Доклад на тему ребенок и компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

реферат Дети и компьютер.за и против.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Факультет общих математических и естественнонаучных дисциплин

Кафедра естественнонаучных дисциплин

Группы 4НОб-01-21 оп

1.Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников…………………………………… стр.4

Персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК.

Современному ребенку ничего не остается, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР, он помогает детям в учебе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них.

С появлением интернета он еще и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его отрицательном влиянии.

Дети стали проводить меньше времени на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение социальным сетям. Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом; с одной стороны привязал к себе, с другой – стал источником множества заболеваний.

Друг компьютер или враг – вопрос хитрый. На этот счет уже сложилась прочная мифология, состоящая из страхов и убеждений.

Конечно, с точки зрения психолога компьютеры добавили человечеству головной боли. Но эти проблемы очень часто смешиваются с другими, некомпьютерного происхождения. В итоге получается внушительный клубок из теорий, мнений, страхов, надежд, практических работ с неясной целью или практического нежелания что-то делать там, где уже пора.

  1. Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Первые концепции обучения с использованием компьютерной техники предложили английский кибернетик Г. Паск и американские психологи Н. Краудер и Б. Скиннер.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером неуклонно снижается, и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров является не единичным актом, а предоставляет собой целостной и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования. Значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности применения компьютерных технологий в обучении младших школьников внесли Е.П. Бененсон, Т.В. Бокучава, Т.О. Волкова, А.В. Горячев, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев и др.

Не все ученые согласны с тем, что компьютер оказывает положительное влияние на младших школьников. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху.

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональный компьютер только начинал входил в массовое употребление. Публикуемые на этот счет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследований с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером – эпилепсия.

Вопросами негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр занимались разные ученые. Приведем мнение психолога Т. Разумовой: «Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка – вредна. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

Вреден или полезен компьютер для младшего школьника? Однозначного ответа на этот вопрос не существует: одни специалисты считают, что компьютер несет непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время. Другие же, напротив, считают, что вред от компьютера, при соблюдении основных правил безопасности ничуть не опаснее, чем любая другая бытовая техника.

Многие педагоги считают, что компьютеры следует использовать в школе. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера.

Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

В современном мире, когда технологии развиваются со скоростью света без знания компьютера просто не обойтись. И чем раньше ребенок будет обладать компьютерной грамотой, тем лучше. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков – таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. И невозможно все это сделать без компьютерного помощника, который становится основным средством получения информации и общения.

Многие ученые уверены, что компьютер приносит пользу и только положительно влияет на умственное развитие детей, приводя в пример расширяющиеся возможности компьютера для обучения (в том числе, и в процессе различных игр, например – стратегий).

Более того, с помощью компьютерных технологий, и, в первую очередь, Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Лондоне или маленьком городе.

Создано и создается множество специальных обучающих программ для младших школьников. Замечено, что многими навыками, например, счета, чтения, чтения географических карт, с помощью компьютера дети овладевают быстрее, и нередко лучше, чем при обычном обучении. А это огромный плюс.

При использовании компьютерных обучающих игр на экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную обучающую игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок в доступной форме овладевает навыками счета, чтения, рисования, проектирования. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, т.к. соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

- мелкую моторику рук;

- визуальное восприятие объектов;

- память и внимание;

Компьютерные игры учат ребенка:

- классифицировать и обобщать;

- аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

- добиваться своей цели;

- совершенствовать интеллектуальные навыки.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации.

Компьютеры в жизни наших детей заняли очень прочную позицию. Большинство родителей не возражают, чтобы их дети занимались или играли на компьютере. Другая же часть родителей оказывает всяческую поддержку компьютерному увлечению своих детей. Некоторые родители отвергают такое времяпрепровождение своего ребенка.

Компьютер – друг или враг ребенку?

Предубеждений, что связаны с компьютером, несколько. Одно из них – это постоянное пребывание ребенка в виртуальной реальности, которое вредит эмоциональному и интеллектуальному его развитию. Ребенок не стремится начать понимать окружающих и теряет способность выражать свои чувства и мысли. Зачем работать над сочинением или рефератом, если все можно найти в Интернете?

И все-таки у компьютера много преимуществ, которые значительно облегчают жизнь школьнику, чем вредных факторов. Разнообразие обучающих программ по различным предметам, возможность получить информацию по любому вопросу, большая помощь в выборе увлечений или будущей профессии – это далеко не полный перечень преимуществ компьютера.

Естественно, что ребенок может встретиться в международной сети и с тем, от чего мы бы хотели его уберечь. Но в реальной жизни вероятность того, что он может столкнуться с нежелательной информацией, тоже велика. Этого можно избежать, если проявлять к жизни ребенка неподдельный интерес, установить с ним доверительные отношения и постараться воспитать у него критическое мышление.

Второе предубеждение то, что компьютер не дает в реальности общаться с друзьями, а некоторым ребятам полностью заменяет общение с другими детьми. Хотя совсем не компьютер создает проблемы в общении. Совсем наоборот – те, кто испытывают сложности в общении с реальными людьми, ищут в виртуальном мире спасения. Некоторым застенчивым ребятам компьютер помогает найти друзей со схожими интересами. И уже тогда не важно, будет ли их общение происходить в реальном мире или в виртуальном.

Много претензий предъявляется компьютерным играм. Кто-то характеризует их, как пустую трату времени, которая отвлекает от учебы. Кто-то даже видит в компьютерных играх то, что формирует в ребенке жестокость и привычку решать проблемы с помощью силы. Но есть родители, которые видят и позитивное в таком времяпрепровождении.

Во-первых, игры на компьютере могут полностью удовлетворить потребность ребенка в игре. Во время игры ребенок учится следовать строго определенным правилам, учиться планировать свои действия, добиваться повышению своего результата и доводить начатое дело до его финального конца. Также во время компьютерной игры формируются такие человеческие качества, как воля, настойчивость и терпение. Когда ребенок, играя, перебирает разные варианты решения проблем, он развивается и интеллектуально.

Во-вторых, родители имеют возможность самому выбирать игры, которые развивают внимание, память, воображение и логическое мышление, а также такие компьютерные игры, которые помогаю улучшить координацию движений у ребенка и повысить скорость его реакций.

Также у компьютерных игр есть еще одно положительное свойство. Некоторые виды компьютерных игр могут помочь ребенку снять нервное напряжение. То есть, побывав в погоне, можно выплеснуть весь свой гнев и отрицательные эмоции. А вот роль жертвы поможет побороть некоторые комплексы или страхи.

Насколько компьютер может быть вреден для здоровья? Как может сказаться сидение перед монитором на зрение и осанку ребенка? И насколько вредно излучение?

Ученые утверждают, что излучение у современных мониторов ниже, чем у телевизоров. Жидкокристаллические мониторы и экраны ноутбуков вообще не считаются источниками излучений. Реальным риском для здоровья ребенка может стать колоссальная нагрузка на зрение. Но, все равно, общение с компьютером не более вредное, чем длительный просмотр телепередач. Но не стоит забывать и о профилактике – делать перерывы и гимнастику для глаз. Стоит с самого начала научить ребенка контролировать свою позу сидения, чтобы не возникли проблемы со спиной.

Из вышесказанного следует, что достаточно соблюдать обычные гигиенические правила, подобрать хорошую удобную мебель, не допускать различного вида перегрузок, тщательно следить за физическим состоянием и моральным здоровьем ребенка во время его работы или игры за компьютером.

Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности. Компьютеризация достаточно значима и актуальна. Но, как всякий новый этап, несёт с собой и новые проблемы. Среди множества проблем использования компьютера следует выделить проблему влияния компьютера на здоровье человека.

Вреден ли компьютер для здоровья человека?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует: одни специалисты считают, что компьютер несёт непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время. Другие же, напротив, считают, что вред от компьютера, при соблюдении основных правил безопасности ничуть не опаснее, чем любая другая бытовая техника.

Безусловно, компьютер оказывает негативное влияние на здоровье человека. Уже давно признано, что работа за компьютером одна из самых напряженных и утомительных. А о здоровье ребенка взрослые обязаны подумать еще задолго до того, как он сел за компьютер.

Компьютер – друг или враг?

Итак, компьютер – друг или враг?

Компьютер – это хорошо.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере- это те же занятия.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Итак, мы сели работать за компьютер. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья. Но… даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.

Сразу нужно оговориться, что эти правила не помогут, если не выполнять их в системе всем членам семьи. Просто нужно помнить, что наши дети – это самое лучшее, что есть у нас.

(Некоторые советы и вы сможете найти в буклете.)

Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений здоровья. Разучите эти правила вместе с детьми и всегда выполняйте их.

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

Разминка может быть общая, танцевальная, для глаз.

Выучить разминки несложно, сложнее контролировать их самостоятельное применение.

Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно.

Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе.

Временные рамки работы за компьютером колеблются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, от долгого сидения за компьютером возникает так называемый грудной синдром.

Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к появлению заболевания, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации рабочего места и режима работы, в частности делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для рук.

Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером.

Рабочее место должно быть достаточно освещено. Нужен хороший монитор, правильная его настройка и использование качественных программ.

Специальное питание для глаз. Гимнастика, разминки для глаз.

Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку.

Синдром компьютерного стресса

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса.

- посмотрите в окно и считайте до 20. обмойте лицо холодной водой.

- переключите внимание на воспоминание о приятном.

- больше общайтесь с природой.

- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.

- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым – 0,5 стакана 2 раза в день, детям ¼ стакана. Можно добавить в настой 1 ч.ложку меду)

Шиацу – разрядка по-японски (точечный массаж)

Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.

Массаж стопы – перед сном.

Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.

Антистрессовый напиток

Измельчить банан+ 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. Молока и пить мелкими глотками.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. По данным Sunday Times, до 10 млн. человек заходят на музыкальный сайт Kazaa и проводят до 30 часов в неделю за скачиванием популярных песен. В принципе, всех из них можно назвать зависимыми.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете!

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей

Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов.

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.

В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри компьютера (т. е. какими программами пользуется реб ё нок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет) и как реб ё нок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Рассмотрим 2 ситуации.

Ситуация 1: Ребёнок за компьютером. Он не шатается бесцельно и не известно с кем на улице, он дома не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристаёт к взрослым и даже, может быть, учится чему-то(по обучающим программам), либо просто получает заряд положительных эмоций.

Ситуация 2: Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом всё убрать или заставить это сделать его самого и.т.д. И при этом надо ещё воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.

Многие считают, что, купив наследнику персональный компьютер, можно облегчённо вздохнуть. Но есть ли для этого основания? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаём новые?

Для чего вы купили ребёнку компьютер?

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы

при работе за компьютером , можно выделить несколько вредных факторов:

* нагрузка на зрение,
* стеснённая поза,
*заболевания суставов кистей рук,
*затрудненное дыхание,
*развитие остеохондроза,
*наличие излучения от монитора,
* психическая нагрузка и стресс при потере информации,
* компьютерная зависимость.
Нагрузка на зрение. По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором).

Симптомы зависимости

Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.

Чтобы не возникли психические расстройства, нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером дома.

Учитывая факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.

Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).

Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).

Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.

закончив работу за компьютером, желательно умыться.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).

заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.


2. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

В работах Л. А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

В исследованиях многих психологов - Ж. Пиаже, А. Валлона, П. П. Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Педагоги и медики, обвиняя компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом). Звучат заявления, что причиной этой проблемы является раннее и чрезмерное увлечение компьютером. По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии. Подобные утверждения не голословны. Но не стоит думать, что компьютеры несут только вред. Доказано, что дети, занимавшиеся на компьютере в дошкольном возрасте, лучше развиты интеллектуально, проявляют больше способностей к самой разнообразной деятельности, у них более широкий круг интересов. Сегодня представлен широкий выбор развивающих игр для детей самых разных возрастных категорий, не стоит ограничивать ребенка в выборе, следите только за тем, чтобы он не отдавал предпочтение играм с элементами насилия и жестокости. Правильно подобранные игры в умеренном количестве – наилучший вариант для вашего ребенка. Приобщая детей к компьютеру, следует побеспокоиться о специальных обучающих программах, тогда ребенок не только освоит основы компьютерной грамотности, но и получит другую полезную информацию.

В заключении, хочется поделиться советом, как правильно продумать режим общения ребенка с компьютером : - Необходимо учитывать особенности его личности: медлителен он или быстр, впечатлителен или заторможен, уверен в себе или нет и т. д. - Нужно понаблюдать за ребенком, его реакциями и поведением после окончания работы и можно будет определить, сколько времени ему лучше проводить за компьютером. – Необходимо учитывать средние ограничения по времени занятий для детского возраста. Следует помнить, что эти нормативы касаются здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению или имеют хронические заболевания, особенно заболевания нервной системы, должны работать не более 10 минут в день не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

- Некоторые врачи рекомендуют детям работать за компьютером дважды в день (например, два раза по 30 минут) при условии наличия перерыва между сеансами не менее двух часов. Однако лучше, если первый раз ребенок позанимается с утра, а второй – после обеда, но ни в коем случае не перед сном.

- Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне – ребенок долго не будет засыпать, а особенно впечатлительным могут сниться кошмары. - Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

Детская ложь, или Почему дети говорят неправду? Малыш начал подрастать, и родители столкнулись с новой проблемой, ребенок говорит неправду, он хитрит, изворачивается, пытается увильнуть.

Наши руки не для скуки — резиночки польза и вред

Наши руки не для скуки — резиночки польза и вред Совсем недавно был не бывалый бум на браслеты из резиночек. Их продавали во всех магазинах, киосках, на улицах и рынках. В интернете и по.

Читайте также: