Доклад на тему русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке

Обновлено: 04.07.2024

Велико́ было значение слова в Древней Руси. Испокон веку, ещё со времен восточнославянских племен, началось зарождение литературы в её устной традиции. Сказители исполняли на пирах предания о славных народных героях – богатыря́х, рассказывали долгими зимними вечерами волшебные или бытовые сказки, передавали из уст в уста легенды о древних языческих богах . На народных праздниках и гуляньях, свадьбах и похоронах пели обрядовые и лирические песни. Дети с малолетства знали огромное количество пословиц, загадок, поговорок и т.д.

Однако, всё это не является, собственно, литературой. Что же отличает устное народное творчество или фольклор от литературы?

1. Анонимность. Подобные произведения зарождались иногда в самой глубокой древности и отражали представления людей о мире, человеке, природе, жизни и прочем. Никто из рассказчиков не считал себя автором сказания, так как, оно являло собой продукт коллективного творчества, рождающегося, как бы, спонтанно: один придумал сюжетный ход, второй – его обогатил подробностями, третий – изменил финал, четвёртый – добавил персонажей, пятый – приукрасил описанием места событий и т.д.

2. Устная форма бытования. Как правило, всё это не записывалось – так как с таким искусством был знаком каждый, оно было частью быта и жизни человека и, собственно, как к искусству к нему не относились. Поэтому сохранялись подобные произведения, только передаваясь от рассказчика к слушателю, то есть из уст в уста.

Самый самый распространённый и любимый образец фольклора - это народные сказки . Который включают в себя обязательный развлекательный элемент, а также поучительный (дидактический). Не даром говорят, что сказки учат. Кроме того, народные сказки содержат в себе и отголоски древних мифологических представлений о мироустройстве. На эту тему предлагаю посмотреть сюжет чудесного канала "Точка":

Характерным является также и то, что, как и любой другой героический эпос, русские былины, чаще всего, составляют своеобразные циклы, объединённые либо одной темой, либо одним героем, совершающим небывалые подвиги ради родной земли и своего народа. Так, ки́евский цикл былин связан с именами популярнейших русских богатыре́й Ильи́ Му́ромца, Добры́ни Ники́тича и Алёши Попо́вича .

Все они вместе, и каждый в отдельности, являются защитниками земли русской от сил зла: Илья спасает Киев от Соловья разбойника и И́долища поганого, Алёша Попович расправляется со злым Туга́рином, Добрыня же побеждает чудовищного Змея Горы́ныча, а все вместе они постоянно отбивают землю-матушку от иноземных врагов, пытающихся её покорить.

В 1988 году была проведена экспертиза этих останков. В результате исследования выяснилось, что этот человек имел рост 177 см., который в средние века считался действительно богатырским, и обладал, судя по всему, недюжинной силой. На его теле остались следы ранений, от одного из которых он и скончался в возрасте около 40–55 лет.

Своеобразен язык былин. Их исполняли, чаще всего, нараспев, во время застолий и пиров, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (чаще всего – гу́слей ). Поэтому они представляют собой особые ритмические стихи. В них отсутствуют рифма и чёткий стихотворный размер, а поэтический эффект достигается благодаря одинаковому, в каждой строке, количеству ударений (в том числе и смысловых). Например:

Исполнители былин и их сочинители должны были наизусть воспроизводить для слушателей весьма длинные повествования, чтобы облегчить их запоминание (и сочинение) в былинах использовались своеобразные шабло́ны – одинаковые эпитеты – сравнения, соотносимые с тем или иным героем, повторения одного и того же текста в разных местах былины, связанного с подобными ситуациями и т.д. (Сравните с древнегреческим эпосом ). Всё это придаёт былинам неспешную поступь, распевную медлительность, плавность и своеобразную основательность.

Былины, являясь образцами устного народного творчества, ближе всего стоят к древнерусской литературе, о которой речь пойдёт в следующих статьях.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Если мифы являются священными знаниями, то героический эпос народов мира – это важные и достоверные сведения о развитии народа, выраженные в виде поэтического искусства. И хотя эпос развивается из мифов, но он не всегда является таким же священным, потому что на пути перехода происходят изменения в содержании и структуре повествования. Примером тому служит героический эпос средневековья или былины Древней Руси, выражающие идеи социальной справедливости, славящие русских витязей, защищающих народ, и прославляющие выдающихся людей и связанные с ними великие события.

Героический эпос

Русский героический эпос воплощает идеалы мужественных и преданных своему роду богатырей, сражающихся с вражескими полчищами. К мифологическим источникам относятся более поздние былины, описывающие таких богатырей, как Волхв, Святогор и Дунай. Позднее появились три богатыря - знаменитые и любимые защитники Отечества.

Героический эпос средневековья

Это - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, которые представляют героический эпос Киевского периода развития Руси. Эти старины отражают историю образования самого города и княжения Владимира, к которому на службу богатыри и отправились. В отличие от них новгородские былины этого периода посвящены кузнецам и гуслярам, князьям и знатным земледельцам. Их герои влюбчивые. Они имеют изворотливый ум. Это - Садко, Микула, которые представляют светлый и солнечные мир. На его защите стоит на своей заставе Илья Муромец и ведёт свой дозор у высоких гор и тёмных лесов. Он борется со злыми силами ради добра на русской земле.

Героический эпос народов мира

Каждый былинный герой имеет свою черту характера. Если Илье Муромцу героический эпос придаёт огромную силу, подобную Святогору, то Добрыня Никитич, помимо силы и бесстрашия является незаурядным дипломатом, способным победить мудрого змея. Вот почему князь Владимир поручает ему дипломатические миссии. В отличие от них Алёша Попович хитёр и смекалист. Где ему силушки не хватает, там он хитрость в дело пускает. Конечно, эти образы героев являются обобщенными.

Героический эпос

Былины имеют тонкую ритмическую организацию, а их язык напевный и торжественный. В качестве художественных средств здесь присутствуют эпитеты, сравнения. Враги представлены безобразными, а русские герои – грандиозными и возвышенными.

Народные былины не имеют одного-единственного текста. Они передавались в устной форме, поэтому варьировались. Каждая былина имеет несколько вариантов, отражающих специфические сюжеты и мотивы местности. Но чудеса, персонажи и их перевоплощения в разных вариантах сохраняются. Фантастические элементы, оборотни, воскресшие герои передаются на основании исторического представления народа об окружающем мире. Однозначно, что все былины написаны во времена независимости и могущества Руси, поэтому эпоха старины имеет здесь условное время.

Предлагаемая публикация продолжает цикл статей о литературе и музыке1. Мы ещё раз хотели бы подчеркнуть важность и необходимость использования на уроках литературы иллюстраций из области смежных искусств — изобразительного и музыкального. Показ учащимся репродукций картин (а также скульптур и архитектурных сооружений) и прослушивание с ними музыкальных произведений, несомненно, помогут “оживить” урок литературы и активизировать восприятие материала, будут способствовать более глубокому и полному пониманию как литературных, так и музыкальных произведений.

В статье пойдёт речь об отражении в музыке русского былинного эпоса, как известно, часто имеющего героический характер. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно обозначить как литература в музыке — имеется в виду создание музыкальных произведений на основе (и под влиянием) образов и сюжетов мировой литературы (до этого в наших статьях говорилось о противоположном случае — музыке в литературе). И то, и другое требует комментариев, которые учителям-словесникам зачастую трудно бывает найти самостоятельно.


К ак известно, слово “эпос” в переводе с греческого означает “повествование”, “сказание”. Речь в эпосе всегда идёт о событиях, значительно отдалённых во времени и овеянных ореолом легендарности. Реальные события, часто лежащие в основе эпических сказаний, переплетаются с вымыслом. Всё то, о чём идёт речь, предстаёт перед нами так, как оно видится мысленному взору певца-сказителя. Именно поэтому само повествование — неторопливое, спокойное и величавое. Рассказчик может говорить о чём-то одном обстоятельно и подробно, а о другом — кратко и сжато. Он может временно остановить ход событий для того, чтобы высказать свою точку зрения. По отношению к событиям он до известной степени находится в позиции “постороннего”. Рассказчик не склонен волноваться и переживать по поводу событий — он умудрён жизненным опытом, постиг некую высшую истину, уловил необратимую закономерность хода событий; он непоколебимо убеждён в том, что все события имеют некий глубинный смысл4.

После окончания медленной части — последних слов, замирающих на устах певца-сказителя, — безо всякого перерыва следует финал, рисующий грандиозную сцену пира. Здесь действительно слышится “ликование великой народной толпы”, бубны и дудки скоморохов, удалой народный пляс.

Хотелось бы высказать следующую важную рекомендацию. Музыку названных сочинений Глинки, Бородина и Лядова нельзя слушать как фон к рассказу учителя: на ней специально следует сосредоточиться, поскольку она замечательно передаёт дух, атмосферу эпических сказаний. Нелишне также вспомнить, что эпические сказания не просто читались, а произносились нараспев — они являли собой прекрасные образцы синкретического единства музыки и слова, то есть такого единства, в котором эти составляющие ещё не обособились. Разумеется, учитель вправе сам решать, какой по продолжительности фрагмент рассмотренных нами сочинений он будет предлагать для слушания на уроке.

Примечания

3 А.П. Бородин в воспоминаниях современников. М.: Музыка, 1985. С. 41.

Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.


Еще один новгородский герой Василий Буслаев . Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом.


Илья Муромец

В.Васнецов Илья муромец

Н.Рерих. Илья Муромец

Добрыня Никитич – популярный герой былин. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях.


А.Рябушкин. Добрыня Никитич

И.Билибин Бой Добрыни Никитича со Змеем

Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.


А.Рябушкин. Алеша Попович

Клименко. Алеша Попович с головой Тугарина

2 комментария:

очень интересный и нужный материал. Спасибо.

VarangaOfficial - варанга инструкция по применению - все, что нужно знать об этом препарате. Воспользовавшись нашим порталам, вы сможете узнать обстоятельную информацию касательно данного лекарственного средства. Лично увидеть данные о клиническом тестировании геля, прочитать отзывы реальных пользователей и врачей, использующих крем в своей лечебной практике. Ознакомиться с инструкцией по использованию, прочесть об особенностях и методах работы мази, понять, в чем заключаются особенности работы крема Варанга, где нужно покупать оригинальный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы очень тщательно и скурпулезно проверяем размещаемые на сайте данные. Предоставляем нашим пользователям сведения, которые были взяты исключительно из достоверных источников. Если вы нашли признаки развития грибка или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов стараетесь избавиться от этого коварного недуга, у нас на сайте вы найдете простой и быстрый способ решения проблемы. Присоединяетесь и живите здоровой полноценной жизнью. Благодаря нам, все ответы на самые волнующие вопросы, теперь собраны в одном месте на удобной в использовании и высоко информационном ресурсе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город . 3

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город .

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев). Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин). Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович). 3

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

  • Теория мифологическаявидит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).
  • Теория историческаяобъясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
  • Теория заимствованийуказывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).

Былины Социально-бытовые или новеллистические Героические или Богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны). (былины, посвященные общественной жизни в стране). 3

Былины

Социально-бытовые или новеллистические

Героические или Богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны).

(былины, посвященные общественной жизни в стране).

(здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине)

(дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается)

(подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

 Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские . В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защи щают Русск ую землю от кочевников , главные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович . В н овгородских былинах главные герои занима ю тся торговлей, дела ю т Русь богатой , главные герои - Садко, Василий Буслаев 3

Все былины делят на два цикла:

Киевские и Новгородские .

  • В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защи щают Русск ую землю от кочевников , главные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович .
  • В н овгородских былинах главные герои занима ю тся торговлей, дела ю т Русь богатой , главные герои - Садко, Василий Буслаев

1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы 3

1. гипербола (преувеличение)

2. приём троичности

3. повторы

4. постоянные эпитеты

5. использование речитативов

6. отсутствие рифмы

3

Илья Муромец из Мурома, Добрыня Никитич из Рязани, Алеша попович из Ростова 3

Илья Муромец из Мурома,

Добрыня Никитич из Рязани,

Алеша попович из Ростова

 Былинный герой – воплощение лучших качеств народа: служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. 3

Былинный герой – воплощение лучших качеств народа: служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

12

Это слово имеет несколько значений:

  • Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.
  • Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
  • Незаурядный, выдающийся человек (переносн.)

14

16

17

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии .После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. 18

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии .После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Читайте также: