Доклад патрушева на совете безопасности

Обновлено: 02.07.2024

Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев подвел итоги прошедших недавно саммитов организаций, в которых Россия играет значительную роль: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и БРИКС.

Также в интервью "Аргументам и фактам" 21 сентября он рассказал о геополитической ситуации в мире, дал оценку некоторым действиям США и стран Запада. "Профиль" приводит основные моменты и темы беседы.

России пока нет смысла возвращаться в G7

По мнению Патрушева, формат "семерки" сегодня "утратил свою актуальность". Он отметил, что дискуссии в G7 ведутся под контролем США. А "Россия участвует только в тех международных структурах и клубах, где решаются реальные проблемы и господствует принцип равноправия", подчеркнул секретарь Совбеза РФ.

Роль ШОС и других объединений с участием России возрастает

Страны, входящие в ШОС и ОДКБ, являются гарантами стабильности в Центральной Азии, в том числе в связи с безответственным выводом войск США из Афганистана. Также Патрушев отметил, что роль ШОС и других объединений с участием РФ возрастает. В них действуют на благо всех людей, а не дружат против кого-то. Россия, в свою очередь, выступает за расширение равноправного и многостороннего сотрудничества, совместную работу по уменьшению напряженности и укреплению безопасности в мире.

В США и Европе не хотят замечать дискриминации русскоязычного населения в ряде стран

В Прибалтике в отношении русскоязычного населения "проводится настоящая политика апартеида", заявил Патрушев. Он отметил, что и "на Украине власти принимают дискриминационные законы о русском языке и о коренных народах". При этом США и Европа либо не хотят замечать происходящего, либо прямо потворствуют этим процессам.

Декларируемые цели "Крымской платформы" неосуществимы

Декларируемые цели "Крымской платформы" неосуществимы, так как замыслы нарушить целостность России останутся в кабинетах, а подыгрывать нереалистичным территориальным амбициям Киева – неразумно и опасно, считает Патрушев. Он также отметил, что "Крымская платформа" была создана Вашингтоном ради видимости заботы об интересах Украины.

Запад нарушает права человека в массовом порядке

Запад печется о правах человека, но на деле нарушает их в массовом порядке. Как обратил внимание Патрушев, создаваемые Вашингтоном биологические лаборатории создают угрозу здоровью миллионам людей, а в самих США преследуется инакомыслие. Также секретарь Совбеза России подчеркнул, что под лозунгами борьбы за равноправие в странах Запада "организуется неприкрытая дискриминация граждан, придерживающихся традиционных ценностей".

США являются основными зачинщиками беспорядков в мире

Именно США являются основными зачинщиками беспорядка в мире, отметил Патрушев. А их геополитические эксперименты запускают цепную реакцию, дестабилизирующую целые регионы.

Так, Штаты также готовы поставить под удар "всю архитектуру безопасности в Азии" ради своего желания контролировать Азиатско-Тихоокеанский регион, обратил внимание секретарь Совета Безопасности РФ. Недавно в регионе оформился новый военный блок – американо-британо-австралийский AUKUS. При этом американцам и их союзникам сегодня все труднее диктовать миру свою волю. Как прогнозирует Патрушев, их действия будут становиться более агрессивными и непредсказуемыми – это отвлечет внимание от внутренних неурядиц "за счет внешних авантюр".

Евросоюз дискредитирует себя попытками заявить об амбициях

Вашингтон не заинтересован в самостоятельности стран Европы, поэтому создает выгодные ему "локальные форматы" даже внутри Евросоюза. Секретарь Совета Безопасности РФ признался: он рассчитывает, что государства ЕС, – такие, как Германия, Франция и Италия, – имеющие многовековой опыт дипломатии, вернутся к независимой политике и избавятся от влияния извне. В целом же, как считает Патрушев, Евросоюз, пытаясь заявить о своих амбициях в международной политике, только дискредитирует себя. И принятый недавно доклад по отношениям ЕС и России – подтверждение этого.

Что касается Великобритании, то ей, по мнению Патрушева, следует в первую очередь заняться проблемой межнациональных отношений внутри королевства, прежде чем браться за "возрождение былого величия" и пытаться построить "Глобальную Британию". Секретарь СБ РФ также напомнил, что значительное число жителей Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии до сих пор не считают себя британцами.

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев Михаил Метцель/ТАСС

МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Запад может активизировать попытки внести раскол в российское общество перед голосованием по поправкам в Конституцию РФ. Об этом секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев предупредил в интервью "Аргументам и фактам", опубликованном в среду.

"По имеющимся в нашем распоряжении данным, в преддверии этих политических событий (голосованием по поправкам в конституцию и выборам в сентябре - прим. ТАСС) ожидается активизация работы через имеющиеся у них [Запада] возможности, в том числе в российских регионах с помощью некоммерческих неправительственных организаций, где они намерены провоцировать националистические и сепаратистские настроения", - подчеркнул секретарь СБ РФ. "Планируются шаги по интенсификации информационного давления на Россию в целях размывания российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, формирующих фундамент государственности, и снижения чувства общероссийской идентичности граждан нашей страны, - добавил он. - Главные задачи - внести раскол в российское общество, навязать выгодные им ценности и модели развития, получить возможность манипулировать общественным сознанием".

Как проголосовать по поправкам в конституцию

Секретарь Совбеза подчеркнул, что дополнительный акцент в этой деструктивной работе, по данным СБ РФ, будет сделан на стимулировании активности так называемых альтернативных профсоюзных организаций.

Патрушев отметил, что в связи с такими угрозами поправки в конституцию, связанные с обеспечением суверенитета, территориальной целостности и недопустимость невмешательства во внутренние дела "более чем своевременны".

Организовать "цветную революцию"

Патрушев также отметил, что организация переворота в России является стратегической целью Запада, который последовательно занимается "экспортом революций" в страны бывшего СССР.

"Усилия Запада по "экспорту революций" в страны бывшего СССР подчинены не в последнюю очередь задаче последовательного выбивания отдельных звеньев в сфере российского влияния со стратегической целью - организовать "цветной переворот" в самой России", - сказал Патрушев.

Он обратил внимание на важность своевременного распознания признаков надвигающихся взрывных процессов. По словам секретаря СБ РФ, канун событий в Грузии, Киргизии и на Украине "был ознаменован сверхинтенсивной деятельностью официальных представительств США, Фонда Сороса и разветвленной сети созданных и функционирующих при поддержке Вашингтона местных НПО (неправительственных организаций)". "Подобная тактика массированного политико-пропагандистского давления парализовала волю национального руководства к противодействию разворачивавшимся антигосударственным процессам", - уверен Патрушев.

В то же время, продолжил он, "своевременное принятие властями соответствующих контрмер позволяет нейтрализовать деструктивные действия Запада". В качестве примера Патрушев привел события в Узбекистане в 2005 году, которые он назвал неудавшейся попыткой "цветной революции". "Официальный Ташкент сумел распознать истинные намерения заокеанских "друзей" и вовремя инициировал свертывание сотрудничества", - сказал секретарь российского Совбеза. Как считает Патрушев, игнорирование "предписаний и настоятельных рекомендаций" из-за океана также "позволило властям Белоруссии не допустить разворачивания "революционных" событий в республике в 2006 году".

Роль Госдепа США и Фонда Сороса

Координацией деструктивной деятельности в отношении России занимаются Государственный департамент США, другие госструктуры и ведущие американские неправительственные организаци, заявил Патрушев.

"Координаторами деструктивной деятельности на территории России являются Госдепартамент США, Агентство США по международному развитию, американский Совет по международным отношениям, ведущие американские неправительственные организации: Национальный демократический институт по международным делам, Международный республиканский институт, Национальный фонд в поддержку демократии, Институт современной России, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) и многие другие", - сказал он. Секретарь Совбеза добавил, что для работы в России американцы и их партнеры по НАТО также широко используют ряд неправительственных и международных организаций, базирующихся преимущественно в США и странах Западной Европы.

Патрушев отметил, что внимание западных политтехнологов давно сконцентрировано на России. "Они стремятся создать в соседних с нашей страной государствах сеть общественно-политических структур, способных осуществлять прямые контакты с "требуемыми российскими адресатами", - пояснил он. - Важнейшая роль отводится здесь странам Балтии". По словам секретаря Совбеза, высокую активность проявляет, в частности, Литва, на территории которой регулярно проходит так называемый Форум свободной России, где "обсуждаются новые формы гражданского протеста и сценарии усиления внешнего давления на руководство РФ". Патрушев добавил, что в Латвии организовано обучение российских журналистов специалистами Балтийского центра развития СМИ.

Секретарь Совбеза отметил, что работа сети зарубежных неправительственных организаций распределена по соответствующим сферам ответственности и осуществляется с использованием возможностей подконтрольных российских некоммерческих организаций гуманитарной или правозащитной направленности, которые активно участвуют в политической деятельности. "С 2015 по 2019 годы российские НКО, участвующие в политической деятельности, официально получили от иностранных спонсоров порядка 4 млрд рублей, - сказал Патрушев. - Однако в реальности эти суммы значительно выше, так как западные спонсоры задействуют различные скрытые схемы финансирования, в частности перечисление через сетевые организации-посредники, что серьезно затрудняет доказательство фактов прямого участия США или их союзников в подрывной деятельности против России".

Дополнительные меры по нейтрализации угроз национальной безопасности

Секретарь СБ РФ подчеркнул, что антироссийская деятельность ряда иностранных неправительственных организаций уже локализована, усилен контроль за поступлением финансовой и другой помощи из-за рубежа российским оппозиционным и прозападным некоммерческим организациям. "В то же время необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с инспирированием западными странами "цветных революций" - отметил он. В частности, Патрушев обратил внимание на необходимость обеспечить эффективное действие законов, направленных на устойчивое функционирование политической системы, и изменений, внесенных в том числе в антиэкстремистское законодательство. "Следует также усилить государственную поддержку социально ориентированных российских некоммерческих организаций", - заключил секретарь Совбеза.

foto131021

Рад приветствовать вас на семнадцатом Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности. Проведение встреч в таком формате стало доброй традицией.

Сегодня, когда мы сталкиваемся с растущими вызовами в различных сферах, наш диалог представляется еще более востребованным.

Совместными усилиями мы на постоянной основе разрабатываем меры противодействия международному терроризму, экстремизму, организованной преступности, наркотрафику и цветным революциям.
Но угрозы постоянно видоизменяются. Пандемия заставила по-новому взглянуть на проблемы биологической безопасности. Односторонние санкции вынуждают искать нестандартные решения в области экономической безопасности.

- Все это происходит на фоне неуклонно деградирующей ситуации в мире, которая становится все менее предсказуемой. Обостряются территориальные претензии. Усиливается борьба за доступ к стратегическим ресурсам и рынкам сбыта, за контроль над торговыми маршрутами. Все чаще фиксируются попытки размывания международного права. Договоренности в сфере контроля над вооружениями нарушаются. Повышается вероятность возникновения острых вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Искусственно создаются новые разделительные линии и блоки.

Мировые проблемы осложняются попытками отдельных стран навязать другим идеологическое противостояние, чуждые идеалы и ценности.

Действуя таким образом, западные страны и блок НАТО пытаются решить растущие собственные внутренние проблемы, перед лицом которых они оказались бессильны. Внутриполитическая обстановка в самих США остается крайне напряженной. Но в попытке перенацелить общественное недовольство на мнимого внешнего врага в лице России или Китая, они зашли слишком далеко. Ради воплощения в жизнь очередной авантюры Белого дома – имею в виду АУКУС – под удар ставится вся архитектура безопасности в Азии, создаются предпосылки для подрыва авторитета АСЕАН и других региональных объединений, а также вызовы в сфере контроля за распространением ядерного оружия.

- Таким образом, Запад отчаянно пытается сохранить свое политическое, военное и экономическое доминирование в условиях набирающей обороты тенденции укрепления новых мировых центров.

Потратив триллионы долларов на военные операции, США и их союзники всюду оставляли за собой хаос. Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, в настоящее время – Украина, а еще ранее – Югославия, десятки ослабленных азиатских, африканских, латиноамериканских стран – все это примеры реализации на практике американской стратегии глобального доминирования.

США должны нести ответственность за разрушение экономик суверенных государств, за обострение межэтнических и политических проблем, за активизацию террористических, экстремистских и других угроз.

Но что мы наблюдаем вместо этого? Утвержденные в феврале текущего года президентом Байденом концептуальные подходы к реализации Стратегии национальной безопасности США открыто закрепляют курс Вашингтона на вмешательство во внутренние дела других государств с целью навязывания западной модели социально-экономического развития.

Что касается непосредственно России, мы продолжаем фиксировать попытки грубейшего вмешательства в наши внутриполитические процессы. Это отчетливо проявилось в ходе выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2022 году Белый дом намерен увеличить ассигнования на содействие так называемой демократизации и борьбу с авторитаризмом практически до трех миллиардов долларов.

Конечно, в фокусе основного внимания американцев остается пространство СНГ. Реализуется курс на стимулирование экономического и культурного разъединения России с Украиной и Грузией. Значительные усилия будут направлены на ослабление имеющихся связей Москвы с нашими центральноазиатскими партнерами.

В этой связи востребована коллективная работа по координации специальных служб и правоохранительных органов с целью противодействия реализации сценариев цветных революций, по налаживанию диалога в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа, а также по отслеживанию других недружественных шагов стран Запада и их подрывной деятельности на территории государств Содружества.

Серьезное негативное влияние на безопасность наших государств оказал поспешный вывод западного воинского контингента из Афганистана. По сути, за двадцать лет присутствия США и их союзников в этой стране им не удалось выполнить ни одного взятого на себя обязательства. Вместо этого Запад настойчиво пытался навязать афганцам чуждые им ценности, которые по определению не могли прижиться на афганской земле.

В результате марионеточный режим в Кабуле рухнул за считанные дни. А сами американцы попросту бросили афганцев на произвол судьбы, попытавшись переложить все бремя ответственности на соседние с Афганистаном государства.

При этом США, по сути, заложили в регионе бомбу замедленного действия, в том числе оставив талибам беспрецедентное количество современных вооружений и военной техники. В сложившейся обстановке оно может легко попасть в руки террористов из ИГИЛ, Аль-Каиды или других группировок, представляющих серьезную угрозу для наших государств.

В данных условиях нам необходимо наращивать получение и обмен разведывательной информацией о планах международных террористических организаций и намерениях Запада по их использованию против наших стран. Кроме того, важно более тесно координировать внешнеполитическую деятельность государств Содружества по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Требуется активно работать над унификацией антитеррористического законодательства и стандартов обучения профильных специалистов.

- Другой угрозой региональной стабильности является резкий рост числа беженцев из Афганистана. Масштабы этой проблемы могут превзойти последствия от миграционных кризисов, вызванных безответственными действиями Запада в Ливии, Сирии и Ираке. Так, в Иране и Пакистане уже сейчас находится около трех миллионов афганцев. Еще более четырех миллионов беженцев находятся в Турции.

Сами США пытаются урегулировать вопрос с размещением сотрудничавших с ними афганцев на территории других государств. Хочу особо подчеркнуть связанную с этим угрозу проникновения в наши страны террористических элементов.

Считаю необходимым придерживаться выработанного 23 августа в ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ единого мнения о недопустимости размещения в странах Центральной Азии военных объектов США и НАТО, а также сотрудничавших с ними афганцев. Призываю все государства СНГ и далее следовать такой линии.

Кроме того, для выработки общих подходов к решению проблемы беженцев в рамках профильных структур СНГ необходимо поддерживать тесное взаимодействие спецслужб и правоохранительных органов по миграционной проблематике. Уверен, что это будет способствовать поддержанию мира, безопасности и стабильности на пространстве Содружества.

Одной из главных угроз для нашего региона по-прежнему является незаконный оборот наркотиков. Крупнейшим производителем опиатов в мире остается Афганистан, обеспечивающий до 90 процентов объема мирового рынка. Афганские наркотики служат в качестве одного из основных источников финансирования террористов. Сегодня на словах талибы заявляют о стремлении бороться с наркопроизводством, но их реальные шаги на данном направлении еще предстоит оценить.

По последним оценкам Управления по наркотикам и преступности ООН, благодаря слаженной работе правоохранительных органов и специальных служб
на долю так называемого северного маршрута, проходящего через территорию государств-участников СНГ, приходится лишь около одного процента афганского наркотрафика. Вижу в этом нашу общую заслугу.

Введенные в ряде государств эпидемиологические ограничения стимулировали переход террористов и преступников к более широкому применению различных программных средств и интернет-технологий. Распространение хакерских группировок увеличивает риски совершения компьютерных атак на объекты критической инфраструктуры. Террористами уже создаются собственные киберподразделения. При этом особую опасность видим в сложности своевременного установления подлинного источника атаки, что может, например, привести к острым межгосударственным конфликтам вплоть до вооруженных столкновений.

Страны НАТО также интенсивно
развивают наступательный информационный
потенциал, включающий разработку технологий
искусственного интеллекта, реализацию концепции
упреждающей киберобороны и создание профильных
коалиционных формирований, предназначенных
для проведения наступательных киберопераций.
Такая деятельность требует от нас постоянного внимания и своевременной пропорциональной реакции.

Важно выстраивать предметный двусторонний диалог между силовыми структурами. И в частности:

- расширять практику проведения двусторонних консультаций по информационной безопасности;

- приступить к разработке нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области со странами, с которыми пока отсутствуют соответствующие соглашения;

- выработать единые подходы к классификации угроз международной информационной безопасности;

- определить и согласовать совместные меры противодействия;

- сформировать эффективную систему сотрудничества в области предотвращения угроз безопасности значимых государственных информационных ресурсов.

- Не менее серьезным вызовом является растущая необходимость в укреплении медико-биологической безопасности на постсоветском пространстве.

В государствах Содружества началось активное применение, а в некоторых странах и производство вакцины Спутник-V.

Вместе с тем стоящие в этой сфере задачи не исчерпываются лишь борьбой с коронавирусом.

Требуется активизировать взаимодействие стран-членов Содружества по проблематике биологической безопасности.Актуальность совместной работы на данном направлении возрастает ввиду отсутствия механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и проверяемость биологических исследований, проводимых в различных странах под эгидой США и их союзников. В этой связи призываю всех партнеров по СНГ поддержать создание многостороннего универсального механизма в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

Кроме того, необходимо продолжить работу по согласованию и реализации двусторонних межправительственных меморандумов по биобезопасности в целях недопущения осуществления неподконтрольной деятельности в этой сфере третьих стран.

Помимо этого, следует проработать возможность присоединения всех государств СНГ к работе Координационного совета уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности.

- В современных условиях наши страны должны проявить еще большую готовность к взаимной поддержке и развитию сотрудничества. Сегодня важно бережно сохранять традиционные ценности, историческую правду и память, что является твердой основой для дружбы народов.

Наши страны объединяет общий вклад в обеспечение региональной безопасности и глобальной стабильности, признание главенства международного права и координирующей роли ООН, неприятие вмешательства во внутренние дела независимых государств, готовность бескомпромиссно отстаивать свои национальные интересы и с пониманием относиться к суверенитету других стран.

Наша общая цель – создавать новые возможности для совместного решения глобальных проблем, социально-экономического развития стран и регионов планеты, сбережения морального и физического здоровья человечества.

Убежден, что сегодняшнее заседание внесет достойный вклад в дело укрепления союзнических отношений между нашими странами и будет способствовать поддержанию мира, безопасности и стабильности на пространстве СНГ.

Закрытая черным пакетом камера слежения породила версию о том, что заседание Совета безопасности РФ было показано в записи © Фото с сайта Официальный сайт президента РФ


Заседания Совета безопасности России никогда не транслируют по телевидению. Обычно показывают лишь вступительные слова президента или просто на фоне кадров с заседания читают текст официального пресс-релиза.

Сегодняшнее заседание Совбеза показали почти целиком: с докладами участников, реакцией Владимира Путина — в общем, с массой обычно непубличных подробностей. Первая (да и все остальные) мысль, которая приходит в голову после такого, — это именно показательное мероприятие. Не для решения вопросов, а в качестве сигнала, который Кремль посылает понятно кому — Западу.

Все дело в том, что на СБ обсуждался вопрос о признании Россией самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). И все яркие и мощные, как власти думают, ходы были во время этого действа использованы.

Видео: заседание Совета безопасности Российской Федерации 21 февраля 2022 года (полностью)

Но зато этот диалог Козака и Путина показывает, что Кремль якобы готов на самые радикальные шаги.

Далее Бортников поведал о том, что украинцы уже обстреливают и российскую территорию. И даже заслали две диверсионные группы именно в РФ, но пограничники их якобы уничтожили. То есть, согласно высказываниям Бортникова, Украина буквально рвется в бой с Россией.

Затем, откуда ни возьмись, вышел Дмитрий Медведев. Он сразу сказал, что, судя по всему, ДНР и ЛНР Украине не нужны. Да и вообще, там уже 800 тыс. людей с российскими паспортами. И примерно раз 7 похвалил Владимира Путина.

Затем выступил глава Совбеза Николай Патрушев. Он всегда говорит про США. На этот раз он заявил, что развал России — якобы цель США. Именно поэтому они организовали конфликт на Юго-Востоке Украины (!). И надо сказать Байдену, чтобы он прекратил мучить граждан ДНР и ЛНР (!!). То есть Николай Платонович переплюнул Валентину Ивановну в абсурдности. А это было непросто.

Но самый хит — за главой Службы внешней разведки (СВР) Сергеем Нарышкиным. Тут слова бессильны. Это надо видеть…

В общем, вы уже поняли, что заседание Совета безопасности РФ надо всегда показывать по телевидению. Это рейтинговое шоу.

Но это еще не все. Примерно в 22:00 по телевидению выступил президент РФ Владимир Путин. Вот оно полностью…

Видео: Обращение Путина к россиянам о ДНР и ЛНР

Президент в почти часовом обращении говорил, что Украину создали большевики, НАТО обмануло, якобы обещав не расширятся на Восток, а теперь у России нет иного выхода как совершать ответные шаги. Также он констатировал, что ситуация в Донбассе стала критической и попросил Федеральное собрание ратифицировать необходимые документы.

Как сообщили в Кремле, Путин уже подписал указы и договоры с ДНР и ЛНР о сотрудничестве.

Теперь очевидно, что вся эта история с ДНР и ЛНР вступает в новую фазу. Конфликт на востоке Украины длится уже восемь лет, за это время его жертвами, по информации ООН, стали более 13 тыс. человек, еще около 44 тыс. пострадали. Теперь точно это все продолжится еще какое-то время. Также почти наверняка последуют какие-то санкции со стороны развитых стран мира.

Ну что, все по делу сказал, четко и без воды.

— Kirill Martynov (@kmartynov) February 21, 2022





Вл. Пастухов сейчас в эфире Эха справедливо заметил, что это была речь об объявлении войны.
Это значит, что всё главные и страшные события ещё впереди.

— Vladimir Varfolomeev (@Varfolomeev) February 21, 2022










Какие-то люди нашли забавное архивное видео…



Путин: "независимо суда на Украине попросту нет! Коррупция как цвела полным цветом, так и цветет"

Блин, а что нужно сделать, чтобы Путин так же обратил внимание на проблемы России? Включить ее в состав Украины?

— Здесь Шепелин (@ilya_shepelin) February 21, 2022

Мне одному кажется, что говоря о ситуации в Украине, Путин во многом описывает ситуацию в России?

— Андрей Нечаев (@aanechaev) February 21, 2022





Кстати, должен признать: Жириновский - современный пророк ) Ошибся всего на 5 часов.

— Vladimir Varfolomeev (@Varfolomeev) February 21, 2022

70 лет исполняется в это воскресенье Николаю Патрушеву — многолетнему секретарю Совета безопасности РФ и человеку, входящему в число самых влиятельных политиков современной России. Один из бывших секретарей российского Совбеза рассказал мне следующую пикантную историю об обстоятельствах своего назначения на этот пост. Получив от президента неожиданное кадровое предложение, он отправился к главе кремлевской администрации утрясать все технические детали.

Совбез дает добро: как работает один из самых закрытых и важных центров власти современной России

Президент и его оруженосец. Фото пресс-службы СБ РФ

Я сознательно не называю фамилий всех участников этого эпизода. Ведь дело здесь не только и не столько в забывчивости президента и его правой руки. Дело — в особой роли должности секретаря Совета безопасности РФ на протяжении значительного отрезка времени с момента ее учреждения в 1992 году.

Как с усмешкой рассказывают в окружении НП (так секретаря Совбеза за глаза называют его подчиненные), отдельных особо наивных мелких чиновников такое стремление Патрушева не мельтешить на переднем плане иногда вводит в заблуждение. Мол, они пребывают в убеждении, что секретарь Совбеза — это всего лишь один из многих высокопоставленных функционеров, каких в России не просто много, а очень много.

Честно говоря, наличие в российском государственном аппарате подобного рода людей стало для меня самым настоящим открытием. Мне казалось, что в наших политических кругах абсолютно все осведомлены об особой роли Николая Патрушева в управлении страной. Хотя, с другой стороны, распространенное среди знатоков политики мнение, что нынешний российский Совбез — это современный эквивалент старого советского политбюро, я тоже считаю глубоко ошибочным.

Генеральный секретарь ЦК КПСС считался среди членов политбюро лишь первым среди равных. В Совете безопасности РФ ни о каком формальном всеобщем равенстве и речи быть не может: там есть президент и есть его подчиненные. В советские времена должность члена политбюро считалась начальственной сама по себе. В нынешнюю историческую эпоху статус члена Совбеза является, как правило, довеском к креслу руководителя ключевого российского государственного ведомства.

Так в чем же именно тогда состоит особая роль Совбеза в нынешней системе управления Россией? Я считаю правильным говорить не об особой роли Совбеза, а об особой и даже совершенно уникальной роли лично Николая Патрушева.


Секретаря совбеза и министра иностранных дел связывают отношения взаимного уважения. Фото пресс-службы СБ РФ

Среди двенадцати предшественников Патрушева на посту секретаря совета безопасности России были такие политические тяжеловесы, как Юрий Скоков, Александр Лебедь, Владимир Путин (очень кратко), Сергей Иванов (будущий министр обороны), Игорь Иванов (бывший министр иностранных дел). Но только Николаю Патрушеву удалось сделать эту должность такой, какой она, собственно, и задумывалась. Начиная с момента своего прихода в Совбез в 2008 году, Патрушев без лишнего шума и без лишней рекламы выполняет функции координатора всех российских силовых ведомств и в определенной степени — при понимании и признании огромного политического веса Лаврова - российской внешней политики. Кто в теме, тот понимает, что это значит.

В ельцинские времена в той части комплекса зданий президентской администрации на Старой площади, где сейчас находится служебный кабинет Николая Патрушева, квартировал среди прочих один очень близкий к президенту большой начальник хозяйственного профиля. И была у этого большого начальника причуда. На почти любые внешние мероприятия он предпочитал выезжать впритык.

Но только не подумайте, что объяснялось это большой деловой загруженностью этого руководителя. Чиновник просто ловил кайф от того, что он, кремлевский небожитель, стремительно несется по наглухо перекрытым улицам, а все простые смертные, чертыхаясь, стоят в пробках.

В офисе Патрушева было все необходимое для работы. Но при этом чувствовалось, что хозяину кабинета абсолютно не интересны любые внешние атрибуты начальственной должности. Стол для заседаний в кабинете секретаря Совета безопасности был, на мой субъективный взгляд, слишком большим для помещения такого размера. А дверь в его приемную открывалась прямо с лестничного пролета.

Учитывая хорошо известный объем потенциальных возможностей Николая Патрушева, а также то, что он был первым секретарем Совбеза, занимающим этот кабинет (до сноса 14-го корпуса Кремля обладатели этой должности квартировали именно там), все это не оставляло почвы для сомнений: ближайшему соратнику Путина вполне комфортно в этом аскетичном по меркам крупных российских чиновников пространстве.

Когда в процессе подготовке этого материала я начал разговаривать с людьми, хорошо знающими Николая Патрушева, то понял, что те первоначальные впечатления были и абсолютно оправданными, и очень точными. Если попытаться описать секретаря Совета безопасности одной фразой, то я бы употребил такую: дисциплинированный аскет.


Николай Платонович никогда и никуда не опаздывает. Патрушев никогда не заставляет посетителей в своей приемной ждать дольше назначенного времени. Когда к нему приезжают министры и другие коллеги, он обязательно выходит за двери своего кабинета их встречать.

Патрушев равнодушен к еде и питью. Во время своих долгих и трудных командировок он запросто может пропустить обед. А когда он его все же не пропускает, то ест очень мало.

Работать рядом с таким неприхотливым в своих нуждах человеком явно не просто. Но в случае с Патрушевым это компенсируется такой чертой секретаря Совбеза, как очень внимательное отношение к нуждам и словам окружающих.

Колбаса колбасой, но все равно настаиваю на тезисе: работать с секретарем Совбеза очень непросто. По словам знающих людей, Патрушев просто органически не способен сидеть без дела. Даже во время своих многочисленных служебных перелетов он либо проводит рабочие встречи, либо штудирует учебник разговорного английского.


Даже у сверхзанятого секретаря Совбеза жизнь состоит не только из официальных мероприятий. Фото пресс-службы СБ РФ

Возникает естественный вопрос: как Николай Патрушев умудряется в течение уже многих лет практически беспрерывно работать в таком бешеном темпе? Секретарь Совбеза любит снимать усталость, проплывая километр в бассейне вольным стилем. Но главная страсть и главная отдушина Патрушева — это все-таки волейбол. Как минимум четыре раза каждую неделю он обязательно выходит на волейбольную площадку в футболке с номером тринадцать. В сфере российского волейбола Патрушев знает если не всех, то почти всех: всех ведущих игроков, всех ведущих тренеров, всех ведущих профильных журналистов.


Главная страсть секретаря Совета безопасности — волейбол. Фото пресс-службы СБ РФ

По словам хорошо знающих Николая Платоновича, когда речь заходит об этом виде спорта, он меняется на глазах: перестает быть застегнутым на все пуговицы государственным деятелем. Узнав об этом факте, я сильно пожалел, что до настоящего момента пока так и не довелось увидеть Патрушева на волейбольной площадке. Во время подготовки этого текста я узнал массу любопытных подробностей о секретаре российского Совбеза — вплоть до имен его домашних питомцев (алабай по кличке Гаплан и Джек Рассел терьер по кличке Билли). Однако, как мне кажется, до конца понять суть Николая Патрушева как человека мне пока так и не удалось.

Но, может быть, подобная задача изначально была не реализуемой? Один из коллег Николая Платоновича по высшему руководству России высказался о нем так: «Патрушев стал в 1999 году директором ФСБ после того, как два других человека отвергли предложение Путина занять эту должность. Патрушев не отверг и не побоялся — хотя в тот момент страна фактически находилась в состоянии гражданской войны.

Впрочем, довольно о Патрушеве как о личности. Поговорим о Патрушеве как о секретаре Совета безопасности.

Пост, который заработал

Зачем вообще в принципе нужна должность секретаря Совета безопасности? Затем, что внешней политикой страны традиционно занимается не только министерство иностранных дел, как это, возможно, кажется людям, далеким от аппаратных реалий. Различные российские спецслужбы, министерство обороны, руководство администрации президента и правительства, Центральный банк, ключевые экономические министерства — это далеко не полный список ведомств, которые по факту имеют самое непосредственное отношение к формированию и реализации внешнеполитического курса России.

Разумеется, упор в этом списке следует делать на его первые пункты. Участь экономических ведомств в России в плане внешней политики обычно состоит в том, чтобы быть ведомыми. Но это оставляет в скобках МИД и силовые структуры.

Что эта туманная фраза означает на практике? То, что по одному и тому же важному внешнеполитическому вопросу президент может получить, допустим, четыре противоположных по своему смыслу и содержанию доклада. В случае с самыми судьбоносными проблемами правом разрубить или распутать гордиев узел межведомственных противоречий, безусловно, должен обладать только президент.

Попытайтесь поставить себя на роль руководителя одного из ведомств, чью работу в теории должен координировать секретарь Совета безопасности. Прямой выход на президента — это в российских условиях чуть ли не самый важный политический, управленческий и аппаратный ресурс. Вы бережете этот прямой доступ как зеницу ока. Но внезапно между вами и президентом возникает посредник в виде секретаря Совбеза и в силу своих прямых должностных обязанностей пытается сделать ваш доступ более ограниченным.

Переломить подобную ситуацию могло лишь появления на посту секретаря Совета безопасности фигуры, чей авторитет в глазах силовиков был бы абсолютно безусловным. Перейдя в 2008 году из ФСБ в Совбез, Николай Патрушев и стал такой фигурой.


Официальные переговоры с иностранными коллегами (на фото- помощник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан) Патрушев ведет с помощью переводчика, но вот светскую беседу готов поддержать и на английском. Фото пресс-службы СБ РФ

Почему такая кадровая и управленческая революция состоялась именно в этот момент — абсолютно понятно. Первым путинским секретарем совета безопасности был очень близкий к нему человек — Сергей Иванов. Но после того, как в 2001 году он стал министром обороны, его старая должность начала использоваться как своего рода место почетной ссылки для уважаемых политиков, которых в силу тех или иных причин надо было отодвинуть от реальных управленческих рычагов.

Однако в 2008 году концепция радикально поменялась. Когда Путин передавал президентские полномочия Медведеву, ему было важно встроить в российскую систему власти максимальное число самых разнообразных страховочных механизмов. Патрушев в роли секретаря Совбеза и был одним из таких страховочных механизмов. Когда спустя четыре года Владимир Владимирович вернулся в президенты, надобность в страховке вроде бы отпала. Но, видимо, новая система оказалась, с его точки зрения, настолько удобной, что все осталось так, как есть.


Николаю Патрушеву не привыкать быть на капитанском мостике — и в прямом, и в переносном смысле. Фото пресс-службы СБ РФ


Со своим сменщиком на посту директора ФСБ Александром Бортниковым Патрушев работает в очень тесном и доверительном тандеме. Фото пресс-службы СБ РФ

Прибавьте к этому описанное выше умение секретаря Совбеза уважительно иметь дело со всеми своими коллегами и такое его качество, как верность данному слову — если Патрушев что-то пообещал, то он точно это сделает — и вы получите достаточно полное представление о сегодняшней кухне российской политики.

Окажется ли эта нынешняя политика Москвы успешной в широком историческом контексте — вопрос, конечно, совсем другой. Вопрос, точный ответ на который получат лишь следующие поколения граждан нашей страны. Владимир Путин и его верный оруженосец и единомышленник Николай Патрушев убеждены, что этот вердикт истории будет положительным. Надеюсь, что они правы.

Читайте также: