Доклад на тему русская культура 9 14 века

Обновлено: 28.06.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Культура Руси XIV века

Обзор главных достижений русской культуры и живописи XIV века.

Статья раскроет наиболее значимые события русской культуры и даст обзор ведущих достижений XIV века, ставших достоянием национального масштаба.

Литературное творчество.

Архитектура.

Серьезные изменения в общественной и политической жизни Руси привели к заметным изменениям архитектурного облика многих городов (например, Москвы, Суздаля, Владимира, Звенигорода). Истоки, заложенные еще в домонгольскую эпоху, постепенно перекочевали в московскую и суздальскую архитектурные школы.

Наиболее заметными памятниками того времени стоит считать Успенские соборы в Звенигороде и Москве, церковь Федора Стратилата, Благовещенский собор в Пскове. Их выделяет массовое использование белого камня, легкость и изящность внешнего облика (стиль архитекторов А. Фиораванти, М. Руффо и П. Солари), участие известных мастеров при внутренней отделке (роспись Дионисия, палехская школа Белоусовых).

Живопись.

Первоначально в работах ярко прослеживался палеологовский ренессанс. Это видно по таким деталям, как мозаичная техника создания, спокойные, размеренные сюжеты, тонкие образы, большое внимание к мелким деталям. Всех нарисованных персонажей выделяют гибкость конечностей, изящность пропорций, единство композиции и образов.

При митрополите Максиме был сделан один из выдающихся памятников русской культуры – икону Богоматери Максимовской в человеческий рост. Можно рассмотреть удивительную живописность и глубину образов Богородицы и Иисуса Христа.

Не менее интересен и наплечный образ Христа Спасителя, ныне хранящийся в Успенском Соборе Москвы. В нем лаконично сочетаются византийские (скользящий свет лика) и русские (точность форм, открытость изображения) черты.

В Новгородской живописи той поры преобладают консервативные черты. Они держатся на самобытности и оригинальности местных мастеров. Несколько позже деятельность священнослужителей приобщила иконописцев к византийским традициям.

Архиепископ Новгородский Василий активно приглашал живописцев из Греции, они немало способствовали формированию новых взглядов на азы иконописи. Борис и Глеб на одной из работ выглядят достаточно величественно и торжественно.

Псковское искусство развивалось с обретением регионом управленческой самостоятельности. С ней живопись обрела многие самостоятельные характеристики. Впервые в истории стали создавать фрески (нанесение краски на сырую штукатурку). Немалое количество памятников древнерусской культуры XIV века появилось в Снетогорском монастыре. Их выделяет проработанность каждой детали, духовное влияние книг, идеи богословия.

Отечественная и мировая культурология давно признала XIV век как ключевой для развития самых разных областей культуры. Ее подъем ученые объясняют влиянием крещения Руси, широким распространением религиозности, идей единства народа, успехами экономического развития и победой в Куликовской битве, активным формированием института княжества.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосред­ственной связи с эволюцией восточнославянского обще­ства, становлением государства, укреплением связей с со­седними странами. Культура Древней Руси достигла высо­кого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Материальная культура. Занятия и быт. Археологиче­ские источники свидетельствуют о земледельческом харак­тере культуры восточных славяне Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ре­месла. Особенно успешно развивалось оружейное и юве­лирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распрос­траненным было плотницкое ремесло. Всего исследовате­ли насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных спе­циальностей.

Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и со­хранения большего тепла. У зажиточных городских жите­лей дома состояли из нескольких соединенных между со­бой срубов. Основу внутреннего убранства жилья состав­ляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к раз­ным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рука­вов, а в зимнее время — меховой кожух.

Фольклор.Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Иссле­дователи народного творчества выделяют обрядовый фольк­лор, связанный сземледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось мно­жество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает бы­линный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отрази­ло укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

Архитектура. С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были дере­вянными, но уже в конце X в. был построен первый рус­ский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный рус­ский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее про­странство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Кие­ве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).

Изобразительное искусство. С распространением куль­тового каменного строительства развивалась монументаль­ная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению получен­ных из Византии христианства и античного наследия до­стигла высокого уровня культурного развития. Культур­ные традиции, созданные в киевский период, получили даль­нейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособле­нием отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, стано­вится значительно богаче и разнообразнее.

Летописание. В ХП в. общерусское летописание смени­лось областным. Все летописцы сохранили понимание един­ства Руси, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создава­лись не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Галицко-Волынская лето­пись создавалась в княжеском окружении. Она отразила

острое противоборство между княжеской властью и бояр­ством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Во­стока отразило стремление утвердить первенство Влади-миро-Суздальского княжества во всей Русской земле.

Архитектура. Всвязи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строи­тельство. Два направления в архитектуре XII— XIIIвв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Нов­городе княжеское строительство не велось, церкви соору­жались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строи­ли не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.

В XIIIв. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь ока­залось незначительным.

Материальная культура. Занятияи быт.Бытовые ус­ловия жизни русских людей мало изменились по сравне­нию с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего об­работки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.

Фольклор.Главной темой фольклора этого периода явля­лась борьба против монгольского нашествия и* ордынского ига. В ХШ — XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основыва­ясь на реальных исторических фактах, преображали под­линные события в соответствии с народными чаяниями.

Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаме­ном стала использоваться привозная из Европы бумага. На

Общественная мысль. XIV— XV вв. были на Руси вре­менем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. воз­никла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольни­ки фактически отрицали необходимость церковной иерар­хии, считая, что священником может быть каждый образо­ванный и праведный человек. В 1375 г, новгородские стри­гольники были казнены. Иван Ш долгое время терпимо от­носился к ереси, проникшей и в Москву, так как государ­ство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатёли во главе с Нилом Сорским отказыва­ли церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Во-лоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с кре­стьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую

Архитектура. Русская архитектура тяжело пережила на-тестБие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами камгнного строительства являлись Новгород и со второй по­ловины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в.

Материальная культура. В XVI в. в городах стали появ­ляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боя­рам или богатым купцам.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пуш­ка, отлитая Адцреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито

было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специ­альная Оружейная палата.

Фольклор. Вустном народном творчестве XVI в. вид­ное место занимают сказания, связанные сдеятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.

Архитектура.С конца XV в. в развитии русской ар­хитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский

5*

архитектурный стиль, в котором преобладали черты мое ковского и псковского зодчества. Прежние четкие разли­чия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.

В последней четверти XV в. начались большие строи­тельные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристо­тель Фиораванти выстроил новый величественный Успенс­кий собор. В XVI в. градостроительные работы продолжа­лись и за пределами Кремля. На протяжении XVT в. мощ­ные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно собо­ры становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного располо­жения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ра­нее шатровыми строились только деревянные). В 1555— 1561 гг. на Красной площади з Москве был построен знаме­нитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).

Изобразительное искусство.Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы вФерапонтовой монастыре под Во­логдой, созданные великим художником Дионисием.

В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.

Истоки

Брачный обряд.

Языческий свадебный обряд.

Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.

Влияние Византии

Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:

  • открытию школ при монастырях и церквях;
  • формированию азбуки;
  • развитию письменности;
  • зарождению древнерусской литературы;
  • возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.

Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.

Письменность, грамотность, образование

В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.

Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:

  • содержание торговых сделок;
  • письма с мест военных действий;
  • отчёты по ведению хозяйства;
  • приглашения на свадьбы, поминки;
  • донесения;
  • забавные стихи и загадки.

Надпись на бересте.

Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.

С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.

Архитектура и градостроительство

Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.

После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.

Собор Святой Софии.

Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.

Народное творчество

Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.

Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.

Герои русских былин.

Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами. Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.

Читайте также: