Чтобы посетители конференции как можно внимательнее слушали доклад нужно представить лектора

Обновлено: 14.05.2024

Алексей Белянин, доцент Международного института экономики и финансов, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почета: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

Выдающиеся ораторы, владеющие искусством вести за собой аудиторию, встречаются не только в политике, но и в науке. И для того, чтобы это получилось, совершенно не обязательны ни громкий голос, ни отчаянная мимика, ни театральные жесты. В науке действуют свои, несколько иные принципы. Когда-то очень давно, еще в начале 1990-х, на экономический факультет МГУ приезжал нобелевский лауреат Джеймс Тобин. Времена были непростые. Возможно, поэтому на лекции живого классика собралось порядка 20 студентов и преподавателей, рассеявшихся по поточной аудитории. Сам лектор был уже не молод, передвигался и говорил не бойко; переводчик был, так скажем, не в ударе, да и тема была проста, почти тривиальна – про соотношение потенциального и реального ВВП, так что весь иллюстративный материал сводился к 3-4 графикам и нескольким вводным слайдам. И тем не менее это была выдающаяся лекция. Менее чем за час докладчик зафиксировал пять или шесть мыслей, которые буквально заставляли замереть в изумлении: а ведь и в самом деле тут есть над чем подумать! Пять или шесть мыслей за один час, над которыми можно думать по-настоящему , – это очень высокая концентрация идей, которую способен задавать только действительно выдающийся лектор.

Для всех тех, кто еще не овладел этим искусством, справедлива простая максима: ни в одной аудитории у вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. И наибольший эффект при этом достигается при следовании нескольким простым принципам, которые, в сущности, одинаковы и для начинающего ассистента, и для признанного классика.

В научных докладах прежде всего важна ясность мысли. Не беда, если вы не можете упаковать в один доклад сразу несколько интересных мыслей – лучше сосредоточиться на одной, но донести ее хорошо. Аудитория будет вам куда как более благодарна, чем если вы обрушите на нее поток терминов, утверждений и формул, завязанный в клубок, смысл которого ускользает и от самого докладчика. А ведь слушатель, в отличие от вас, впервые столкнулся с той мыслью, которую вы ему предложили, ему нужно время, чтобы с ней сжиться, ее переварить и отрефлексировать. На большинстве современных конференций среднее время доклада – 15-20 минут. За это время, как правило, нельзя поставить, обосновать и развернуть более одного аргумента – потратьте все усилия и большую часть времени на то, чтобы аудитория поняла именно его.

В общем, любите и балуйте своих слушателей, но одновременно воспитывайте их вкус: пусть ваши идеи доходят до них не только в доступном, но и в красивом виде.

Удачи на презентациях и благодарных вам слушателей!

Евгений Фейгин, профессор факультета математики, заместитель декана факультета математики по науке, научный сотрудник Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений

Доклады бывают очень разные. Например, доклад на двухчасовом общефакультетском семинаре и часовой доклад на узкоспециализированной конференции – это два совершенно разных жанра. Соответственно, подготовка и стиль изложения материала существенно зависят от предполагаемой аудитории и от времени, выделяемого докладчику. В то же время имеется несколько важных соображений, которые стоит иметь в виду в любой ситуации. Во-первых, очень полезно по возможности точно представить себе состав и интересы слушателей. Это позволит правильно выбрать сложность и скорость изложения материала. Во-вторых, ученый, делающий доклад, при подготовке должен сформулировать, какого результата он хочет достичь, то есть что должно остаться в голове у слушателя после того, как он покинет аудиторию. Наконец, очень важно понимать, что даже при всем желании и профессионализме лектора невозможно рассказать за 1-2 часа все то, о чем докладчик думал в течение многих месяцев (или даже лет). В то же время передать основные идеи вполне реально. Как понять, прошел доклад успешно или нет? На мой взгляд, успех доклада определяется количеством слушателей, которым было интересно. При этом желательно, чтобы возникшая заинтересованность была достаточно сильной для того, чтобы люди покидали аудиторию с желанием вернуться к обдумыванию или обсуждению доклада. Как этого добиться? С одной стороны, чрезвычайно важно сформулировать базовые вопросы и основные примеры общей теории. Другими словами, от докладчика требуется донести до слушателей истоки своего интереса к обсуждаемому вопросу. С другой стороны, необходимо сформулировать основные результаты, полученные докладчиком, описать важнейшие разработанные им идеи и конструкции. Таким образом, начав с азов, надо дойти до передового края науки. И все это нужно успеть за очень ограниченное время. Каким образом? Ответ зависит от количества выделенного времени.

Самый сложный вариант – это 50-минутный или часовой доклад (на мой взгляд, если времени меньше, то шансов сделать качественный доклад нет, зато можно получить галочку в резюме). За это время невозможно по-серьезному описать переход от азов к новым сложным результатам исследований, поэтому докладчику приходится делать выбор: либо в основном рассказывать про базовые вещи, мотивируя таким образом свои результаты (о которых в основном придется умолчать), либо практически сразу перейти к чему-то очень возвышенному. Второй вариант следует выбрать, если доклад проходит в рамках узкоспециализированной конференции с массой экспертов в аудитории, первый вариант предпочтителен во всех остальных случаях.

Идеальный вариант – у вас есть несколько полутора- или двухчасовых лекций. В этом случае вы успеете спокойно рассказать про базовые понятия, описать переход к основным конструкциям/идеям/теоремам и сформулировать главные результаты, полученные в результате многомесячных раздумий. Такой формат становится все более популярным в последнее время в связи с разрастанием и усложнением науки в целом: для подробного и всестороннего рассказа (имеющего шанс быть понятным и зажечь слушателей) зачастую требуется очень много времени.

Таким образом, сделать хороший доклад (которым будет доволен и докладчик, и основная часть аудитории) очень непросто. В то же время умение хорошо, интересно и зажигательно рассказывать представляется чрезвычайно важным для каждого ученого: хорошо сделанный доклад является одним из самых эффективных средств передачи собственных идей и привлечения интереса коллег к своей деятельности.

Гасан Гусейнов, профессор Школы филологии факультета гуманитарных наук

За последние примерно десять лет жанр доклада изменился принципиально. К существовавшим прежде добавилось сразу несколько новых типов, с которых и приходится начать, хотя опыт работы с ними у меня меньше, чем с традиционными. Но растут именно новые, которые возникли благодаря легкости включения в представление вашего нового знания (каковым является доклад) дополнительных технических средств. Сложилась ситуация, при которой широкое применение в докладе всякого рода мультимедийных инструментов вполне способно разрушить саму суть доклада, с одной стороны, отвлекающими эффектами, а с другой – невозможностью с какого-то момента понять, в чем состоит новизна или даже просто смысл ядерной части доклада.

И здесь мы подходим к самому распространенному виду доклада – выступлению по плану, с тезисами, но без записанного полного текста. Это самый трудный вид доклада. Главная беда (особенно российских ученых): часто даже опытные ораторы, прекрасно владеющие материалом лекции или доклада, увлекаются показавшейся им важной подтемой и потом не могут вернуться в основное русло. Во избежание такого разрушительного результата предлагаются следующие мероприятия.

Основные ошибки, совершаемые докладчиками: плохой расчет времени, неуважение к устной речи, желание включить, хотя бы в перечислении, как можно больше имеющих отношение к делу имен и названий, неверная оценка готовности аудитории к восприятию предмета.

Отталкиваясь от последнего, скажу о структуре доклада. Докладчик должен твердо знать, каким будет последний пассаж в его речи. Весь остальной доклад должен быть подчинен этому последнему пассажу. Поэтому содержание пассажа должно повториться в докладе трижды. В первой же фразе – как общее предположение или сигнал, что ждет аудиторию; в середине доклада – как микрообзор пройденного слушателем пути и предупреждение, что ждет аудиторию во второй половине доклада, и, наконец, в конце, в виде основного вывода.

Цель доклада – добиться понимания от квалифицированной аудитории. Отсюда необходимость отбора только такого материала, который можно внятно изложить, не перегружая слушателей собственными свободными ассоциациями. Удобной единицей измерения может быть карточка – не меньше стандартной каталожной и не больше формата А5. Обязательна вставная карточка – через 7-8 минут для 15-минутного доклада и 10-11 минут для 20-минутного. Вставная карточка должна напоминать докладчику необходимость повторения ранее прозвучавших положений для тех, кто мог отвлечься от доклада, чтоб и этот отвлекшийся вернулся в русло мысли докладчика.

Наконец, оценка аудитории. Каждый докладчик может быть уверен: в аудитории обязательно найдется кто-то, кто знает о вашем предмете больше и лучше вашего. Это значит, что цель доклада – вызвать максимальное соучастие такого оппонента. Услышать его или ее критику, дополнения, уточнения, возражения – это самое ценное для докладчика. Чем лучше доклад, тем больше такой содержательной критики. Чем лучше докладчик, тем больше он ценит критический отзыв. Доклад произносится для придирчивой, иногда склочной и мелочной аудитории. Хороший докладчик – благодарный ученик.

Авторы текста: Белянин Алексей Владимирович, Гусейнов Гасан Чингизович, Фейгин Евгений Борисович, 15 ноября, 2016 г.

Как подготовиться к выступлению на научной конференции

Научная конференция вовсе не должна быть смертельно скучным чтением лекции, под которое слышен храп из разных уголков зала. Если хотите не просто высказаться, но и сделать это так, чтобы вас было интересно слушать, читайте наш телеграм-канал. А если хотите получить выгоду от обучения, вступайте в группу.

Сегодня тема нашего разговора – подготовка выступления на научной конференции.

Особенности проведения любой конференции

Конференция – это мероприятие, цель которого познакомить научный мир с ценными и интересными идеями. И от качества презентации этих идей будет зависеть, насколько много людей услышат и заинтересуются вашей темой.

Вот почему так важна серьезная подготовка к конференции. Но для этого нужно знать, в каком порядке она проходит и чего ожидать от события:

  1. Каждый участник научной конференции за некоторое время до ее начала должен зарегистрироваться. Это нужно, чтобы организаторы могли спланировать выступления и сгруппировать темы по направлениям, составить программу для посетителей, а затем – раздать участникам номер очередности их выступления.
  2. Каждая конференция имеет свою цель и тему, о которых в начале рассказывает организатор, меценат или спонсор. Это называется торжественной частью.
  3. Приглашенных рассаживают по заранее распланированным местам – тематическим секциям. Начинаются выступления, которые все слушают, а потом потихоньку вникают и принимают участие в обсуждениях.
  4. После всех выступлений следует фуршет – здесь особо разгоряченные смогут охладить свой пыл, выступающие – перевести дух, а все желающие – завести новые знакомства и пообщаться со старыми знакомыми.
  5. Иногда приезжим из других стран и городов предоставляют обзорную программу или другие развлекательные действия.
  6. Заключительный этап – публикация сборника научных трудов, представленных на конференции.

Подготовка доклада на конференцию: продумываем речь

Подготовку к выступлению на научной конференции стоит начать с продумывания речи:

  1. Анализ аудитории. Определив, кто перед вами, будет легче понять потребности и проблемы людей. С учетом этой информации можно составить отличную речь.
  2. Предварительное планирование. Начинать продумывать речь нужно задолго до того, как сядете за компьютер ее писать. Начните примерно за месяц, всегда держите рядом ручку и лист бумаги. Записывайте интересные речевые обороты и мысли, которые сможете потом использовать в выступлении. Основная задача – ответить на вопрос, как вы сможете решить проблемы аудитории.
  3. Выделение главной мысли. Психологи утверждают, что из одной речи люди запоминают до 7 мыслей. Но всё выступление должно быть построено на одной идее. Тщательно продумайте план подготовки к конференции: одна главная идея и несколько мыслей!
  4. Удовлетворение аудитории. Думайте не о том, что нужно сказать, а о том, что от вас хочет услышать зритель, как вы можете решить его проблемы своим выступлением. Главная ошибка выступающих – говорить о себе. Зрители не любят слушать о ком-то другом, они любят слушать о решении своих проблем.
  5. Призыв к действию. До начала речи вы должны понимать конечную цель: какого действия вы хотите от зрителей после окончания доклада?
  6. Правило одной минуты. Для одноминутной речи нужно потратить час подготовки. Если речь длится 15 минут, то потратить на нее придется не меньше 15 часов, включая и подготовку презентации.
  7. Поиск оптимальной стратегии. Не бывает универсальных докладчиков. То, что может отлично подходить одному, будет некомфортно другому. Нужно найти свой стиль: темп, жанр, визуальную составляющую и т.д. Делать презентации можно разными способами: майндмэп, стикеровая карта, планирование в уме, тезисы, презентация PowerPoint, речевое оформление. Найдите тот, в котором будет комфортно вам, пробуйте новые, экспериментируйте.
  8. Отклик. Если вы хорошо разбираетесь в теме доклада, считайте, у вас проблема: вы не можете мыслить объективно и посмотреть на проблему свежим взглядом со стороны. Активно просите аудиторию о помощи, пусть оставляют фидбек.

Основная идея выступления – повод для посетителей задуматься над проблемой задолго до проведения конференции. В итоге люди придут на выступление подготовленными, со своими мыслями и вопросами

Подготовка текста речи

Оптимальное время выступления – 10-15 минут, из которых 5 минут отдают на вопросы зрителей.

Скорость размеренного говорения – примерно 100 слов в минуту. Выходит, что вся речь должна уложиться в 2 листа печатного текста 12-м кеглем.


Вот примерное содержание любого реферата на конференцию:

  • определение научной проблемы, знакомство с целью и задачами исследования;
  • этапы и ход исследования (как доказали гипотезу, удалось ли решить проблему);
  • научная новизна и ценность, личный вклад оратора и итоги.

Помните: максимальная концентрация внимания слушателей – в самом начале доклада. Именно в эту часть постарайтесь вложить больше всего смысла.

Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вводных конструкций. Это усложняет восприятие речи на слух и тратит драгоценное время.

Лучше всего – когда предложения максимально короткие и выглядят как тезисы: так аудитория запомнит больше мыслей.

Не забывайте давать расшифровку сложным терминам.

Идеальное выступление – на 1-2 минуты короче того времени, которое оратору отвели организаторы.

При подготовке нужно учесть все возможные факторы риска: волнение, технические неполадки и т.д. Сделав доклад чуть короче, вы будете спокойны, ведь у вас в запасе останутся драгоценные минуты.

В заключении еще раз напомните аудитории о главной проблеме. Упомяните личный вклад в решение вопроса.

Советы, как сделать выступление запоминающимся

Психологи советуют использовать в речи сильные чувства и эмоции: информация наряду с сильными эмоциональными потрясениями откладывается лучше всего.

Какая бы серьезная тема ни стояла, добавьте в ее обсуждение часть про личный опыт. Огромной популярностью сегодня пользуется формат сторителлинга – рассказ на жизненных примерах (его часто используют на конференциях TED). Если не получается привести пример из своей жизни, хотя бы в паре предложений опишите, как исследование можно использовать в жизни слушателей.

Подготовка презентации для конференции

70% людей лучше воспринимают визуальную информацию. Вот почему так важна презентация. Если хотите, чтобы вас слушали, следуйте советам специалистов:

  1. Слайды должны быть краткими, не перегруженными данными. Возьмите в пример Стива Джобса, у которого на 1 слайд – 1 мысль. На одном слайде используйте минимум слов (пусть вас вдохновит на это Твиттер). Информация на слайде должна резюмировать, а не повторять речь.
  2. Используйте разные способы предоставления информации: списки, картинки, диаграммы, таблицы, статистику и схемы.
  3. Продумайте использование цветов. Выберите 3-4 основных тона (нейтральных), которые хорошо сочетаются друг с другом. Если с цветовосприятием у вас не очень, используйте помощь специальных ресурсов. В качестве тона выбирают пастельные оттенки (бежевые, светло-голубые, светло-зеленые и пр.), для текста на них – контрастный цвет. Помните: глаз лучше воспринимает светлый фон с темным текстом, а не наоборот.
  4. Фотографии улучшают образность и наглядность. Старайтесь не использовать приевшиеся картинки из поисковика. Берите фото из бесплатных фотостоков (Pixabay, FreeStockImages, StockSnap).

Внешний вид

Для выступления на конференции придется тщательно продумать каждую деталь своего образа. Ведь это серьезное событие с серьезными людьми.

Одежда должна быть неброской и аккуратной. Рваные джинсы или шарф с яркими розами будут неуместно смотреться на таком событии. Более того, ненужные детали отвлекают от содержания доклада.

Проследите, чтобы обувь была чистой и ухоженной.

Как себя вести во время выступления на конференции

Даже при сильном волнении нужно стараться не дергаться. Выньте руки из карманов, примите открытые позы (не скрещивайте руки на груди), не грызите ногти, не стучите пальцами и ногами, не теребите одежду или другие предметы. Выход на сцену должен быть твердым и решительным.

Используйте паузы во время всего выступления. Они дают возможность передохнуть не только вам, но и публике: вы даете ей время переварить полученную информацию. Если публика начала что-то активно обсуждать, дайте ей время настроиться на дальнейшую речь.

Помните: все любят обаятельных и дружелюбных. Поэтому улыбайтесь и разговаривайте с аудиторией. Спину и голову держите прямо.

Не бойтесь использовать жестикуляцию – пусть руки помогают объяснять материал. Они должны быть раскрыты, ладони повернуты к зрителям.


Репетируйте перед зеркалом и ищите свои приемы. Посмотрите выступления известных личностей и почерпните у них полезные движения

Не читайте доклад с листа – это некрасиво. Рассказывайте по заранее подготовленному плану.

Обязательно проверьте несколько раз оборудование: и свое, и организации, на базе которой будете выступать. Скопируйте речь и презентацию на флешку. Мало ли что может случиться с компьютером. По возможности изучите сцену до выступления.

Экспресс-методы борьбы со страхом перед публичным выступлением

Если вы настолько боитесь публичных речей, что у вас выступает холодный пот, а колени подкашиваются, это еще не конец. Статистика говорит, что страх публики – второй на месте сразу после страха смерти.

У нас для вас несколько советов, которые помогут с ним бороться:

Как отвечать на вопросы аудитории

Да, и тут тоже есть свои хитрости.

  1. Постарайтесь взглянуть на свое выступление со стороны и увидеть места, где у аудитории могут возникнуть вопросы. Это поможет заранее подготовить ответы на них.
  2. Не перебивайте того, кто задает вопрос. Если не совсем понимаете или вопрос слишком обширный, уточните.
  3. Сразу после вопроса повторите его для аудитории. Часто с первого раза не удается разобрать, о чем спрашивал зритель.
  4. Не забудьте поблагодарить за вопрос. Это не только правила хорошего тона, но и предоставит вам несколько секунд для размышления над ответом или просто перевести дух.
  5. Во время ответа используйте аргументы, примеры других работ.

Если вдруг окажется, что вы не можете ответить на вопрос зрителя, не паникуйте. Вы не можете знать все на свете.

Поблагодарите за интересный вопрос и спросите его самого, что он думает на этот счет. Хитро спросить у аудитории, кто знает ответ и может поделиться с публикой. Самое главное – спрятать растерянность.

Это были основные советы по подготовке к конференции, самая важная задача которой – доставить вам удовольствие от процесса. А помощь с речью или докладом всего окажет студенческий сервис.

О ваших идеях и открытиях узнает весь свет только в том случае, если вы их правильно презентуете. Для этого нужно написать план доклада, опорный текст, визуальное сопровождение, добавить что-то оригинальное, а еще побороть страх перед публичными выступлениями. Чтобы облегчить и ускорить процесс подготовки к выступлению на научной конференции, мы собрали практические советы и лайфхаки в одну статью.


Текст выступления: на чем заострить внимание

У большинства конференций есть регламент, который включает в себя тайминг. Обычно на доклад отводится 10 минут, и около 5 минут дается на вопросы аудитории. Много ли это? Давайте посчитаем: скорость неторопливого, размеренного (и наиболее благоприятного для восприятия) темпа речи составляет около 100 слов в минуту. Следовательно, ваш текст выступления должен уложиться примерно в 2 страницы печатного текста (размер шрифта – 12 кегль).

  • Научная проблема, цель и задачи исследования, методы;
  • Этапы и ход исследования – как была доказана поставленная в начале гипотеза, удалось ли решить проблему;
  • Научная новизна работы и ценность исследования, личный вклад докладчика и, конечно, итоги.

Более того, в нашем блоге мы уже рассказывали, что должно присутствовать в вашем докладе. Ознакомиться с планом можно здесь .

В идеале ваше выступление должно занимать на 1-2 минуту меньше отведенного времени – учитывайте такие факторы, как волнение, технические неполадки, возможные ошибки. Вы будете чувствовать себя увереннее, зная заранее, что в тайминг вы укладываетесь, и вам не придется комкать итоги и результаты вашего доклада в попытках успеть рассказать все. Если при подготовке вы понимаете, что отведенного времени действительно не хватает, подготовьте раздаточный материал. В раздаточном материале можно указать ваши расчеты, примеры, дополнительные тезисы, и не заострять на них внимания в выступлении.

Подойдите ответственно к заключению вашего доклада, так как оно станет ярким акцентом всей проведенной работы. Еще раз напомните о ключевых проблемах и основных идеях работы. Подчеркните ваш личный вклад в решение научной проблемы. Интересная мысль о том, как заканчивать выступление, есть в одной из тематических статей :

Как сделать выступление запоминающимся

Например, ваш доклад посвящен сходствам и различиям американского, британского и австралийского английского. Попробуйте пошутить, что после вашего доклада каждый участник конференции сможет безошибочно определять место рождения носителя языка по нескольким критериям, которые вы описываете в своем исследовании – так вы завоюете внимание своих зрителей.

Идеальная презентация для выступления

Следующий важный момент подготовки – презентация . Как известно, 70% людей лучше воспринимают информацию, представленную визуально. Можно выделить несколько правил подготовки качественной презентации:

Не забудьте про внешний вид

Одеться нужно неброско и аккуратно – ничто не должно отвлекать слушателей от вашего выступления (в том числе шарф с розами или рваные джинсы – последнее смотрится как минимум неуместно). Если вы выступаете на сцене с ярким освещением, лучше снять очки, с ювелирными украшениями тоже не стоит усердствовать. Обратите внимание на обувь – она должна быть чистой и ухоженной.

Во время выступления держитесь уверенно и твердо, не показывайте волнения. Это значит: не держать руки в карманах, не принимать закрытых поз (скрещенные на груди руки), не грызть ногти, не стучать ногой по полу или пальцами по кафедре, не теребить одежду, руки или записи и т.д.

Выходите к месту выступления спокойным твердым шагом. Перед тем, как начать говорить, обведите аудиторию взглядом, стараясь установить зрительный контакт со слушателями, улыбнитесь, сделайте вдох. Обязательно сделайте небольшую паузу перед тем, как начать говорить! Кстати паузы можно использовать в течение всего выступления, когда вы хотите подчеркнуть переход к следующей части, или в момент, когда аудитория отвлеклась и начала обсуждать что-либо. Подробнее о использовании пауз в выступлении можно почитать здесь .

Читать текст с листочка на публичном выступлении давно считается моветоном. Доклад нужно рассказывать, бодро и с выражением. Для этого у вас должен быть план. План составьте на основе вашего текста, написанного заранее. Здесь можно воспользоваться методом mind map – структурирование большого объема информации визуально, что облегчает запоминание и восприятие текста (подробнее о mind maps и работе с ними можно узнать здесь и здесь ). Еще один вариант – основные тезисы выступления написать на карточках и разложить их последовательно, чтобы быстро и удобно пользоваться ими на докладе.

Используйте разные виды памяти при заучивании текста: прописывайте от руки основные моменты, читайте текст несколько раз, запишите себя на диктофон и слушайте по дороге на учебу/во время домашних дел, выстраивайте ассоциативный ряд. Главное – запомнить последовательность деталей вашего выступления.

Если выступление очень важное, запишите себя на камеру. Возможно, смотреть видеозапись будет неловко, но зато это поможет выявить недостатки вашей презентации: слова-паразиты, сгорбленная, неловкая поза, излишнее затягивание слов. Можно попросить близких или друзей выслушать и честно прокомментировать ваше выступление.

Страх публики: экспресс-методы борьбы

Все готово, до выступления остается меньше получаса, но от мысли о выходе к аудитории подкашиваются колени? Вы не одни – по статистике страх публичных выступлений идет сразу после страха смерти. Вот несколько советов, как подготовиться к выступлению:

Помните, что больше всего мы боимся неизвестности. Постарайтесь прорепетировать свое выступление перед друзьями или семьей, представляя себя на реальной конференции. Согласитесь, делать что-либо во второй раз намного проще.

Как грамотно отвечать на вопросы

Заключительная и не менее важная часть вашего выступления – ответы на вопросы. Здесь тоже есть несколько правил.

При подготовке к выступлению продумайте список возможных вопросов – для этого посмотрите, какие моменты в вашем выступлении являются нераскрытыми. Дайте ответ на каждый свой вопрос.

Вместо заключения напомним, что самое важное в любом деле – получать от него удовольствие. Если вы наслаждаетесь процессом, то все пройдет как по маслу и без лишнего стресса. Поэтому соберитесь с духом и вперед, делиться с миром своими блестящими идеями!

Также рекомендуем прочитать

Место федеральных университетов в российском образовании

Вторая половина учебного года набирает обороты. Для одиннадцатиклассников пришла пора задуматься, куда всего через несколько месяцев подавать документы для получения высшего образования. О выборе профессии говорят повсеместно, но о том, где ее получать, упоминают вскользь. Обычно используют такие критерии, как:

Что такое дополнительная сессия

Как написать научную статью

Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.

Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддер­живать на протяжении всего выступления.

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторон­ние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяю­щими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления.

1) Факторы, влияющие на внимание слушателей.

Основной фактор, обеспечивающий внима­ние, - это интерес к теме выступления. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необ­ходимо учитывать.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пе­ресаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер аудитории. Очень боль­шая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фир­ма, занимающаяся организацией больших совещаний, конферен­ций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушате­лей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, поло­вина дремлет и предается фантазиям, а 20% просто спят.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории не­эффективны.

Второе: кресла должны быть попроще.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

О внимании к оратору говорят:

  • взгляды слушателей, направленные на оратора;
  • наклон корпуса в сторону оратора;
  • стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;
  • наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

3) Периоды внимания.

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно вос­станавливается еще на такой же промежуток времени, потом сно­ва падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внима­ние падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотре­ние вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в мини­мальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно це­ликом обеспечено вниманием аудитории и даже останется неко­торый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин .

Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.

4) Приемы привлечения внимания аудитории.

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может приме­нить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы:

- Обращение к событию, времени, месту.

- Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.

- Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник инфор­мации.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?

- Ссылка на свое эмоциональное состояние.

Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами… ; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему. и т.д.

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? - Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятель­ность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы до­биваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед ди­леммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей) - ме­ханизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения - аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но захочется, чтобы эту пробле­му решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

- Демонстрация какого-либо предмета.

- Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора. ; Недавно я прочитал, что. Однажды со мной произошел такой случай. ; Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик и т.д.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слуша­телей.

Например: Бернард Шоу как-то сказал ; Говорят, Петр I гово­рил своим сподвижникам. ; Льву Толстому принадлежит очень лю­бопытная фраза. и т.д. Удобство такого начала в том, что афо­ризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее каче­ство обеспечит привлечение внимания.

Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай… ; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века. ; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т.д.

- Постановка проблемного вопроса и ответ на него.

Разная аудитория по разному реагирует на такое начало ма­лоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое на­чало более пассивно, нежели подготовленная.

- Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Затроньте вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных и т.д.

- Тайна занимательности. Для того, что­бы заинтересовать и заинтриговать слушателей, пред­мет речи сразу не называется.

- Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставлен­ной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определен­ным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Вопросно-ответным приемом в выступлениях не­редко пользовался А.Н. Толстой. Так он зада­вал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией.

- Примеры из художествен­ной литературы, пословицы, поговорки, фразеологи­ческие выражения и т.п., которые очень оживляют выступление.

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают погладывать на потолок, на Пет­ра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю ка­кой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.

5) Приемы поддержания внимания аудитории.

Приемами поддержания внимания аудитории являются:

- Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь­ко, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди­тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

- Обращение к отдельным слушателям.

- Неожиданное краткое отвлечение от темы.

- Приближение к слушателям.

- Развлекательные элементы во второй части выступления.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и вос­принимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

6) Донесение главной мысли выступления.

Словесная формулировка главной мысли выступления необхо­дима как самому оратору, так и его аудитории.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора бу­дут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее об­щие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев:

а) если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргу­ментам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвя­щено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре­формы, так как только они могут сделать экономику саморегулиру­ющейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые сло­ва - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразо­вания и др.;

б) если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомя­нуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме;

- главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктив­ной форме изложения и не менее двух раз -при индуктивной форме изложения.

Внимание слушателей зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл наконкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействие на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своейречи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

8) Соблюдение регламента.

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем боль­шее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположе­ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов-практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее пер­вых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:

Продолжительность Реально длится Воспринимается
речи как
Первые 10 мин 10 мин 10 мин
Вторые 10 мин 10 мин 20 мин
Третьи 10 мин 10 мин 30 мин
Итого: 30 мин 60 мин

Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 мин. А если еще короче - будет еще лучше.

Как уложиться в регламент?

Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти прин­ципы таковы:

1.8.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под взаимодействием оратора с аудиторией?

2. Назовите особенности взаимодействия оратора с аудиторией.

3. Каков должен быть портрет аудитории?

4. Что собой представляет составление характеристики предполагаемой аудитории?

5. Какие параметры аудитории следует учитывать при подготовке выступления?

6. Что понимается под объективной характеристикой аудитории?

7. Какие аспекты входят в данную характеристику? Охарактеризуйте каждый из них.

8. Что собой представляют межличностное, групповое, публичное и мас­совое общение?

10. Что понимается под субъективной характеристикой аудитории?

11. Что собой представляет социальный портрет аудитории?

12. Дайте определение прямой и косвенной аудитории.

14. Каким должно быть поведение оратора в аудитории?

15. Назовите аспекты, характеризующие поведение оратора в аудитории.

16. Охарактеризуйте каждый из них.

17. Что обеспечивает поддержание внимания аудитории в ходе выступления оратора?

18. Охарактеризуйте каждую особенность, которую необходимо учитывать оратору для поддержания внимания аудитории.

Ваше мнение:

1. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слу­шали внимательно?

2. Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ва­ших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

3. Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забе­жавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции?

Читайте также: