Доклад на тему русский народный театр

Обновлено: 08.07.2024

Истоки русского театра уходят в глубокую древность, во времена, когда наши далекие предки, славяне, были еще язычниками.

Многие обряды — религиозные, трудовые, охотничьи и особенно свадебные — имели игровой характер с элементами театрализации. Прежде чем приступить к какому-либо трудовому процессу — севу, жатве, молотьбе, прядению, ткачеству или охоте — люди изображали его пантомимой.

В процессе участвовала семья, племя, род, а это требовало сплочения усилий множества людей. И чтобы действия многих участвующих были синхронны и эффективны, в качестве организующего начала пантомиме придается ритм, который отбивается сначала ладонями, а затем на простейших инструментах — барабане, с помощью трещоток; появляется музыка, провоцирующая перерастание пантомимы в танец. Прибавляется слово, еще больше конкретизирующее действие и произносящееся под эту простейшую музыку уже нараспев — появляется песня.

Однако многие черты, так ярко проступавшие в искусстве скоморохов, остались в фольклоре, закрепились в народной смеховой зрелищной культуре и породили явления, очень близкие театру, как, например, устную народную драму.

До нас же дошли образцы лишь некоторых устных народных драм, особенно популярных в народе, но записанных в более позднее время их бытования (поэтому трудно установить начальный период их существования).

Кукольный театр свое происхождение ведет также от языческих обрядов, в центре которых обычно бывало изображение божества, представленного миниатюрной фигуркой, наделенной магической силой.

К XVII веку уже оформилось два типа кукольного театра, ставшие надолго традиционными. Первый представляет собой ширму с перчаточными куклами, исполнявшими комедию, главным персонажем которой являлся Петрушка — неунывающий герой из народных низов, выходивший победителем из любой ситуации, даже при встрече со Смертью (имена героя иногда варьировались).

Устная народная драма долгое время жила параллельно с зарождавшимся театром профессиональным, питала его, взаимодействовала с ним, то смыкаясь, то расходясь.

Зарождение, становление и развитие русского театра


Театральное искусство издревле привлекало людей на Руси. Скоморохи, бродячие музыканты веселили их на ярмарках, во время народных гуляний.

Впервые придворные театры появились при Михаиле Романове. Их инициатором стал боярин Матвеев А. Он стоял во главе Посольского приказа, часто бывал за границей, где и увидел выступление актёров. Именно по поручению Матвеева была организована первая труппа и даже построено специальное помещение. Первой пьесой стала библейская легенда об Артаксерксе. Произошло это в 1672 г.

А первым режиссёром в России был немец – Иоганн Грегори.

По примеру этого театра стали создаваться придворные театры во многих домах бояр и дворян. Очень полюбились ими представления. Актёрами были в основном крепостные крестьяне, хотя и свободные талантливые люди тоже приглашались.

Одновременно в 17 веке создавались школьные театры. Первый такой театр был открыт при Славяно-греко-латинской академии.

18 век - это период расцвета русского театра. Сначала при Петре I на Красной площади построил первый публичный театр. Сюда приглашались даже зарубежные труппы. Спектакли ставились как российских авторов, так и иностранных.

При Анне Иоанновне театр построили в Санкт-Петербурге. Талант знаменитого Александра Сумарокова расцвёл именно в это время необыкновенно. Его пьесы ставились во многих театрах страны.

Первые государственные театры, содержащиеся за счёт казны, появились при Елизавете Петровне. В 1750 году в Ярославле Фёдор Волков создал первый постоянный профессиональный театр. В 1756 году его приглашают в Санкт-Петербург. На Васильевском острове был воздвигнут Императорский театр, первым его директором был А.Сумароков.

Одним из первых профессиональных актёров стал Иван Дмитриевский, игравший в труппе Волкова. Позже он стал ведущим актёром Императорского театра.

Известные композиторы 18 в: Соколовский, Пашкевич, Бортнянский

Русский театр

Скоморохи

Народные танцы, представления, Русский театр

Ещё в Древней Руси многие народные обряды включали развлечения и потешные сценки с участием скоморохов. Так называли всех народных артистов: музыкантов, акробатов, шутов, ряженых, певцов.

Отдельного внимания заслуживают комедийные постановки с участием кукол. Больше всего людям нравились персонажи медведя и козы с деревянными ложками. Выступления сопровождались исполнением народных песен, бытовых сказок. На каждом деревенском празднике или ярмарках обязательно были скоморохи. Нередко их импровизация перерастала в народные гуляния и веселье.

Но не всех радовали умения скоморохов. Православная церковь осуждала ношение короткой одежды и масок. А это были атрибуты многих артистов, за что церковные власти подвергали народных потешников гонениям. К тому же поведение скоморохов нередко противоречило традиционному русскому укладу. К середине XVII века бродячие скоморохи начали менять свой род занятий, многие переключились в музыкальное направление. Импровизированные народные представления заменил театр.

Театральное искусство Российской империи

Профессиональное лицо русский театр обрёл при царе Алексее Михайловиче. Императорский (придворный) театр основал лютеранский пастор Грегори. По государеву указу он набрал группу талантливых артистов и начал учить их комедийным миниатюрам. Для постановок привлекали иностранцев из Немецкой слободы, а в качестве музыкального сопровождения ставили инструментальную музыку. Впервые в русской культуре для представлений использовали декорации, в которых прослеживалась линейная перспектива. Артисты пели и танцевали, показывая разные сценки. Театр начали воспринимать как своеобразное зеркало, отражающее современную жизнь.

Императорские театры существовали за счёт средств императорского двора. К постановкам привлекали зарубежных деятелей, поэтому многие элементы, декорации и произведения были заимствованы с западной сцены.

Успех нового направления стимулировал открытие других видов театра:

Развивались и другие направления сцены. Массовый зритель начал посещать театральные представления во второй половине XVIII века. Очень скоро театр стал важной частью русской культуры.

Русский балет

Русский балет, Русский театр

Русская балетная школа вызывает интерес во всём мире. Сейчас балет собирает полные залы и билеты нужно покупать за несколько месяцев впёред. Но когда это искусство только пришло в Россию, ему была уготована роль коротких танцевальных вставок в антрактах к оперным и драматическим постановкам.

Во время реформ Петра I начали создавать театральные школы, в программу дворянских учебных заведений ввели уроки танца, в том числе балета. Тогда же стали приглашать зарубежных преподавателей и танцевальные коллективы. Но переломным моментом стало учреждение русской балетной труппы по указу Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. С каждым годом это танцевальное направление набирало популярность, а танцоры оттачивали своё мастерство.

В начале XIX века балет занял высшую ступень в театральном искусстве России. Выразительные танцы и особая грация русских балерин вызывали восхищение. Театры, в которых проходили балетные выступления в Москве и Петербурге, были прекрасно оснащены, а само направление хорошо финансировалось государством. Свой вклад в становление русской балетной школы внесли иностранные мастера: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Артур Сен-Леон. В Европе XIX века высоко ценили большую, талантливую и подготовленную труппу балетных танцоров России. Поэтому в Москву и Петербург часто приезжали лучшие европейские хореографы.

Следующим этапом стала школа балетмейстера А.Горского. Он провозгласил архаичность пантомимы, которую использовали в танце. И начал применять методы современной режиссуры. Одновременно Горский делал акцент на оформлении сцены, реалистичности и качестве декораций.

Хореограф Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он говорил, что для каждого спектакля нужны разные танцевальные движения и сценарий, в зависимости от темы, эпохи, музыкального сопровождения. Фокин вошёл в историю как реформатор русской балетной школы, рассматривающий каждый спектакль как отдельное произведение, не пересекающееся с другими постановками.

После революции 1917 года известные танцоры, хореографы и балетмейстеры в числе других деятелей искусства уехали из России. Но это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью возникла непростая задача: превратить высокое балетное искусство в жизненные спектакли, понятные простому народу. Появились произведения, в которых содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца — так называемый драматический балет. На рубеже 1950-60-х годов возродилась хореографическая миниатюра, балет в один акт, балетная симфония. В следующее десятилетие возникло много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балетного танца и свободной хореографии.

Театр в СССР

В это же время в Советском Союзе появился постоянный театр для глухонемых людей. Он стал первым в мире театром в данном направлении. Смысл речи и переживаний героев передавали через искусство пантомимы, жестов, пластики, танца. Также было синхронное озвучивание каждого спектакля диктором.

Театральная культура современной России

Спектакль в Театре на Таганке, Русский театр

Распад Советского Союза отразился на культуре России в целом. Из-за отсутствия финансирования многие провинциальные театры закрылись, началась миграция людей внутри страны и эмиграция за её пределы.

Со временем театральная структура обрела чёткие формы и в современной России наметилось несколько направлений:

Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки – Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.

Народным театром принято называть зрелище, создаваемое народом и для народа на основе устного творчества. Изначально народный театр появился в крестьянской среде как разного рода развернутые обрядовые действия - игрища, приуроченные к календарным и некоторым семейным праздникам, скоморошины и, так называемые, народные драмы, отражавшие бытовые и исторические события. Позже народный театр вышел на площади в виде медвежьих комедий, вертепов, пещного театра, райков, театра теней, раусов, выступлений балконных зазывал и, конечно, театра Петрушки.

Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:

- Действенность. В народном театре действие является первостепенным по сравнению с речью. Сопереживание происходящему достигается намного быстрее, чем в светском театре с его мизансценами, паузами именно за счет действия. Народный театр отличается немногословием, но многодейственностью. Возможно, эта черта сохранилась со времен, когда язык еще только формировался, и общение между людьми происходило с помощью тел. Но это пока только предположение, которое требует своего изучения. По факту же, народные актеры действуют по принципу: увидел- сделал. И только потом - сказал. Их действия просты – объятия, плач, поцелуи, потасовки, таскание друг друга за разные части тела, погони, пляски, умирание, возрождение. Действие словно лишено полутонов. Оно всегда яркое, даже преувеличенное.

- Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы – пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.

- Язык простого народа. Язык народного театра – простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.

- Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра – это итальянская комедия дель арте – комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков – Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.

- Потешность представлений. Народный театр смело можно назвать театром потехи. По определению В.И. Даля, потехой или потешеньем называлась забава, утеха, занятие от скуки, безделья; а так же увеселенье, зрелище Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. – М.: Русский язык, 1999. Т. II, С. 355. . Вызвать смех у зрителя – это то, на что направлено народное представление. Как помним, потешниками или потешальщиками называли скоморохов. Их ремесло и переняли, начиная с 17 века, со времени уничтожения скоморошества в России, их преемники – медведевожатые, площадные актеры, деды-зазывалы…

В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:

· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.

· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).

Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).

Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.

Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.

Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.

· Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы.

· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: