Доклад на тему призвание есть становой хребет жизни

Обновлено: 05.05.2024

А человеческую натуру он знал. Его афоризмы иногда кажутся парадоксальными, но тем не менее они отражают истину и могут служить руководством к действию — использоваться в психотерапевтической практике.

Послушай рассказ одного моего пациента.

«Когда я от вас услышал это высказывание, то возмутился, а патом подумал и понял, как глубоко был прав Ницше. Вы хорошо знаете мои мучения и болезни и то, что очень многие люди мне сострадали и даже помогали. Прежде всего это была жена, затем друзья по работе, мои начальники. И только дети мои относились ко мне без должного уважения и понимания. Но как только мне удалось личностно измениться (я стал независимым, а потом появились и реальные жизненные успехи, повышение в должности, увеличение зарплаты, общественное признание), мое хорошее настроение стали сразу сбивать, естественно, неосознанно.

Мой друг, большой знаток своего дела, добровольно рецензировал мою диссертацию. С его мнением я считался, а его рецензии всегда были отрицательными. Я реагировал эмоционально и исправлял в духе его замечаний. Вскоре я заметил, что работа потеряла цельность, а каждая беседа с другом вызывала у меня душевное волнение. А потом я подумал, что в новом варианте диссертация может провалиться. Что тогда делать? Кого обвинять? И я решил взять ответственность на себя. Что будет, то и будет. Провал — так мой, а если успех — так мне его не надо будет ни с кем делить! Я стал все делать, как понимал, и перестал с ним советоваться. То и дело он интересовался моей работой. Я открыто высказал ему свои соображения и обещал дать почитать работу после защиты и утверждения в ВАКе. Не буду описывать все мытарства, которые продолжались почти два года. Но когда все благополучно закончилось, я предложил своему приятелю почитать работу. Он отказался, ссылаясь на занятость.

После защиты у меня началась полоса успеха. Боже мой! Какое противодействие я встретил от тех, кто мне когда-то сострадал и помогал.

Нанял маляров, стал носить белье в прачечную. Купил электрокофемолку, электромясорубку, более мощный пылесос, стиральную машину-автомат. Стиральную машину она отдала дочери и продолжала пользоваться старой, кофемолку, электромясорубку и новый пылесос убрала до лучших времен. Я накупил ей новой одежды, она ее не носила…


В каждом человеке есть то, что ценит он сам, его друзья и его близкие. Замечательно, если он сумеет сохранить здоровье и будет избавлен от физических неудобств и страданий. Прекрасно, если получит хорошее образование, станет человеком культурным, выучит несколько иностранных языков. Великолепно, если он разовьет свои эстетические чувства и с наслаждением будет ходить в филармонию, театр, на художественные выставки. Чудесно, если встретит любовь, создаст хорошую семью.

Но все это при условии, что он обретет настоящее дело своей жизни, выберет свой, одному ему предназначенный жизненный путь.

Иван Петрович живет в небольшом городе, ходит на службу в хозяйственное управление, неплохо зарабатывает, любит жену, воспитывает дочку. И вдруг бросает спокойную работу и поступает воспитателем в детский дом. Почему? Он и сам не может четко назвать причины. Ах, да, может быть, та деревня в Афганистане, где он воевал когда-то, дети, оставшиеся без родителей, грязные, голодные, вшивые… Он дал девочке галету и увидел радость в ее глазах… Может быть… А еще, может быть, рассказы бабушки о ее сиротском детстве в гражданскую войну. Или телесюжеты о голодных детях в семьях, где родители месяцами не получают зарплату…

А Сергей Захарович, повар из кафе-столовой? Уже лет десять готовит вкуснейшие – и притом недорогие – блюда. В свободное время пишет маслом картины, расписывает народными узорами доски…

Или старый поэт из Орла. Десятки лет служил бухгалтером в троллейбусном парке и писал неплохие стихи, которые нравились друзьям и коллегам…

Совсем не обязательно писать стихи и рисовать картины, чтобы определиться в своем жизненном пути. Большинство людей, жизнь которых удалась, честно, добросовестно трудились и трудятся слесарями и шоферами, управленцами и врачами, предпринимателями и учителями, актерами и офицерами, продавцами и милиционерами.

Пора вспомнить забытые понятия, широко употреблявшиеся в прошлом. Они отражали обычаи, привычки, устои прежней жизни. Новые порядки, утвердившиеся в России в 20–30-е гг., отрицали многое из того, на чем держалась народная нравственность: вера, традиции, ритуалы. Вместе с ними ушли в небытие прекрасные слова: милосердие, добросердечие, покаяние, всепрощение. Из народной психологии постепенно исчезло убеждение в том, что следует трудиться усердно, истово, добросовестно, по-божески, не за страх, а за совесть, чтобы не стыдно было перед своими предками и детьми. Наверное, пришло время вернуться к вековым понятиям и нормам жизни, которые стояли за ними.

ЖИЗНЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ. Мы живем в сложную эпоху. Новые тенденции в экономике, утверждение частного предпринимательства, признание частной собственности условием хозяйственного роста – эти перемены весьма значительны. Наше сознание не успевает за ними. Нам трудно привыкнуть к тому, что еще вчера было запрещено.

Как же найти свое призвание? Как выбрать жизненный путь?

Первое условие – научитесь серьезно относиться к своей жизни – как к миссии, говорили в старину. Не пускайте ее на самотек. Контролируйте свои потребности, желания, намерения.

Второе условие – не ленитесь учиться, приобретите вкус к учению. Ведь учатся не только в школе (здесь лишь закладываются основы последующих профессиональных знаний и умений). В вузе отличным студентом оказывается тот, кто научился учиться в школе, приобрел умения самостоятельного учебного труда. Он почти наверняка станет замечательным специалистом. Новичок превратится в классного токаря и фрезеровщика, если сумеет взять от наставника все, чему тот в состоянии научить. Спортсмен вырастет в мастера, если будет прилежным учеником своего тренера. Балерина не добьется успеха, пропуская мимо ушей советы опытного педагога.

Третье условие – вырабатывайте в себе уважение к труду и людям труда. Осознайте тесную связь между трудом и человеческим достоинством. Труд делает человека нужным другим людям, формирует в нем чувство человеческого достоинства.

Четвертое. Учитесь любить людей. Тогда труд станет для вас служением, приносящим пользу и вашим близким, и тем, с кем вы даже никогда не встретитесь.


Вопросы к параграфу

2. Что такое служение?

3. Что такое призвание?

4. Как обрести свое призвание?


Калейдоскоп мнений

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни (Л. Н. Толстой).

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком (К. Маркс).

Мы чувствуем свое призвание только тогда, когда уже раз ошибемся в нем (Л. Н. Толстой).

Когда уже очень далеко уйдешь по жизненному пути, то замечаешь, что попал не на ту дорогу (П. Буаст, философ).

Нет возврата на жизненном пути. Ломкий мост времени, по которому мы проходим, погружается в вечность с каждым нашим шагом (Дж. К. Джером, писатель).

Человек не рожден для того, чтобы быть счастливым, а для того, чтобы быть человеком, за собственный риск и страх… Надо, стало быть, вступать в жизнь, как идут в бой, храбро, не задаваясь вопросом, как и когда вернешься (Е. Берсье, проповедник).

В чем бы ни состоял труд, это все равно: он сам по себе служит благословением, когда человек жаждет деятельности (Марк Твен, писатель).

Призвание есть становой хребет жизни (Ф. Ницше).


Задания для самостоятельной работы

2. Выберите определение, с которым вы согласны. Свой выбор объясните.

• то, что мы в состоянии определить сами;

• результат влияния окружающих;

• случайность, зависящая от пустяка.


Это полезно знать

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай (А. П. Чехов).

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество (Ш. Монтескье).

Плод любви – служение. Плод служения – мир (мать Тереза).


Словарь урока

Мать Тереза (Агнес Гонджа Боянджиу) (1910–1998) – основательница Ордена милосердия, организовала в различных странах приюты, больницы, школы для бедных. В 1979 г. была удостоена Нобелевской премии мира.

Ницше, Фридрих (1844–1900) – немецкий философ.

Истовый – в высшей степени усердный.

Миссия – ответственное поручение, задание, роль.

Обычай – общепринятый, традиционный порядок, правило поведения, воспроизводящееся, сохраняющееся в обществе в целом или в отдельных группах.

Ритуал – совокупность обрядов и обрядовых действий, соответствующих религиозному, гражданскому, дипломатическому и иному акту (крещение, вручение верительных грамот послами и т. д.).

Культура - это чувство меры.- ОН ЖЕ

Культура есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей.- ОН ЖЕ

Культура - это сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания, всё то, способствует возвышению человека и гуманизации общества.- ОН ЖЕ

Цивилизация, в подлинном смысле слова, состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.- М. Ганди(1869-1948)

Культура есть утверждение добра…. во всей его действенности.-




- Н. Рерих(1874-1947)

–Вс. Мейерхольд(1874-1940)

Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу. - Альб. Швейцер(1875-1965)

Бог не как личность, ответственная за сотворённый мир (полный зла и несовершенств, а следовательно, и не могущий быть сотворённым совершенным существом), а как безличный, всеобъемлющий и невыразимый космический принцип - такое определение божественного начала, достойное научно - философского, а не религиозно - мифического мировоззрения…- Е.М. Рерих(1879-1955)

Детям дают играть сочинения Моцарта из-за малого количества нот, взрослые же боятся его играть из-за великой значимости нот.-

-Арт. Шнабель(1882-1951)

Ничто так не формирует вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь.-

Только образованный хочет учиться. Невежда предпочитает учить.-

Люди хуже, чем они хотят казаться и лучше, чем они кажутся.-

-Миль Кроткий(1892-1963)

У меня есть цитата на любой случай - это лучший способ мыслить оригинально. - Дороти Сейерз(1893-1957)

Невежество – знать не больше, чем знают другие. –Жан Ростан(1894-1977)

Обладание острым умом власти приравнивают к ношению холодного оружия. - Дуткин (1902-1972)

Задача урока. Уметь объяснять понятия: жизненный путь, призвание, служение.

В каждом человеке есть то, что ценит он сам, его друзья и его близкие. Замечательно, если он сумеет сохранить здоровье и будет избавлен от физических недугов и страданий. Прекрасно, если получит хорошее образование, станет культурным человеком, выучит несколько иностранных языков. Великолепно, если он разовьёт свои эстетические чувства и с наслаждением будет ходить в консерваторию, театр, на художественные выставки. Чудесно, если встретит любовь, создаст хорошую семью.

Но всё это при условии, что он обретёт настоящее дело своей жизни, выберет свой, одному ему предназначенный жизненный путь.

Иван Петрович живёт в небольшом городе, ходит на службу в хозяйственное управление, неплохо зарабатывает, любит жену, воспитывает дочку. И вдруг бросает спокойную работу и поступает воспитателем в детский дом. Почему? Он и сам не может чётко назвать причины. Ах, да, может быть, та деревня в Афганистане, где он воевал когда-то, дети, оставшиеся без родителей, грязные, голодные, вшивые… Он дал девочке галету и увидел радость в её глазах… Может быть… А ещё, может быть, рассказы бабушки о её сиротском детстве в Гражданскую войну. Или телесюжеты о голодных детях в семьях, где родители пропивают всю зарплату…

А Сергей Захарович, повар из ресторана? Он готовит вкуснейшие блюда, а в свободное время пишет картины, расписывает узорами доски в народном стиле…

Или старый поэт из Орла. Десятки лет он служил бухгалтером в троллейбусном парке и писал неплохие стихи, которые нравились друзьям и коллегам…

Совсем не обязательно писать стихи и рисовать картины, чтобы определиться в своём жизненном пути. Большинство людей, жизнь которых удалась, честно, добросовестно трудились и трудятся слесарями и шофёрами, менеджерами и врачами, предпринимателями и учителями, актёрами и офицерами, продавцами и полицейскими.

Пора вспомнить забытые понятия, широко употреблявшиеся в прошлом. Они отражали обычаи, привычки, устои прежней жизни. Новые советские порядки, утвердившиеся в России в 1920–1930-е гг., отрицали многое из того, на чём держалась народная нравственность: вера, традиции, ритуалы. Вместе с ними ушли в небытие прекрасные слова: милосердие, добросердечие, покаяние, всепрощение. Из народной психологии постепенно исчезло убеждение в том, что следует трудиться усердно, истово, добросовестно, по-божески, не за страх, а за совесть, чтобы не стыдно было перед своими предками и детьми. Наверное, пришло время вернуться к вековым понятиям и нормам жизни, которые стояли за ними.

Жизненное призвание. Мы живём в сложную эпоху. Глобализация экономики, мировой финансовый кризис, развитие частного предпринимательства, бурный рост частной собственности. Наше сознание порой не успевает за переменами. Нам трудно привыкнуть к тому, что ещё вчера было запрещено.

Как же найти своё призвание? Как выбрать жизненный путь? Надо постараться выполнить несколько условий.

Первое. Научитесь серьёзно относиться к своей жизни – как к миссии, говорили в старину. Не пускайте её на самотёк. Контролируйте свои потребности, желания, намерения.

Второе. Не ленитесь учиться, приобретите вкус к учению. Ведь учатся не только в школе (здесь лишь закладываются основы последующих профессиональных знаний и умений). В вузе отличным студентом оказывается тот, кто научился учиться в школе, приобрёл умения и навыки самостоятельной учебной деятельности. Он почти наверняка станет замечательным специалистом. Новичок превратится в классного токаря и фрезеровщика, если сумеет взять от наставника всё, чему тот в состоянии его научить. Спортсмен вырастет в мастера, если будет прилежным учеником своего тренера. Балерина не добьётся успеха, не слушая советов опытного педагога.

Третье. Вырабатывайте в себе уважение к труду и людям труда. Осознайте тесную связь между трудом и человеческим достоинством. Труд делает человека нужным другим людям, формирует в нём чувство человеческого достоинства.

Четвёртое. Учитесь любить людей. Тогда труд станет для вас служением, приносящим пользу и вашим близким, и тем, с кем вы даже никогда не встретитесь.

Вопросы и задания к параграфу

3. Что такое призвание? Расскажите о людях, нашедших своё призвание.

4. Как обрести своё призвание?

5. Как вы думаете, какое призвание у вас. Поделитесь своими планами.

Обсудите на уроке

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни (Л. Н. Толстой).

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком (К. Маркс).

Мы чувствуем своё призвание только тогда, когда уже раз ошибёмся в нём (Л. Н. Толстой).

Когда уже очень далеко уйдёшь по жизненному пути, то замечаешь, что попал не на ту дорогу (П. Буаст, философ).

Нет возврата на жизненном пути. Ломкий мост времени, по которому мы проходим, погружается в вечность с каждым нашим шагом (Дж. К. Джером, английский писатель).

Человек не рождён для того, чтобы быть счастливым, а для того, чтобы быть человеком, за собственный риск и страх… Надо, стало быть, вступать в жизнь, как идут в бой, храбро, не задаваясь вопросом, как и когда вернёшься (Е. Берсье, проповедник).

В чём бы ни состоял труд, это всё равно: он сам по себе служит благословением, когда человек жаждет деятельности (Марк Твен, американский писатель).

Призвание есть становой хребет жизни (Ф. Ницше, немецкий философ).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай (А. П. Чехов).

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество (Ш. Монтескьё).

Плод любви – служение. Плод служения – мир (мать Тереза).

Задания для самостоятельной работы

2. Выберите определение, с которым вы согласны. Свой выбор объясните.

• судьба;

• то, что мы в состоянии определить сами;

• результат влияния окружающих;

• случайность, зависящая от пустяка.

Работа с текстом

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Несомненное условие счастья есть труд (Л. Н. Толстой).

2. Возможен ли труд с удовольствием?

3. Праздность – мать всех пороков.

Словарь урока

Истовый – в высшей степени усердный.

Миссия – ответственное поручение, задание, роль; образ жизни (деятельности), стремление к цели, основанные на ценностях и убеждениях.

Обычай – общепринятый, традиционный порядок, правило поведения, воспроизводящееся, сохраняющееся в обществе в целом или в отдельных группах.

Ритуал – совокупность обрядов и обрядовых действий, соответствующих религиозному, гражданскому, дипломатическому и иному акту (крещение, вручение верительных грамот послами и т. д.).

Глава II. Человек в обществе

§ 8. Взаимосвязь природы и общества

Задача урока. Уметь объяснять понятия: единство мира, общество, природа, экологические преступления, экологическое право, экология.

История о Робинзоне Крузо. Обратимся к рассказу о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове. Напомним, учёные считают, что произошедшее с ним помогает лучше понять сложные вопросы развития общества и общественных отношений.

Обратим внимание на предысторию его приключений. Робинзон вёл обычный для человека его времени образ жизни: воспитывался в семье, учился, получил профессию, работал. Говоря иначе, он жил в обществе, был человеком общественным. Потом случилось кораблекрушение, он оказался на оторванном от цивилизации острове. Он остался один на один с природой: океан, джунгли, насекомые, дикие звери – вот что теперь окружало его. Лишённый связей с людьми, с обществом, он, казалось бы, должен был слиться с природой, утратить свою общественную сущность, стать неотъемлемой частицей природного мира.

Но этого, как вы помните, не случилось. Робинзон постарался окружить себя предметами и вещами, к которым он привык, живя в обществе. Он построил удобное жилище, проложил тропинки в густых зарослях, готовил пищу, умело использовал содержимое выброшенного на берег сундука.

Вывод ясен: Робинзон Крузо не утратил своей общественной сущности, хотя и жил вне общества, в природном мире. В этой истории есть и другой важный момент: она наглядно показывает, что природа и общество взаимосвязаны, находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Природа – это весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений, это в самом широком смысле слова вся Вселенная. (Напомним: как биологическое существо, человек является частью природы; как существо социальное, способное мыслить, познавать, говорить, он выделяется из неё.)

Сказанное даёт представление только об одной стороне взаимосвязи природы и общества. Мы должны помнить, что в действительности природа и общество взаимодействуют намного сложнее, противоречивее. Отметим такой факт. Едва возникнув, общество стало оказывать воздействие на природу, приспосабливая её к потребностям человека. Со временем вторжение общества в природный мир достигло гигантских масштабов. Природа, состояние которой постепенно ухудшалось, отвечала на эти процессы по-своему: показатели жизни общества, например, состояние здоровья больших масс людей и среды обитания, качество жизни и многие другие снижались.

Природа и общество, таким образом, оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют свои специфические особенности, своё своеобразие. В этой тесной взаимосвязи природы и общества состоит основа единства мира.

Что такое экология? Вопросам экологии современное общество уделяет самое пристальное внимание. Экология – это наука, изучающая воздействие человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества; это также меры по защите окружающей среды, природоохранная деятельность человека.

Конечно, основной вред природе наносят промышленные предприятия, атомные электростанции, испытания новейших видов вооружения. Это приводит к необратимым изменениям в природе, в климате и всех земных процессах, чему мы являемся свидетелями. Но и повседневная жизнедеятельность людей вносит свою лепту в ухудшение окружающей среды. Впрочем, каждый из нас может активно способствовать её сохранению и совершенствованию. Сегодня нельзя ограничиваться лозунгами, призывающими не мусорить, не ломать, не разводить в лесу костры. На первое место выходит сознательная деятельность человека. Природе нужна помощь.

Конкретные действия не так уж затруднительны. Вспомните, например, сколько деревьев вы посадили в своей жизни. Мало? Не беда, впереди достаточно времени, чтобы вырастить свой сад. А мусор? Нет ничего зазорного в том, чтобы поднять брошенный кем-то полиэтиленовый пакет или бутылку и выбросить их в ближайшую урну. Не нужно стесняться обращений в органы природоохраны, полиции и прокуратуры, если вы столкнулись с фактами губительного, варварского отношения к природным богатствам.

Охрана природы в России законодательно закреплена в экологическом праве. Оно регулирует защиту природоохранных объектов и окружающей среды, использование природных ресурсов. В состав экологического права входят нормы административного, гражданского, земельного, уголовного и других отраслей права.

Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена серьёзная ответственность за такие экологические преступления, как: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, порча земли, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов и др.

Вопросы и задания к параграфу

1. Какое отношение история Робинзона Крузо имеет к вопросу о взаимодействии общества и природы?

3. Что такое общество?

4. В чём заключается единство мира? Какова его основа?

5. Что такое экология? Чем занимается эта наука?

6. Какие экологические преступления предусмотрены Уголовным кодексом РФ? Приведите примеры.

7*. Чем каждый из нас может помочь природе? Что вы сделали для того, чтобы сохранить природу своего родного края?

Обсудите на уроке

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей (Ф. Бэкон, философ, государственный деятель).

Мы живём среди природы, мы друзья её. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдаёт. Мы постоянно оказываем на неё действие, однако не имеем над ней никакой власти (И. В. Гёте).

Подобно живым организмам, общества переживают кризисы, моменты безумия, революции, изменения форм своей жизни; они рождаются, растут, умирают, переходят от здоровья к болезни, а от болезни – к здоровью, наконец, как и все существа человеческого рода, они имеют детство, юность, зрелый возраст, дряхлость и смерть (П. А. Гольбах, французский философ).

Природа наделяет гением, общество – умом, занятия – вкусом (Л. Бональд, политический деятель).

Природу надобно представлять себе, по аналогии с человеком, ищущей и заблуждающейся, доброй и злой, – борющейся и становящейся выше себя (Ф. Ницше).

Природа никогда не ошибается: если она порождает дурака, значит, она этого хочет (И. Шоу, писатель).

Каждое общество существует на известном цементе социальной лжи, называть ли её условностью, приличием или лицемерием (Г. П. Федотов, философ, историк).

Задания для самостоятельной работы

1. Какая из двух точек зрения кажется вам справедливой? Почему? Поясните свой ответ.

3. Соотнесите, кому – художнику-романтику (А), учёному-математику (Б), нигилисту-прагматику (В) – могли бы принадлежать эти слова?

1) Природа не храм, а мастерская.

2) Природой можно только любоваться, как произведением искусства.

3) Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.

Работа с текстом

Если мы рассмотрим взаимоотношения человека с природой, то убедимся, что связывающие их обязательства не были ни добровольны, ни взаимны. Воля человека не играет никакой роли при его рождении. Обычно он вынужден умереть вопреки своему желанию, а все его поступки являются необходимыми следствиями неизвестных причин, определяющих его волю. В руках природы человек то же самое, что шпага в его собственной руке: если бы последняя выпала из его рук, то было бы странным обвинять её в том, что она нарушила принятые на себя обязательства или выказала неблагодарность по отношению к её владельцу (А. Шопенгауэр).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Найдётся ли у человечества достаточно мудрости и выдержки, чтобы ограничить свои потребности в нефти, угле, газе, древесине?

2. Творения природы и творения искусства – что совершеннее?

Словарь урока

Уголовный кодекс РФ – федеральный систематизированный законодательный акт, определяющий общественно опасные деяния (преступления) и устанавливающий наказания за их совершение.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: