Доклад на тему ревизия расчетных и кредитных операций

Обновлено: 04.07.2024

Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы в кредитном учреждении должны производиться в порядке, определенном действующим законодательством. В статье далее мы рассмотрим, что представляют собой данные процедуры, как они осуществляются и оформляются.

Проведение ревизии ценностей и проверки кассовой работы в кредитных организациях (общие положения)

Проведение ревизии наличных денег осуществляется (п. 19.12 Положения):

  • не менее 1 раза в течение года;
  • при смене должностных лиц, в обязанности которых входит сохранение ценностей;
  • в случае поступления от сотрудников ЦБ РФ, осуществляющих проверку кредитной организации, соответствующего требования.

Аналогичных требований в отношении проверки кассовых операций не предусмотрено. Конкретный порядок и периодичность ревизий и проверок кассовой дисциплины определяются кредитной организацией самостоятельно. Соответственно, какого-либо единого нормативного акта, закрепляющего точную периодичность действий, на законодательном уровне не принято.

Правила ревизии и проверка кассы и кассовых операций кредитной организации

Цель проверки кассовой дисциплины и ревизии — выявление нарушений при обращении с наличностью и материальными ценностями, а также недопущение сокрытия недостач денег или их излишков. Для ревизии и проверки кассовой дисциплины создается специальная комиссия. Однако ее состав данным актом не определен — указывается лишь, что он утверждается на основании распорядительного документа банка. При этом важно знать, что в число проверяющих не могут быть включены лица, работающие с деньгами или ценностями, в отношении обращения с которыми производится проверка.

По результатам проведения ревизионных и проверочных мероприятий принимаются различные меры по устранению выявленных недостатков. Их перечень в Положении также не оговаривается.

Материалы ревизии и проверки ведения кассовых операций должны храниться в кредитной организации. Порядок их хранения законом не установлен, поэтому тоже определяется банком самостоятельно.

Правила составления акта проверки денежных средств в кассе. Существует ли единая форма (бланк) акта проверки кассы?

Результаты проверочных мероприятий оформляются актами, а именно:

  • актом ревизии наличных денег,
  • актом проверки кассы.

Данные документы составляются в произвольной форме, в одном экземпляре, причем определенной формы или бланка, в соответствии с которыми акты должны быть составлены, не существует. В п. 17.15 Положения (абз. 2 и 3) раскрываются лишь требования к информации, которая должна быть включена в эти акты.

Так, в акте ревизии должен быть отражены следующие сведения:

  • фирменное наименование банка, в котором осуществляется проверка, либо структурного подразделения или филиала, если ревизия осуществлялась не в головной кредитной организации;
  • дата составления документа;
  • наличие денежных средств и ценностей, соответствие остатка данным бухучета;
  • расхождение сумм остатка с данными бухучета;
  • иные сведения, которые являются важными для конкретной кредитной организации.

Акт проверки ведения кассовых операций должен содержать следующие данные:

  • фирменное наименование организации, ее подразделения или филиала;
  • дату формирования акта;
  • перечень выявленных несоответствий, касающихся порядка ведения кассовых операций;
  • перечень мер по устранению недостатков;
  • иные сведения, необходимые кредитной организации.

Завершают оба документа подписи составителей акта и иных лиц, участвующих в ревизии/проверке.

В заключение отметим, что к сотрудникам, допустившим нарушения, применяются меры дисциплинарного и т. д. взыскания, в зависимости от их причин. Сроки хранения составленных актов на законодательном уровне не регламентированы, поэтому также в каждой кредитной организации определяются внутренними распорядительными документами.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

организации-заказчика – различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты

с поставщиками и подрядчиками (счет 60); с покупателями и заказчиками

(счет 62); резервы по со м нительным долгам (счет 63); расч еты по

краткосрочным кредитам и займам (счет 66); Расчеты по долгосрочным

кредитам и займам (счет 67); расчеты по налогам и сборам (счет68); расчеты

по социаль ному страхованию и обеспечению (счет 69); с персоналом по

оплате труда (счет 70); расчеты с подотчет ными лицами (счет 71); с

персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и

кредиторами (счет 76). Кроме того проверке подвергаются субсчета и

аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

По каждой из перечисленных групп расчетов ( до проведения

документальной проверки) целесооб разно сначала выявить их наличие,

соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или

иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения.

Законность и реальность, а также пути своевременного погашения

задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины

определяются посредст вом проведения фактического и документальных


1. Общие вопр осы к он тро ля и ревизии расче тных операций

При проверке расчетных операций ревизор должен учитывать

особенности отдельных организаций, использующие рабочие (упрощенные)

планы счетов и упрощенные формы бухгалтерского учета, например,

Источником контрольных данных для проведения проверок являются

записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных

регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете.

Поэтому ревизор должен установить: имеется ли в организации нормативная

база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета;

Галина Кардашян

Достоверность ведения учета в компании необходимо периодически проверять. Но не всегда требуется такое трудоемкое мероприятие как комплексный аудит всей бухгалтерии. Нередко производится только проверка каких-либо отдельных важных участков. Работа с наличными деньгами, несомненно, относится к таким значимым разделам учета. Рассмотрим, как производится аудиторская проверка кассовых операций.

Цель и задачи аудита кассовых операций

Любой аудит — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Аудит кассовых операций — не исключение. Но кроме того, необходимо учитывать специфику участка — работу с наличными деньгами.

Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций решает следующие задачи:

  • контроль за сохранностью денег и других ценностей;
  • проверка оформления первички по работе с наличностью;
  • проверка учета кассовых операций;
  • отслеживание инвентаризаций;
  • контроль за использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • проверка соблюдения лимитов.

Проверка работы с наличностью может проводиться как специалистами самого предприятия, так и сотрудниками внешних компаний.

Обязательный аудит именно кассовых операций в общем случае законом не предусмотрен. Но если компания подпадает под общие критерии для обязательного аудита (ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то проверяющие, конечно, не обойдут своим вниманием и кассовые документы.

Методы проверки кассовых операций

Т.к. речь идет о работе с ценностями, то в первую очередь необходимо провести их инвентаризацию. При анализе бухгалтерских документов применяются сплошной, выборочный или комбинированный методы.

Из-за важности данного участка аудит кассовых операций и денежных документов чаще всего производится путем сплошной проверки.

Но если объем работы очень большой, то может использоваться и комбинированный метод. В этом случае сплошь проверяются только отдельные периоды, например, те, по которым имеется информация о возможных нарушениях.

Порядок проведения проверки

Любая проверка начинается с составления плана аудита. На этом этапе оценивается объем работы, выбираются применяемые методики и составляется блок-схема аудита.

Порядок проведения аудита кассы состоит из следующих этапов:

  1. Инвентаризация.
    Процедура проверки на этом этапе также включает контроль условий хранения ценностей. Здесь нужно отметить, что порядок хранения денег на каждом предприятии определяется руководителем. Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У не содержит общих требований к оборудованию кассы. Поэтому производится проверка соответствия кассового помещения внутренним регламентам организации.
  2. Проверка общих внутренних документов компании, регламентирующих работу с наличными.
    К ним относятся, например, правила хранения ценностей в кассе, упомянутые в предыдущем пункте. Также в организации обязательно должна быть должностная инструкция кассира и договор с ним, предусматривающий полную материальную ответственность.
  3. Проверка первички.
    Здесь контролируется соблюдение форм применяемых бланков и корректность их заполнения. На сегодня большинство форм первички организации могут разрабатывать сами. Но к кассовым документам это не относится — их нужно заполнять в строгом соответствии с указанием № 3210-У. ИП могут не придерживаться требований ЦБ РФ. Но на практике ИП часто все равно работают с наличностью на общих основаниях, т.к. это упрощает контроль за движением денег.
  4. Проверка бухучета.
    Все данные первички должны быть в точности перенесены на учетные регистры, а сальдо по счетам — соответствовать фактическому наличию средств в кассе. Также необходимо проверить и соблюдение лимита остатка денежных средств. Его предприятия рассчитывает самостоятельно, в соответствии с приложением к указанию № 3210-У. ИП имеют право не устанавливать лимит кассы.

Важно!

Индивидуальные предприниматели могут накапливать денежные средства в кассе без ограничений (п. 2 Указания № 3210-У). Вместе с тем, если малое предприятие не воспользуется таким правом и установит лимит, то оно будет обязано его соблюдать (Письмо Банка России от 08.12.2014 № 29-1-1-6/9698).

Какие нарушения могут быть выявлены при проверке кассовых операций

По итогам ревизии составляют акт проверки кассовых операций, в котором могут быть отражены следующие нарушения:

Штрафы за кассовые нарушения предусмотрены ст. 15.1 КоАП РФ и составляют от 4 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 40 до 50 тыс. руб. — для организаций.

Отдельно предусмотрены наказания за нарушения, связанные с применением ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Здесь установлены как фиксированные штрафы, так и санкции, привязанные к сумме расчета.

Максимально с должностного лица может быть взыскано 10 тыс. руб. или 50% от незаконного расчета, с организации — 40 тыс. руб. или 100% суммы расчета.

Как избежать проблем при работе с наличностью

Касса — это весьма сложный участок бухучета и для ее безошибочного ведения необходима работа профессионалов высокого уровня.

А если таких специалистов в компании нет, то логично воспользоваться услугами консалтинговой фирмы.

Передача кассовых операций на аутсорсинг появилась на российском рынке относительно недавно.

Как и любой другой вид аутсорсинга, она позволяет снизить расходы и повысить эффективность бизнеса.

В большинстве случаев передача на аутсорсинг отдельных разделов учета позволяет добиться существенной экономии. Поэтому, если грамотно обосновать выгоду для руководства компании, то оно примет предложение о такой форме ведения бухгалтерии.

Для принятия объективного решения уточните наши цены , а лучше — запросите развернутое коммерческое предложение.

В частности, кроме прямой экономии, передача учета в руки профессионалов приводит и к снижению налоговых рисков.


Аудит кассовых операций может проводиться как внутренними службами компаний, так и внешними контролерами. Как и для чего проводят аудит кассовых операций, поможет разобраться наша статья.

Контроль, ревизия, аудиторская проверка кассы и учета кассовых операций: разбираемся в терминах

Проверка кассы и кассовых операций — один из самых распространенных видов контроля. Он должен проводиться регулярно уполномоченными для этого работниками бухгалтерии компании (бухгалтерами, специалистами финансовой службы и др.). Чем больше наличный оборот и разнообразнее кассовые операции, тем выше риск ошибок (случайных или намеренных) и тем жестче должны быть установлены требования к соблюдению норм законодательства и внутренних локальных актов компании в процессе организации, проведения и отражения в учете кассовых операций.

Если у руководства или собственников компании возникли подозрения о возможных злоупотреблениях с наличными деньгами, оно может инициировать проверку кассы, заключив договор с аудитором или независимым экспертом. А в случаях, когда компания попадает под процедуру обязательного аудита, аудит кассовых операций является одним из этапов аудиторской проверки.

Рассмотрим подробнее, как проводится аудит кассовых операций.

Аудиторская проверка кассовых операций в 2020 году: общие процедуры

Проверить правильность формирования остатка по строке 1250 вы можете самостоятельно с помощью Путеводителя от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Указанная строка показывает, сколько денежных средств и денежных эквивалентов есть у компании на отчетную дату. Чем существеннее эта сумма, тем больший объем процедур придется провести аудитору. Существенность, как специальный аудиторский термин, рассчитывается по внутрифирменной методике, утвержденной в аудиторской компании.

Аудит кассовых операций включает в себя также проверку соблюдения компанией порядка ведения кассовых операций и требований по работе с кассовой техникой (насколько своевременно и в полном объеме приходуются наличные деньги, соблюдается ли лимит кассы, на какие цели расходуется выручка, выполняется ли требование законодательства в части предельной суммы расчетов между юрлицами и т. д.).

Перед выполнением аудита денежных средств аудитор изучает учетную политику компании и организационно-распорядительные документы (приказы по лимиту кассы, положение о командировках и др.). Это необходимо для получения полной картины о действующей в компании учетной системе.

Специальные процедуры при аудите кассовых операций

Отдельному изучению в процессе аудита кассовых операций подвергаются первичные документы (расходные и приходные кассовые ордера, платежные ведомости и др.). Только правильно оформленные кассовые документы могут служить основанием для отражения кассовых операций в учете.

Информация в первичных документах, регистрах бухучета и в отчетности не должна быть противоречивой, а при существенности показателей требует раскрытия в пояснениях к бухотчетности.

Выявленные в ходе аудита кассовых операций ошибки и искажения оцениваются аудитором по степени существенности их влияния на достоверность отчетности, что находит отражение в аудиторском заключении, а также в письменной информации руководству и собственникам компании (аудиторском отчете) по результатам аудиторской проверки.

Итоги

Аудит кассовых операций может проводиться как по инициативе руководства и собственников компании, так и в установленных законом случаях (налоговыми органами, при обязательном аудите отчетности и др.). При аудите кассовых операций подтверждается достоверность информации о проведенных компанией операциях с наличными деньгами, а также соблюдение требований законодательства по ведению кассовых операций, работе с ККТ и др.

Выявленные ошибки и искажения отражаются в аудиторском отчете и могут повлиять на вид аудиторского заключения в зависимости от степени их существенности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: