Доклад на тему развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания изложений

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кардымовского района Смоленской области

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка

учитель начальных классов

Олифиренко Марина Васильевна

Овладение родной речью характеризуется тем, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи и безошибочно следует традиционно принятой норме в своей речи, говорят, как о человеке с чувством языка или с языковым чутьем.

В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе и непременным условием для написания программных изложений и выполнения экзаменационной работы государственной итоговой аттестации в новой форме ( 9класс). Однако, как показывает опыт, уровень развития речи школьников остаётся довольно низким. Дети не умеют связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, испытывают трудности в создании собственных текстов, - что не отвечает задачам современного обучения.

В связи с усилением коммуникативной направленности обучения, включением в программу речеведческих понятий текста, типа речи встала потребность рассматривать изложение в свете требований, которые предъявляются в настоящее время к развитию речи школьников. Назрела необходимость перехода в практике работы над изложениями от копирования речевых образцов к их изучению и осмыслению, а непосредственно через это - действительно к развитию речи.

Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.

Существует классификация изложений по следующим основаниям:

- по цели проведения (обучающие и контрольные);

- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

- по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)

Выделяются и другие основания классификации изложения, например:

- по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

- по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте и т.д.);

- по объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюры);

- изложения с использованием наглядных пособий

По способу восприятия изложения делятся на:

- изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);

- изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

- изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:

- подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

- выборочные (воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой).

- сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали опускаются).

- с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.

Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым. Такое изложение ставит задачу передать из воспринятого текста главное и в обобщенной форме передать воспринятую информацию. Однако к сжатому изложению учителя, как правило, редко обращаются или вообще его не используют. Данное обстоятельство связано со сложностью подготовки. Так, младшие школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях учащихся начальных классов достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно – речевые умения: вычленять главное в информации; раскрывать тему и основную мысль текста; сокращать текст разными способами; правильно, логично и лаконично излагать основные идеи автора; сохранять последовательность событий; находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Эта работа требует много времени и утомляет детей, поэтому в настоящее время достаточно редко используется учителями-практиками. Однако в основной школе на экзаменах предпочтение отдано именно сжатому изложению.

Анализ современных программ по русскому языку в начальных классах показал, что в большинстве из них не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению детей созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям младших школьников. Обычно работа по сокращению текста проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, т.е. определяют способ компрессии текста.

Для большей эффективности работы по сокращению текста необходимо, кроме беседы, использовать и другой прием. Таким приемом является выделение в микротемах опорных слов для каждого действующего лица, по которым легко можно восстановить основное содержание текста.

При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.

Итак, вслед за методистами (M.P. Львовым, Т.А. Ладыженской, В.И. Яковлевой) в работе над сжатым изложением мы выделяем следующие этапы:

Первичное чтение текста учителем.

Беседа по содержанию.

Языковой анализ текста.

Вторичное чтение текста учащимися.

Устная работа по сокращению.

Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).

Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

Совершенствование написанного. Редактирование текста.

Степень компрессии исходного варианта текста определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной. К основным языковым приемам компрессии относятся:

- исключение повторов; одного или нескольких синонимов; уточняющих, поясняющих, вводных конструкций; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; однородных членов при обобщающем слове; одного или нескольких предложений; отдельных членов предложения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.

- замена однородных членов обобщающим наименованием; прямой речи косвенной; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

- слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчиненного предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением; сокращение количества частей сложного предложения.

Не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования. Например, детей знакомят только с личными местоимениями, и о существовании других разрядов они пока не знают, также учащиеся получают знания о сложном предложении, но виды связи в нем в начальной школе не изучаются.

В начальной школе могут быть использованы следующие приемы сжатия текста:

- Замена однородных членов обобщающим наименованием. Использование этого приема возможно благодаря тому, что младшие школьники имеют представление об однородных членах предложения и вполне могут подобрать обобщающее слово.

- Замена прямой речи косвенной. Этот прием также возможен, так как учащиеся в начальной школе получают необходимые знания о прямой речи.

- Сокращение частей сложного предложения и исключение отдельных членов предложения. Эти приемы могут быть использованы после проведения беседы, в ходе которой дети делают вывод о тот, какие части особенно важны для выражения главной мысли рассказа, а какие части можно опустить.

- Слияние нескольких предложение в одно. Данный прием доступен младшим школьникам после предварительной работы над смысловой стороной предложений.

Проанализировав различные УМК по русскому языку, пришла к выводу, что в них не встречается упражнений, направленных непосредственно на обучение приемам сжатия текста с целью развития связной речи, но можно выделить задания, встречающиеся в грамматических темах, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве подготовки к написанию сжатого изложения. Примером могут служить такие задания:

Прочитай текст. Найди в каждом предложении главные члены и напиши их. - Прочитай текст, который написал, и сравни его с авторским. Чем они сходны? Чем различаются?

Днем с крыш капают капели. Тают на солнце длинные сосульки. Весело скачут воробьи.

(По Соколову-Микитову)

Это задание направлено на то, чтобы показать роль второстепенных членов в предложении, но если подойти к нему с точки зрения развития речи, то в нем можно проследить направленность на работу над приемом исключения отдельных членов предложения. (Если убрать второстепенные члены, то смысл предложения не изменится)

Прочитай текст. Найдите в тексте слова, которые обозначают признаки предметов. Прочитай текст без этих слов. Как он изменился?

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква.( И. Соколов - Микитов)

Упражнение имеет целью продемонстрировать роль имени прилагательного в речи, но также может быть использовано как упражнение, направленное на обучение сжатию текста (посредством приема исключения отдельных членов предложения). Таким образом, делается вывод о том, что если исключить из предложения некоторые его члены, то смысл его не изменится (в данном конкретном случае).

Прочитай текст. Найди в тексте сравнения. Спиши заголовок и второе предложение. Кратко напиши, с чем сравнивает автор песню каждой птицы. Начни так: Синица поёт так, будто капельки в воду роняет. Зяблик…

Как птицы поют.

У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.

А вот песенка жаворонка в поле похожа на звон стеклянного звонкого колокольчика, который подвесили к небу на ниточке. (По Э. Шиму)

Здесь подразумевается использование приема исключения фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, так как в самом задании ставится условие, о чем именно нужно написать.

Прочитай. Определи начало и конец каждого предложения.

Надвинулась туча зреет рожь река замерзла в сеть попала щука березка зазеленела идет урок поднялся ветер ученик рисует мальчик смотрит в окно.

Спиши. Найди два предложения, которые можно объединить по смыслу.

Упражнение направлено на закрепление знаний о сложном предложении (сложное предложение состоит из нескольких простых), но если рассматривать его в контексте развития речи, то упражнение может быть использовано в качестве тренировки к написанию изложения. С этой точки зрения в нем прослеживается работа над таким приемом, как объединение простых предложений в сложные.

Реки освободились ото льда. Озёра освободились ото льда.

Как можно слить эти предложения в одно? Спишите. Сравните предложения. В чём их сходство?

Здесь подразумевается работа по объединению нескольких предложений в одно, но уже по другому принципу, если в предыдущих упражнениях на выходе должны были получиться сложные предложения, то здесь должно получиться простое, содержащее однородные члены. Нужно обратить внимание детей на то, что предложения практически одинаковые, поэтому нет смысла повторять их дважды.

6) Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но. Запишите.

1.Небо очистилось от облаков. Луна ярко осветила лесную поляну. 2. Днём пригревало солнце. Ночью морозы доходили до семи градусов. 3. Ветер затих. Погода улучшилась. 4. Солнце только еще поднималось. Его лучи уже освещали верхушки деревьев.

В данном случае нужно объединить два предложения, расположенные рядом, а не несколько, которые отделены друг от друга другими предложениями.

В настоящий момент разработаны упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами, что позволит подготовить младших школьников к написанию сжатого изложения.

1.Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений.

Идёт весна. Плачут сосульки. Звенит капель. Солнце глядит, радуется теплу, весне. Наступает вечер. Гаснет закат. На землю ложатся тени. Облака плывут в вышине.

2.Дополните прилагательными следующие предложения.

Луч солнца проник через окно и осветил комнату. Листья берёз едва колыхались на ветру. На поля медленно опускались снежинки. По небу плыли облака. На клумбах росли цветы.

Упражнение может быть использовано, когда ученики познакомятся с именем прилагательным. Методика работы такая же, как и над предыдущим упражнением. Наиболее эффективными эти два упражнения будут, если использовать их на одном уроке в совокупности со следующим:

3.Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу, внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и кипела. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования (По К. Паустовскому)

На материале данного упражнения младшие школьники подготовятся непосредственно к написанию сжатого изложения, так как текст уже более объемный, чем в предыдущих упражнениях.

Подберите обобщающее слово к однородным членам.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. В корзине лежали рыжие лисички, подберезовики с пестрыми ножками и большие боровики.

Это упражнение может быть использовано на уроке в 4 классе, когда дети познакомятся с однородными членами предложения. Нужно дать убедиться детям в том, что если заменить однородные члены обобщающим словом, то предложение станет короче, но смысл его не изменится.

5. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.

Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. Лизнул, оказывается, кисло. (Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)

Упражнение более сложное, чем предыдущее, потому что надо подобрать обобщающее предложение, а не слово, но принцип работы над ним такой же.

6.Выразите содержание двух предложений одним, используя слова потому что, который, так как, когда, а, и или но. На письме перед этими словами следует поставить запятую.

Поклюют куропатки клюкву и опять в снег. Под снегом их никто не заметит.

В лесу из земли пробивается родник. Светлая вода из него течёт ручейком.

Мурка была странная кошка. Она любила сладкий мёд.

Используется прием объединения простых предложений в одно сложное. Упражнение можно использовать с 3 класса, когда дети будут знакомы с понятиями простое и сложное предложение.

7.Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где. На письме перед этими словами следует поставить запятую.

Перед этим упражнением можно задать вопрос о том, зачем нужна прямая речь. Далее учитель говорит, что если нужно передать большое количество чьих-либо слов, то абсолютно точно это сделать невозможно (если воспринимать на слух). Далее можно зачитать отрывок, содержащий прямую речь в большом объеме и попросить учеников повторить. После того, как это им не удастся, нужно сказать о том, в данном случае важно было уловить именно смысл сказанного и передать своими словами. Далее необходимо сделать вывод о необходимости перевода прямой речи в косвенную.

8.Прочитайте текст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. (По В.П. Катаеву)

Упражнение наиболее сложное из всех рассмотренных. В нем может присутствовать замена однородных членов обобщающим словом; замена нескольких предложений обобщающим; соединение нескольких предложений в одно.

Заключение Развитие речи учащихся - приоритетная задача начального курса русского языка. Оно имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них - это упражнения в связной речи, т.е. работа с текстом. Именно изучая текст, выполняя различные виды работы текстом, учащиеся не только обогащают свой словарный запас, повышают уровень культуры речи и мышления, но и совершенствуют навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированиям коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Таким образом, приходим к выводу о том, что изложение является важным упражнением в развитии связной речи младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этим и определяется актуальность темы, которую мы предлагаем вашему вниманию. Итак, какова

Роль изложений в развитии речи

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

развивает логическое мышление;

обогащает речь, активизирует словарь;

формирует умение правильно составлять предложения.

Виды изложений в начальной школе и их классификация

Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений: (их около 20)

изложение по вопросам, включающим слова для ответа,

изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,

изложение по вопросам, со свободной передачей текста,

изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,

изложение с использованием картинного плана,

изложение по готовому плану,

изложение по измененному плану,

изложение по коллективно составленному плану,

изложения по самостоятельно составленному плану,

изложение с элементами описания,

изложение с грамматическим заданием,

изложение по данному началу

Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:

письменные ответы на вопросы (подготовительная работа)


ответы словами, имеющимися в вопросе;

ответы с подбором новых слов;

ответы самостоятельно составленными предложениями.

по цели проведения



по характеру восприятия


по степени самостоятельности учащихся


по готовому плану

по коллективно составленному плану

по самостоятельно составленному плану

по характеру операций учащихся


без замены фактов

с изменением начала, конца

со вставкой эпизодов

с изменением лица, времени

Требования к текстам для изложений

Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения.

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц .

Усовершенствованная система работы над изложением

Казалось бы на сегодняшний день, есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу про­читывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же воп­рос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.

Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом.

При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хоро­шие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный дру­гими, и пишут не изложение художественного образца, а пере­сказ пересказа.

Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.

1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.

Грамотное начало - половина успеха. Перед началом урока необхо­димо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:

обязательно прочитают в классе;

повесят на стенд, как образец;

прочтут на родительском собрании.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочте­ния будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и пол­нее на них ответит (варианты):

- мальчики или девочки;

- первый или второй ряд;

- первый или второй вариант;

3. Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

4. Чтение текста учениками.

5. Составление заголовка.

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­тивного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

7. Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов, а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.

8. Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обо­роты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

10. Повторное чтение текста.

Теперь - полное внимание. Учащимся дается возмож­ность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

11. Составление черновика.

12. Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

13. Самопроверка.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах.

Постепенно от письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Большое значение для развития творческого воображения и об­разной речи учащихся имеет изложение с элементами описания . Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать. При этом они опираются на свой жизненный опыт, на представления, полученные при изучении природо­ведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг.

Изложение текста с изменением лица заставляет учащихся думать над конструкцией предложения, пра­вильно употреблять местоимения взамен существитель­ных и пользоваться синонимами.

Наиболее трудным является сжатое изложение тек­ста. Оно требует от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связ­ным, правильно отражало основное содержание рас­сказа. Сжатое изложение может проводиться по текстам научно-популярным (деловым). Сжатое изложение описаний, особенно художественных, не рекомендуется.

Изложения по данному началу можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное на­чало будет стимулировать учащихся на творческое раз­витие сюжета на основе своего личного опыта и прочитанных книг. Тексты для изложений по данному началу даются без заголовков, чтобы не сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа

Комплекс подготовительных упражнений

Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

Устный пересказ текста по плану

Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

Пути повышения творческой активности школьников

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противо­положные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориен­тировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в се­редине, между этими крайними позициями, так как ни дослов­ное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и пи­сателем в развитии речи первого.

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь из­ложения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои

но ошибочно было бы думать, что из под­ражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной дея­тельности, но если бы не было самостоятельной

*Дидактический материал представлен в приложении.

Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника, в речи, в диалоге, в рассказе, письменном сочинении и других самостоятельных формах. Таким образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.

На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений в соответствии с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи, которым отвечает изложение, сложны и многообразны.

Проведение обучающих изложений благотворно влияет на развитие логического мышления учащихся. Школьники учатся видеть причинно-следственные связи исходного текста, постигают смысл тех внутренних связей и зависимостей, которые лежат в основе избранного рассказа.

Работа по развитию речи позволяет активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников.

Изложения – важный этап при подготовке к написанию сочинения, так как они дают возможность привлекать в качестве материала самые разнообразные тексты: и тексты повествовательного характера, включающие развернутое описание природы, процессов труда, портретную и психологическую характеристику человека, и тексты, представляющие собой определенное рассуждение (литературно-художественное, публицистическое и т.д. Тексты явятся своего рода образцом при отборе материала, его компоновке для написания творческих сочинений типа описания или рассуждения.

Однако изложения окажут существенную помощь пишущему лишь в том случае, если он будет систематически ставить перед собой дополнительные задачи:

а) передать содержание текста с изменением лица рассказчика;

б) передать содержание с изменением времени рассказа;

в) передать содержание, включая элементы портретной и психологической характеристики героя;

г) передать содержание текста, сохраняя в изложении определенные лексико-грамматические средства языка автора;

д) передать содержание, включая в повествование элементы диалога.

Каждый вид изложений имеет свою задачу, которая определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над содержанием текста и языковой разбор.

Приступая к работе над содержанием, мы не можем забывать ни о проблемной направленности беседы, ни о языковом анализе текста, иначе работа над содержанием невольно превратится в пересказ.

Ошибки в содержании изложения.

В содержании изложения и сочинения выделяются ошибки, заключающиеся в несоответствии высказывания теме, в нарушении достоверности высказывания, в нарушении последовательности высказывания.

Несоответствие высказывания теме. При проверке изложений учащихся 5-8 классов учитывается, насколько полно передано содержание исходного текста, понята ли учеником тема и основная мысль текста. Следует отметить, что в работах этого характера отклонения от темы обычно редки. Неточности наблюдаются в раскрытии основной мысли исходного текста. Поэтому при подготовке учащихся к написанию того или иного изложения необходимо обращать внимание на его тему и основную мысль.

Нарушение достоверности высказывания. Несоответствие содержания высказывания реальной действительности, искажение тех или иных фактов реальной действительности есть не что иное, как фактические ошибки. В изложении они вызываются тем, что ученик недостаточно усвоил содержание исходного текста (не запомнил место и время события, последовательность действий, поступки, совершаемые героями, и т.п.) Учителю необходимо проводить соответствующую предупредительную работу на уроках изложения, обращая внимание на возможные отклонения от исходного текста.

Нарушение последовательности высказывания. Как известно, соблюсти разумную последовательность в изложении фактов и развитии мыслей помогает хорошо продуманный план, который дисциплинирует мысль.

Речевые недочеты.

Среди нарушений можно выделить речевые недочеты – нарушения требований хорошей речи (точности, выразительности, богатства речи). Их квалифицируют как менее грубые ошибки, речевые погрешности. Они подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические.

Исправление ошибок и недочётов.

При проверке изложений и сочинений учитель обращает внимание как на содержание работы и ее оформление, так и на грамотность в широком смысле. Нельзя ограничиваться простым исправлением ошибок, необходимо установить, какие нормы нарушены, определить тип ошибки, а затем исправлять её.

В тексте погрешности содержания и речевого оформления подчеркиваются учителем волнистой линией, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки – прямой линией. На полях делаются пометки, помогающие определять тип ошибки.

Работа по развитию речи формирует у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Этот вид деятельности помогает школьникам управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); осознавать свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с текстом.

Гост

ГОСТ

Развитие связной речи в начальной школе

Понятие развития речи является одним из центральных в методике и представляет собой систему приёмов, позволяющих содействовать качественному изменению речи, а именно: развитию её словарного состава, усложнению используемых синтаксических моделей и грамматических форм, формированию стилистических умений.

Речевое развитие тесно связано с интеллектуально-познавательной сферой ребёнка, оно стимулирует развитие вербального интеллекта, словесной памяти и абстрактно-логического мышления.

Кроме этого, речевое развитие является важнейшим фактором становления языковой личности, формирования речевой культуры и коммуникативной компетенции.

Следует подчеркнуть, что ведущая роль в развитии речи принадлежит школьному обучению, поскольку иные факторы, являющиеся средствами формирования речи, носят неорганизованный и нецеленаправленный характер. Безусловно, речевая среда, в которой воспитывается ребёнок, играет большую роль становлении первоначальных речевых навыков, однако, чем старше он становится, тем более значимыми являются специальные учебные упражнения, направленные на развитие связной речи.

Связная речь – термин, используемый в отечественной методике и находящийся в определённых отношениях с понятием речевого развития.

Связная речь является компонентом общего речевого развития и представляет собой совокупность речевых навыков построения монологических высказываний в различных жанрах, отличающихся точностью словоупотребления, композиционной стройностью, последовательностью и тематическим разнообразием.

Готовые работы на аналогичную тему

Обучаясь в начальной школе, дети выполняют различные упражнения, которые способствуют развитию навыков связной речи. Эти упражнения можно разделить на две группы:

Одной из эффективных форм речевого развития выступает изложение как упражнение, направленное на развитие письменной монологической речи.

Изложение как средство развития связной речи младших школьников на уроке русского языка

Изложение представляет собой такую форму работы с текстом, в основе которой лежит его воспроизведение в письменном виде с сохранением основного содержания исходного текста и (или) особенностей стиля его автора.

Виды изложений зависят от задачи, которую ставит перед учениками педагог, и включают:

  • По степени сохранения особенностей текста-образца: подробные (максимальная ориентация на текст автора), сжатые (с сохранением основных микротем без избыточной информации), выборочные (из исходного текста берётся только тот материал, который необходим по условию задания).
  • По изменению грамматической формы текста: от лица автора / с изменением лица (соответственно и грамматических форм глагольного ряда).
  • По дидактической цели: обучающее / контрольное.
  • По степени привлечения дополнительного материала: осложнённые грамматическим заданием / не включающие дополнительных заданий.
  • По вовлечению творческого потенциала учеников выделяют творческие изложения (например, включающие самостоятельное продолжение текста).

Организация и проведение изложения – трудоёмкий процесс, требующий реализации ряда этапов:

  1. Подготовительный, начинающийся за несколько уроков до самой работы. Данный этап включает орфографическую подготовку (работу со словарными словами, трудными орфограммами), задания, направленные на лексико-семантическую и семантико-стилистическую подготовку (объяснение значения слов, подбор контекстов, в которых они употребляются, работа со стилистическими синонимами). Также учитель уделяет внимание синтаксическому моделированию, предлагая задания на составление словосочетаний, предложений по опорным словам.
  2. Этап подготовки к написанию на уроке развития речи. Работа начинается с чтения текста вслух и его обсуждения. Это позволяет учителю определить, насколько хорошо текст понят учениками, нет ли фрагментов или слов, вызывающих затруднения, а также сформулировать тему и основную мысль текста.
  3. В ходе совместного обсуждения дети составляют план текста. При проведении обучающих изложений целесообразно сопровождать запись плана фиксацией ключевых для каждой части слов.
  4. После составления плана необходимо несколько раз пересказать текст с опорой на план (по абзацам или целиком).
  5. Если в тексте имеются слова, написание которых может вызвать трудности, учитель выписывает их на доске, объясняя имеющиеся в них орфограммы.
  6. Текст читается повторно, после чего ученики излагают его содержание на черновик, редактируют свои тексты, а затем переписывают их набело.

После написания и проверки изложения работа с ним не заканчивается. Учитель систематизирует допущенные ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые) и предлагает задания (групповые и индивидуальные), направленные на их отработку.

Читайте также: