Доклад нормы употребления глагольных форм

Обновлено: 05.07.2024

Грамматические нормы: морфологические признаки глагола, нормативное употребление глагола в речи, практическое применение теоретического материала.

ВложениеРазмер
grammaticheskie_normy_5.docx 29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы: теория, практика

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (действие предмета)

Начальная форма – инфинитив (-ть, -ти, -чь)

прочитать, узнать, вспомнить

читать, узнавать, вспоминать

сочетается с: В.п. без предлога

Р.п. при отрицании

Р.п. – часть целого

радоваться (победе), надеяться (на лучшее)

есть постфиксы –ся, -сь

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по - окончанию, если окончание ударное

- инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

окончания: -у, -ю, -Ишь, -Ит, -Им, -Ите, -Ат, -Ят

окончания: -у, -ю, -Ешь, -Ет, -Ем, -Ете, -Ут, -Ют

инфинитив: 1) все на – ИТЬ, кроме брить, стелить

+ производные 2) 4 на –АТЬ (гнать, держать, слышать,

(с приставками, с -ся) 3) 7 на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

инфинитив: все остальные

(-еть, -ать, -оть, -уть…)

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

- нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

сложное (буду читать – несов.в.)

приказ, совет, просьба

(-те), пусть идет, давай читать

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

только в ЕД.числе- есть в прош.вр и в условн. накл.

узнал бы, узнал(а) бы

ЕСТЬ в наст. и буд. вр.; НЕТ в ПРОШ.вр.!

узнаю, узнаешь, узнает

поговорю – поговорим, узнал - узнали

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого ( скажи – сказал бы ), глаголы одного времени – в значении другого ( пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы бы ( показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа ( вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

• с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

• со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

• со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

• Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему – значение осторожного, учтивого пожелания;

• Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем – значение побуждения к совместному действию;

• Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! – значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, т.к. они затруднительны для произношения, т.е. из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.

В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения – образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол: ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.

2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глагола Форма повелительного наклонения (единственное число) Форма повелительного наклонения (множественное число)
Лечь Ты ляг (неправильно ЛЯЖЬ) Вы лягте (неправильно ЛЯЖЬТЕ)
Ехать Ты поезжай (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) Вы поезжайте (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
Ездить Ты езди (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) Вы ездите (неправильно ЕЗДИТЕ, ЕЗДЬТЕ)
Положить Ты положи (неправильно ПОЛОЖЬ) Вы положите (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
Класть Ты клади (неправильно ЛОЖИ) Вы кладите (неправильно ЛОЖЬТЕ)
Бежать Ты беги (неправильно БЕЖИ) Вы бегите (неправильно БЕЖИТЕ)
лазать Ты лазай (неправильно ЛАЗЬ) Вы лазайте (неправильно ЛАЗЬТЕ)

3. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить – я езжу, он ездит (неправильно я ездию, он ездиет).

Лазить – я лажу, он лазит (неправильно я лазию, он лазиет).

Жечь (зажечь, поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжёшь, он жжёт, мы жжём, вы жжёте, он жгут.

Печь (испечь, запечь) – я пеку, ты печёшь, он печёт, мы печём, вы печёте, они пекут.

Беречь (сберечь) – я берегу, ты бережёшь, он бережёт, мы бережём, вы бережёте, они берегут.

Стеречь – я стерегу, ты стережёшь, он стережёт, мы стережём, вы стережёте, они стерегут.

4. Не следует путать глаголы надеть и одеть:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

5. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

6. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:

7. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:

ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

10. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ – ПРЕДОСТАВИТЬ:

11. Запомни нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)

ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК

12. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:

Начальная форма глагола Форма прошедшего времени этого глагола
СОХНУТЬ он СОХ (неправильно СОХНУЛ)
ПРОМОКНУТЬ он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)
ЗАМЁРЗНУТЬ он ЗАМЁРЗ (неправильно ЗАМЁРЗНУЛ)
ОКРЕПНУТЬ он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии.

Содержание

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

Работа состоит из 1 файл

РЕФЕРАТ. docx.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского

Факультет иностранных языков

Студентка группы А-11

зачтено /не зачтено

2)Распространенные ошибки употребления глагола

А) Недостаточные глаголы

Б) Изобилующие глаголы

В) Ошибки при образовании глагольных конструкций

Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

3) Морфологические нормы употребления глагольных форм

А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола

Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола

Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.

2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов , в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.

В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:

Глаголы Формы
победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить Не имеют формы 1 лица единственного числа
телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных)
хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь, стоить, течь Не имеют повелительного наклонения*

*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

– обращать внимание (на что?) на факты

– уделять внимание (чему?) подбору кадров

– консультировать (кого?) клиента

– консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора

– требовать (чего?) объяснений

– требовать (что?) пропуск

– основываться (на чем?) на фактах

– обосновывать (чем?) фактическими данными

– рекомендовать (кого?) агента

– рекомендовать (для чего?) для участия

– рекомендовать (к чему?) к употреблению.

Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:

бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:

атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься

Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):

выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.

При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

глядеть - гляди – глядите

ехать - поезжай - поезжайте

лазать - лазай - лазайте

прибыть - прибудь - прибудьте

лечь - ляг - лягте

трогать - трогай - трогайте

мазать - мажь – мажьте

Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехатьпоезжай, поезжайте. Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите.

3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший.

Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- ( -н- ), -енн- ( - ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3)Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 6 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:

Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.

6.8.2. Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида

Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)

не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)

ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)

ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне , например:

перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;

опозОрить(сов. вид) — опозОривать (несов. вид), нет чередования;

подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.

Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:

Обратите внимание: в задании 8 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 8.

2. Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обезбОлить — обезбОливать, уполномОчить — уполномОчивать.

3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением , например: облагорОдить — облагорАживать (сравните корни!); заморОзить — заморАживать(сравните корни!). Эти слова — исключения из правила 2, их достаточно много.

Читайте также: