Доклад на тему русская культура 9 14 века
Обновлено: 28.06.2024
Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.
Махатма Ганди
Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.
Культура Киевской Руси характеризуется следующим:
Особенности культуры древней Руси
Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:
- Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
- Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.
Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.
Устное народное творчество
Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.
Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.
Письменность и литература
Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.
После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.
Архитектура
Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:
- Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
- Над строениями возвышались небольшие башенки.
- Большое количество пристроек к основному строению.
После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.
Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.
Живопись
Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:
- Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
- Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.
Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.
Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.
Художественное ремесло
Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.
Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.
Обзор главных достижений русской культуры и живописи XIV века.
Статья раскроет наиболее значимые события русской культуры и даст обзор ведущих достижений XIV века, ставших достоянием национального масштаба.
Литературное творчество.
Архитектура.
Серьезные изменения в общественной и политической жизни Руси привели к заметным изменениям архитектурного облика многих городов (например, Москвы, Суздаля, Владимира, Звенигорода). Истоки, заложенные еще в домонгольскую эпоху, постепенно перекочевали в московскую и суздальскую архитектурные школы.
Наиболее заметными памятниками того времени стоит считать Успенские соборы в Звенигороде и Москве, церковь Федора Стратилата, Благовещенский собор в Пскове. Их выделяет массовое использование белого камня, легкость и изящность внешнего облика (стиль архитекторов А. Фиораванти, М. Руффо и П. Солари), участие известных мастеров при внутренней отделке (роспись Дионисия, палехская школа Белоусовых).
Живопись.
Первоначально в работах ярко прослеживался палеологовский ренессанс. Это видно по таким деталям, как мозаичная техника создания, спокойные, размеренные сюжеты, тонкие образы, большое внимание к мелким деталям. Всех нарисованных персонажей выделяют гибкость конечностей, изящность пропорций, единство композиции и образов.
При митрополите Максиме был сделан один из выдающихся памятников русской культуры – икону Богоматери Максимовской в человеческий рост. Можно рассмотреть удивительную живописность и глубину образов Богородицы и Иисуса Христа.
Не менее интересен и наплечный образ Христа Спасителя, ныне хранящийся в Успенском Соборе Москвы. В нем лаконично сочетаются византийские (скользящий свет лика) и русские (точность форм, открытость изображения) черты.
В Новгородской живописи той поры преобладают консервативные черты. Они держатся на самобытности и оригинальности местных мастеров. Несколько позже деятельность священнослужителей приобщила иконописцев к византийским традициям.
Архиепископ Новгородский Василий активно приглашал живописцев из Греции, они немало способствовали формированию новых взглядов на азы иконописи. Борис и Глеб на одной из работ выглядят достаточно величественно и торжественно.
Псковское искусство развивалось с обретением регионом управленческой самостоятельности. С ней живопись обрела многие самостоятельные характеристики. Впервые в истории стали создавать фрески (нанесение краски на сырую штукатурку). Немалое количество памятников древнерусской культуры XIV века появилось в Снетогорском монастыре. Их выделяет проработанность каждой детали, духовное влияние книг, идеи богословия.
Отечественная и мировая культурология давно признала XIV век как ключевой для развития самых разных областей культуры. Ее подъем ученые объясняют влиянием крещения Руси, широким распространением религиозности, идей единства народа, успехами экономического развития и победой в Куликовской битве, активным формированием института княжества.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Материальная культура. Занятия и быт. Археологические источники свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славяне Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Особенно успешно развивалось оружейное и ювелирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.
Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух.
Фольклор.Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный сземледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Архитектура. С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).
Изобразительное искусство. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Летописание. В ХП в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила
острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Востока отразило стремление утвердить первенство Влади-миро-Суздальского княжества во всей Русской земле.
Архитектура. Всвязи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство. Два направления в архитектуре XII— XIIIвв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.
В XIIIв. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.
Материальная культура. Занятияи быт.Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.
Фольклор.Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и* ордынского ига. В ХШ — XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.
Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На
Общественная мысль. XIV— XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. В 1375 г, новгородские стригольники были казнены. Иван Ш долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатёли во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Во-лоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую
Архитектура. Русская архитектура тяжело пережила на-тестБие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами камгнного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в.
Материальная культура. В XVI в. в городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.
В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Адцреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито
было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.
Фольклор. Вустном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные сдеятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.
Архитектура.С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский
5*
архитектурный стиль, в котором преобладали черты мое ковского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.
В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVT в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555— 1561 гг. на Красной площади з Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).
Изобразительное искусство.Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы вФерапонтовой монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием.
В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.
Истоки
Языческий свадебный обряд.
Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.
Влияние Византии
Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:
- открытию школ при монастырях и церквях;
- формированию азбуки;
- развитию письменности;
- зарождению древнерусской литературы;
- возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.
Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.
Письменность, грамотность, образование
В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.
Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:
- содержание торговых сделок;
- письма с мест военных действий;
- отчёты по ведению хозяйства;
- приглашения на свадьбы, поминки;
- донесения;
- забавные стихи и загадки.
Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.
С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.
Архитектура и градостроительство
Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.
После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.
Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.
Народное творчество
Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.
Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.
Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами. Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.
Читайте также: