Экология и молодежь доклад

Обновлено: 28.06.2024

Раскрытие сущности и составляющих экологической культуры, таких как экологическое сознание, образование, ценности, экологизация социального управления. Формирование мировоззрения данной направленности у молодежи в системе общечеловеческой культуры.

Рубрика Культура и искусство
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.02.2019
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Экологическая культура современной молодежи

Панкова Г.А., Талмачинская М.С.,

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Москва, Россия

Согласно проведенным исследованиям, одним из важнейших инструментов формирования социально-экологической ситуации в мире является экологическая культура.

Под экологической культурой понимается часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных норм, взглядов, установок и моральных ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [4].

Нередко экологическую культуру сложно разделить на главную и второстепенную позицию в системе общечеловеческой культуры. В экологической культуре происходит комплексное взаимодействие деятельно-применительного способа, его воплощения и экологического мировоззрения. Они раскрывают сущность экологической культуры, охватывающей: экологическое образование (процесс обучения и усвоения информации об окружающей среде и формирование экологической культуры), экологическое сознание (комплекс идей, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественной жизни), экологическое поведение и правовую деятельность, сосредоточенную на гармонизации взаимоотношений между человеком и природой [3].

В нашей статье мы рассматриваем сущность и основные составляющие экологической культуры: экологическое сознание (рассматривалось Б.З. Докторовым, С.Д. Дерябо, Л.Яо и др.), образование (анализировалось Данило Ж. Маркович, Э.В. Гирусовым, С.Н. Глазачевым и др.), ценности (исследовались Л. Болтански, Л. Тевено, А.В. Мироновым и др.), экологизация социального управления (научные публикации О.В. Аксеновой, Л.В. Егоровой, И.А. Халий, А.В. Мозговой и др.).

Формирование экологической культуры довольно глубокий процесс, имеющий свою исходную точку - определение места экологической культуры в системе общечеловеческой культуры.

В современном мире необходимо формировать правильные цели для общества, развивать мировоззренческую позицию у личности посредством актуальных научных знаний: экологических, социально-экономических, эстетических и др., при которой преобразуется потребительское отношение к окружающей среде, господствующее в социуме, на экоцентрическое. С помощью деятельно-применимого подхода станет возможным изменение сознания человека, его ценностных установок, базирующихся на духовности, традициях культурно-исторического наследия [2].

Критерии оценки деятельности человека определяются мотивацией и способностью к самоограничению в бесконтрольном потреблении. Осмысленная организованная эмпирическая работа, основывающаяся на эволюционно-синергетическом мироощущении, является показателем развитости поставленного уровня экологической культуры, который подвергнут анализам различных методов социологических исследований.

Овладение знаниями об экологической культуре и рассмотрение реальной сложившейся экоситуации предоставляет возможность к моделированию социокультурной ментальности, выявлению экологических норм и стандартов поведения, формированию личностного отношения граждан к окружающей среде, определению показателя состояния экологической культуры в современном обществе (существующие стереотипы о неисчерпаемости природных ресурсов; потребительские стандарты; недостаток информированности о состоянии экологии; пассивное отношение к защите окружающей среды) [1, c. 97].

2017 год был объявлен Годом экологии в России. Были выполнены главные цели: развитие общих экологических показателей страны; содействие экологической безопасности РФ; привлечение граждан к сохранению природных богатств России; воспитание экологической ответственности всех слоев общества. "Росмолодежь" в качестве рекомендаций в 2017 году определила защиту и сохранение экологической среды как приоритетное направление решения проблем в социальных проектах. Молодёжь активно принимала участие в экофорумах, мастер-классах и реализовывала экологические проекты.

Важно в дальнейшем продолжать вектор развития экологической культуры и экологического сознания, а также разрабатывать новые технологии и методы работы с молодёжью для повышения экологической культуры. экологическая культура молодежь мировоззрение

Приведенные выше показатели доказывают, что экологическое сознание и экологическая культура находятся в стадии формирования. Результатом изучения экологической культуры и ее несформированности является создание экологических проектов (разработка мероприятий на основе законов о защите окружающей среды по формированию экокультуры) и акций, которые позволяют изменить главенствующие в сознании ориентации на безграничное развитие производства и потребления, материальных благ, ведущих к возрастанию антропогенной и техногенной нагрузки на природу.

1. Алексеев С.М., Сосунова И.А., Борискин Д.А. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. - М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002. - 302 с.

2. Марар О.И. Психологические аспекты экологической культуры российского общества в период трансформации // Вестник ВГТУ. - том 2. - № 4. - Воронеж, 2006.

3. Марар О.И. Экологическая культура в контексте современности // Социально гуманитарные знания. - 2010. - № 5.

4. Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. - М., 2001. - 162 с.

Подобные документы

Формирование культуры досуга молодежи как одна из актуальных проблем современного общества. Характеристика деятельности клубного учреждения СДК "Космос". Молодежная субкультура как частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры.

дипломная работа [299,4 K], добавлен 23.11.2012

Сущность и краткая история развития экологической культуры. Экологическая культура как мера цивилизованности общества. Нравственные основы формирования и принципы экологического воспитания личности. Основы воспитания экологической культуры у студентов.

реферат [37,1 K], добавлен 30.11.2010

Основы культуры досуга на современном этапе. Специфика молодежного досуга. Опыт организации досуговой деятельности молодежи. Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга. Использование свободного времени молодежью.

реферат [49,8 K], добавлен 19.05.2012

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой. Рассмотрение основ экологической, нравственной, эстетической культуры и творчества. Традиции и новаторство в данной сфере. Проблема невостребованности духовного среди молодежи.

реферат [62,7 K], добавлен 06.10.2014

Понятие инкультурации как одного из универсальных процессов культурогенеза планетарной цивилизации. Формирующий эксперимент о культурном самоопределении как составной части социализации и инкультурации молодежи на прмиере Центра славянской культуры.

2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Н.В. Пономарёвой


1. Гринёва, Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8 (часть 2). – С. 434-438.

3. Давлетшина, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Давлетшина. – М., 2015. – 26 с.

4. Кочетков, Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество. / Н.В. Кочетков. – 2011. - №1. –С.83-96.

5. Николина, В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореферат дис. . доктора пед. наук: 13.00.02 / В.В. Николина. – СПб., 1999. – 28 с.

Социально-экологические проблемы на глобальном, региональном и локальном уровнях в настоящее время продолжают оставаться более чем актуальными. Они неоднозначны, но в то же время их социальные аспекты оказываются в поле зрения социальных и экономических интересов различных слоев и групп общества. Данные проблемы приобретают особое важное значение в условиях современной экологическойситуации, внёсшей существенные коррективы в отношения человека и природы и побудившей переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Это предопределило развитие социально-экологических исследований, важным аспектом которых является изучение экологической культуры молодого поколения россиян.

Отношение является важной составляющей экологической культуры личности и его изучение поможет определить основные пути, методы и средства для повышения уровня экологической культуры молодёжи [2].

Как показывает теоретический анализ литературы и реальный практический опыт, существует противоречие между необходимостью проведения теоретических и практических исследований в области формирования экологической культуры и недостаточной изученностью субъективного отношения молодёжи к социально-экологическим проблемам современного общества.

Указанное противоречие обусловило формулировку проблемы исследования:каково отношение молодежи к социально-экологическим проблемам?

Сформулированная проблема определила общую цель исследования:изучение субъективного отношения молодежи к современным социально-экологическим проблемам.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Отбор фотоматериала для выявления экологическихпроблем.

2. Разработка анкеты.

3. Организация анкетирования.

Объект исследования:молодежь как социальная группа населения.

Предмет исследования:отношение молодежи к современным социально-экологическим проблемам.

Цель и задачи исследования обусловили его логику и основные этапы.

1. На первом этапе происходил отбор материала, подобранного для дальнейшего исследования. Фотоматериалбыл сгруппирован потемам:

- загрязнение окружающей среды,

- проблема несанкционированных свалок,

2. На втором этапе составлена анкета для опроса студентов. Анкета включала в себя десять вопросовзакрытой и открытой формы. Вопросы были направлены на анализ предложенного фотоматериала (определить экологическую проблему, дать ей название, предложить пути решения на глобальном, региональном и локальном уровнях); на выявление отношения к экологическим проблемам на различных уровнях и личного участия в решении экологических проблем.

3. Третий этап включал в себя опрос студентов.

4. Четвертый этап являлся заключительным, проводился качественный и количественный анализ полученных результатов. Наглядноеотражение представлено нарисунках 1-3, иллюстрирующих наиболее важные экологические проблемы и пути их решения.

Отвечая на вопрос, как решить проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, студентами были внесены конкретные предложения, которые наглядно представлены на рис.1.


Рис. 1. Пути решения проблем загрязнения окружающей среды

Проанализировав ответы респондентов видно, что для преодоления проблем загрязнения окружающей среды нужны целенаправленные продуманные действия всего человечества. По мнению самих респондентов,одним из ведущих факторов успешного решения социально-экологических проблемы является повышение экологического сознания молодёжи (17% опрошенных).Значительная часть опрошенных одним из действенных путей решения проблем загрязнения окружающей среды является контроль за предприятиями в части утилизации отходов (14 %), активизация волонтёрского движения (13 %), социальная реклама (8%).

Студентами предложены меры по устранению несанкционированных свалок (рис. 2).


Рис. 2. Устранение несанкционированных свалок

Наиболее эффективными мерами по устранению несанкционированных свалок опрошенные считают установку контейнеров для сбора мусора (стекло, бумага и т.п.) – 26 % опрошенных, переработку отходов – 21 %.

Одной из тем анкеты была борьба с браконьерством (рис. 3).


Рис. 3. Меры борьбы с браконьерством

В качестве мер борьбы с браконьерством большинство студентов (42% опрашиваемых) указывают ужесточение ответственности за несанкционированную ловлю рыбы, четверть опрашиваемых считают, что приемлемой мерой является развитие волонтерского движения в данной области и наличие экологического сознания молодёжи.

Таким образом, по итогам исследования, направленного на осознание социально-экологических проблем и поиску путей их решения, были сделаны следующие выводы. В целом студенты понимают, что существуют социально-экологические проблемы, чётко их обозначают и выделяют, а также предлагают конкретные меры для их устранения. Они осознают социально-экологические проблемы, как на глобальном, так и на региональном уровнях; проявляют готовность включаться в конкретные мероприятия, носящие общественный пропагандистский характер.

Рецензенты:


Ключевые слова: экология, экологическая культура, социум, метод анкетирования.

Экoлогическая культура охватывает сферу отношений человека и общества к природе.

Осмысление проблем взаимодействия природы и общества [Глазачев, 2003], влияния природы на развитие культуры человека [Губарева, 2010], [Ходченков, 2006], становления экологической культуры общества [Захарова, 2012], [Марар, 2012] и факторы её формирования [Гузаирова, 2011], [Егорова, 2002] активно осуществлялось в работах отечественных специалистов.

В условиях обострения экологической ситуации особую актуальность приобретает определение возможностей решения экологической проблемы, в основе которого лежало бы развитие взаимодействия природы, общества и культуры, процессов становления экологической культуры и соответствующих ей форм человеческой жизнедеятельности.

В экологической культуре современного российского общества преобладают утилитарные индивидуалистические установки. Культура общего обустройства среды обитания вытесняется культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума [6, c. 3]. В связи с этим возникает необходимость формирования новой культуры человека, в образе жизни и поведении которого новое отношение к окружающей среде является неотъемлемой чертой. Жизнь человека и ее сохранение, воспроизводство жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества являются критериями экологичности. В этом контексте является актуальным анализ содержания экологической культуры, конкретизирующий общечеловеческие ценности применительно к восприятию природы и культуры как определенного единства. Также же важно изучение экологической культуры на социологическом уровне для выявления качественных характеристик и количественных параметров различных ее элементов и их взаимосвязи [7, c. 4]. Поэтому особенно перспективны исследования, проводимые среди молодежи, так как они позволяют прогнозировать развитие экологической культуры общества в ближайшем будущем.

Относительно характеристики экологической ситуации в г. Санкт-Петербурге абсолютное большинство опрашиваемых (81 %) определило ее как плохую. На технической специальности количество учащихся, которые затруднились с ответом на данный вопрос, оказалось значительно большим (28 %), чем на рекламе (9 %) и иностранном языке (10 %). Это показало статистически существенное отличие одной из анализируемых специальностей. Основными причинами плохой экологической ситуации в городе назывались следующие: грязный воздух (44 %) и вода (35 %) из-за выбросов продуктов переработки фабрик и заводов, по-прежнему, не имеющих качественной системы очистки и фильтрации отходов; загазованность воздуха (36 %), пыль (2 %) и шум (5 %) от излишнего количества автотранспорта; много мусора (33 %); грязно на дорогах (16 %) и наличие на них же соли и химических реагентов (4 %) в зимнее время года, большая часть которых затем попадает в открытые водоемы; мало парковых зон и зеленых насаждений (10 %); много курящих (1 %).

В качестве источников, которые помогают учащимся в оценке экологического состояния городской среды, в порядке уменьшения частоты их упоминания отмечались личный опыт (34 %), телевидение (29 %), печатные издания (16 %), радио (8 %). Внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы также было отмечено в качестве фактора оценки экологии в городе (11 %).

Характеризуя меру и степень ответственности за экологическую ситуацию в городе, можно отметить, что 15 % испытуемых возлагают эти полномочия на Правительство РФ, 21 % — на мэра города, а большинство (65 %) считает, что население в целом и каждый житель города в частности должен заботиться об окружающей среде. В том числе 11 человек (9 %) из опрошенных 126 полагают, что ответственность несут Правительство РФ, мэр города и население вместе взятые.

Исследуя зависимость плохой экологической ситуации в городе на самочувствие населения, 51 % анкетируемых ответил, что, скорее всего, влияет отрицательно, 32 % указало, что это влияние сильное, по мнению 10 % влияние отсутствует и 7 % затруднились ответить.

Ряд вопросов анкеты касался социально-психологической направленности жизнедеятельности человека, как фактора его гармоничного развития.

Среди анкетируемых удалось выявить, что 25 % студентов сосредоточено только на учебе, 17 % совмещают учебу и работу, а оставшиеся 58 % учатся и хотели бы работать. При этом среди студентов 3 курса работающих значительно больше (29 %), чем таковых на 1 курсе (6 %).

Несмотря на вышеуказанные ответы, большинство учащихся (83 %) допускают, что в погоне за материальными ценностями человек способен утратить морально-нравственные качества, потерять здоровье, любовь, друзей. Это показывает наличие проблемы скрытых приоритетов, которые могут проявляться при определенных обстоятельствах.

На вопрос о влиянии учебного процесса на взаимоотношения с семьей, любимыми, друзьями, поддержание интересов примерно одинаковое количество опрошенных дали положительный (44 %) и отрицательный (48 %) ответы. 25 % опрошенных имеют достаточно свободного времени, которое они могут потратить на свои интересы, 38 % его хватает, но времени, чтобы заняться любимым делом остается не так много, больше времени посвящать своим увлечениям хотели бы 30 % студентов, на нехватку свободного времени ссылаются 7 %. Как оказалось, основная масса студентов приходит на учебу в разном настроении (72 %), равное небольшое количество учащихся ответило, что всегда в хорошем (14 %) или чаще в плохом (13 %).

Внешний вид играет важную роль в жизни человека. Человек всегда должен следить за собой и соблюдать правила гигиены. Именно так считают 87 % обучающихся. Небольшому количеству студентов (10 %) внешний вид не так важен, в некоторых случаях правилами гигиены они могут пренебречь. Только 3 % учащихся не придает значения внешнему виду.

Большое значение в жизни человека имеет правильное питание. С этим утверждением согласилось 16 % опрошенных. Стараются питаться правильно 64 %, но это не всегда у них получается. Остальные 19 % студентов не придают особого значения культуре питания.

Таким образом, исследование показало, что проблемы, связанные с экологическими аспектами жизнедеятельности человека в современном городе, действительно существуют. Согласно проведенному опросу, экологическая ситуация в городе признана неблагоприятной, способной оказывать влияние на здоровье и самочувствие людей. При этом большая часть опрошенных делает такой вывод, руководствуясь личным опытом. Жителям приходится сталкиваться с хорошо известными факторами ухудшения экологической обстановки, которыми являются вредные выбросы в атмосферу, реки и каналы промышленных предприятий и фабрик, грязь и мусор на улицах города, большое количество автомобилей, плотная застройка, недостаточная озелененность. Но молодое поколение видит выход из сложившейся ситуации в совместных усилиях правительства и главы города, в понимающем отношении к экологии со стороны каждого его жителя.

Также можно заметить, что существует некоторая внутренняя противоречивость экологической культуры студентов, которая заключается в дистанцировании экологического знания, их ценностного закрепления в сознании, и собственно экологического поведения. Причем величина дистанции между этими уровнями экологической культуры в определенной степени зависит от принадлежности молодежи к определенной социально-профессиональной группе.

В заключении следует отметить, что на современном этапе развития общества экологическая ситуация свидетельствует о необходимости усиления духовно — нравственной культуры как составной части экологической культуры молодёжи и общества в целом. Исходя из этого, в формировании экологической культуры ключевая роль принадлежит социальным институтам: государству, семье, системе образования, средствам массовой информации, результатом воспитания которых, будет гармонично развитая и культурно развитая (в широком понимании этого слова) личность.

1. Глазачев С. Экологическая культура мира — приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. — № 9–10. — 2003. — с.17.

2. Губарева Л. И., Мизирёва О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: практикум для вузов. — Москва, 2010. — 139 с.

3. Гузаирова Н. П. Проектно — исследовательская деятельность как фактор формирования экологической культуры студента / Н. П. Гузаирова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 23 с.

4. Егорова Н. Н. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект / Н. Н. Егорова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Томск, 2002. — 27 с.

5. Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы / Е. Ю. Захарова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. философ. наук. — Чита, 2012. — 39 с.

6. Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе / О. И. Марар // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. соц. наук. — Москва, 2012. — 33 с.

7. Ходченков А. В. Экологическая культура российской молодёжи: состояние и тенденции трансформации / А. В. Ходченков // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. соц. наук. — Ростов — на — Дону, 2006. — 28 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая ситуация, внешний вид, жизнь человека, студент, высокая занятость, вычислительная техника, плохая экологическая ситуация, Программное обеспечение, свободное время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учащихся 5-10 классов общеобразовательных организаций

Выполнили учащиеся 7 класса :

МОУ ООШ с .Красная Зорька

Руководитель:

Курнузова Н.С., учитель биологии и химии первой категории

Агильдина М.В., учитель начальных классов

ГЛАВА 1. Экологические проблемы моего села………………………. 5

1.2. Загрязнение села бытовым мусором…………………………………6

1.4. Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей…………..9

ГЛАВА 2. Пути решения проблем села…………………………………10

2.1. План реализации проекта……………………………………………10

2.2. План мероприятий для решения экологических проблем села…..14

Познать природу родного края можно своими глазами,

а сохранить своими руками…

Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности . На данный момент о загрязнении окружающей среды известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

В связи с интенсивной индустриализацией общества загрязнение окружающей среды особенно обострилось в последние десятилетия. Что привело нас к мысли изучить состояние окружающей среды нашего села Красная Зорька.

Цель нашего исследования : выявить экологические проблемы с.Красная Зорька и разработать мероприятия для их решения.

изучить экологическое состояние с.Красная Зорька;

выявить наиболее острые экологические проблемы;

определить основные источники загрязнения с.Красная Зорька;

разработать план реализации проекта и ряд мероприятий для решения экологических проблем села;

выяснить отношение жителей нашего села к данной проблеме.

Актуальность: существование экологических проблем - следствие безответственного и равнодушного отношения человека к природе родного края.

Сроки реализации проекта: проект будет реализован в один этап октябрь - май 2017-2018 учебного года.

Практическая значимость: использование результатов исследования на уроках биологии, классных часах, внеурочной деятельности, родительских собраниях.

Социальная значимость: личным примером показать, заботу о родном крае, а также постараться благоустроить наше село, взаимодействуя с органами местного самоуправления и местными жителями.

Организация совместных экологических десантов будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения и отсутствие большого количества свалок на территории с.Красная Зорька.

ГЛАВА 1. Экологические проблемы моего села

Изучение экологических проблем на внеурочных занятиях способствовал тому, что мы заинтересовались экологическими проблемами нашего села, поэтому решили продолжить работу по этой теме в виде исследовательского проекта.

Нам стало интересно узнать намного больше об экологических проблемах нашего села: каким оно было раньше, какие экологические проблемы села волнуют жителей, достаточно ли проводится мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в нашем селе, и оказать посильную помощь в решении этих проблем.

Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы обратились за помощью к односельчанам.

1.1 Село сегодня

Село располагается в живописном месте и со всех сторон окружено лесом.

В настоящее время село газифицировано. Автомобильная дорога асфальтирована. Основное занятие местных жителей это – земледелие и животноводство.

1.2. Загрязнение села бытовым мусором.

Какие же экологические проблемы выявлены нами в селе Красная Зорька?

Спонтанно возникают свалки мусора. Не вывозятся бытовые отходы. Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.). Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог, а на некоторых улицах организованы несанкционированные свалки. Весной, когда тает снег, перед глазами предстает печальная картина: вся молодая весенняя зелень завалена бытовыми отходами.

hello_html_17fe335e.jpg

Проблема мусора признана проблемой номер два в мире (на первом месте – состояние воздуха, на третьем - вода). Проблема отходов мусора стара, как мир. Борьба с мусором, тянущаяся с древних времен, не решена полностью и по сей день. А в последние годы проблема утилизации мусора стала настоящей драмой не только больших городов, но и небольших сел. Человек в своей жизнедеятельности больше всего загрязняет среду бытовым мусором. Бытовой мусор состоит в основном из пищевых отходов, макулатуры, изделий из ткани, консервных банок, металлолома, фольги, стеклотары, изделий из пластмасс, упаковок для пищевых продуктов.

hello_html_10557d19.jpg

1.3. Загрязнение водоема

С давних пор существует свалка около речки, таким образом, страдают больше всего когда-то излюбленные места отдыха сельчан. Мало кто задумывается, сколько вреда принесут в будущем эти несанкционированные свалки. Весной со стоками вся грязь попадает в водоемы, часть ее впитывается в грунтовые воды. Многие виды мусора разлагаются очень медленно, выделяя при этом ядовитые вещества. Изучая свалки, установили, что чаще всего выбрасываются различные упаковки, пластиковые бутылки, битое стекло, старые тряпки, обувь, битая посуда. Реже можно встретить металл и бумагу, что вполне объяснимо: бумага сжигается, а металл собирается и сдается в пункт приема металлолома, что приносит немалый доход. Проводя свои исследования, были выявлены места свалок. (Приложение 2)

В последнее время идет загрязнение сел, и наша Красная Зорька не исключение. В нашем селе население экологически не грамотно и потребительски относится к природе. Любой выброшенный в окружающую среду предмет тут же превращается в несанкционированную свалку. Разбитые бутылки, жестяные банки, все это дело рук людей. Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон транспорта. Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги. В европейских городах установлены законы, запрещающие мусорить на улицах, а у нас все это совершается безнаказанно. Кроме того, некоторые жители организуют у своих домов несанкционированные свалки, которые растут с каждым днем. Поэтому наше село местами слишком загрязнено. Таким образом, можно сделать вывод, что основной источник загрязнения наших улиц – ЧЕЛОВЕК.

1.4. Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей

Воздух важный экологический ресурс. Он является средой, в которой проводят значительную часть жизни птицы, некоторые виды млекопитающих. Человек не может существовать без воздуха, следовательно, от его чистоты зависит состояние человека и любых живых организмов.

В современном селе сегодня воздух не назовешь абсолютно чистым по нескольким причинам:

- очень много сжигается различных видов топлива, особенно в зимнее время;

- бытовые отходы, в том числе мусор разного происхождения жители села предпочитают сжигать, а это также приводит к попаданию в атмосферу вредных, часто ядовитых веществ.

В результате наших исследований по изучению степени загрязненности воздуха нашего села получилась такая картина (Приложение 1)

Также недалеко от нашего села расположен Барышский мясокомбинат, что тоже вносит свою лепту в загрязнение атмосферы.

Анализ данных таблицы показывает, что больше всего в атмосферу за сутки поступает угарного газа (СО). Повышение содержания угарного газа в воздухе отрицательно влияет на самочувствие людей. Остальные полученные данные показывают загрязнение воздуха ниже среднего.

ГЛАВА 2. Пути решения проблем села

2.1. Реализация проекта

Чистота – залог здоровья. С этим утверждением никто спорить не будет. Но в нашем селе, как и в других, чистоту наводят раз в год. После долгой и холодной зимы, когда начинает греть весеннее солнце, все люди устремляются на улицу. И тогда жители деревни выходят на экологические субботники, и грязь, накопленная за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. Но на этом, к сожалению все и заканчивается.

Видя такую картину, мы задумались, а что можем сделать мы, ученики школы для изменения сложившейся ситуации. И у нас возник целый план мероприятий, который, думаю, можно будет расширять по мере возможностей.

Очищают воздух от вредных веществ наши помощники – деревья. Но на сегодняшний день озеленение села очень слабое.

120-280 кг. углекислого газа и выделяет 180-200 кг. кислорода. Одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Один гектар хвойных деревьев задерживает за год 40 тонн пыли, а лиственных- 100 тонн.

С целью привлечь внимание населения к решению проблемы мусора, нами были разработаны информационно-агитационные листовки, которые мы разместили по селу на видных местах (на остановке, у школы, у магазина).

hello_html_m100e346b.jpg

В листовках мы отразили свой призыв к населению: Жители села Красная Зорька мы призываем Вас обратить внимание на проблему мусора.

Знайте! Для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, резиновой подошвы ботинок – 50 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет. Задумайтесь над этим! Что достанется в наследство Вашим детям?

Также в листовке мы разместили 10 простых правил для охраны окружающей среды. Защита окружающей среды – необходимое условие для жизни, и оно начинается с простых действий, которые доступны каждому. Стоит лишь чуть бережнее и аккуратнее относиться к хрупкому миру вокруг нас – и наша планета станет гораздо чище и уютнее!

1. Выключайте свет и электроприборы, когда вы ими не пользуетесь.

2. Откажитесь от одноразовых полиэтиленовых пакетов и одноразовой пластиковой посуды – помните, что они разлагаются сотни лет.

3. Выключайте воду, когда чистите зубы – лучше всего налить ее в стакан и закрыть кран.

4. Откажитесь от одноразовых батареек, которые, отправляясь в мусор, дают вредные отходы, состоящие из кислот и тяжелых металлов. Аккумуляторы, хоть и тратят электричество при зарядке, наносят меньший ущерб природе.

5. Посадите дерево или просто купите домашнее растение – помните, растения как фильтры поглощают вредные вещества из воздуха.

6. Старайтесь использовать бумажный лист с обеих сторон.

7. Распечатывайте только те документы, которые действительно необходимы. Старайтесь пользоваться электронными версиями.

8. Дайте старым вещам и прочитанным журналам второй шанс – относите их в библиотеки, школы, в места, где они нужны, где кто-нибудь обязательно их использует.

9. Вместо газированной воды в одноразовых пластиковых бутылках употребляйте обычную воду из родника, она намного полезней.

10. Не бросайте мусор, где попало, донесите его до урны.

Полученные данные по социологическому опросу отражены в диаграмме 1,2.(Приложение 4)

Читайте также: