Доклад на тему проективные методики

Обновлено: 05.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

5.1. Общие свойства проективных методов исследования личности

Проективные методы - группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, - это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Проекция - (от лат. projectio - выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954).
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

стимульный материал

психодрама морено

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2007. - С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.

ВложениеРазмер
proektivnye_metodiki_v_psihologii_.docx 29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проективные методики в психологии

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют указания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по-преимуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется максимально быстрый ответ на предъявляемое ему слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматриваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий данную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как известно, проекция - один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на кого-либо из окружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидности этого направления.

Существует множество классификаций методик, основанных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы - трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов, не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Неопределенность форм становится становится условием разнообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-первых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предметами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощущения.

3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в определенной последовательности 20 картин, взятых из стандартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, допускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наиболее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразительных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как правило, предъявляются индивидуально. Процедура исследования занимает два дня.

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

В последнем случае процедура исследования начинается с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, понравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуемого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символическим значением (например, зеленый - уверенность, настойчивость, упорство; синий - спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значения, более полно отражающие индивидуальные особенности личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения. ), выбранный вторым цвет характеризует цель стремлений и т. д.);

7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проективные методики в помощь специалистам
Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психическоо развития.


Проективные методики: рисуночные тесты.

Проективные методики: рисуночные тесты.Тест «Несуществующее животное».


Использование проективных методик в работе с дошкольниками

Курсовая работа посвященная Использованию проективных методик в работе с дошкольниками.


Проективная методика "Дом-Дерево-Человек"

Презентация для доклада.

Проективная методика Кактус

(автор – М.А.Панфилова)Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности.

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

5.1. Общие свойства проективных методов исследования личности

Проективные методы - группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, - это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Проекция - (от лат. projectio - выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954).
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

стимульный материал

психодрама морено

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2007. - С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.

Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные, исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности… Читать ещё >

Проективные методики. Проективные методики ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п. ) в той или иной мере премируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя — воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ:

Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения.

Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные, исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения.

Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений.

Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875−1961).

Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

  • 1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.
  • 2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов.
  • 3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.
  • 4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.
  • 5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.
  • 6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.
  • 7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.

проективный графический психогеометрический ассоцианизм.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ЦЕЛЬ: Изучение особенностей интерпретации выполнения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и старшими школьниками (М.З. Друкаревич).

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо выводы о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изображения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформулированы с предельной осторожностью. В этом плане представляется полезным, если студенты сами нарисуют несуществующее животное до ознакомления с основными принципами интерпретации этого рисунка.

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5−15 минут.

Пол — женский Возраст — 17 лет Выполнение работы: (рисунок прилагается) Анализ изображения.

Положение рисунка на листе:

Рисунок расположен ближе к верхнему краю листа, поэтому можно предположить, что испытуемый недоволен своим положением в социуме, ощущает недостаточность признания со стороны окружающих, у него высокая самооценка.

Горизонтальное расположение листа бумаги свидетельствует об умении приспособиться к ситуации, не всегда четком следовании инструкции.

Типовая принадлежность животного:

Соотношение отдельных частей тела.

Основательность опорной части фигуры позволяет сделать предварительный вывод об поверхностности суждений, легкомыслия, импульсивности при принятии решений.

Если судить в целом, то в изображенном животном имеется наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и дополнения рисунка свидетельствуют о повышенной энергичности испытуемого.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях деталей головы:

  • 1. глаза — наличие ресниц связано с возможностью проявлений истероидно-демонстративных черт. Заинтересованность испытуемого в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.
  • 2. размер ушных раковин говорит о заинтересованности в информации, значимости от мнений других людей о себе.
  • 3. рот животного открытый без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникновения недоверия, опасений;

хвост из перьев связан с тенденцией к самопреукрашиванию или демонстративности поведения. Направление хвоста вниз выражает отрицательное отношение к собственным решениям и поступкам, связанное с чувствами недовольства собой, сомнения в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Однотипность и однонаправленность формы ног выражает конформность мнений, их стандартность, банальность.

Характер карандашных линий:

Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности.

Специфика выбранных наименований:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

ЦЕЛЬ: Общее ознакомление с процедурами применения и анализа психогеометрической методики (Сьюзен Деллингер (1989), адаптирована А. А. Алексеевым , Л. А. Громовой (1991));

Теперь, если эту фигуру спрятать, закрыть, какая из оставшихся подходит Вам больше, чем другие? Изобразите ее под номером два.

Наконец, какая фигура Вам нравится в наименьшей степени? Какую из них Вы выбрали бы последней? Нарисуйте ее под номером три.".

Пол — женский Возраст — 17 лет ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БЛАНК.

Проективные методики. Проективные методики.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ :

Основная форма (обычное и постоянное поведение): зигзаг Основной модулятор (скрашивает типичное поведение в свои дополнительные оттенки): треугольник Третья фигура (поведение в определенных ситуациях): квадрат Характеристика типов личностей.

Ярко выражена креативность, стремление к творчеству. Устремлён в будущее. Мечтателен. Одержим своими идеями. Энтузиаст. Часто интеллектуал. Восприимчив ко всему новому, склонен видеть мир постоянно меняющимся.

Нередко пренебрегает в своих рассуждениях деталями. Цифры и факты необходимы ему только как скачок к новой идее. Часто поверхностен. Склонен выстраивать упрощенные картины мира. Вследствие этого подчас ошибается и в людях и в делах. Интересы крайне разбросаны. Недисциплинирован. Предпочитает работать в одиночку. Непрактичен. Отличается безалаберностью в финансовых вопросах.

Отличительной особенностью мышления является умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы. Детального анализа всевозможных вариантов, как предыдущий знак, не производит. Поиск наиболее эффективного решения ограничивается выбором наилучшего из двух-трех перспективных вариантов.

Энергичен. Остроумен. Великолепный оратор. Имеет высокую работоспособность. Общителен.

Часто из-за чрезмерного пристрастия к анализу всех деталей проблемы не оперативен в решениях. Не любит идти на риск. Зато все свои решения выполняет досконально точно. Подчас характерна излишняя педантичность и рациональность. В общении избегает ситуаций, связанных с бурными проявлениями эмоций. Сухость и холодность мешают быстрому установлению личных контактов.

Отношение к спорту:

Отношение к работе:

Поведение в конфликтах:

Причины основных психогеометрических конфликтов:

" / W «: различия в организованности и упорядоченности, по сути, самый дисциплинированный знак сталкивается с наиболее недисциплинированным, самый рациональный с наиболее импульсивным и мечтательным;

" / W «: первый считает своего оппонента разбросанным, поверхностным и несерьезным, второй — авторитарным эгоистом и чрезмерным прагматиком;

Способы эффективного предъявления информации для:

Читайте также: