

Кодекс рыцарства

Отчасти из этих идей, отчасти под влиянием христианских заповедей сложился неписаный Кодекс чести — своего рода библия рыцаря. Соблюдение правил каждый из них считал святым своим долгом, а нарушение — несмываемым позором. Требования кодекса были весьма благородны: служить Богу и королю, защищать обездоленных, проявлять милосердие к поверженному противнику. При этом, правда, собственные крестьяне за обездоленных не считались, и с ними феодалы обходились порой грубо и жестоко.

Основными добродетелями, которыми рекомендовалось обладать рыцарям средневековья были следующие:

Рыцарство Средних веков

  • верная служба при дворе;
  • помощь вдовам и сиротам;
  • бескорыстие;
  • уважение чести и достоинства соратников;
  • непременное принятие вызова от равного;
  • полное выполнение взятого обязательства;
  • честность.

Читайте также: