Финансовая грамотность семьи доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников

по экономическому воспитанию с целью

формирования финансовой грамотности

Елена Александровна Фадеева, старший воспитатель,

высшая квалификационная категория

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.200 г. № 751;

- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка. Современного ребенка с первых лет жизни окружает среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами.

Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье.Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.

В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

По результатам анкетирования родителей воспитанников мы сделали вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.

Так, например, большинство опрошенных нами родителей – 80%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них – 55%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.

Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.

Но у большинства опрошенных родителей - 56%, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому педагогам чрезвычайно важно при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.

Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, безих заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализуется через:

Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:

- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье,

- как формируется семейный бюджет,

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,

- как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

При создании планирования работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:

Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.

Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника

При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы придерживаемся следующих принципов:

1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

- разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе;

- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;

- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;

- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.

3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опытсемей.

4. Принципдоброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

5. Принципдинамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.

Для реализации Программы мы определили планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.

Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников

Осознают необходимость взаимодействия с семьей

Знают психофизические особенности детей

Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье

Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами

Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей

Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов

Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями

Промежуточныймониторинг по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Понятие и необходимость изучения финансовой грамотности.

2. Понятие личного финансового планирования. Активы, пассивы и семейный бюджет.

3. Этапы построения финансового плана.

1. Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход.

Во-первых, финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых, включая структуру, особенности, основные положения и законодательные акты.

Во-вторых, финансовая грамотность подразумевает знание о составе участников финансовых отношений, сопоставление прав и обязанностей как корпоративных, частных участников рынка, так и государственных представителей.

В-третьих, финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.

Основные признаки финансово грамотного населения:

1. Ежемесячный учет личных доходов и расходов;

2. Организация жизнедеятельности исходя из имеющихся средств (без лишних долгов);

3. Планирование финансовых расходов и доходов в перспективе (учет расходов по непредвиденным обстоятельствам и готовность к пенсии);

4. Рациональный выбор в приобретении финансовых продуктов и пользовании финансовыми услугами;

5. Знания и навыки в ориентации в сфере финансовой деятельности.

В международной практике принято представление о финансовой грамотности как о способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.

Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Оно включает недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию.

Финансово грамотные потребители – это важная предпосылка для развития финансового сектора. Финансовая грамотность оказывает существенное влияние на жизнь конкретного человека, так как формирует его способность:

• обеспечить себя и свою семью;

• инвестировать в свое будущее и будущее своих детей; •

развить и реализовать свой творческий потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.

Низкий же уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.

2. Основным методом финансового планирования является личный финансовый план. ЛФП – это финансовый инструмент, помогающий анализировать и оптимизировать денежные потоки, в которых мы находимся на протяжении всей жизни. А это позволяет, в свою очередь, разработать механизм достижения поставленных целей, увидеть всю финансовую картину целиком на несколько лет вперед.

Цели личного финансового плана, могут быть самыми различными:

- инвестиционные. Обычно предполагает постоянное выделение средств, направляемых на инвестирование, конечной целью является получение нового источника дохода с капитала;

- кризисные. Эта разновидность личного финансового плана становится актуальной при резком уменьшении доходов или же увеличении расходов. Например, вследствие заболевания доходы сократились, а расходы выросли. В данном случае личный финансовый план должен помочь оптимизировать расходы и найти новые источники дохода;

- долговое. Этот личный финансовый план предполагает ряд действий, направленных на как можно скорейшую выплату долгов. Обычно проблемы возникают с платежами по кредитам;

- накопительные. Задачей этой программы является банальное накопление денежных средств, необходимых для какой-либо цели. Осуществляется программа посредством оптимизации расходов.

В зависимости от сроков осуществления планов они делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По необходимым действиям планы делятся на чисто финансовые и смешанные. Так, при первой категории от исполнителя не понадобится каких-либо дополнительных действий, вся задача сводится к перераспределению доходов, например, от нецелесообразного потребления к вложениям в ценные бумаги. Во втором случае может понадобиться совершить некоторые действия, например, найти вторую работу или освоить какое-либо умение.

- Четко определить цели

- Найти баланс между настоящим и будущим

- Обеспечить финансовую стабильность.

Активы и пассивы семейного или личного бюджета – важнейшие понятия финансовой грамотности человека.

Активы — это все материальные ценности домохозяйство (включая имущество, интеллектуальную собственность, акции, облигации, пенсионные и накопительные счета), которые имеют рыночную стоимость и могут быть проданы и/или являться источником пассивного дохода.

Пассивы – долговые или иные обязательства, которые предполагают в настоящем и будущем оттоки финансовых средств.

Бюджет доходов и расходов - это расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами.

Текущие доходы семьи состоят из:

● активных доходов, те, которые человек зарабатывает своим трудом

● пассивных, те, которые человек имеет за счет инвестиций

● случайных доходов - подработки, вознаграждения и др.

● социальных трансферов - государственные и корпоративные выплаты.

Баланс активов и пассивов показывает насколько эффективно развивается домохозяйство как экономический субъект, насколько образ жизни (уровень потребления) адекватен реальному располагаемому доходу, насколько грамотно и рационально используются различные финансовые инструменты для достижения финансовых целей.

Активы

Пассивы

Квартира, которая используется для сдачи в аренду. Стоимость аренды за минусом коммунальных расходов 20 000 руб. в месяц.

Квартира, которая используется для жилья, площадью 150 кв. м.

Депозит в банке на 3 года под 7 % годовых с капитализацией процентов. Первоначальный вклад – 100 000 руб.

Автомобиль Hyundai i30 2016 года выпуска.

Металлический счет в золоте на сумму 200 000 руб.

Дача в 40 км от города, которая используется для летнего отдыха семьи.

Валютный вклад в $ США на 1 год под 1,5 % годовых на сумму 3 000 $.

Земельный участок под ИЖС площадью 10 соток в 3 км от города с подведенными коммуникациями.

Банковский кредит на 3 года под 20 % годовых.

2.Этапы построения ЛФП:

Этап 1. Постановка целей

Цели должны иметь:

  • временное ограничение,
  • денежную оценку,

быть конкретными и реальными (место отдыха, количество человек, марка машины, название вуза)

Неправильно сформулированная цель

Правильно сформулированная цель

Сделать ремонт в квартире

Сделать ремонт в квартире через 6 месяцев. Потребуется около 100 000 руб.

Поехать летом на море

Поехать на море всей семьей летом 2019 года в Сочи. Ориентировочные расходы составят 100 000 руб.

Купить новую машину

В мае 2020 года купить новую машину HyundaiCreta. С учетом продажи старой машины доплата составит 500 000 руб.

Накопить на образование ребенка

За 6 лет накопить на образование ребенка в МГУ. 4 года по 300 000 руб. Итого понадобится 1 200 000 руб.

Краткосрочные цели

Среднесрочные цели

Долгосрочные цели

Через 6 месяцев купить ноутбук Asus X756UA за 30 000 руб.

Через год поехать отдыхать в Грецию на 12 дней семьей из 4 человек. Стоимость путевки 2 500 $ + текущие расходы 1 000 $. Итого: 3 500 $.

Через 20 лет выйти на пенсию и иметь пассивный доход в размере 700 $ ежемесячно.

Через 3 месяца обновить телефон. Купить новый Honor 9 стоимостью 20 000 руб.

За 5 лет накопить деньги на 3-комнатную квартиру в своем городе площадью 125 кв. м в сумме 45 000 $.

Этап 2. Финансовый анализ

После постановки целей вы должны провести тщательный анализ своих доходов, расходов.

Читайте также: