Доклад на тему проблемное обучение

Обновлено: 01.06.2024

который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.

Общество поставило перед школой задачу: специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их познавательную самостоятельность. Усилия учёных и учителей привели к возникновению современного процесса обучения. Речь идёт об организации проблемного обучения, под которым мы понимаем современный процесс обучения, построенный с учетом принципа проблемности. В чём заключается сущность проблемного обучения?

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но зная, какие противоречия ряда мыслей, фактов лежат друг возле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызвал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, заставляя их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей мысли.

На основе обобщения и анализа результатов теоретических исследований М. Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.

Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа.

Глубокое исследование в области проблемного обучения начались в конце 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались известными психологами, дидактами. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер.

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.

Несомненно, не любой материал, изучаемый на уроке , может служить основой для создания проблемной ситуации. Проблемными как правило являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые , по сравнению с ранее изученным. Бесспорно, что проблемное обучение обязывает рядом достоинств.

Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться. Искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности; развитию творческого мышления.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно – лучше и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление

(проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление.

Проблемное обучение позволяет учащимся быстрее осмысливать сущность изучаемого явления, давать обоснованные ответы.

Научные основы проблемного обучения.

Учёные различают внешние и внутренние свойства процесса познания, сочетания которых обуславливает его поступательное движение, обеспечивающее переход знаний из одного качества в другое. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации- проблема- поиск решения- решение проблемы.

Полный цикл умственных операций ( действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

-возникновение проблемной ситуации,

-осознание сущности затруднения и постановка проблем,

Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснованная гипотеза,

-проверка правильности решения проблемы.

Как же создавать на уроке проблемные ситуации?

Имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Я выделила наиболее характерные типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

-Не могу-( даётся практически не выполнимое задание);

- Несоответствие-( задание с использованием знаний в новой ситуации);

-Конфликт-(ситуация с противоположностью);

-Выбор-(из ряда вариантов выбрать правильное решение);

-Ошибка-(задания с допущенной ошибкой).

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты:

Вариант первый : заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Применить третий вариант : говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, необходимо вывести учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог . Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

Самостоятельный поиск новой информации.

Самостоятельная работа с учебником.

Овладение навыком решения задачи.

Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

Развитие личностных качеств.

Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.

.Матюкин М.И. Организация проблемногообучения в школе. – М;Просвещение,1977г.

Доклад на тему

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Эта технология не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Существует огромное количество определений проблемного обучения, но взяли самые основные.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

· стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

· воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

· знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

· развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;

· усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);

· воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

· развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения

Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач. При проблемном же обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения:

\проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток;

самостоятельная исследовательская деятельность , когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Преимущества проблемного обучения : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения : слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Способы создания проблемной ситуации:

  • использование учебных и жизненных ситуаций;
  • побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
  • ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер;
  • противоречия между научными фактами;
  • новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача→модель поисков решения→ решение.

Проблемный семинар можно провести в форме деловой дидактической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей гипотезы, концепции. Решение серии проблемных задач может быть вынесено на урок систематизации и обобщения знаний или на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через учебно-исследовательскую деятельность, при выполнении которой студент или ученик проходит все этапы формирования исследовательских умений и профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения.

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Список литературы:

1. Ильницкая И А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.

1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.

1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением?
Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Особенности проблемного обучения.

Ученые определили восемь особенностей проблемного обучения.

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Технология проблемного обучения ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ : проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках открытия новых знаний я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.

Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Итак, на уроке проблемного обучения учитель побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу, да и вообще к предмету. Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения.

Итак, учебная проблема существует в двух основных формах:

Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

Приемы создания проблемных ситуаций используются в практике следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

Пути создания проблемных ситуаций на уроке.

Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

Создание проблемной ситуации

Первый путь создания проблемной ситуации.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов по изучению технологии проблемного обучения, можно сделать вывод о том, что главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Результативность в применении данной технологии:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Преимущество этого опыта:

- умение добывать знания;

- делает работу на уроках организации новых знаний интересной для учеников и учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

- носит здоровьесберегающий характер.

- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.

Из опыта работы хочется отметить, что использование на уроках технологии проблемного обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Находясь в поиске решения поставленной задачи, учащиеся сами открывают для себя новое, неизведанное, идя своим путём, пользуясь опытом, личными умениями и навыками. Эти знания прочно и надолго останутся у них в памяти, потому что они были получены самостоятельно, путём анализа и синтеза мыслительных процессов.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения).

Тема: Слова с непроизносимыми согласными.

Слова: котёнок, кнопка, семья, молоко, звёздный, репка, соседка, солнце, дорога, бельё, окрестный, большой, лиса, морковь, друзья, ненастный.

Проверка (фронтальный опрос по цепочке).

Ученик высказывает своё мнение и доказывает правильность выбора, если кто-то не согласен с ним, он поднимает красную сигнальную карточку и аргументирует свои мысли.

Правильный ответ: 1) котёнок, лиса, большой; 2) морковь, молоко, дорога; 3) бельё, семья, друзья; 4)кнопка, репка, соседка.

Все ли слова мы записали?

2. Создание проблемной ситуации.

(Выявление оставшихся слов выполняют в парах)

Что вы заметили? Прочитайте внимательно, какие слова остались.

Куда их можно записать?

Почему слова: ненастный, окрестный, звёздный, вы не записали?

С какой проблемой мы столкнулись?

Интересно ли вам найти выход из этой ситуации?

Задайте вопросы, которые у вас возникли при выполнении этого задания. (Учащиеся высказываются, ведут диалог, определяют проблему)

3. Поиск решения проблемы.

(Ребята работают в командах)

Давайте внимательно прочитаем эти слова вслух.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к ним и записать их.

Ответы детей: ненастный – ненастье; окрестный – окрестить; звёздный – звезда.

Что вы заметили, когда подбирали и записывали однокоренные слова? (обсуждение каждой команды)

Какое открытие вы сделали для себя?

Как можно проверить непроизносимые согласные в корне?

Задание: прочитайте внимательно слова, записанные на доске в два столбика, найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите к ним проверочные слова, покажите стрелками свой выбор.

Сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гигантский — гигант, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.

2)Примеры для создания проблемной ситуации на уроке русского языка и литературы

Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.

- К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.

- Разделите на группы…

- Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)

Формулировка темы, цели.

- У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа

- Легко ли найти владельца книги в этой запутанной конструкции?

Записать несколько глаголов (их дает учитель), образовать от них причастия, используя суффиксы… (это задание на ошибку)

Словарный диктант: понял бы, бережет, жжет, напиши, собери, сыграл бы, прочитай, вернулся, чувствуют, участвовал бы.

- Распределите слова на группы…

- В какой группе глаголы изъявительного наклонения? условного? повелительного?

- Тема, цель (формулируют ученики)

Задания: Какие человеческие качества проявляются у Андрея в плену?

Каким предстает Андрей Соколов в эпизоде побега из плена?

Почему Соколов решает усыновить Ванюшу?

Задания: Прочитайте отрывок из произведения. Какие черты русской души вы увидели в этом отрывке?

Список литературы.

1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение

эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-

4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,

5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –

6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для

учителей. - М.: Просвещение, 1977.

7. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.:

8. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.


Проблемное обучение не является совершенно новым явлением. Им пользовались на протяжении практически всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие творческого мышления учащихся. Технология проблемного обучения наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса.Учёные предлагают разные определения понятия проблемное обучение:

Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с ).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций:

— как новый тип обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер);

— как метод обучения (Л. М. Панчешникова, В. Конь);

— как подход или принцип обучения (Г. А. Понурова, Т. В. Кузнецов);

— как новую дидактическую технологию (Г. Ю. Ксенозова, Н. Г. Савина).

Но общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
• обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
• обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
• значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
• необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Главные психолого-педагогическая цели проблемного обучения:
• развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений,
• усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении,
• воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,
• развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность в работе учащихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование алгоритмизированных дидактических задач.

Классификация методов обучения по степени самостоятельности и творчества учащихся, предложена в 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:

объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным);

метод проблемного изложения;

частично-поисковый или эвристический метод;

Если следовать этой классификации, то идее проблемного обучения более присущи последние три метода.

Исходя из предложенных методов учёным М.И. Махмутовым, разработаны 10 дидактических способов организации процесса проблемного обучения:

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Организация межпредметных связей.

Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций.

Основные понятия проблемного обучения

Проблемная ситуация — это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика, явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности



Учебная проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения;

Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

При планировании уроков учитель должен определить возможности темы и ее отдельных уроков для организации проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода. Их соподчиненность можно представить следующим образом


П роблемный вопрос темы


П роблемный вопрос отдельного урока

Проблемный вопрос смыслового блока урока

В создании различных видов проблемных ситуаций заключена главная трудность для преподавателя: он должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед выбором необходимых знаний из системы новых знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний. Деятельность учителя при проблемном обучении заключается в следующем:

• определение проблем и формулирование проблемных заданий;

• определение способа включения задания в учебный процесс;

• определение вариантов решения проблемы учащимися;

• руководство деятельностью учащихся во время рассмотрения ими проблемы;

• помощь учащимся в анализе условий и выборе планов решения;

• консультирование в процессе решения;

• помощь в нахождении способов самоконтроля;

• общее обсуждение решения проблемы или разбор ошибок.
Вывод:Итак, проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.


-75%

Читайте также: