Доклад на тему патриотическое воспитание суворовцев

Обновлено: 04.07.2024

Коваленко Л.В.,

Военно-патриотическое воспитание суворовцев

на примере жизни и творчества поэта-воина Федора Глинки.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Литература как учебный предмет занимает значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота. Напомним некоторые основные подходы, которыми следует руководствоваться в преподавании этого курса.

Так, важная часть процесса обучения и воспитания принадлежит мотивации. Очень важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: литература поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. Овладев общими подходами к произведению как к художественному тексту, умениями анализировать текст, грамотный читатель сможет осознать, что именно ему нужно для самосозидания, самосовершенствования. В методике преподавания литературы продуктивным является деятельностный подход, который реализуется через педагогические технологии:

1) проектную; 2) информационную.

Все виды работ обучающихся на уроке литературы направлены на личностное освоение художественного текста, на постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике, а также на изучение биографического материала в связи с краеведческим компонентом.

В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Представлен опыт по формированию военно -патриотических и гражданских качеств воспитанников на примере жизни и творчества нашего земляка Федора Николаевича Глинки. Материал можно использовать в качестве сценария внеклассного мероприятия, в котором отражена жизненная и творческая позиция поэта-воина Ф.Глинки.

Процесс воспитания патриотических чувств у обучающихся в Тверском суворовском военном училище строится как привнесение патриотического контекста в совокупность ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Ряд основных идей, составляющих содержание уроков литературы и внеклассных мероприятий, направленных на реализацию военно-патриотического воспитания суворовцев:


  • идея самоотверженного служения Родине (военное учебное заведение носит имя А.В. Суворова, великого русского полководца, государственного деятеля, в наибольшей степени выражающего национальный характер, это личность, которая сыграла выдающуюся роль в истории);

  • идея преемственности традиций прослеживается в элементах символики военного учебного заведения;

  • идея региональности важна как фактор принадлежности к истории Тверского края;

  • идея литературного краеведения способствует развитию эстетической культуры, сохранению исторической памяти и гражданскому становлению личности.

В 2012 году исполняется 200 лет со дня знаменитой битвы на Бородинском поле. Значение ее для русской истории трудно переоценить.

Тверское ополчение.


Трое наших земляков увековечены в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, посвященной героям Отечественной войны 1812 года и последовавшим заграничным походам русской армии: А.Н. Сеславин, Н.М. Свечин, З.Д. Олсуфьев.

Герои-земляки.

Александр Никитич Сеславин (1780-1858) родился в д. Есемово Ржевского уезда (ныне Ржевского района). Проявил храбрость в боях под Островно и Смоленском, отличился в Бородинском сражении. Но наибольшую известность он получил, будучи одним из организаторов и командиров партизанских отрядов, действовавших в тылу противника. Его отряду совместно с партизанскими отрядами Д. В. Давыдова, А.С. Фигнера и В.В. Орлова-Денисова удалось окружить и пленить две тысячи французов. После битвы под Лейпцигом Сеславин был произведен в генерал-майоры. По окончании войны Сеславин, покрытый ранами, долго лечился за границей. В конце жизни, считая свои военные заслуги недостаточно вознаграждёнными, он удалился в свое имение, где и умер в одиночестве.



Похоронен А.Н. Сеславин на крутом берегу при впадении реки Сишки в Волгу. Памятник на могиле героя сохранился до наших дней.

Портрет Н. М Свечина. Военная галерея Зимнего Дворца. Мастерская Джорджа Доу.

И сегодня в Дубровке сохранился значительный архитектурный комплекс, состоящий их здания усадьбы, церкви Спаса Нерукотворного образа, валунного моста, погреба-пирамиды. Что касается церкви Спаса Нерукотворного образа, то она построена в 1813 году, сразу после изгнания французов из России. Автором проектов усадьбы и Спасской церкви считается наш выдающийся земляк-архитектор Н.А. Львов. Награды: орден Святой Анны 2-й ст.; Св. Владимира 3-й ст.; Св. Георгия 4-й ст.; Кульмский крест, орден Святой Анны 1-й ст.



Портрет З.Д. Олсуфьева. Военная галерея Зимнего Дворца. Мастерская Джорджа Доу

В 1820 году получил назначение присутствовать в Сенате, но в следующем 1821 потерял речь в результате паралича и лишился возможности заниматься государственной деятельностью. В 1831 году уволен формально в отставку с пенсией. Умер 20 марта 1835 года на 62 году от рождения.



Федор Николаевич Глинка (1786 – 1880)

Еще накануне Отечественной войны 1812 года в 1810-11 годах он совершил путешествие по Смоленской, Тверской и Московской губерниям и посетил Ржев, Зубцов, Старицу. Многие описания, составленные знаменитым литератором почти 200 лет назад, интересны и сегодня. А в 1830 году Глинка переезжает в Тверь на постоянное место жительства в связи с женитьбой на дальней родственнице фельдмаршала М.И. Кутузова Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой.

19-летний Федор Глинка как адъютант легендарного генерала М.А. Милорадовича участвовал в знаменитом Аустерлицком сражении. Два события на всю жизнь отложились в сознании молодого человека в бытность его в кадетском корпусе и сразу же по окончании его и во многом определили его дальнейшую судьбу. Первым был, как писал сам Глинка в своих воспоминаниях, данный им обет говорить всегда только правду при любых условиях, любых обстоятельствах, обет, который Федор Николаевич держал до последних дней своей жизни. Вторым событием была встреча его, уже прапорщика, с генералом графом Михаилом Андреевичем Милорадовичем, учеником Суворова, одним из самых одаренных военачальников того времени. Обратив внимание на Глинку во время одного из строевых смотров, генерал вскоре взял его в личные адъютанты. В составе Апшеронского полка Федор Глинка принимает участие в войне 1805-1807 годов с Наполеоном. Первые бои, первые встречи с "летающей повсюду смертью", "которая попирала стонами все величие мирское". 24 октября 1805 года в битве при Браунау, находясь на передовой, Глинка чуть не погиб, а вскоре, 29 октября, участвовал в бою в составе Апшеронского полка, прорвавшего передовую оборону и "доставшего победу концом своего штыка". В штыковой бой ходил он и при Аустерлице.

ДОМ ФЁДОРА ГЛИНКИ.

Двухэтажный дом Глинки до сих пор стоит в Твери на улице Желябова. На нём гранитная мемориальная доска.




Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме формирования гражданина, патриота своей Родины, решение которой напрямую связывают с перспективами развития того или иного государства.

Большую роль в формирования гражданина и патриота играет и воспитательная деятельность, организуемая классными руководителями (воспитателями) ипедагогами-организаторами: это и посещение суворовцами музея истории училища, встреч с ветеранами, участие в параде, участие суворовцев в ряде мероприятий, проводимых в довузовских образовательных организациях; экскурсии, походы, диспуты, круглые столы, общественно-полезные практики, конкурсы, соревнования, акции, культурно-досуговые мероприятия и др.

Опыт показывает, что организация и проведение внеурочной деятельности посредством разнообразных форм позволяет успешно решать задачи становления социальной компетентности суворовцев, в частности, обеспечивать их потребности с позиции гражданина-патриота.

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев дает обучающимся возможность пройти через новый жизненный контекст, получить новые социальные знания и умения.

Воспитание гражданина-патриота — один из ключей к тому, чему хотят учиться сами дети, сделавшие выбор получения образования в Казанском суворовском военном училище.

На современном этапе развития общества, да и в условиях Казанского СВУ гражданско-патриотическое воспитание суворовцев одна из актуальных задач училища.

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством:

‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии;

‒ организации проектной деятельности;

‒ занятий внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного и общеинтеллектуального направлений в 5–6-х классах;

1. Предметная неделя отдельной дисциплины истории, обществознания игеографии.

Гражданско-патриотическому воспитанию суворовцев способствует и предметная неделя ОД истории, обществознания и географии.

Предметная неделя ОД истории, обществознания и географии в училище проводится методически грамотно на высоком уровне и вызывает большой интерес у суворовцев, преподавателей других дисциплин и родителей.

В течение недели представляется серия разнообразных форм работы с целью активизации умственной деятельности, развития интереса к более глубокому изучению истории, воспитания чувства патриотизма.

2. Дополнительное образование.

Содержание курса дисциплины представлено в программах в виде четырех тематических блоков обеспечивающих формирование компетенций в области основ военной подготовки.

Тематика данной программы направлена на достижение следующих целей:

‒ непрерывное воспитание у суворовцев в ходе занятий и в повседневной деятельности верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению повседневных обязанностей;

‒ развитие личностных духовных, волевых и физических качеств, обеспечивающих адекватное реагирование на динамичную, быстро меняющуюся окружающую обстановку;

‒ освоение знаний основных понятий общевоинских Уставов, наставлений и руководств, используемых в повседневной жизни;

‒ овладение умениями в четком и молодцеватом выполнении строевых приемов, несения службы в суточном наряде, выполнении огневых задач на электронных тренажерах, из пневматической винтовки, в выполнении нормативов по предметам обучения.

Все занятия обеспечены необходимым количеством наглядных пособий, учебным вооружением и другим военно-техническим имуществом.

Каждое занятие проводится образцово и поучительно, в ходе занятий суворовцы перенимают опыт в организации подготовки и проведения занятий.

3. Организация проектной деятельности.

Организация проектной деятельности в училище способствует формированию суворовца — гражданина-патриота. Большую роль в этом играет отдел воспитательной работы; отдельная дисциплина истории, обществознания и географии и отдельная дисциплина русского языка и литературы.

4. Летняя практика.

Основной задачей летней практики является воспитание патриотических чувств:

‒ через военно-патриотическую деятельность воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью;

‒ формировать патриотические чувства и сознание;

‒ воспитывать личность гражданина — патриота Родины;

‒ привлекать ветеранов к работе с суворовцами;

‒ формировать такие качества, как самообладание, выдержка, умение защитить себя и других.

Основные формы работы: сюжетно-ролевая игра, организация и проведение КТД, круглый стол, экскурсии, смотр песни и строя, выставки; презентации, видеоролики; волонтерское движение, выпуск тематических газет и др.

5. Внеурочная деятельность врамках духовно-нравственного направления в 5–6-ых классах.

Одной из задачвнеурочной деятельности является воспитание гражданственности, любви к Родине, социализации и дальнейшей военно-профессиональной ориентации обучающихся в свободное от учёбы время.

План по организации внеурочной деятельности в 5–6-ых классах сформирован в соответствии с направлениями развития личности, обозначенных в ФГОС.

Цель программ духовно-нравственного направления— создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания; формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности; осмысление роли великих деятелей в судьбе России.

В настоящее время уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Анализ событий и реалий современной жизни подтверждает значение коллективной исторической памяти. Через осмысление истории происходит освоение новых ценностных ориентиров, преодолеваются кризисы исторической памяти.

Воспитание гражданина-патриота — значит формирование человека, которому присуще любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у обучающихся нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений.

Цель и задачи программы: приобщение обучающихся к истории Малой Родины. Создание условий для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности; воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине; изучение истории и культуры России и РТ.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание суворовцев, военная подготовка, дополнительное образование, духовно-нравственное направление, летняя практика, отдельная дисциплина истории, проектная деятельность, Казанское суворовское военное училище, Малая Родина.

Автор: Шевченко Елена Владимировна, воспитатель 2 учебного курса
Обоснование выбора методической темы:
Данная работа посвящена проблемам формирования патриотического сознания суворовцев, как одной из основных нравственных ценностей будущих защитников Отечества.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится одним из главных ресурсов консолидации общества, важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.

Цель методической разработки: обобщить опыт работы довузовских военных учреждений по патриотическому воспитанию, выделить формы и методы патриотического воспитания и проанализировать состояние патриотического воспитания в училище.

Практическая значимость: методическая помощь воспитателям в вопросах гражданско-патриотического воспитания, в определении уровня развития и проявления патриотизма суворовцев.
Оглавление
1. Введение. Роль и место патриотического воспитания в современном обществе. Правовая основа и нормативные источники патриотического воспитания
2. Сущность, определение и направления развития патриотизма в военных суворовских училищах и кадетских корпусах
3. Формы и методы патриотического воспитания. Героико-патриотическое воспитание суворовцев
4. Анализ состояния патриотического воспитания в МсСВУ
Заключение
5. Приложение 1. Уровни определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания
6. Приложение 2. Уровни развития и проявления патриотизма личности
7. Список литературы

Целью патриотического воспитания в суворовских училищах и кадетских корпусах является формирование и развитие у воспитанников основных качеств и свойств, которые позволят им в будущем успешно выполнять социально значимые функции защиты Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию его национальных интересов.
Цель патриотического воспитания определяет две основные задачи.
Первая задача - формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства.

Вторая задача – целенаправленная подготовка будущих защитников Отечества, способных обеспечить безопасность и могущество России.
Цель и задачи, в свою очередь, определяют содержание и характер патриотического воспитания в военном училище.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МсСВУ
Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. К сожалению, в нашем училище анализ воспитательной работы до сих пор строился только на количественных показателях, т.е. анализировались:
- количество мероприятий;
- масштаб мероприятий;
- процент участия суворовцев в этих мероприятиях;
- арсенал использования форм, методов и средств и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимая в МсСВУ работа по патриотическому воспитанию суворовцев соответствует целям и задачам, поставленным перед педагогическим коллективом. Вместе с тем имеются несомненные резервы как в части планирования указанной деятельности, форм и методов ее реализации, так и в части анализа процесса и результатов данной работы. Определение конкретных результатов должно стать нормой, важнейшим принципом патриотического воспитания независимо от того, кто, где, когда и с кем его осуществляет. При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы по патриотическому воспитанию как ее исполнителями (самоконтроль и самооценка), так и руководителями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уровни определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания
Высокий уровень - Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.
Средний уровень - Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.
Низкий уровень - Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

Презентация -

Презентация - Исследовательская работа на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев" Объект: процесс в воспитания в суворовском училище Предмет: гражданско-патриотическое воспитание в учебной и внеучебной работе училища. Цель: Разработать и апробировать модель системы гражданско-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности суворовца. Задачи: 1. Изучить современные подходы и имеющийся опыт кадетских образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию. 2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовые, кадровые, организационные и методические условия для обеспечения успешной социализации суворовцев. 3. Разработать модель системы гражданско-патриотического воспитания в суворовском училище 4. Внедрить формы, методы и психологические механизмы, в процессе гражданско-патриотического воспитания.

Составила: Гавриловчук Елена Алексеевна, преподаватель спецкурса

Составила: Гавриловчук Елена Алексеевна, преподаватель спецкурса

Гражданско- патриотическое воспитание суворовцев

Объект: процесс в воспитания в суворовском училище

Объект: процесс в воспитания в суворовском училище

Объект: процесс в воспитания в суворовском училище

Предмет: гражданско-патриотическое воспитание в учебной и внеучебной работе училища.

Цель: Разработать и апробировать модель системы гражданско-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности суворовца

Цель: Разработать и апробировать модель системы гражданско-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности суворовца


Цель: Разработать и апробировать модель системы гражданско-патриотического воспитания, направленную на успешную социализацию личности суворовца.

Задачи: 1. Изучить современные подходы и имеющийся опыт кадетских образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи: 1. Изучить современные подходы и имеющийся опыт кадетских образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:
1. Изучить современные подходы и имеющийся опыт кадетских образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовые, кадровые, организационные и методические условия для обеспечения успешной социализации суворовцев.
3. Разработать модель системы гражданско-патриотического воспитания в суворовском училище
4. Внедрить формы, методы и психологические механизмы, в процессе гражданско-патриотического воспитания.

Совершенствовать способы развития профессиональной компетентности педагогического персонала

Совершенствовать способы развития профессиональной компетентности педагогического персонала

5. Совершенствовать способы развития профессиональной компетентности педагогического персонала.
6. Проводить мониторинг социализации суворовцев на основе выявленных критериев эффективности гражданско-патриотического воспитания.
7. Систематизировать и интерпретировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза: 1. Реализация модели системы гражданско-патриотического воспитания будет способствовать обеспечению успешной социализации личности суворовца 2

Гипотеза: 1. Реализация модели системы гражданско-патриотического воспитания будет способствовать обеспечению успешной социализации личности суворовца 2

Гипотеза:
1. Реализация модели системы гражданско-патриотического воспитания будет способствовать обеспечению успешной социализации личности суворовца
2. Содержательно-целевой компонент системы гражданско-патриотического воспитания базируется на интеграции образовательных основных, образовательных дополнительных и воспитательных программ;
3. Созданы условия для осознанного профессионального самоопределения суворовцев в соответствии с их способностями, склонностями, для формирования способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
4. Внедряются современные образовательные и информационные технологии, формы, методы и психологические механизмы, развивающие креативное мышление кадетов, их способности к самообучению и саморазвитию;

Совершенствуется уклад жизни училища с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации…

Совершенствуется уклад жизни училища с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации…

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологическая основа исследования
Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного исследования являются:
теория инновационной деятельности (В.Я. Ляудис, В.И. Загвязинский, Н.Р. Юсуфбекова, И.О. Котлярова, К. Ангеловски, Т.Г. Новикова, М.М. Поташник, Л.В. Шмелькова, Д.А. Бурункин, Л.Г. Бобкова, Н.А. Криволапова, В.С. Гончаров и др.);
концепция развития кадетского образования (В.Гурковский, Е.И. Казакова, В.В. Кирсанов, Н.Н. Католин, Н.В. Наместникова и др.);
теория патриотического воспитания (А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиев, В.А. Караковский, Ю.В. Лазарев, В.А. Сухомлинский, Н.Н. Ушакова, Н.В .Ипполитова и др.);

Методы исследования Эмпирические методы : изучение литературы по теме исследования; анализ школьной, учительской и ученической документации; педагогическое наблюдение; социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование; анкетирование; тестирование; ранжирование;…

Методы исследования Эмпирические методы : изучение литературы по теме исследования; анализ школьной, учительской и ученической документации; педагогическое наблюдение; социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование; анкетирование; тестирование; ранжирование;…

Методы исследования
Эмпирические методы: изучение литературы по теме исследования; анализ школьной, учительской и ученической документации; педагогическое наблюдение; социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование; анкетирование; тестирование; ранжирование; изучение и обобщение опыта;
Теоретические методы: мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация); прогнозирование, проектирование, моделирование; построение мыслительного эксперимента; анализ понятийно-терминологической системы.


ОБРАЗ ПОЛКОВОДЦА А. В. СУВОРОВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние десятилетия многие привычные традиции воспитания в нашей стране испытали кризис доверия со стороны педагогов, школьников, родителей. Это коснулось и военно-учебных заведений, которые были и остаются кузницами кадров для армии, МВД, ФСБ, да и для негосударственных структур безопасности. Но воспитательная доктрина

Сегодняшняя молодежь мало знает своих героев, патриотов, святых, великих людей России, но хорошо знают героев западных боевиков и вымышленных персонажей.

Одной из причин является утрата чувства патриотизма, героизма, гордости за свою Родину, народ и историю великой страны. Это угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях важнейшей и актуальной на сегодняшний день государственной задачей становится патриотическое воспитание.

Особую значимость данная проблема имеет для будущих офицеров, по долгу службы призванных служить Родине. Без необходимого уровня подготовки курсантов невозможно воспитать достойных сынов Отечества.

Хорошо известно, что Суворов вырастил себя сам, с помощью постоянного труда, физических тренировок, закаливания, неустанного самовоспитания и самообразования, это огромный и напряженный труд в течение всей жизни, труд освященный Верой и облагороженный любовью к Отечеству. Великий русский полководец, генералиссимус А.В. Суворов родился в семье генерала-аншефа В.И. Суворова сенатора, человека образованного, автора первого русского военного словаря. Многим наукам отец учил сына самолично: и иностранным языкам, и военным дисциплинам. И всё-таки А. В. Суворов остался в истории великим самоучкой — самовоспитание было в его судьбе куда важнее системного образования, важнее родительских наставлений.

Суворов участвовал в разных войнах, где показывал свои навыки ведения боя, солдаты смотрели на него и меняли свое отношение к службе, стремились быть такими как он.

Суворов вошел в военную историю как гениальный полководец. Он не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве противника. Великий полководец добился высшего звания генералиссимус всех российских войск. Это звание было наградой ему за итальянский и швейцарский походы. Генералиссимус А.В. Суворов стал одним из основоположников русского военного искусства, создав собственную военную школу и прогрессивной системой обучения и воспитания войск. Он решительно отбросил принципы кордонной стратегии и линейной тактики, разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые намного опередили его эпоху.

Память о Суворове помогала Родине и после смерти генералиссимуса, например в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне советского народа 1941-45… Этот мужественный гений, находивший кратчайшие пути к победе в самых экстремальных ситуациях, как никто другой, помогает офицерам в исполнении их долга. Все это благодаря тому, что образ Суворова, запечатленный в народной памяти, сочетает военную доблесть и православное смирение, гордость победами и умение учиться, страсть к служению Родине и к образованию. Для Суворова — бесстрашного солдата — никогда не были второстепенными вопросы морали и нравственности. Он воплощал традиционную православную этику. Суворов был отцом и братом для каждого из своих солдат и остаётся отцом Отечества в наши дни.

Не случайно и появление суворовских училищ, созданных по образцу кадетских корпусов старой России, но с более явным акцентом на суворовское наследие (до революции имя Суворова носил один из кадетских корпусов — Варшавский). На сегодняшний день в данных училищах созданы музеи, учебные военные библиотеки, а также залы воинской славы, которые охватывают историю кадетского и суворовского движений с 1873 г. по настоящее время. Это целиком и полностью направлено на воспитание чувства патриотизма, которому нельзя научить - это воспитательный процесс, а также готовности к защите Отечества; формирование и развитие чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности; стремление к овладению профессией офицера и привитие любви к военной службе.

Как правило, после окончания Суворовских училищ кадеты, связывают свою дальнейшую судьбу с вооруженными силами РФ.

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Но живой образ А.В. Суворова особенно дорог нам: он учит побеждать, не унывая, учит терпению и самоуважению. Ещё не раз он поможет нам советом и личным примером, когда другие помощники бессильны. Таково уж суворовское воспитание.

2. Овчиникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. № 1. – С. 93-102.

Читайте также: