Доклад на тему психологические типы сотрудников

Обновлено: 03.05.2024

Исполнительская деятельность работника, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами): 1) целенаправленность — бесцельность; 2) мотивированность — незаинтересованность; 3) самостоятельность — зависимость; 4) организованность — стихийность; 5) ответственность — безответственность; 6) компетентность — некомпетентность; 7) творчество — рутинность.

Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:

— ленивые: просто работают недостаточно;

— беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно ее терпят;

— эмоциональные: слишком купаются в своих чувствах;

— аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;

— занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;

— уклоняющиеся: активно избегают света;

— бесчувственные: их не трогают окружающие;

— неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;

— самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

— запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.

В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:

1. Генераторы идей — 3 %. 2. Активные эрудиты — 10 %. 3. Ремесленники — 87 %.

Генераторы идей — люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т. п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генератора идей невозможно.

Активные эрудиты — люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.

Ремесленники — люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать.

Выделяют следующие типы сотрудников организации.

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов.

Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что Наставник сведет вас с другими людьми, которые сумеют помочь вам в данном предприятии.




Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать Хвастуну нахвастаться вволю, а затем перейдите к делу, которым предстоит заниматься.

Рассказчик.Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если, общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно так же старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения.

Исполнительская деятельность работника, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами): 1) целенаправленность — бесцельность; 2) мотивированность — незаинтересованность; 3) самостоятельность — зависимость; 4) организованность — стихийность; 5) ответственность — безответственность; 6) компетентность — некомпетентность; 7) творчество — рутинность.

Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:

— ленивые: просто работают недостаточно;

— беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно ее терпят;

— эмоциональные: слишком купаются в своих чувствах;

— аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;

— занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;

— уклоняющиеся: активно избегают света;

— бесчувственные: их не трогают окружающие;

— неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;

— самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

— запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.

В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:

1. Генераторы идей — 3 %. 2. Активные эрудиты — 10 %. 3. Ремесленники — 87 %.

Генераторы идей — люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т. п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генератора идей невозможно.

Активные эрудиты — люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.

Ремесленники — люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать.

Выделяют следующие типы сотрудников организации.

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов.

Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что Наставник сведет вас с другими людьми, которые сумеют помочь вам в данном предприятии.

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать Хвастуну нахвастаться вволю, а затем перейдите к делу, которым предстоит заниматься.

Рассказчик.Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если, общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно так же старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения.

Чтобы не совершить ошибки, полезно знать, какой тип характера у человека, с которым вы знакомитесь или рабо­таете. Быстро и точно определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а, по­няв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее.

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и за­ботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информа­цию, она часто оказывается ложной или к делу не относя­щейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слиш­ком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать Хвастуну нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку Хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним на­кануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, под­держку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то та­кого, чего пока не удалось другому участнику (или участ­никам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказывающие историю своего взлета, хотят, во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, возможно, даже почерпнуть что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всег­да живет своими и чужими неприятностями. Если, обща­ясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бод­рым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Из­бегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встре­чи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающе­го. Точно также старайтесь не употреблять, каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то лич­ные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одоб­ряете его манеру поведения. Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему. А ваша обязан­ность исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов.

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо, во что бы то ни стало владеть ситуацией: он спо­собен навязать свою волю во всем, пытается манипулиро­вать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокой­ный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудре­ную тактику. Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, что­бы избегать неприятностей и добиваться желаемого, при­чем развивает он эту способность бессознательно.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологичес­кие концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он домини­рует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, что­бы управлять своими жертвами. Разновидность Диктато­ра: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.

3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он об­манывает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и про­верить других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Афе­рист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчиты­вающий все наперед.

4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предме­том забот. Он позволяет другим делать за него работу. Раз­новидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохонд­рик, Иждивенец, Беспомощный.

6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле стол­кновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодли­вый, Доброжелательный Моралист, Человек организации.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он нико­му не верит, преисполнен обвинений, негодования, с тру­дом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмер­но подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры, и не давая своим подзащитным встать на ноги и рас­ти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим де­лом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.

В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же мы являем со­бой один из типов Манипуляторов в наиболее выражен­ной степени, мы проецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. На­пример, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода подрывных методов.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СИСТЕМЫ:

Рассмотрев различные системы манипуляции, мы при­ходим к выводу, что все они зиждутся на одной филосо­фии: Манипулятор относится сам к себе и другим людям как к неодушевленным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль.

Стиль жизни Манипулятора включает четыре основных характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Яна Аржанова

Команда — это сообщество разных по характеру людей. Ежедневно они работают вместе ради достижения конкретной бизнес-цели. Идеально, если коллеги в равной степени амбициозны, трудолюбивы и мотивированы. Но так бывает не всегда.

Зачастую в одной команде сталкиваются интроверт, деятель, карьерист, безразличный ко всему или обиженный сотрудник. Варианты могут быть разными. И тогда возникают проблемы, так как к каждому нужен особый подход.

В этой статье описаны всего 15 психотипов сотрудников, но их может быть и больше:

1. Надежный исполнитель

Такой сотрудник добивается целей, выполняет работу последовательно и без шумихи, поэтому на него можно положиться. Если он взялся за дело, то обязательно выполнит обещание.

В таком отношении к работе есть и свой минус: окружающие могут начать воспринимать это как должное. И поскольку надежный исполнитель многого не требует, руководители часто упускают его из виду, пока разбираются с более сложными сотрудниками.

Как работать с надежным исполнителем

  • Надежный исполнитель — тихий человек. Удостоверьтесь, что вы уделяете ему должное внимание, обсуждаете его цели и мотивацию. Вполне возможно, что он чем-то недоволен.
  • Он добивается профессиональных целей, но это не следует воспринимать как должное.

2. Отличник

Он хорошо работает, ему небезразлично, что он делает. Такой сотрудник с удовольствием и азартом вовлекается в новые интересные задачи.

Отличник заинтересован в продвижении по карьерной лестнице, это означает, что рано или поздно, он уйдет из вашей компании, если вы не примете во внимание эту особенность. Но пока он работает в вашей компании, вы можете быть уверены, что он возьмет на себя большую часть задач и сделает все от него зависящее ради результата.

Как работать с отличником

  • Предоставьте ему возможность возглавить проект. Даже если вы не сможете платить ему больше или гарантировать продвижение по карьерной лестнице, вы точно обеспечите его интересными задачами, которые станут уникальным дополнением в его резюме. А содержание резюме для него очень важно. Бессмысленные и повторяющиеся задачи не для отличника.
  • Дайте ему максимальную автономию. Отличнику быстро надоедает микроменеджмент, потому что он уверен в себе на 100 %.
  • Помогайте ему развивать навыки, которые будут востребованы на рынке в ближайшие годы.

3. Интроверт

Обычно работает молча. При этом может быть уникальным кадровым активом для компании. Но часто его не замечают, потому что он слишком скромен и не отличается самоуверенностью. Из-за этого может казаться, что ему безразлично все происходящее.

Часто создается ложное представление об интровертах, как о людях с ограниченным потенциалом. А между тем, как показывает практика, при удобной возможности они могут стать хорошими лидерами.

Как работать с интровертом

  • Интересуйтесь его мнением. Необязательно заставлять его делать это в присутствии большого количества людей.
  • Постарайтесь оценить его цели в честной беседе.
  • Если интроверт нацелен на развитие карьеры, дайте ему больше ответственности.

4. Пассивно-агрессивный

Это один из самых сложных типов сотрудников. Работать с ним непросто. Типичные уловки, которые он использует: игнорирует рабочие письма, забывает упомянуть о важной информации, тем самым сбивая с толку коллег. По сути, он хочет, чтобы вы оставили его в покое, поэтому пассивно сопротивляется любым попыткам взаимодействовать с ним.

Но вы не можете просто оставить его в покое, если вам что-то от него нужно. Зачастую достаточно заслужить его уважение, чтобы он начал с вами работать.

Как работать с пассивно-агрессивным сотрудником

5. Неуверенный в себе

Подобно интроверту неуверенный в себе сотрудник обычно не требует к себе внимания. Возможно, когда-то он имел дело с неопытным руководителем, который негативно повлиял на него своей критикой. Либо он просто сомневается в том, что обладает подходящими навыками для эффективного выполнения трудовой функции.

Вам нужно показать, что вы доверяете ему.

Как работать с неуверенным в себе сотрудником

  • Выявите его сильные и слабые стороны. Привлекайте к работе в тех областях, где он может продемонстрировать свои сильные стороны и ограничить недостатки.
  • Будьте готовы оказать поддержку. Проявляйте доверие, позволяя работать автономно.
  • Не относитесь слишком критично к неуверенному в себе сотруднику. Даже если он допускает ошибки, помните, что вы тоже когда-то ошибались.

6. Деятель

Этот тип сотрудника может постоянно разочаровывать. Обычно деятель появляется в компаниях со слабым руководством, с нечеткой структурой и неотрегулированными бизнес-процессами.

Деятель занимается всем, что ему нравится. Он активно подключается к задачам, но только тогда, когда ему это интересно. При этом он далеко не всегда расставляет приоритеты.

Деятель сопротивляется структуре и процессам, потому что они ему мешают.

Как работать с деятелем

  • Установите четкие ожидания по приоритетам и рабочей нагрузке. Обозначьте последствия, если деятель решит игнорировать приоритетные задачи.
  • Объясните, почему важны структура и процессы.
  • Постарайтесь внести разнообразие в работу деятеля, чтобы он не чувствовал зацикленность на рутинных задачах.

7. Безразличный

Работа его не беспокоит, он не любит прилагать усилия. Иногда это может быть признаком низкой мотивации или сигналом о том, что работа не является его приоритетом. Вам необходимо диагностировать проблему.

Как работать с безразличным сотрудником

  • Поговорите с ним, постарайтесь узнать, есть ли у него проблемы с мотивацией или рабочим настроем. Если проблема с настроем, регулярно проводите коучинг по производительности, объясняйте, как он мог бы лучше участвовать в процессах.
  • Не обременяйте его тимбилдингом и слишком большим количеством возможностей для развития, если он не заинтересован в этом. Даже если он просто хочет качественно сделать свою работу и вовремя уйти домой, для бизнеса это будет ценно.
  • Не игнорируйте безразличного сотрудника. Это может только усилить проблему. Следите за его отношением к работе и поведением, чтобы понять, есть ли сложности на самом деле.

8. Обиженный

Этот тип сотрудника живет с ощущением, что он не получил того, чего заслужил. Это может быть повышение по карьерной лестнице, более высокая зарплата или ответственность. Часто преимущества достаются другим членам команды, и обиженный это замечает.

Как работать с обиженным

  • Необходимо четко разобраться в ситуации. Иногда продвижение по службе или другие привилегии неверно воспринимаются, потому что сотрудник не обладает всей информацией. Если вы чувствуете, что в компании есть обиженный, вам необходимо четко объяснить причины, по которым было принято решение выделить другого члена команды.
  • Важно не менять свою позицию. Тот факт, что обиженный ставит под сомнение ваш выбор, вовсе не означает, что выбор неправильный.

9. Циничный карьерист

Основная проблема в работе с таким сотрудником заключается в том, что он без уважения относится к коллегам, а потому может нанести ущерб команде и репутации компании в долгосрочной перспективе.

Как работать с циничным карьеристом

  • Необходимо установить четкие границы поведения в команде.
  • Сотрудники должны понимать, что нарушение границ и неуважительное отношение к коллегам чреваты очевидными последствиями.

10. Обвинитель

Этот сотрудник любит подмечать любые неудачи, что создает напряженную атмосферу в команде. Коллеги могут бояться пробовать новое, опасаясь допустить ошибки.

Часто таким методом обвинитель отвлекает внимание от результатов своей работы. Возможно, он не уверен в себе или чего-то боится.

Как работать с обвинителем

  • Ему комфортно только в среде с нечетко обозначенными трудовыми функциями. Убедитесь, что каждый в команде знает, за что несет ответственность, и вы ограничите способность обвинителя каждый раз указывать на недостатки.

11. Соперник

Некоторые сотрудники плохо ладят с другими, соперник — один из них. Он склонен считать, что все, кроме него, некомпетентны. Демонстрация такого мнения может вызвать негативный настрой в команде.

Соперник становится источником конфликтов между командами и коллегами. Если не устранить эти проблемы с самого начала, они переродятся в долгосрочные проблемы с коммуникациями.

Как работать с соперником

  • Разберитесь в проблемах, которые вызывают враждебное отношение. Найдите первопричины, прежде чем отношения испортятся окончательно. Возможно, вам придется выступить посредником в некоторых обсуждениях.
  • Поделитесь своими ожиданиями относительно того, как соперник должен общаться и взаимодействовать с другими командами.

12. Неподходящий сотрудник

Он играет не ту роль, хотя может очень стараться и прилагать максимум усилий. У него просто нет соответствующих навыков, опыта или личностных качеств. Это легко заметить, так как возникают проблемы с производительностью. Другие члены команды расстраиваются из-за того, что не могут положиться на такого человека.

Как работать с неподходящим сотрудником

  • У вас есть несколько вариантов. Вы можете попробовать обучить сотрудника или стать его наставником, чтобы развить необходимые навыки. Или вы можете переместить его на другую позицию, которая соответствует его опыту. Возможно, вам даже придется уволить его.

13. Сотрудник-звезда

Ищет признания, внимания и общественного уважения. Ему нравятся преимущества, связанные с его должностью, четкие иерархические структуры, возможность проявить себя. Часто его мотивирует статус.

Как работать со звездой

  • Удовлетворяйте его потребность в признании, вовлекая в проекты, обеспечивая карьерный рост и регулярно пересматривая цели и задачи.
  • Такой сотрудник особенно ценит положительную обратную связь, поэтому не забывайте поощрять его, когда он достигает амбициозных целей.

14. Директор

Такой тип сотрудника стремится к власти, влиянию и контролю над людьми и ресурсами. Ему нравятся руководящие должности, предполагающие ответственность, также он ценит профессиональное продвижение и карьерные перспективы.

Как работать с директором

  • Предоставьте ему возможность ощущать ответственность и влияние, найдите заместителя — он это оценит.
  • Должность должна отражать его полномочия — это будет хорошей мотивацией для директора.
  • Обучение или коучинг тоже могут стать эффективными инструментами управления таким типом сотрудников.

15. Эксперт

Для него естественно стремление к знаниям и совершенствование мастерства. Ему нравятся роли, требующие специальных знаний и навыков, его мотивирует среда, в которой личностное развитие приводит к формальному признанию опыта.

Как работать с экспертом

  • Для эксперта самое главное — обучение и развитие, особенно если они связаны с продвижением по карьерной лестнице.
  • Его мотивируют амбициозные цели, он подходит на роль наставника, так как ему нравится делиться опытом.
  • Поощряйте его желание взаимодействовать с другими экспертами.

С какими типами сотрудников вы работали? Как решали проблемы? Делитесь в комментариях.

Статья подготовлена по материалам The Guardian, Thoughtful Leader

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Управлять подчиненными можно с помощью нехитрых и достаточно простых в исполнении манипуляций. Для любителей познавать принципы действия человеческой психики есть НЛП. Но мы решили предложить более доступные, но давно забытые способы тем, кто хочет все и сразу без лишних усилий.

Любая организация - как мозаика. Сколько людей - столько особенностей мотивации, поведения, понимания и реагирования на окружающие события.

Определение психологического типа сотрудника и особенности подхода к нему очень важны и для формирования кадрового резерва, и для формирования психологического климата в коллективе, и для более эффективного выполнения рабочих задач (при создании рабочих групп). Особенно это знание важно для руководителя - кому, как и какие задачи ставить, что и кому можно делегировать, кто и в каком виде контроля нуждается, какие виды мотивации будут эффективны, кого и как поощрять или наказывать, чтобы это воспринималось адекватно и без лишних эмоциональных выплесков со стороны сотрудника.

Театр одного актера

Существует множество типологий личности.

Есть интересная классификация психологических типов подчиненных - по степени "любви к играм", иначе говоря - манипуляциям.

Очень часто психологические игры (манипулирование) мешают установлению нормальных открытых отношений между людьми, тормозят любое дело, снижают эффективность коллективных усилий. Но люди играют в них, так как они помогают поддерживать определенный уровень самоуважения.

Применяют этот способ своеобразной самозащиты, конечно, не все, но сотрудники надеются получить таким образом привилегии или определенные выгоды.

"Казанская сирота". Приемов "исполнения" довольно много, чаще всего выглядит эта игра следующим образом: подчиненный избегает начальника, заявляет, что он заброшен и им не руководят; провоцирует вышестоящего на грубость, а потом занимает позицию обиженного. Любит действовать "через голову" непосредственного руководителя, заявляя, что порученное задание невыполнимо.

"Меня рвут на части". Любители этой игры стремятся получить как можно больше общественных нагрузок, что позволяет им, с одной стороны, не выполнять серьезно ни одну из своих обязанностей, а с другой - отказываться от текущих рабочих заданий, выполняемых большинством их коллег, ссылаясь на занятость. Отличный пример - Шурочка из кинофильма "Служебный роман".

"Святая простота". Любители этой игры обожают показывать коллегам и руководству "наивность и беспомощность". Единственная цель - вызвать у окружающих естественное желание оказать помощь, и на этом основании они аккуратно перекладывают свои обязанности на других. И часто, не замечая этой игры, руководитель начинает искренне поддерживать подчиненного, выполняя за него большую часть его работы.

"Обездоленный начальник". Сотрудник отказывается руководить группой коллег, созданной на время для решения назревшей эпизодической задачи, мотивируя свой отказ тем, что у него нет права наказывать людей, временно попавших к нему в подчинение, тем более своих коллег, а без этого якобы руководить невозможно.

"Клоун". Любителей этой игры можно обнаружить почти в каждом трудовом коллективе. "Клоун" стремится доказать, что он не от мира сего, науки или работа даются ему с трудом, да и просто не нужны ему. Он смеется, развлекает всех и на первый взгляд вполне безобиден. Он перестает полноценно работать, делая акцент не на результате работы, а на результате комфортного общения с другими сотрудниками, получая эмоциональное удовлетворение от оживления коллег при его появлении.

"Ах, какой я хороший!". Различные варианты этой игры применяются с целью поднятия своего авторитета. Это может быть небрежно брошенная фраза о своих успехах, часто упоминаются имена известных людей, якобы близко знакомых рассказчику. Часто от такого "игрока" можно услышать о его широкой осведомленности.

Как относиться к таким играм и как на них реагировать? Демонстрируйте искреннее уважение сотрудникам за реальные успехи в тех областях, где они действительно сильны. Чтобы оказать воздействие на окружающих, говорите с ними о том, чего они хотят.

С "казанской сиротой" поговорите сочувственно, убедите его, что ответственное поручение вполне посильно для него. "Игроку" дайте высокую рекомендацию, выразите уверенность, что он справится с заданием и добьется успеха.

Белка в колесе

Самая известная и широко распространенная психологическая типология сотрудников - по типу темперамента. Рассмотрим ее подробней.

Темперамент проявляется у человека в характеристиках скорости психологических процессов (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.

Скорость (темпоритмы) человека можно заметить по тому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения.

Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента.

Холерик. Имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ.

Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма. На совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой и т.д. Он с трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться некоторое время в покое.

Это впечатлительный сотрудник, с "переливами" эмоций, которые меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят: "Семь пятниц на неделе".

Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды не будет. Про него говорят: "Вспыльчивый, но отходчивый".

Холерик - открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто - максималист в оценках людей и событий.

Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом - удача, с одной стороны, и проверка на выносливость - с другой.

Сотрудник-холерик - активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность - в новой информации и новом опыте.

Как с ним работать? Предоставьте ему относительную самостоятельность, дайте возможность участвовать в инновационных проектах, показать себя на "прорыве". Отправляйте в командировки - пусть завязывает новые контакты и интенсивно общается с разными людьми, работает на выставках - он хороший продавец. Обязательно хвалите публично, поощряйте корпоративными знаками отличия, дайте возможность учиться и строить вертикальную карьеру - это для него важнее, чем повышение оклада.

С ним нужно договариваться - директивного стиля управления холерик не потерпит.

Хомяк на проводе

Флегматик. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия.

Долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех за и против флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство.

В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании.

Если ему что-нибудь не нравится на работе, способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может неожиданно "взорваться" и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

Про такого подчиненного говорят: "Человек и работник - хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы". Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Примечание. . флегматика лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить его не нужно. На те участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Флегматика, который нередко бывает "человеком процесса", нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата.

Сдержанные и спокойные флегматики - ценный ресурс для компании. Да, они не "революционеры" и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

Трусишка зайка серенький

Меланхолик. На первый взгляд может показаться, что меланхолик - самый сложный психотип человека. Он - чувствительный, обидчивый и очень ранимый. Легко расстраивается даже при мелких неудачах. Любит жаловаться на судьбу. Верит, что самая тяжелая доля и самые тяжкие испытания из всех возможных именно у него.

Меланхолик нередко сверхосторожен. Интересно, что именно эта черта его характера стимулирует развитие у него интуиции и способности к предвидению. Если меланхолик - компетентный специалист, он первый заметит кризисные явления в компании и забьет тревогу. Не отмахивайтесь от его предчувствий: они могут быть верными. Меланхолик обладает проницательностью и хорошо чувствует людей. Берите его на переговоры. Пусть он молчит и наблюдает, как ведут себя ваши партнеры. После первого раунда обсуждений сотрудник даст точную оценку каждому из участников: где они говорят одно, а думают другое, что они задумали, в чем их уязвимые стороны.

Перерабатывать и работать с максимальной самоотдачей не способен: может "выгореть". Лучше если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать.

В стрессовой ситуации меланхолик не работник. Начинает переживать, бояться, имеет склонность к самообвинениям.

Меланхолик-подчиненный всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности, нуждается в поддержке. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя "взрослыми детьми". Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить.

Меланхолик - хороший эмоциональный "барометр" в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.

Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров. В тех подразделениях, где общение связано с активностью и умением убеждать, меланхолик будет работать старательно, но с большим напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется.

Как с ним общаться? Часто хвалить - за хорошие результаты. Он должен чувствовать поддержку руководства. Очень болезненно воспринимает несправедливую критику, особенно публичную. Ценит дружелюбную и позитивную атмосферу и стремится к ней - и в коллективе, и в компании. Хорошие, добрые отношения с коллегами - обязательное условие для его эффективной работы.

При наличии возможности предоставляйте ему кратковременный отпуск два-три раза в год - регулярный отдых ему крайне необходим. Работа должна быть стабильной, не привлекайте его для решения срочных задач и не пугайте угрозой увольнения. Угроза стабильности (даже мнимая) может заставить его написать заявление об увольнении.

Манкунианский человек

Сангвиник. Человек сильный, энергичный, с хорошим самоконтролем. Как правило, он деловитый, выносливый и работоспособный. Нередко - трудоголик, любит хорошо зарабатывать и делать карьеру.

Жизнелюбивый человек. Любит быть в центре внимания. На работе часто предлагает новые проекты и делает доклады, на "тусовках" рассказывает анекдоты. Живет легко и оптимистично, не принимая проблемы и трудности "близко к сердцу".

Люди считают его "толстокожим", но он просто смог принять жизнь такой, какая она есть. Сангвиник не любит долго грустить и печалиться. Он первым скажет: "Жизнь продолжается".

Подчиненный-сангвиник мало отличается от руководителя с таким же темпераментом. Он работоспособный и выносливый. Сдержан и деловит, стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами - дружеские, но без лишней фамильярности. Бывает "толстокожим": любит подшучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет.

К компании эмоционально не привыкает. Если на работе не чувствует перспективы в повышении заработной платы, легко переходит на новое место работы.

Ему нравится все новое, поэтому он с удовольствием берется за новый проект. Его необходимо контролировать - после этапа увлечения наступает период спада мотивации и даже равнодушия. В это время сангвиник может переключиться на новое дело, еще не завершив начатого проекта.

Хороший стратег и политик. Часто бывает неформальным деловым лидером в команде, но всегда поддерживает официального руководителя, не составляя ему конкуренцию. Сангвиник ждет своего часа. Но долго ждать он не будет: если в другой компании ему предложат лучшие карьерные перспективы, он уволится.

Что для него самое важное? Размер заработной платы и карьера. Обращайте его внимание на возможности повышения профессиональной компетентности. Для него важны имиджевые атрибуты в работе, престижный офис, корпоративные "тусовки" и абонементы в престижные фитнес-центры. Он заинтересуется интенсивной и интересной работой - но на ограниченное время и на вполне определенных условиях.

Чтобы с успехом воздействовать на коллег и сотрудников, необходимо знать типологические особенности, психологическую структуру каждого из них.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Опросив 100 руководителей российских компаний, я получила следую­щие ответы: 36% воспринимают игру как борьбу, для 18% респондентов игра – это война, для 16% – соревнование.

Команда мечты

Как собрать команду победителей из ваших сотрудников? Для этого нужно соблюсти несколько принципов.

Часто ли вы разговариваете со своими подчиненными? А ведь понять человека можно, только слушая и слыша, что он говорит. Понаблюдайте за тренерами спортивных команд. Вы увидите, что они часто общаются с каждым игроком индивидуально. При этом они знают его сильные и сла­бые стороны.

Для достижения поставленной цели и получения результата важно, чтобы сотрудник понимал цель игры/работы, умел ее делать и имел возможность для реализации своих компетенций. И главное – чтобы он хотел играть/работать.

Вот здесь кроется внутренняя мотивация сотрудника. Почему сотрудник должен хотеть выполнить поставлен­ную задачу? Если у него нет личной цели, которую он сможет достичь, реализуя проект, то задача не будет выполнена на 100%.

Вас устроит меньше 100%? Если нет, тогда помогите найти эту личную мотивацию каждому сотруднику. И тогда это действительно будет игра, нацеленная на выигрыш.

Как же вдохновить сотрудников на выполнение условий эффективной работы? Настоящие тренеры знают этот ответ. Чемпионами становятся у тех, кто умеет направлять.

. задача руководителя – создать такие условия, чтобы работники максимально эффективно выполняли свои функциональные обязанности.

Ведь руководитель – это прежде всего тот, кто знает, куда идти. Он видит цель и ведет к ней всех остальных. Он должен уметь обучать, и здесь важно понимать, что настав­ник – это вовсе не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Руководитель должен обеспечивать своих подчинен­ных всеми необходимыми ресурсами. И, безусловно, хороший менеджер знает, как мотивировать подчинен­ных, создать истинную приверженность.

Учитесь вдохновлять на большие цели. Кстати, по ним сложнее промахнуться!

Руководителю, как истинному сердцу команды, насто­ящему лидеру, важно получить от команды признание своих профессиональных качеств и завоевать полное доверие. Вот тогда команда обречена на успех.

Чтобы соблюдать четкий ритм работы, необходимо уметь сочетать разные стили руководства в зависимости от конкретных ситуаций. Однако нужно понимать, что авторитаризм не формирует атмосферу признания и доверия.

Важно уметь и объяснять, и участвовать в работе на равных, и грамотно делегировать. Все как в настоя­щей игре.

Цель игры

А что, если представить, что в вашей организации сотрудники не просто работают, а играют? Играют, чтобы выиграть.

Согласитесь, это игра с последствиями ваших выборов и управленческих решений. Очень важно понять, как мотивировать игроков, как вдохновлять их на выигрыш, на получение достойного результата? Как руководителю стать настоящим тренером своей команды, учитывая психологические особенности каждого игрока? Персо­нал любой организации состоит из сотрудников разно­го опыта, стажа, статуса, квалификации, возраста, пола, у каждого из них свои мотивы работы.

Задача руководителя – создать такие условия, чтобы все эти люди максимально эффективно выполняли свои функциональные обязанности, то есть знали свою роль в игре и, главное, понимали ее правила. В любой игре есть: возможность выиграть и риск проиграть; участни­ки; начало/окончание; цель/результаты; самое важное – в любой игре есть правила/условия.

Есть ли эти параметры в вашем взаимодействии в ком­пании? Что о них знают сотрудники?

Какова польза от правил? Во-первых, соблюдение пра­вил повышает шансы достичь цели (то есть выиграть!). И выигрыш в данном случае полезен всем участникам игры. Правила обусловливают равные возможности для всех игроков и гарантируют их безопасность. Кроме того, ознакомление и принятие условий способствуют осознанному участию, а по окончании игры позволяют оценить результат.

Создайте правила игры

Предлагаем следующий алгоритм создания правил игры:

Например, в моей практике есть случай, когда сотруд­ники компании совместно создали 10 заповедей по отно­шению друг к другу, учитывая и поощрения за досрочное выполнение задач, и меры наказания за безответствен­ность. Вдохновите своих сотрудников на создание по-настоящему ценных и важных правил общей игры или пригласите командного коуча.

Инициатор

Люди проявляют свои истинные стратегии в момент игры. В каждом из нас живет маленький ребенок. Пона­блюдайте, как играют дети. Они очень быстро распреде­ляют роли и обнаруживают зоны ответственности.

Среди них всегда есть те, кто проявляет инициативу, те, кто стремится все контролировать и критикует, если что-то идет не так.

Есть те, кто поддерживает и сглаживает все конфлик­ты, и еще есть маленькие аналитики, думающие и анализирующие, как же улучшить условия. Именно они созда­ют атмосферу порядка.

Всему голова

Это и есть 4 основных психологических типа сотрудни­ков, встречающихся в любой компании. Да и сам руково­дитель относится к одному из них.

Инициаторы умеют создавать тесные отношения, быстро ориентируются в часто меняющихся условиях. Любят шумные и даже помпезные мероприятия.

Они избегают подробного анализа и не собирают достаточной информации.

Инициаторы просто генерируют идеи, могут переска­кивать с одной на другую. Загляните в кабинет каждого сотрудника, посмотрите на его рабочее место, обращая внимание на детали. Обстановка в кабинете инициатора обязательно покажет, чем он увлекается и что для него важно.

Такие люди ценят активность, открытость, чувство юмора. Поэтому делайте акцент не на содержание, а на форму своего общения. Именно энтузиазм и фанта­зия инициаторов действуют как движущая сила в проек­тах. Помните, что им важна поддержка и четкий план действий.

Если среди ваших сотрудников есть сентименталь­ные, неорганизованные, шумные, непостоянные и ищу­щие признания люди, то это инициаторы. Поверьте, в них много энтузиазма, заражающего вдохновения, энергии. Дайте им это проявить.

Целенаправленный

Этот сотрудник ценит время, краткость и четкость. Его девиз - правильное выполнение заданий в строго уста­новленный срок. Скорость и частота принятия решений создают впечатление эффективности немедленного реа­гирования в любой ситуации.

Целенаправленные любят брать на себя ответствен­ность, а также негодовать и сопротивляться противодей­ствию, при этом желая управлять всеми сферами. Эти люди стремятся контролировать ситуацию и проявляют инициативу в общении как в команде, так и с каждым человеком в отдельности.

Как правило, они обладают огромной силой воли и выносливостью, готовы соперничать с другими, когда вопрос касается их собственных идей и подходов. В организации работы эти люди способны принять любой вызов и заскучают, если ритм работы покажется им очень медленным.

Они ставят свои интересы выше других и этим вызы­вают в окружающих враждебность.

Целенаправленные люди решительно и энергично стремятся к достижению результата, поэтому другие часто воспринимают их лидерство естественным образом.

Для руководителя важно знать, что этому типу людей важна ответствен­ность за результат и понимание лидер­ства. Просто назначьте их ответствен­ными.

И даже самые заносчивые, самовлю­бленные, черствые и на первый взгляд

бесчувственные люди могут сразу же стать эффектив­ными, рассудительными, умелыми, знающими и органи­зованными.

Эмоционал

Эмоционал делает акцент не на фактах, а на душевной составляющей. Поздравляем, вам гарантирована психо­логически комфортная обстановка и дружный коллектив.

. эмоционал делает акцент не на фактах, а на душевной составляющей. Если ваш подчиненный таков – поздравляем, вам гарантирована психологически комфортная обстановка и дружный коллектив.

Но это еще не гарантирует, что состояние дел компа­нии такое же гармоничное.

Эмоционалы мало интересуются планированием и постановкой целей.

Они нуждаются в структуре и точном описании задач, которое необходимо выполнить. Люди этого типа могут быть более эффективны, если вы дадите им защитить свои идеи.

Они готовы к сотрудничеству, очень чутко реагируют на отношения начальства, мгновенно создают теплые отношения с коллективом.

Эмоционалы могут казаться вам безыдейными, не готовыми занять четкую позицию, слишком уступчи­выми, без мотивации.

Однако именно они создают в коллективе комфорт – близкие, теплые и долгосрочные отношения. Такие работники не соревнуются, не навязывают себя дру­гим, не настаивают на своей точке зрения, поэтому с ними легко.

Аналитик

Аналитики могут выглядеть скучными, утомительными, замкнутыми, некоммуникабельными и нерешительны­ми. А ведь именно они создают атмосферу порядка, организованности и продуманности действий.

Следует знать, что они готовы высказать свою точку зрения только после того, как убедились в наличии достаточных оснований. Они очень боятся ошибиться и уклоняются от этого любой ценой.

Для аналитиков характерно желание собрать как можно больше фактов и мнений перед тем, как присту­пить к действию.

Они продолжают сомневаться и собирают деловую информацию даже, когда решение уже принято, и могут увязнуть в анализе. Они более склонны к понятиям, нежели к чувствам, поэтому в основном находятся в состоянии решения проблем.

В рабочих условиях большинство аналитиков ищут упорядоченный и методичный подход к заданию. Для них создание атмосферы игры очень полезно, они учат­ся быть менее серьезными, расслабляться и получать удовольствие от работы.

Игра в работу

Если вам важно, чтобы в вашей игре сотрудники достига­ли самого лучшего результата, то следует знать ценност­ные ориентации людей, достигших высшего мастерства:

Так что выбор за вами! В современных компаниях возникла просто инновационная потребность - созда­вать новые правила. Правила настоящей и честной игры, нацеленной только на выигрыш.

Читайте также: