Доклад на тему патриотическое воспитание

Обновлено: 05.07.2024

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому моей задачей, как воспитателя является:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах;

- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

В.В.Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Трёхлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

4. Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину  значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

Белинский В.Г

Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников.

Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ.

Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.

Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.

Наша школа ведет активное сотрудничество с родителями – проводятся совместные праздники, родительские лектории, анкетирование и тестирование родителей, привлекаются родители для участия в спортивной жизни школы, к работе по благоустройству школы и школьной территории, создан родительский комитет, который участвует во всех значимых делах как образовательного, так и воспитательного характера.

Проходит митинг и концерт, посвященный Дню Победы. В рамках поисково-краеведческого направления в школе создан музей, в котором часть экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах Защитников Родины, хранятся памятные вещи. В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству.

Традиционным стало проведение ежегодно в феврале месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества, который призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях: по настольному теннису, минифутболу, волейболу.

Кроме общешкольных мероприятий, классными руководителями проводится работа по данному направлению в соответствии с возрастом учащихся. Для этого используются самые разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа, утренник, познавательная игра, литературная игра-беседа, устный журнал, экскурсии к монументу Славы, что способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.

Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Понятие и аспекты патриотизма

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

-чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

-уважительное отношение к языку своего народа;

-заботу об интересах Родины;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

-проявление гражданских чувств;

-гордость за своё Отечество, за символы государства;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

-гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Целью формирования патриотизма в современной школе является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, республиканские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

Можно выделить следующие направления деятельности:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей села, района, республики в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Можно также рекомендовать:

1. Проведение памятных дней:

-День вывода войск из Афганистана;

-День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

-легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

-смотр строя и песни;

4. Проведение спортивных секций;

-встречи с тружениками тыла; поисковая деятельность о ветеранах войны;

-торжественные линейки, посвященные памятным датам истории;

-общешкольный митинг, посвященный Дню Победы;

7.Тимуровская помощь: организация помощи семьям ветеранов, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;

8. Проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

9. Изучение родного края:

-экскурсии в музеи;

-экскурсии по родному краю;

-изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;

-благоустройство территории школы;

-уход за памятником.

10. Организация конкурсов:

-конкурс патриотической песни;

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В результате правильно организованного патриотического воспитания ожидается:

-повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-формирование гражданской грамотности учащихся;

-внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;

-возрождение духовных ценностей школьников;

-улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и дополнительных моральных и материальных затрат. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты


Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

развитие любви к своему отечеству;

готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;

гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;

стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;

Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Цель — воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью. Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание. В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность. Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны. Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево. Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.

Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий. Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества. Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить. Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной. В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека. Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.

Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.

Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.

Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.

Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.

Гуманный подход к личности ребенка.

Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.

Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.

Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии. Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.


-75%

Читайте также: